Познавательно - творческий проект «Народные обряды и традиции в семье».
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Господарец Елена Павловна

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя. Поэтому необходимо формировать  у детей дошкольного возраста устойчивый интерес к русской народной культуре в процессе ознакомления с обычаями русского народа.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnye_traditsii_v_seme.docx35.19 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт педагогического проекта

Тема проекта

«Народные обряды и традиции в семье».

Вид проекта

Познавательно – творческий.

Актуальность проекта

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.

Цель проекта

Формирование  у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с обычаями русского народа.  

Проблемный вопрос

Какие обычаи и традиции русского народа мы знаем?

Задачи проекта

Задачи для детей:

Познакомить детей с русскими обычаями, укладом жизни в быту и в праздник.

Вызвать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (заклички, стихи - зазывалки, дразнилки, потешки, приговорки, колыбельные.)

Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры через продуктивные виды деятельности.

Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

Задачи для родителей:

Привлечь родителей к совместной деятельности в рамках проекта.

Заинтересовать всех членов семьи данным проектом.

Задачи для воспитателей:

Познакомить родителей с данным проектом.

Разработать планы  мероприятий в рамках проекта.

Сотрудничать с родителями воспитанников и специалистами детского сада.

Этапы проекта

I этап – Зимние народные праздники: Новый год, Святки, Рождество, Крещенский сочельник.

II этап – Весенние народные праздники: Масленица, Жаворонки, Пасха.

III этап – Летние народные праздники: День Петра и Февронии, Медовый спас, Яблочный спас.

IV этап -  Осенние народные праздники: Покров день.

Продукты проекта

I этап – музыкальное развлечение «Рождественские колядки», выставка детского творчества, выпечка рождественского печенья.

II этап – музыкально – спортивное развлечение «Широкая Масленица»,

музыкальное развлечение «Прилетайте жаворонки», выпечка жаворонков, развлечение в старшей группе № 2 «Светлая пасха».

III этап – Выставка детского творчества, семейный фото – марафон.

IV этап -  Беседа с детьми.

Сроки реализации

1 год – 2021 год.

Подготовительный этап:

№ п/п

Мероприятия, инициированные воспитателем

Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта

Риски

Результаты

Сбор информации.

Индивидуальные беседы с детьми и родителями.

Интернет, компьютер

не все дети ходят в дсад

выявили, что дети и родители знают о космосе

Диагностика с целью выявление знаний детей об обычаях и традициях русского народа.

Интернет, компьютер

не все дети ходят в дсад

выявили, что дети и родители знают о космосе

Изучение учебно-методической литературы по теме проекта.

Сбор материала (книги, иллюстрации, открытки, презентации).

Приобретение дидактического и наглядного материала.

нет средств

оформление группы или уголка

Основной этап:

Дорожная карта основного этапа проекта:

№ п/п

Место в режиме дня

Мероприятия

Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии

Промежуточные результаты

I этап – зимние праздники (Новый год, Святки, Рождество, Крещенский сочельник).

1.

1 и 2 половина дня.

Тематические недели, посвящённые зимним праздникам):

Беседы о зимних праздниках.

Разучивание попевок, частушек, колядок, хороводов, просмотр видеороликов, чтение художественной литературы.

Воспитанники всех возрастных групп.

Сформированы устойчивые знания и интерес  к  истории быта и обычаев русского народа.

2.

Прогулка.

Игра на шумовых народных инструментах.

Подвижные народные игры:

 «Как у дядюшки Трифона», «Ворон», «Тара-ра», «Ручеёк», «Ванечка-Ванечка» и другие.

Воспитанники всех возрастных групп.

Сформированы устойчивые знания и интерес  к  истории быта и обычаев русского народа.

3.

1 и 2 половина дня.

Продуктивные виды деятельности:

Конструирование: «Рождественский ангел».

Аппликация: «Открытка к Рождеству».

Воспитанники всех возрастных групп.

Сформированы устойчивые знания и интерес  к  истории быта и обычаев русского народа.

4.

1 половина дня.

Выпечка рождественского печенья.

Педагоги и воспитанники всех возрастных групп.

Сформированы устойчивые знания и интерес  к  истории быта и обычаев русского народа.

5.

Выходные дни

Участие семьи в номинациях проекта:

- традиционные рождественские блюда (фото + рецепт);

- семейные рождественские фото;

- крещенские купания.

Воспитанники и родители всех возрастных групп.

Укрепление детско – родительских отношений, сплочение семьи.

II этап – весенние праздники (Широкая масленица, Прилёт Жаворонков, Светлая пасха)

1.

1 и 2 половина дня.

Тематические недели, посвящённые весенним праздникам):

Беседы о весенних праздниках, рассматривание картин, разучивание закличек – веснянок, просмотр видеороликов, чтение художественной литературы.

Воспитанники всех возрастных групп.

Сформированы устойчивые знания и интерес  к  истории быта и обычаев русского народа.

2.

Прогулка.

Игра на шумовых народных инструментах.

Подвижные народные игры и забавы: «Перетягивание каната», «Карусели», «Звонарь», «Гори, гори ясно…», «Ручейки».

Игры с крашеными яйцами: «Катание яиц», «Волчок», «Битки» и другие.

Воспитанники всех возрастных групп.

