конспект занятия на тему "Как хлеб на стол пришёл"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Проскура Ирина Владимировна

Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_hleb.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 39 «Жемчужинка»

                     «Как хлеб на стол пришел»

конспект занятия по экологии

(для детей старшей группы)

        

2018г.

        

Подготовила: Проскура И.В.


Цель:  Формирование осознанного и активного гуманного отношения к природе.

Образовательные задачи: использование демонстрационных и учебных пособий, ИКТ, которые позволяют формировать у воспитанников отчетливые и правильные представления о внешнем виде растений; о средствах приспособления к среде обитания, к сезонным изменениям в природе.

Развивающие задачи: расширить кругозор детей, дать представление о народных традициях, связанных с земледелием; познакомить с современной технологией выращивания хлеба и сравнить с тем, как его выращивали раньше. Продемонстрировать взаимодействие между растениями, животными и внешней средой.

Воспитательные задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к хлебу, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей,  воспитание гуманного отношения к природе, через сострадание, сопереживание.

Развивающая среда: мультимедийные средства; магнитная доска; слайды с процессом выращивания хлеба; демонстрационный материал с иллюстрациями сказок о хлебе; репродукции картин «Как наши предки выращивали хлеб», «Откуда что берется?»; опытный материал: проращенные и сухие зерна пшеницы, емкость с зелеными побегами злаковых культур; муляжи колосьев пшеницы; каравай.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы о хлебе; разучивание пословиц, поговорок, загадок о хлебе и природных явлениях; проведение бесед о труде хлеборобов; проведение эксперимента по проращиванию семян и наблюдение за его результатами.

Ход занятия:

Дети заходят в зал, здороваются с гостями и подходят к экрану.

Воспитатель: Ребята! Вы знаете, для чего я вас сегодня пригласила в зал? А позвала я вас, чтобы поговорить о хлебе!

(в процессе показа слайдов воспитатель ведет беседу с детьми)

- «Хлеб – всему голова», - говорят у нас в народе.

Почему это так? (дает возможность подумать и ответить детям).

Потому что человек может обойтись без многого, а без хлеба не может.

   Может кто-то из вас подумает: о чем же здесь говорить? Ведь хлеб можно купить в любом продуктовом магазине. И редко кто из вас думает, как много труда требуется, чтобы хлеб посеять и убрать, прежде чем он окажется у нас на столе в виде мягкого душистого батона или калача.

(Дети садятся на стулья).

Воспитатель предлагает детям прочесть стихотворение о хлебе:

Вот он, хлебушек душистый,

Вот он, теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем.

Воспитатель:  Ребята! А вы хотите узнать, как хлеб попадает к нам на стол?

Дети: Да!

Воспитатель: Ведь путь от маленького зернышка до хлеба очень долгий и трудный. Прежде чем на нашем столе окажется свежий, ароматный хлеб, надо вырастить зерно.

  (Показ слайдов) – Раньше, в старину, крестьяне вручную сеяли зерно. Но прежде, чем оно попадало в землю, люди отбирали самые крепкие, здоровые зерна. Почему?

(Ответы детей).

Показ замоченных зерен     - Да, для того, чтобы у зерна хватило сил дорасти, справиться с сорняками, зерна опускали в воду – если они не всплывали, а опускались на дно – значит – хорошие.

- А что необходимо для роста растений?

(Ответы детей)

Слайд «Пахота»

- Чтобы вырастить хороший урожай, недостаточно просто бросить семена в землю, ведь тогда часть семян разнесет ветер, часть склюют птицы. Надо обязательно подготовить землю для сева.

   Землю пашут, рыхлят, выравнивают ее поверхность, вносят удобрения. Это делается для того, чтобы зерна быстрее прорастали. Если земля не будет вспахана, ее поверхность пересохнет и зернам не хватит влаги для роста. Если землю не рыхлить, из-под комьев зерна не смогут прорасти и растению не будет хватать воздуха. А ведь воздух для дыхания нужен всем.

Слайд «Сеятель»

- Как вы думаете, что делает этот человек?

(Ответы детей)

- Да, этот человек сеет зерно. День сева – самый важный для людей, работающих на земле. Поэтому и выходил первый сеятель в праздничной одежде. Был он босиком. Почему?

(Ответы детей)

- Это было очень важно: ногам должно быть уже тепло. А если мы бросим зерно в холодную землю?

(Ответы детей)

- Правильно, зерна погибнут или пролежат в земле очень долго.

                                      Психогимнастика «Ростки»

- А давайте представим, что мы – маленькие зернышки. Как только зернышко попало в землю, оно старается выбраться наружу. Солнышко светит и дает тепло.

Земля влажная и зернышко стало набухать. И вот появился первый росток.

Он потянулся к небу, солнцу, удивленно посмотрел по сторонам. Прошло немного времени, колоски подросли, и уже заколосилось наше поле. Ветер качает спелые колосья. Вот и вырос богатый урожай. Что за чудо это золотое поле!

(Под музыкальное сопровождение  движения выполняются  по показу воспитателя)

Слайд «Уборка»

- Пора заняться и уборкой урожая. Посмотрите, как люди убирали зерно с полей. И обратите внимание, что вместе со взрослыми в поле работали и дети, ваши ровесники.

Слайд «Молотьба»

- А как зерно доставали из колосьев?

(Ответы детей)

- Да, брали колотило. Ребята, а кто догадается, для чего нужен этот инструмент?

