« Необычные жители Донского края».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шуклина Екатерина Александровна

Тема: « Необычные жители Донского края».

Цели:

1.Познакомить детей с необычными жителями Донского края - змеями . Дать представление о неразрывной связи человека с природой.

2.Раскрыть необоснованность преследования людьми этих жителей Донского края.
3.Воспитывать у детей гуманные чувства к незаслуженно преследуемым людьми змеям . Расширять представления детей о правилах поведения в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neobychnye_zhiteli_donskogo_kraya_-zanyatie.docx939.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Необычные жители Донского края».

Цели:

1.Познакомить детей с необычными жителями Донского края - змеями . Дать представление о неразрывной связи человека с природой.

2.Раскрыть необоснованность преследования людьми этих жителей Донского края.
3.Воспитывать у детей гуманные чувства к незаслуженно преследуемым людьми змеям . Расширять представления детей о правилах поведения в природе.

Оборудование:  Иллюстрации с изображением змей.

Ход образовательной деятельности :

1. Организационный момент.
-Быстро строим мы кружок, становись и ты, дружок.

 Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

  ( Дети присаживаются на стульчики.)

2.Сообщение темы занятия..

-Ребята, сегодня я предлагаю  вам отправится в путешествие по родному краю и продолжить знакомство с удивительным  миром природы и  с его обитателями.

В природе не существует ничего вредного и ненужного. Люди всегда любили деревья, травы, цветы. А вот возьмем, к примеру, животный мир. Все ли животные любимы человеком? К сожалению нет. Многих обитателей нашей местности люди бояться и считают вредными и ненужными. Сегодня мы с вами познакомимся с такими нелюбимыми  человеком обитателями донского края. С какими именно, попробуйте отгадать.

Нет ни рук, ни ног у зверя,
И не нужно, не потеря -
Она легко в траве скользит,
А приблизишься – шипит. (Ответы детей)

- Что в загадке подсказало вам правильный ответ? (Ответы детей)

3. Познавательная деятельность.

.-Люди издавна не любят и боятся змей. Люди придумали много сказок, в которых змеи не всегда хорошие животные. Некоторые, увидев змею, хватают палку и гонятся за ней, чтобы убить. Но змея никогда не нападает на человека первая, она сама его боится.

Давайте попробуем представить, что чувствует змея, когда ее тревожат. Представьте, что вы – змеи. Выползайте на травку-ковер. Лежите вы в высокой траве, вас не видно. Вы греетесь на солнышке, наслаждаетесь пением птиц. Вот свернулись, вот выгнулись. А теперь сон разморил вас. И вдруг на вас идет огромный великан. Он кричит, он топает ногами. Вот-вот наступит на вас и раздавит. Страшно вам стало? И змее страшно, потому и шипит она, предупреждает: «Я здесь, осторожно, ближе не подходи, а то укушу.»                                                                                                        Конечно, змея  будет защищаться. Но перед броском она зашипит – первое предупреждение, затем изогнется – второе предупреждение, и только после этого бросится на обидчика. Но если человек ведет себя осторожно, змея первая услышит шелест травы под его ногами и уползет поскорее в укромное местечко. Умный человек при встрече со змеей скорее в сторонку отойдет и будет топать и кричать, а сама змея с большим удовольствие спрячется в укромное местечко, чем будет атаковать неприятеля.

В Ростовской области  известны  несколько видов змей, среди них есть и ядовитые. Эти змеи встречаются чаще всего в степи, в балках и на меловых обнажениях. Давайте познакомимся с самыми распространенными из них.

1.Уж обыкновенный не ядовит и безобиден. Живет на всей территории области и в больших количествах. Бывает разных расцветок. Часто пристанищем ему служат норы, выкопанные кротами, мышами и другими, иногда же он и сам роет себе норы в мягкой земле и навозе. Живет уж также и по берегам степных  рек, придерживаясь обрывистых берегов рек и камышовых зарослей. С наступлением весны уж первый из змей появляется после спячки (примерно с половины марта), но в воду входит обычно не раньше конца апреля. С наступлением осенних заморозков, под конец сентября или октября, он уходит глубоко в землю и там впадает в зимнюю спячку.

