Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Как дети кукле Тане помогли»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Полишук Ольга Николаевна

Цель: Способствовать созданию условия для развития познавательной активности, навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Формирование умений переносить свой жизненный опыт в условный план игры.

Задачи:

Обучающие:

- Обобщить знания детей о домашних животных: среда обитания, чем питаются.

- Формировать знания воспитанников о пользе для человека, которую приносит овца; происхождении шерсти, об изделиях из неё.

- Учить воплощать полученные знания и навыки в разных видах деятельности.

- Обогащение представлений об окружающем мире – закрепление слов, обозначающих названия животных и птиц и их детенышей, названия жилища)

Развивающие:

- Развивать умение входить в игровую ситуацию, самостоятельность, коммуникативные навыки, логическое, образное мышление, внимание.

- Развивать тактильно-двигательное восприятие.

- Развивать умение проводить эксперименты

Воспитывающие:

- Воспитывать желание оказывать помощь

- Формировать интерес к окружающему миру; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

- Воспитывать желание и умение сотрудничать, умение находить общие решения.

- Формировать чувство уверенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polishuk_olga_nikolaevna_konspekt.docx163.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №43

Петроградского района Санкт-Петербурга

Полишук Ольга Николаевна

Воспитатель; ГБДОУ детский сад № 43 Петроградского района

Конспект

занятия по познавательному развитию в средней группе

«Как дети кукле Тане помогли»

С-Петербург 2021

                                                                   

                                                       

                                                                 Конспект занятия

по познавательному развитию для детей средней группы (4-5 лет)

                                                  «Как дети кукле Тане помогли»

Цель: Способствовать созданию условия для развития познавательной активности, навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Формирование умений переносить свой жизненный опыт в условный план игры.

Задачи:

Обучающие:

- Обобщить знания детей о домашних животных: среда обитания, чем питаются.

- Формировать знания воспитанников о пользе для человека, которую приносит овца; происхождении шерсти, об изделиях из неё.

- Учить воплощать полученные знания и навыки в разных видах деятельности.

- Обогащение представлений об окружающем мире – закрепление слов, обозначающих названия животных и птиц и их детенышей, названия жилища)

Развивающие: 

- Развивать умение входить в игровую ситуацию, самостоятельность, коммуникативные навыки, логическое, образное мышление, внимание.

- Развивать тактильно-двигательное восприятие.

- Развивать умение проводить эксперименты

Воспитывающие: 

- Воспитывать желание оказывать помощь

- Формировать интерес к окружающему миру; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

- Воспитывать желание и умение сотрудничать, умение находить общие решения.

- Формировать чувство уверенности.

Используемые образовательные технологии:

- Игровая

- Технология исследовательской деятельности

- Личностно – ориентированная

- Здоровье-сберегающая

-Социо-игровая

Материально-техническое обеспечение:

- Тканевый игровой модуль /натянутый на столе/ с изображением леса и скотного двора;

- Кукла Таня в вязанном костюмчике, босиком

- Набор игрушек «домашние животные»

- Вязанные носочки, валенки сувенирные шерстяные

-Кукольные вещи из разного материала

- Чемодан для исследовательской деятельности (лупа, емкость для воды, шерсть, шерстяная нить)

- Мультимедийный экран

Предварительная работа:

 - Рассматривание иллюстраций и презентации домашние животные и птицы.

 - Беседы: «У бабушки в деревне», «Обед» (или меню) домашних животных и птиц».

 «Для чего лошадям подковы?».

- Знакомство с профессией «исследователь»

-Составление рассказов по сюжетным картинкам.

- Решение проблемной ситуации: «Может ли корова (лошадь, коза) жить в квартире?».

- Исследовательская деятельность: сравнение домашних животных, поиск сходства и отличия (коза и корова).