(Ответы детей)

- Им ударяли по колосьям, чтобы зерно «освободить», так из колосьев выбивали зерна.

Слайд «Мельница»

- Собрали зерна в мешки и куда их повезли?

(Ответы детей)

- Хлеб, как известно, пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить, перемолоть.

Воспитатель: - Ребята! Мы рассказали, как было в старину, в прошлом. А давайте перейдем в наше время. Готовы?

- Посмотрите, что изменилось?

(Показ слайдов с современной техникой)

- Сейчас землю пашут трактора – мощные машины с плугом.

- И сеют тоже с помощью трактора, только теперь к нему прикрепляют сеялку, которая и делает бороздки, и сеет зерно, ровняет землю. И все это сразу!

- А когда хлеб созрел, что делают люди?

(Ответы детей)

- Конечно, убирают его с поля. Здесь тоже не обойтись без машин. Существуют специальные машины – комбайны, которые очень помогают людям.

- После уборки урожая народ устраивал праздники, игры, забавы.

                                     Физкультурная минутка

Нивка, нивка, добрая, медовая,  

Уроди пшеничку,                          - дети поднимают руки вверх

Горох и чечевичку.                       - взмахи попеременно

На поле – копнами,

На столе – пирогами.                    - руки над головой

Нивка, нивка, добрая, медовая,  - двигаются по кругу

Встань, рожь большая,

Вот такая!                                     - расходятся по залу, лицом к зрителям

Расти, копна золотая,                   - приседают

Вот такая!                                   - приподнимаются, вставая на носочки.

Воспитатель: - Ребята! А помните, мы с вами проводили опыт с зерном? Расскажите, что мы делали?

(Дети рассказывают поэтапно, по действиям)

- И вот результат нашей работы. Посмотрите, какие у нас выросли нежные, зеленые, сочные побеги.

(Воспитатель предлагает детям потрогать на ощупь и почувствовать мягкость зеленых ростков)

Воспитатель: - Ребята! А давайте окунемся в сказку? Я знаю, что вы все любите сказки и мы с вами много их читали.

(воспитатель предлагает детям подойти к магнитной доске)

- Посмотрите внимательно на иллюстрации, подумайте и скажите, в каких из этих сказок говорится о хлебе?

(Ответы детей)

Воспитатель: - Молодцы! А теперь подведем итоги беседы:

- Чтобы на нашем столе оказался вкусный хлеб, нужны…

(Ответы детей: земля, солнце, дающее свет и тепло, вода, воздух и заботливые руки, «золотые руки»)

- Что значит, «золотые руки»?

(Ответы детей)

 - Конечно, это добрые, заботливые, умелые, бесценные руки человека.

- А что может навредить?

(Ответы детей:      - град (может забить, уничтожить ростки); сопровождаются   - насекомые (саранча, стая которой может уничтожить        

 слайдами)                 посев за несколько часов);

     - сильный ветер (ломает колосья, пригибает к земле и трудно    

      собрать урожай);

    - грызуны (уносят в свои норы очень много зерна, устраивают  жилища в корнях растений);

   - сорняки (не дают расти, забирают влагу и полезные вещества из земли);

   - огонь (уничтожает все на своем пути).

Воспитатель: - Вы видели, ребята, какой длинный путь прошло зернышко. А сколько ему еще придется пройти, чтобы попасть к нам на стол в виде ароматного каравая.

- А давайте мы с вами побудем пекарями?

- Приступим к работе.

                                 Игра-инсценировка «Веселые пекари»

Воспитатель: - Что нам нужно взять?

(Ответы детей – вода, мука, сахар, соль и т.д.)

Воспитатель: - И одеться нам нужно, чтобы не запачкать одежду мукой.

(Дети вместе с воспитателем имитируют движения – одевают: фартуки и косынки девочки; мальчики – халаты и колпаки; вымешивают тесто, выпекают хлеб).

Сюрпризный момент

Воспитатель: -       Хлеб мой вкусный, хлеб красивый

        Говорим тебе спасибо!

                               (вынос настоящего каравая)

Дети приглашаются в группу угоститься вкусным хлебом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл"

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл" Программное содержание: Познакомить детей с трудом хлеборобов. Закрепить знания ...

КОНСПЕКТ К ЗАНЯТИЮ "КАК ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИШЁЛ"

Дать представление о том, что хлеб – ценный продукт питания, без которого не могут обходиться люди, на получение которого затрачивается много труда....

План - конспект занятия в подготовительной группе "Как хлеб на стол пришёл?"

Создаём условия для развития речи , используем современные ИКТ технологии....

Конспект открытого комплексного занятия "Как хлеб на стол пришёл"

Интегрированное занятие " Как хлеб на стол пришёл". Хлеб - результат огромного труда и является настоящей святыней. История хлеба огромна и насчитывает тысячелетия. Знакомство с процессом пр...

Конспект НОД «Как колосок хлебом на стол пришёл»

Цель: Показать детям, что хлеб основа жизни человека, дать им знания о том, как на наших столах появляется хлеб.Интеграция образовательных областей ФГОС ДО: познавательное развитие, социально-коммуник...

Конспект занятия "Как хлеб на стол пришёл?"

Конспект интегрированного занятия для детей старшей/подготовительной группы....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе на тему Как хлеб на стол пришёл

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе на тему «Как хлеб на стол пришёл»Цель: Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы с...