Питается обыкновенный уж лягушками, но поедает также ящериц, мелкую рыбу и крупных жуков. Иногда он питается также жабами и мелкой птицей. Маленькие ужата появляются из яйц, которые уж кладет  на сухие листья или навоз или на мягкую и рыхлую землю, но всегда в местах, доступных действию солнечных лучей. Никакой дальнейшей заботы о яйцах и детенышах уж не проявляет, и молодые ужата сейчас по вылуплении из яйца расползаются в разные стороны и начинают самостоятельно добывать себе корм.

https://big-rostov.ru/wp-content/uploads/2018/04/8ad6efc.jpg

2.Уж водяной не ядовит. Большую часть времени проводит в воде, питаясь мелкими позвоночными и рыбой. Его часто убивают, принимая за гадюку.

https://imgprx.livejournal.net/410b93e1babf16e157192138e7a6f09189c45c31/r9TTvK4AmzL2Th3DKXGRwc9Sbe13RnUOEwlGwo8r0ccg1t8IewE5NVaYy6Vcy_DYF6jjMy8zokeZejF5UXHH0N-X7CtodOgzsRjTodDKeBagdqMBMOTD6055xXZEFt1990g_mt1LbTk11ww9hM-sDA

3.Полоз желтобрюхий не ядовит. Одна из самых крупных  змей . Охотится на все, что сможет заглотнуть: сусликов, мышей, крыс, разного рода птиц, детенышей млекопитающих. Мелкую добычу заглатывает живьём, более крупную предварительно убивает, прижимая к земле. Полоз желтобрюхий известен своим крайне агрессивным характером. Обычно он сворачивается в клубок и совершает бросок на 2 метра, стремясь попасть в лицо человека. Укус его весьма болезнен, но серьезных последствий не влечет, желтобрюхий полоз не ядовит. В настоящее время его численность в Ростовской области сокращается из-за активной хозяйственной деятельности человека, включен в список уязвимых видов фауны Дона

https://imgprx.livejournal.net/2c39810d9cf6700e4c6466af53523185d82fe81e/r9TTvK4AmzL2Th3DKXGRwc9Sbe13RnUOEwlGwo8r0ccg1t8IewE5NVaYy6Vcy_DYF6jjMy8zokeZejF5UXHH0JGrVBDJbMSitrpcDOkFHRBasIlwGS8g50dvUEzxlLMTQU_0WhQYBsPi_8yHfSknJw

4. Полоз узорчатый не ядовит.

Внесен в Красную книгу России. Характеризуется множеством расцветок и изменчивостью окраски. Обитает преимущественно во влажных пойменных лесах. Великолепно лазает и быстро передвигается по веткам деревьев, где любит охотиться за птицами, птенцами и птичьими яйцами. В качестве укрытий использует пустоты под корнями, дупла и трещины почвы. Отличается от желтобрюхого полоза спокойным и мирным нравом, всеми способами стараясь избежать встречи с людьми.https://imgprx.livejournal.net/dfd67a356ed9a1b6cdfb07b52f88bbcdc822cccf/r9TTvK4AmzL2Th3DKXGRwWOEG88USULZA89uVzaIW4LB5nXmIR_PzWGYFZi9VIInZo92otcK4LaZ5s1wQmxHaldiDLExUmNdRwOE23AiIdwOtDtcz81BJuOWFECuq-rSX7pZwrsE1qtjpBDeUHGQ1A

5. Полоз четырехполосый не ядовит. Внесен в Красную книгу области. Его можно встретить на опушках и окраинах островных лесов, в речных поймах, на поросших кустарником каменистых склонах, садах и виноградниках. В качестве убежищ выбирает каменистые расщелины, глубокие трещины в почве и норы грызунов, а также дупла деревьев. Питается птицами и мелкими млекопитающими.

 https://imgprx.livejournal.net/6231cabc4e9e70e1572eaee37aafbd12c1397e20/r9TTvK4AmzL2Th3DKXGRwWOEG88USULZA89uVzaIW4LB5nXmIR_PzWGYFZi9VIInZo92otcK4LaZ5s1wQmxHakSye_BuOthWlnUFoevG57UdTGhFtZ6J-6tbAUQNkE4ZpEywR88eK3g4RZ5lYvyY_DM8NCJS9YmqOJX0yvpmqeo