- Чтение художественной литературы: Загадки о домашних животных «У бабушки-загадушки»; К. Ушинский «Васька», «Петушок с семьей»; сказки «Как собака друга искала», «Как щенок узнал, кто всех важнее», Е. Чарушин «Коза», В. Лившиц «Поросята», А.Шевченко «Понарошкино. Школа щенка Фантика». Разучивание стихотворения «Эй, кузнец, молодец…», «Две кудрявые овечки» (Д. Понаморева), «Добрые овечки» (Ж.Асс)

- Дидактические игры: «Угадай животное по описанию», «Где живете, что жуёте?», «Почта» (письма – стихи) для животных.

- Подвижные игры: «Кролики», «Наседка и цыплята», «Лохматый пес» «Кошки мышки», «Покажи животное»

- Кинезиологические упражнения: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка», «Гостеприимная кошка»

- Разучивание народной жестовой игры «Бабушка, бабушка купим курочку…»     - Изодеятельность: Рисование «Петушок» (гуашь), «Кудри для овечки» (завитки простым карандашом), лепка «Разноцветная шубка для овечки»

Ход занятия:

1.Приветствие

Игра «Хорошо-плохо»

Вставайте в круг

Воспитатель: «Ра- ра-ра – начинается игра. Я буду называть поступки, а вы отвечайте «хорошо» это  или «плохо».

- Ломать чужую постройку?

Ответы детей: хорошо\плохо

- Здороваться при встрече?  

Ответы детей: хорошо\плохо

- Рвать книги?

Ответы детей: хорошо\плохо

- Обижать животных?

Ответы детей: хорошо\плохо

- Помогать взрослым?

Ответы детей: хорошо\плохо

- Гулять на улице?

Ответы детей: хорошо\плохо

2. Вводная часть

Раздается голос куклы Тани: - «И я хочу гулять»

Воспитатель: Здравствуй Танечка, мы с удовольствием возьмем тебя с собой, правда ребята?

Дети: - Да! (варианты ответов детей)

Воспитатель: Ребята Давайте проверим готова ли наша Таня для прогулки?

Дети перечисляют одежду на Тане и сравнивают с сюжетной картинкой «Кукла Таня идет гулять» , рассматривая куклу и картинку приходят самостоятельно к выводу , что кукла гулять с ребятами не может, так как у нее нет носок.

Кукла Таня: - У меня нет теплых носочков, но очень хочу с вами гулять.

Воспитатель: - Ребята, как же нам быть? Как мы можем помочь Тане? Где же нам взять для неё теплые носочки?

Предполагаемые ответы детей: -  в магазине, дома.

Воспитатель: А как попадают шерстяные носки в магазин?

Дети: предполагаемые ответы детей (привозит автомобиль, затрудняются ответить)

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, как шерстяные вещи попадают в магазин, и для того чтобы помочь нашей кукле я предлагаю вам отправиться в путешествие и стать исследователями.

Д\И «Чемодан  юного исследователя» * (приложение 1)

По итогу игры ребята определили, что они возьмут с собой.

Воспитатель: Ребята Каким транспортом вам больше всего нравиться путешествовать? Предполагаемые ответы детей: На машине, на поезде, на автобусе… и т.д.

После выбора транспорта строимся за воспитателем.

Воспитатель акцентирует внимание на том, что кукла Таня остается ждать их в детском саду.

Кукла Таня: Ребята счастливой вам дороги, я очень хотела бы поехать с вами, но не могу. Я очень буду ждать вас.

Если дети выбирают машину. Становимся друг за другом. И начинаем движение.

Воспитатель:

В машине, в машине шофер сидит

Машина, машина идет гудит

Би-би-би, би-би-би

В машине, в машине ребят полно

Поехали дети, глядят в окно.

(проезжая «Аттракционы», кафе «Мороженное» воспитатель предлагает детям выйти)

Вот поле, вот речка, вот лес густой

Приехали дети, машина стой.

Если дети выбирают автобус. Едем со словами:
«Мы в автобусе сидим, и сидим, и сидим

И в окошечко глядим, все глядим.

