Из опыта работы по проектной деятельности с детьми
проект по окружающему миру

Мальцева Наталья Ивановна

Проекты в детском саду - это наилучшая форма работы с детьми в познавательно - исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pro_proekty_gr_7.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по организации проектной деятельности

с детьми дошкольного возраста

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 31»

Мальцева Н.И.

Метод проектов активно используется воспитателями современного детского сада. Особенно укрепились позиции этого метода с введением ФГОС ДО.

Вместе с тем, проект, в котором ребенок был бы действительно активным деятелем – редкость. На наш взгляд, одна из основных причин кроется в нас –педагогах. Гораздо легче организовать работу, состоящую из занятий, бесед, игр с передачей детям готовой информации,  использованием прямых указаний о последовательности действий, чем сделать так, чтоб дети сами смогли  увидеть проблему и  найти способы ее решения

Кроме того, мы знаем, что проект во многом базируется на   познавательной, исследовательской деятельности, в которой ребёнок учится устанавливать причинно- следственные связи. То есть, один из основных компонентов проекта – логическое мышление, а  оно начинает активно развиваться у детей после пяти лет.

Мы используем метод проектов, как форму работы, наиболее способствующую детской инициативы и самостоятельности, на протяжении последних трех лет. Прежде всего, мы ознакомились с методикой проведения проектов, прослушали вебинары, консультации, ознакомились с паспортами и протоколами проектов, проведенных воспитателями, имеющими достаточный опыт в этом вопросе.

-    Первым нашим проектом стал «Создаем игровую среду вместе» (мебель своими руками).

К проведению этого проекта подвела реальная проблема. Перейдя из младшей группы в среднюю,  мы увидели, что у нас мало  мебели для кукол, нет  газовой плиты, отдела парикмахера и т.д.  

Дети спрашивали, куда положить вещи для кукол?  На чём готовить еду? Куда уложить кукол спать?

Мы в свою очередь осторожно спрашивали детей, как быть, надеясь получить конкретные предложения.  Были разные предложения: купить, нарисовать, принести из дома.

Потихоньку подвели детей к идее  изготовить недостающие предметы самим из картона.

Вместе с  детьми мы стали  думать, фантазировать, обсуждать, во  чтобы они хотели играть.  Дети говорили, хорошо бы нам сделать машину, корабль, кровать,уголок для парикмахерской  и т.д. Этими мыслями  дети делились своими с родителями. В свою очередь, мы в беседах с родителями  предлагали им поддержать детей, проявить заинтересованность, активность. Родителям было предложено подумать, какой маркер они хотели бы сделать, исходя из наблюдений за своим ребенком. То есть, мы направляли родителей, но  - что делать, как и из чего – исходило от родителей и детей. На определенный день был запланирован совместный вечер изготовления  маркеров.

Мы сами не ожидали, насколько активны и инициативны будут наши родители и дети. Во-первых, нас удивило то, что родители пришли с готовыми задумками и большим количеством материалов и инструментов. Во-вторых, мы увидели, что некоторые семьи пришли в полном составе, даже с бабушками, старшими детьми.

В третьих, мы обнаружили, что родители и дети самостоятельно объединились в небольшие группы для того, чтобы реализовать задуманное.

Это была работа,  которая сплотила детей и взрослых на большое общее  дело.

Результатом проекта стала совершенно преобразовавшаяся среда группы: буквально за один вечер у нас появились: корабль, парикмахерская, газовая плита,

шкаф для одежды кукол, улица Силкина  (микрорайон), спальня для кукол, игровые зоны «Север, «Пустыня» и др.

Дети остались очень довольны новыми игрушками, играми, вспоминали, кто что делал и берегли эти маркеры.

Данный проект позволил подвести детей и родителей к пониманию того, что они не гости, а хозяева нашей группы, что они могут не только вносить свои предложения, но и быть создателями и преобразователями нашей группы.

Этот проект был практико – ориентированный,  творческий.

Очень интересно на наш взгляд прошел  проект  «Осенняя ярмарка» ( это уже

в старшей гр.)   Он был такого же направления – творческий, практико – ориентированный.

    В конце августа – начале сентября мы узнали, что в детском саду  будет проходить традиционная  «Осенняя ярмарка».

Как обычно организуется участие группы в этом мероприятии? – в информационном уголке вывешивается объявление, воспитатели просят родителей принести что-нибудь на продажу и помочь одного-двух родителей в ходе самого мероприятия.

Мы пошли по другому пути.

Сначала мы спросили детей, знают ли они, что такое ярмарка?

Задав этот вопрос родителям, дети узнали много нового. Но еще больше мы узнали, посмотрев  презентацию о фольклорных праздниках.

Далее мы задумались, как мы можем подготовиться к предстоящей ярмарке.

Мы обсудили самые разные идеи и выбрали самые лучшие:

-   подобрать одежду -  русские сарафаны, рубашки.