6.Медянка ядовита условно - яд действует только на мелких животных. Распространена на территории практически всех природных зон донского края , но несмотря на это численность змей сильно сократилась из-за сокращения природных мест обитания (обработка земли человеком, пашня .)Змея очень пуглива, предпочитает жить вдали от человеческих жилищ. Питается преимущественно ящерицами, молодыми змеями, насекомыми. Для убийства жертвы использует ядовитые зубы, находящиеся в глубине пасти. Опасности для человека не представляет.

https://imgprx.livejournal.net/175a5f235056682f45fe0e9bfc4282b253c4f648/r9TTvK4AmzL2Th3DKXGRwc9Sbe13RnUOEwlGwo8r0ccg1t8IewE5NVaYy6Vcy_DYF6jjMy8zokeZejF5UXHH0FST-zMBVFMBRK2sIy6sNHcroS6V2E5lelh8Wv2-6d70Ev2NtyIR-OR4zkbSgnSaBQ


7.
Гадюка степная ядовита, обитатель равнинных степей и лесостепей, ее можно встретить на всей территории области.
Несмотря на это, численность степных гадюк сокращается. Раньше степная гадюка использовалась для получения яда, но в связи с резким сокращением численности этот промысел прекращен. Во многих районах области в связи с распашкой земель она практически исчезла или сохранилась лишь на небольшой территории. Считается видом ,находящийся под угрозой исчезновения.
При встрече с человеком степная гадюка стремится уползти и выбрасывает голову в сторону врага, только когда путь к отступлению отрезан.
https://imgprx.livejournal.net/a758b64a968cfae71565c61980548f6c226bb6c1/r9TTvK4AmzL2Th3DKXGRwc9Sbe13RnUOEwlGwo8r0ccg1t8IewE5NVaYy6Vcy_DYF6jjMy8zokeZejF5UXHH0HVk0KdNfjwJG9tBcoJxyaUPIOu8YZdbWJYyHb0Xy3U6Cg4YIk-pl-OtC5dadH4tcw

8. Гадюка Никольского (черная гадюка) ядовита. Обитает в долинах рек по берегам широколиственных и балочных лесов в бассейнах реки Дон и Северский Донец. Занесена в Красную книгу России. Питается преимущественно змеями, лягушками, мелкими млекопитающими и птицами, падалью.
Яд гадюки Никольского намного сильнее яда степной  гадюки.
https://imgprx.livejournal.net/10eee537130fe080863d29dd748caf16545379ae/r9TTvK4AmzL2Th3DKXGRwWOEG88USULZA89uVzaIW4LB5nXmIR_PzWGYFZi9VIInZo92otcK4LaZ5s1wQmxHakisgqjzDLaX_66cmsGGK1TEYF20hbQGOFAW2sWpvz70DGJWcH6BWFAnFjMggYZ5sA

- Такие интересные обитатели проживают на территории нашей области.

-Язык змей часто называют «жалом». Почему, как вы думаете?

 (Ответы детей).

-Название это произошло от слова «жалить» - кусать. Но жалят, кусают змеи не языком, а зубами. Зубы эти ядовиты только у степной и черной  гадюки. Высовывая язык-жало, змеи определяют запахи. Почуяв, например, след лягушки, змея идет по этому следу, все время высовывая и втягивая язычок. Перед броском змея замирает, трепещет только язык-жало, а лягушка принимает его за насекомое и движется прямо к змеиной пасти.          Аппетит у змей отменный. Голодный желтобрюх за один раз может съесть девять мышей. Но зато и без пищи они могут обходиться месяцами. Змеи никогда не убивают просто так, «ради убийства», а только для того, чтобы утолить голод.

4.Динамическая пауза.

- А сейчас предлагаю поиграть в интересную игру « Змейка»

А у змейки язычок

Узок, тонок, как сучок.

Ходит-ходит взад-вперед:

Как же он не устает?

Описание: Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»).

5.Рассказ воспитателя о жизни змей.

-Несколько раз за лето змея меняет свой «костюм» - линяет. Молодые змеи быстро растут и вырастают из своей шкурки, а у взрослых она быстро изнашивается и становится непригодной для «носки». Вот и приходится менять кожу. Змея забирается в нору или расщелину и давай тереться в узких местах, пока старая кожа не треснет. В эту трещину змея протискивается и вылезает из старой кожи, как из изношенного носка. Новая кожа блестящая, яркая, свеженькая, а старая так и остается валяться на месте линьки. Все змеи дневные животные и только в очень уж жаркие дни охотятся ночью. Зимуют змеи компаниями в одних и тех же местах. Сначала одни залезут, а потом к ним под бочок сползаются другие мерзнущие змеи. Ужи зимуют с ужами, полозы с полозами, гадюки с гадюками.                                                                                                                                            Живут змеи подолгу. Почти столько же, сколько люди. К змеиным врагам надо отнести домашних и диких свиней, лис, куниц. Барсуков, ворон, сорок, хищных птиц и, конечно же, человека. Молодых змей часто поедают ежи.