Глядим вперед, глядим назад

Вот так вот, вот так вот.

Но что ж автобус не идет, не идет

Колеса закрутились вот так вот, вот так вот

Вперед мы покатились вот так вот» (так же предлагаю остановки)

Если на поезде воспитатель говорит:

Все за мною становитесь,

Друг за другом повернитесь.

Я – ваш новый паровоз,

Ничего, что нет колес
Друг за другом мы пойдем

За вагончиком вагон.

Вагончики, вагончики

По рельсам тарахтят.

Везут в деревню к бабушке

Компанию ребят.

3. Основная часть

Воспитатель: Остановка «Аттракционы». (Воспитатель предлагает сделать выбор, выйти поиграть или продолжить путь)
Дети: Предполагаемые ответы детей ( -может выйдем поиграем, нет нам нужно помочь Тане она нас ждет)

(едем дальше)

Воспитатель: Остановка «Кафе мороженное». Выходим или нет?

Дети: Предполагаемые ответы детей ( - выйдем поиграем в с\р игру \нет нам нужно помочь Тане она нас ждет)

(едем дальше)

Воспитатель: Конечная  Остановка «Деревня Понарошкино»

Приехали

Воспитатель: Ребята вот мы и приехали. Сейчас пройдем лесной дорожкой и узнаем куда же это мы приехали

По макету «дорожка» Подходим к столу с модулем «Лес»

Воспитатель: Ребята, посмотрите на дорожке чьи -то следы. Вот нам и пригодился наш чемоданчик исследователей, при помощи какого прибора мы подробнее сможем рассмотреть следы и определить чьи же это следы.

Дети: Нам поможет лупа

Дидактическая игра «Чей след?» (следы коровы, козы, кроликов)

Дети обследуют, рассматривают в лупу, называют чьи следы.

Предполагаемые ответы детей: След коровы, кролика….

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как оказались здесь следы домашних животных?

Дети: Предполагаемые ответы: Заблудились в лесу, животные гуляли, шли домой.

Слышим «Звуки деревни» - пение петуха, лай собаки, звук работы мотора трактора и т.д.

Воспитатель: Ребята, вы слышите звуки, откуда же они могут доноситься.

Дети: Предполагаемые ответы детей: это звуки деревни, мы приехали в деревню.

Кинезиологическое упражнение:

По деревне мы шагаем, (пальцы шагают по столу (коленям)

Видим будки и сараи. (одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)

Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза —

кулаками)

Животных мы хотим найти. (одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот)

Воспитатель Проходит с детьми дальше по залу к модулю «Скотный двор) .

Воспитатель: Ребята, смотрите дом, кто в нем может жить?

Дети: Предполагаемые ответы детей (бабушка и дедушка, дачники, жители деревни)

 Пока ребята разглядывают дом, воспитатель одевает на себя платок (бабушка)

Бабушка: Здравствуйте, дорогие мои ребятки-внучатки! Какие вы все красивые да нарядные! Я рада, что вы пришли ко мне в гости. Меня зовут бабушка Арина, а как вас зовут? (ответы детей)

Бабушка: Ну вот мы и познакомились. Теперь я знаю, как вас зовут.

А теперь, детушки, проходите, не стесняйтесь, удобно располагайтесь. Чем же мне вас порадовать? Чем помочь?

Дети: предполагаемые ответы (Бабушка, помоги нам. Нам нужны теплые носочки для куклы Тани. Но мы не знаем где нам их раздобыть)

Бабушка: Ребятки – внучатки, нет у меня теплых носочков. Но у меня есть овечка, которая даст нам шерсть, из шерсти мы сделаем ниточки, а из ниток свяжем носочки.

Дети с бабушкой «идут» к овечке.

Бабушка : Давайте попросим у овечки шерсти. И пострижем ее вот этими ножницами.