-   сделать (слепить, раскрасить) баранки, бублики, печенье- из глины или пластилина

-   сделать конфеты из коробочек от киндер –сюрпризов

-  найти и выучить  стихи, заклички;

-   выбрать коробейников, сделать и украсить для них  короба.

Многие родители, и даже бабушки прониклись  идеей предстоящего события и  предложили свою помощь.

Родители были активными: принесли на ярмарку  игрушки, книги, овощи, фрукты, сладости и  др.

     Ярмарка проходила оживлённо и задорно. Наша группа на ярмарке очень выделялась  - дети зазывали покупателей, весело предлагали товары,  сделанные своими руками. Коробейники, не стесняясь, подходили к другим детям, взрослым. На всех были народные костюмы. Родители Анюты П. придумали свою игру – забаву «Накорми барашка»    Сказочный     персонаж  «Сова»    зазывала  всех покупателей к себе.

Чему способствовал данный проект? Мы решили множество образовательных задач:

- дети познакомились с народными традициями;

- их словарь пополнился новыми понятиями и словами: ярмарка, коробейник, зазывала;

- дети разучили много новых стихов и закличек;

- в ходе проекта решались задачи изобразительной деятельности (рисовали  в народных росписях яркие  петушки на палочке, посуду, баранки – из картона;  лепили печенье из солёного теста, бублики, баранки,  конфеты; клеили  из киндер-

сюрпризов конфеты);

- участие в ярмарке способствовало развитию коммуникативной деятельности детей. Это ведь не так просто – зазывать покупателей, расхваливать товар

-дети приобрели опыт публичных выступлений

-проект способствовал сплочению детско-родительского коллектива

Мы сделали все возможное, чтоб участие в ярмарке способствовало развитию в детях творчества,  инициативности, самостоятельности,

Понимание детьми своей позиции как хозяев группы, понимание ими своего права создавать среду своими руками  позволило нам легко подойти  к проекту « Украсим елочку» Мы не будем останавливаться на этом проекте надолго. Скажем только, что елочка в нашей группе по инициативе детей была украшена только самодельными игрушками.

Эти же игрушки мы использовали в досуге «Спортивный Новый Год», где одно из заданий предполагало украшение елки.

Новая форма организации образовательного процесса сегодня  - образовательное событие.  Мы расскажем о нашем мероприятии, которое мы сами осмеливаемся отнести к  этой форме.

      В расписание нашей деятельности со старшей группы включено посещение Игротеки.  Придя туда, мы с детьми  обнаружили множество  познавательных интеллектуальных игр. Все они в ярких коробках,  наверное занимательные и интересные, но правил  почти всех этих игр никто из нас не знал. Перед нами встала реальная проблема. Игры есть. Играть хочется, а  КАК ?– никто не знает. Постепенно мы подвели детей к такому решению:  каждая семья возьмёт по 1 игре, разберётся в ней, неделю поиграет,  и затем мы друг друга научим  играть. Дети не догадывались, конечно, что здесь мы использовали способ ИРРАДИИРУЮЩЕГО обучения. Заключается он в том, что ребенок приобретает какие-либо знания и умения и затем распространяет их вокруг. Таким образом каждый ребенок получает возможность побыть в роли ОБУЧАЮЩЕГО. Это очень важно. Особенно для детей стеснительных и неуверенных. Но,  конечно, ведущей оставалась задача освоения новых игр.

        На мероприятие пришли почти все  семьи

        Мы придумали игровой сюжет – Знайка приглашает Незнайку поиграть.  Актёрами были дети. ( Аня Г. и её брат Артём)

        Мы думали, что будет непонятно, шумно, но всё прошло отлично.

Взрослые и дети играли друг с другом, помогали, общались, даже разбирались со сложными уровнями игры. Никто никого не побуждал, не понукал. Дети свободно перемещались по Игротеке, по своей инициативе включались в игры и выходили из них.

        Чему способствовало данное образовательное событие?

- мы научились играть в разные интеллектуальные игры;

- наши дети имели возможность проявить себя знатоками какой-либо игры, что очень способствовало повышению их самооценки и оценки в глазах других ребят

- мероприятие способствовало повышению авторитета детского сада в глазах родителей. Они увидели,  в какие сложные интересные игры мы играем с детьми

- решались задачи познавательного, социально-коммуникативного, речевого развития детей.

Все вышеперечисленное позволяет нам назвать  проведенное мероприятие  образовательным событием

В течение двух лет наши дети посещали кружок «Волшебные шашки».  Мы узнали много интересного  о происхождении шашек, как ими играли,  как устраивали шашечные турниры.  Мы тоже решили с детьми провести праздничный турнир по шашкам. Подготовку к этому мероприятию мы решили провести в виде проекта.

У детей было много разных идей по подготовке к турниру.

Из всех предложенных вариантов мы выбрали следующие:

- придумать оформление зала

- подобрать одежду и элементы костюмов по теме события;

- выучить стихи;

- придумать движения  для гимна шашистов.