Сформированы устойчивые знания и интерес  к  истории быта и обычаев русского народа.

3.

1 и 2 половина дня.

Продуктивные виды деятельности:

Аппликация «Масленица», «Солнышко», «Светлая пасха».

Конструирование: «Жаворонки» из ткани и бумаги, «Подставка для пасхальных яиц».

Воспитанники всех возрастных групп.

Сформированы устойчивые знания и интерес  к  истории быта и обычаев русского народа.

4.

Выходные дни

Участие семьи в номинациях проекта:

- семейные фото;

- традиционные блюда масленицы (фото + рецепт);

- традиционные пасхальные блюда (фото + рецепт).

Воспитанники и родители всех возрастных групп.

Укрепление детско – родительских отношений, сплочение семьи.

III этап – летние праздники (День Петра и Февронии, Медовый спас, Яблочный спас).

1.

1 и 2 половина дня.

Тематические недели, посвящённые летним праздникам):

Беседы о летних праздниках, рассматривание картин, разучивание стихотворений, просмотр видеороликов, чтение художественной литературы.

Воспитанники всех возрастных групп.

Сформированы устойчивые знания и интерес  к  истории быта и обычаев русского народа.

2.

Прогулка.

 «Дворовые игры» - играем всей семьёй.

Воспитанники всех возрастных групп.

Сформированы устойчивые знания и интерес  к  истории быта и обычаев русского народа.

3.

1 и 2 половина дня.

Продуктивные виды деятельности:

Конструирование «Ромашка – символ праздника».

Рисование «Моя семья».

Аппликация «Корзина с ромашками».

Воспитанники всех возрастных групп.

Сформированы устойчивые знания и интерес  к  истории быта и обычаев русского народа.

4.

Выходные дни

Участие семьи в номинациях проекта:

- творческие домашние мастерские по изготовлению «Ромашки» из бросового материала.

Воспитанники и родители старших групп.

Укрепление детско – родительских отношений, сплочение семьи.

IV этап – осенние праздники (Покров день).

1.

1 и 2 половина дня.

Тематические недели, посвящённые осенним праздникам):

Беседы о осенних праздниках, рассматривание картин, просмотр видеороликов, чтение художественной литературы.

Воспитанники всех возрастных групп.

Сформированы устойчивые знания и интерес  к  истории быта и обычаев русского народа.

2.

1 и 2 половина дня.

Продуктивные виды деятельности:

Рисование «Покров день».

Воспитанники всех возрастных групп.

Сформированы устойчивые знания и интерес  к  истории быта и обычаев русского народа.

Заключительный этап:

Дата

Итоговые мероприятия

Оценка эффективности реализации проекта

Степень достижения поставленных целей

Обобщение педагогического опыта

I этап – зимние праздники (Новый год, Святки, Рождество, Крещенский сочельник).

1.

Музыкальное развлечение «Рождественские колядки».

Выставка детского творчества. Выпечка рождественского печенья.

Этап проекта был реализован  в полном объёме. Выставка фото и видео в онлайн формате в группе дсада в Инстаграм.

Воспитанники младшей, средней, старших, подготовительной групп.

В группе детского сада в социальных сетях.

II этап – весенние праздники (Масленица, Прилёт Жаворонков, Светлая пасха)

1.

Музыкально – спортивное развлечение «Широкая Масленица».

Музыкальное развлечение «Прилетайте жаворонки».

Выпечка жаворонков.

Развлечение в старшей группе № 2 «Светлая пасха».

Этап проекта был реализован  в полном объёме. Выставка фото и видео в онлайн формате в группе дсада в Инстаграм.

Воспитанники всех возрастных групп.

В группе детского сада в социальных сетях.

III этап – летние праздники (День Петра и Февронии, Медовый спас, Яблочный спас).

1.

Выставка детского творчества.

Ссмейный фото – марафон.

Этап проекта был реализован  в полном объёме, т.к. проходил онлайн формате в группе дсада в Инстаграм.

Воспитанники всех возрастных групп.

В группе детского сада в социальных сетях.

IV этап – осенние праздники (Покров день).

1.

Беседа с детьми.

Выставка детского товорчества.

Этап проекта был реализован  в полном объёме. Выставка фото и видео в онлайн формате в группе дсада в Инстаграм.

Воспитанники старших, возрастных групп.

В группе детского сада в социальных сетях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-информационный проект "Народная культура и традиции"

Познавательно-информационный проект "Народная культура и традиции"...

Познавательно - творческий проект «Народные куклы в играх детей»

2. Обоснование необходимости проекта.   Игрушка, как основной предмет игры, оказывает значительное влияние на развитие детей. Важным педагогическим инструментом этнопедагогики была рукотворн...

Познавательно-творческий проект «Народная кукла-оберег».

В наше время функция народной куклы в основном сводится к игровой, но процесс изготовления такой игрушки очень увлекателен, во время работы можно петь, рассказывать сказки, разговаривать, и в этом смы...

Познавательно - информационный проект: «Народная культура и традиции»

Познавательно - информационный проект: «Народная культура и традиции»...

Познавательно - информационный проект: «Народная культура и традиции»

Цель проекта:Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.   Задачи проекта:Образовательные: Познакомить с народными традициями, народным ...