Дети: Овечка, овечка дай нам пожалуйста шерсти, нам надо кукле Тане теплые носочки связать. Мы тебя осторожно, подстрижем. (стригут)

Бабушка: Вот мы с вами постригли овечку, теперь шерсть надо постирать, потом я буду прясть из нее нитки, а из ниток свяжу носочки для вашей куклы Тани.

Физ.Минутка с музыкальным сопровождением

Стригут овец и шерсть берут, стирают, сушат, а потом прядут (имитация движений)

Бабушка: Ребятки – внучатки, пока я буду шерсть прясть, помогите мне моих животных покормить и по местам разведите.

Ребята делятся на две команды игра-жеребьевка «Ленточки» (Приложение 2)

-Дети чьи ленточки зеленого цвета: «рвут травку». Детям даются полоски бумаги «травка» (по форме расчески) шириной 3-4 см Ребята отрывают травинки, складывают в кадку или в ведерки, раздают корове, козе, овце, кроликам.  Заселяют их в хлев.

-Дети чьи ленточки желтого цвета «готовят зернышки» для кур, уток – сминают кусочки жёлтой салфетки в комочки

Бабушка: Вот и нитки готовы. Я пойду вязать носочки, а вы посмотрите какие у нас нитки получились.

Появление воспитателя.

Воспитатель: Ребята, как бабушка нам помогает, нитки нам принесла. Из чего они сделаны?

Дети: Предполагаемые ответы (из шерсти, из шерсти овцы)

Я снова предлагаю вам достать наш чемодан исследователей и узнать, как же это из шерсти ниточка получилась.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Опыт 1.

Рассмотрение образцов нитки. Зачем в нити столько ниток? Кончиками пальчиков раскрутить конец нитки и увидите, что самая тонкая нить состоит из нескольких более тонких. Если слегка потянуть за отдельные нити, то они порвутся. Вывод: скрученные нити порвать тяжелее, потому что их много, и потому что обеспечивают дополнительное трение друг с другом. Состоит из множества ниток.

Опыт 2

Нить пружинка. Пальцами левой руки держать один конец нити. Другой конец закручивать на палец правой. Когда нить закончится, отпустите пальцы левой руки. Нить приобретёт необычный зигзаг. Можно сделать любую фигуру(куклу) Вывод: нить эластична, легко придает форму, не мнется.

Опыт 3

В ёмкость с водой нарезать нитки. Они не тонут. Вывод: нитки легкие.

Из шерсти овечьей мне бабушка свяжет
И шапку, и шарфик, и свитер, и даже
Весёлого жёлтого цвета носочки.
Растут на овце, видно, ниток моточки!

(С. Коробко)

Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, что можно сделать из шерстяных ниток?

Дети: Предполагаемые ответы детей (носки, свитер, шапку, шарф)

Воспитатель: - Правильно, можно связать шапочку, варежки, шарфик. Они очень теплые и мягкие. Теперь возьмите в руки клубок, покатайте его, помните. Какой у вас в руках клубок?

Предполагаемые ответы детей: мягкий, круглый, теплый, цветной

Пока ребята рассматривают клубок, воспитатель перевоплощается в бабушку.

Бабушка: Вот и носочки для вашей куклы Тани готовы.

Дети: рассматривают носочки.

Бабушка: Ребята, какие у меня носочки получились?

Дети: мягкие, теплые, цветные.

Бабушка: Ну что ребята помогла я вам, отвезите скорее носочки для вашей куколки. До свидания ребятки – внучатки. Приезжайте еще ко мне в гости.

Дети: спасибо, до свидания.

Появляется воспитатель

Воспитатель: Ребята, чтобы быстрее вернуться в детский сад, я предлагаю обратно отправиться на поезде.

Все за мною становитесь,

Друг за другом повернитесь.

Я – ваш новый паровоз,

Ничего, что нет колес1
Друг за другом мы пойдем

За вагончиком вагон.

Вагончики, вагончики

По рельсам тарахтят.