- Как вы думаете , можно ли змей назвать полезными животными ?   ( Ответы детей)                                                                                                                                                 - Змей смело можно назвать полезными животными. Ведь поедая насекомых и мышей, они помогают людям сохранить урожай на полях и огородах. И кроме этого, с давних-предавних времен змеи лечат людей. Именно из змеиного яда люди научились делать бесценные лекарства, которые помогают больным излечиться от серьезных болезней. Один грамм змеиного яда стоит в десять раз дороже золота.

6. Физминутка.

-Пришло время немного поиграть в знакомую вам игру «Змейка».

 Становитесь друг за другом, положите руки на плечи товарищу впереди вас. И вот наша змея поползла на охоту. А сейчас – свернулась клубком. (Ходьба и бег в колонне друг за другом в разных темпах и направлениях).

7. Знакомство с правилами поведения при встрече со змеями .

- Итак , что же делать если все таки вы встретили змею у себя на пути ?

    -Увидев змею, старайтесь не приближаться к ней близко. Если она совсем рядом, возмите себя в руки и стойте спокойно. Пусть она сама уползет.

-Ни в коем случае не бегите и не нападайте на змей. Любое неосторожное движение для змеи — это угрожающий знак и сигнал для атаки. Кроме того, змеи живут семьями, и, активно двигаясь, вы можете незаметно наступить на другую, находящуюся рядом змею. И никогда не бейте змею палкой. Это ее еще больше разозлит.

-Если змея заползла к вам в сумку, в палатку или под машину, которые находятся от вас на достаточном расстоянии, можете немного пошуметь. В большинстве случаев змея среагирует на вибрацию, вызванную шумом, и уползет.

-Змеиный яд сохраняет свои свойства долгое время. Случайный укол ядовитым зубом мертвой змеи тоже может вызвать отравление.  Поэтому не берите ее в качестве сувенира.

7.Итог занятия.

- Что интересного сегодня вы узнали на занятии ?                                                           - Какие змеи обитают на территории Ростовской области ?                                                           - Нападают ли змеи на людей без причины?
- В каком случае змея может напасть на человека?
- Сразу же бросается, или предупреждает?
- Чем питаются змеи?
- Как зимуют змеи?
- Какую пользу приносят змеи?                                                                                              - Что такое змеиное «жало»? Как используют его змеи?
- Чем на самом деле змеи кусают?
- Долго ли живут змеи?
- Какую ценность представляет змеиный яд?
- Как нужно правильно вести себя при встрече со змеей?

- Вот такие необычные жители живут в нашем крае. И в конце нашего занятия очень хочется прочесть стихотворение:

Все-все-все на свете
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых,
И даже без хищников,
Злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки –
Не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Все-все-все на свете
На свете нужны!

Список литературы :

  1. Природа и история родного края.  М.П. Астапенко, Е.Ю. Сухарская. Издательство « БАРО-ПРЕСС»,2006 г.
  2. « Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О.А. Издательство « ДЕТСТВО- ПРЕСС». 2006 г
  3. « Юный эколог» С.Н. Николаева. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2017 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Донской край"

Расширять представления детей о родном крае....

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

Конспект по ознакомлению детей с природой Донского края Тема: «Донская аптека».

Цель: Создать условия для ознакомления детей с лекарственными растениями Донского края.Задачи:Познакомить детей с растениями: чабрец, подорожник, крапива, одуванчик, ромашка; их внешним видо...

"Путешествие в страну необычных жителей"

Материалы для родителей  во время самоизоляции по математике...

"Путешествие в страну необычных жителей"

Материалы для родителей во время самоизоляции по развитию речи...

"Путешествие в страну необычных жителей"

Материалы для родителей во время самоизоляции по художественно - эстетическому развитию...

ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ» (средняя группа)

ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ»(средняя группа)...