           С украшением зала подсказал наш Тимур К., он в предыдущем году участвовал в турнире среди садов города и занял 14 место среди 25 участников.

Там зал был  просто украшен шарами. Для нашего варианта Тимур  предложил украсить зал черными и белыми шарами

С костюмами вопрос решился быстро. Мы решили быть в черно-белом варианте –как шашечная доска. В качестве дополнения к костюмам дети предложили сделать короны, как у Королевы Шашек. Каждый сам себе сделал корону.

Гимн шашистов нашла Н.И., а вот движения придумывали вместе

Подготовка к турниру, организованная таким образом, способствовала реализации деятельностного подхода,  позволила осуществить поддержку инициативы и самостоятельности детей.

И напоследок нам очень хотелось бы поделиться опытом реализации проекта, нацеленного на формирование у детей нравственных качеств: понимания, сострадания к другим детям, людям; желания и умения проявлять  помощь, заботу.

В подготовительной группе был проведён нормативный проект «Снежинка». Этот проект был нам просто необходим. В группе много детей, претендующих на роль лидера. Часты конфликты, слезы, обиды, несправедливые обвинения.

   Проект мы задумали и провели вместе с педагогом – психологом Некрасовой Юлией Викторовной. Обследования, проведенные ею, показали, что 47% детей группы проявляют неконструктивное поведение.  

Данный проект состоял как бы из двух частей: предварительной, содержащей мероприятия, задуманные и проведенные нами – педагогами и основной части, содержащей совместную с детьми постановку проблемы, поиск путей и непосредственно ее  решение.

Первая часть состояла  в основном из чтения и обсуждения литературных произведений нравственного содержания/

В качестве мотивации поиска и совершения добрых дел мы использовали игровую ситуацию. Дети обнаружили грустную снежинку, заболевшую  от детских криков и ссор.

Несмотря на то, что нашим детям по 6-7 лет, они приняли условную ситуацию и вместе со взрослыми  приступили к исследованию сложных вопросов: «что такое доброта?», «где она живет?»

Дети брали интервью у родителей, сотрудников. По результатам опросов выпустили альбом «Что такое доброта»

Дети стали наблюдать за окружающими, замечать добрые поступки  в своей семье, в магазине, в транспорте, на улице, в детском саду. Оформили альбом «Добрые дела».

Чтобы вылечить снежинку, стали записывать добрые и вежливые слова на большом рулоне обоев.

Совместно с педагогом-психологом мы организовали игру-путешествие «Дорогою добра». Это мероприятие содержало множество интересных игр, заданий и упражнений нравственного плана.

Вместе мы придумали, какие добрые дела нам под силу. Наши дети помогали малышам убирать игрушки, одеваться, читали им сказку перед сном, показали спектакль «Теремок», играли с ними.

В итоге снежинка конечно «выздоровела».

Мы реально увидели, что наша работа приносит свои плоды. В группе стало меньше конфликтов, дети стали искать пути выхода из них, не доходя до ссор. В их лексиконе  стало гораздо больше вежливых слов и выражений. Дети со смехом вспоминают, как раньше они ссорились из-за пустяков

Таким образом, мы, как практики, можем утверждать, что проектная деятельность, несмотря на свою сложность, действительно  эффективная и результативная форма работы. Наши дети достаточно самостоятельны, инициативны, креативны.. В этом году наши дети уходят в школу. Мы думаем, что все эти качества пригодятся им  и в школе и в дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: Элементарная исследовательская деятельность с детьми раннего возраста

   Ребёнок раннего возраста сам по себе является «исследователем». И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к экспериментированию. Моя задача – не пресекать э...

Сообщение из опыта работы "Осуществление проектной деятельности в детском саду"

В ДОУ «Колокольчик» создана единая система работы по внедрению проектной деятельности в воспитательно – образовательный процесс – образовательная деятельность + индивидуальная работа + детское экспери...

Выступление из опыта работы "Технология проектной деятельности как основа программы летнего отдыха дошкольников"

В свете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуален вопрос создания системы работы по внедрению в  образовательный процесс ДОО метода прое...

Из опыта работы "Использование проектной деятельности в работе с дошкольниками как универсальное средство познавательного развития"

В связи с введением в действие ФГОС  возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образ...

Научная работа по проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в современном образовании

Работа состоит из теоретической и практической частей, где первая часть раскрывает задачи, цель, приёмы, методы проектной деятельности; вторая часть является исследованием в области проектирования с д...

Обобщение опыта работы «Технология проектной деятельности (Н.Вераксы).

Изучив технологию Вераксы Н.Е. «Руководство проектной деятельностью вдетском саду». Я, в работе с детьми, выбрала технологию проектнойдеятельности.В ходе проектной деятельности расширяются...

План работы по проектной деятельности С детьми и родителями старшей группы Б «Мечтатели» На 2022-2023 год

Цель проектной деятельности: Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, создавать условия для исследовательской активности детей.Задачи  проектной  деятельности:Развивать мысл...