Везут обратно в группу

Компанию ребят.

(во время проговаривания текста все движемся в колонне как поезд)

4. Подведение итогов

Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Заждалась нас кукла Таня.

Дети отдают Тане носочки.

Кукла Таня: Спасибо вам ребята, как мне теперь тепло, и я с вами смогу отправиться гулять.  Расскажите где же вы взяли носочки для меня, наверное, купили все-таки в магазине.

Предполагаемые ответы детей: НЕТ, это бабушка нам связала,

(показ картинок «Скотный двор», «Домашние животные», «Последовательность: ОТ ОВЦЫ ДО ОДЕЖДЫ:»)

Воспитатель: предлагаю вам ребята показать на картинках как же мы с вами раздобыли для Тани носочки.

Д\И « Из шерсти в носочки»

Кукла Таня: Как интересно, вы такой путь проделали, чтобы мне помочь. Спасибо вам ребята. Теперь то я точно смогу с вами погулять.

Рефлексивный круг

Воспитатель: Встанем дети в большой круг, будем передавать друг другу клубок ниток   и рассказывать, что же нам больше всего понравилось в путешествии, и что же интересного мы узнали с вами.

Дети становятся в круг, передавая друг другу клубок рассказывают, что им запомнилось больше всего в путешествии, в деревне, в экспериментировании, с домашними животными и т.д.

Приложение 1

«Чемодан  юного исследователя»

Цель: Развитие поисковой активности

Задачи:

Развивать самостоятельную исследовательскую деятельность. Формировать умение обследовать объект, видеть признак, фиксировать в модели, ставить вопрос  – проблему.

Поддерживать стремление детей по- своему обустраивать собственную игру, самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы.

Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника; развивать умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре.

Активизация словаря:  лаборатория, лупа, шерсть, шерстяная нить.

Интеграция областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация».

Приложение 2

Дидактическая игра «Чей след?»

Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»

1. Обогащать и закреплять знания об окружающем мире и мире животных.

2. Закрепить умение детей обобщать полученные знания.

3. Закрепление знаний о диких и домашних животных.

4. Формировать умение различать следы животных.

5. Развивать зрительное внимание и память.

ОО «Социально-коммуникативное развитие

1. Продолжать развивать умение общаться и взаимодействовать со сверстниками.

2. Воспитывать доброжелательность и дружеские взаимоотношения

Приложение 3

Игра жеребьевка «Цветные ленточки»

Цель игры: Способствовать  умению входить в игровую ситуацию, самостоятельно, развивая коммуникативные навыки, логическое, образное мышление, внимание.

Ход игры

Дети выбирают цвет ленточки самостоятельно. Затем им предлагается найти товарища с таким же цветом ленты.  По цветовому табло ребята видят задания.  

-Дети чьи ленты зеленого цвета: «рвут травку».

-Дети чьи ленточки желтого цвета «готовят зернышки» для кур, уток – сминают кусочки жёлтой салфетки в комочки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе по теме "В прошлое одежды" На занятии дети не только знакомяться с историей одежды, но и сами становяться манекенщиками при показе разной ...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Здравствуй, весна"

Закрепление знаний об основных признаках ранней весны: на основе наблюдений, сравнений и личных впечатлений детей; с помощью дидактических игр, схем, составление познавательно-экологических сказок и в...

Конспект занятия по познавательному развитию (в средней группе) «Кто как к зиме приготовился?»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.1.Показать зависимость живой и неживой природы.2. Познакомить с новыми видами птиц, зимующими в наших краях. Материал: картинки с зимующими и перелетными птицами ;  ка...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Сравнение двух групп предметов, разных по форме и высоте".

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе  "Сравнение двух групп предметов, разных по форме и высоте"....

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Как Таня боялась делать прививки»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группеТема: «Как Таня боялась делать прививки» Цель: формировать стремление к здоровому образу жизни, осуществлять коррекци...