Мой самый успешный проект на тему: "Знакомое незнакомое Торосово"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Архипова Оксана  Таджикуловна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Торосовская основная общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

Проектная работа

на тему:

«Знакомое незнакомое Торосово»

для детей старшей и подготовительной к школе групп

 

 

 

 

Автор: воспитатель

Архипова Оксана Таджикуловна

 

 

 

 

 

д. Торосово

2021г.

 

 

 

Введение

«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья
И тропинка и лесок,
В поле каждый колосок,
Речка, небо голубое -
Это все мое родное
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!»

Актуальность

Малая родина неповторима. В ней все связано с первыми жизненными шагами, с первыми открытиями, радостями и первыми трудностями. В ней все родное и знакомое. Дорогие сердцу черты малой родины человек хранит в памяти всегда, даже если жизнь увела далеко от родного места. Преемственность поколений помогает нам, ныне живущим, глубоко почувствовать свою уверенность  на  земле предков.

В наш современный век без особого труда, воспользовавшись сетью Интернет, можно найти практически любую информацию. Но ни один Интернет не расскажет нам историю  своей улицы, дома, семьи. Надо успеть воспользоваться возможностью общения с живыми хранителями истории.

При ознакомлении детей с родным краем, деревней, где мы проживаем,   выяснилось, что мы сами  владеем небогатой информацией о возникновении  деревни, мало знаем интересных фактов из истории улиц, её жителях. Заинтересованность этой темы привела нас к подготовке и осуществлению исследовательского проекта «Моя маленькая Родина. Воспитание любви и уважения к родной деревне является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своей деревне, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

Постановка проблемы

Мы живём в деревне Торосово, Волосовского района, Ленинградской области.  Совершая экскурсию по окрестностям деревни, мы встречаем огромные камни, заброшенный парк  из лип и дубов, поросший мхом фундамент на котором стоит ещё разрушенное имение Барона Врангеля.  Нас  заинтересовало,  кто здесь жил, кто посадил эти липы, дубы, осины, какие тайны хранит  этот разрушенный дворец, это красивое, завораживающее место. Мы решили изучить это место, узнать и собрать материал  о прошлом нашей деревни, и о её достопримечательностях. Заинтересованность этой темы привела нас к подготовке и осуществлению исследовательского проекта «Знакомое незнакомое Торосово. Воспитание любви и уважения к родной деревне является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания.

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории деревни, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил наш край, начнут проявлять интерес к событиям нашей жизни, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Цель проекта: изучение прошлого  и настоящего  родной деревни

Задачи:

  • расширить и углубить знания детей об истории, культуре, достопримечательностях деревни Торосово;
  • формировать интерес к прошлому и настоящему родной деревни;
  • познакомить детей с географическим расположением деревни;
  • познакомить детей с традициями, трудом и бытом жителей деревни в прошлом;
  • воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свою деревню;
  • воспитывать любовь к родной деревне, умение видеть прекрасное, гордиться ею;
  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Сроки реализации проекта: октябрь-февраль

Участники проекта: дети старшей и подготовительной групп, родители воспитанников, педагоги,

Партнёры: коренной житель деревни Торосово, Пухова Галина Николаевна, МОУ «Торосовская ООШ», ДК «Дружба», Торосовская сельская библиотека.

Вид проекта: познавательный, творческо-исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Ожидаемый результат:

Для детей:

  • расширили знания о знакомых местах родной деревни;
  • познакомились с географическим расположением деревни;
  • испытывают чувство гордости за своих земляков, которые прославили свою деревню;
  • получили знания об истории родной деревни и её достопримечательностях;
  • приобрели навыки социального общения со взрослыми.

Для родителей:

  • активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности нравственно-патриотического воспитания;
  • проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.

Для педагогов:

  • повышение компетентности и профессионализма педагогов в своей работе.

 

 

  1. Описание проекта

На первом этапе мы  решили  познакомиться с историей нашей деревни.

На втором этапе мы занялись  изучением главной достопримечательности нашей деревни, усадьбы барона Георгия Михайловича Врангеля

Разделы программы, содержание которых включено в проект: познавательное развитие, развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, конструктивная  деятельность, ознакомление с окружающим.

  1. . Методы проекта:
  1. Наблюдение
  2. Совместные игры
  3. Познавательные игровые занятия
  4. Беседы
  5. Экскурсии

1.2. Взаимодействие с родителями

1. Проведение  консультаций с родителями по теме проекта

2. Помощь родителей в создании предметно-развивающей среды

3. Привлечение родителей к оформлению выставки детского рисунка и созданию макета усадьбы барона Врангеля

4. Создание творческого альбома  «Родная земля – деревенька моя» (частушки и стихотворение о родной деревне, сочинённые родителями)

1.3. Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный (октябрь)

 

 

  • Изучение литературы по данной теме
  • Подбор материала и игр по теме
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для проекта
  • Составление плана реализации проекта с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей
  • Ознакомление воспитателей и родителей с планированием работы по проекту
  • Взаимодействие с социумом
  • Создание развивающей среды

2 этап – практический (ноябрь - январь)

  • Реализация проектных мероприятий
  • Изготовление пособий и атрибутов для реализации проектных мероприятий.
  • Чтение и рассматривание соответствующей литературы, заучивание стихов о Родине
  • Просмотр документального фильма об усадьбе барона Врангеля «Порушенный дом», презентаций
  • Встреча коренным жителем деревни (Пуховой Г.Н.)
  • Беседы по содержанию материала, художественное творчество
  • Взаимодействие с социумом (посещение мини-музея и сельской библиотеки)

3-й этап: заключительный (февраль):

  • Макет главной достопримечательности деревни «Усадьба барона Врангеля»
  • Выставка рисунков на тему «Бороновка»
  • Игра-викторина «Знатоки родной деревни» (Приложение 4)
  • Виртуальная экскурсия «По улицам родной деревни» (Приложение 3)
  • Альбом «Прошлое и настоящее деревни Торосово»
  • Творческий альбом «Это Родина моя» (Приложение 2)

 

  1. План реализации проекта

Сроки

Мероприятия

Ответственные

ноябрь

1 неделя

НОД «Люби и знай свой край»

Чтение и заучивание стихотворений о родном крае

Воспитатели

2 неделя

Беседа «Мы живём в Торосово»

Дидактическая игра «Моя деревня»

Воспитатели

3 неделя

Посещение сельской библиотеки «Знакомство с историей деревни»

Просмотр фильма «Дела минувшие»

Библиотекарь Гаркун Л.В.

4 неделя

Встреча с коренным жителем деревни Торосово Пуховой Галиной Николаевной.

Виртуальная экскурсия «Моя деревня»

Воспитатели

декабрь

1 неделя

Просмотр документального фильма «Порушенный  дом»

Конструирование «Заброшенная усадьба» (Приложение 5)

Воспитатели

2 неделя

Беседа «Достопримечательности нашей деревни» Посещение мини-музея в ДК «Дружба»

(Приложение 5)

Библиотекарь Гаркун Л.В

3 неделя

Встреча с коренным жителем деревни Торосово Пуховой Галиной Николаевной. «Воспоминания об усадьбе барона Врангеля» (Приложение 1)

Воспитатели

4 неделя

Беседа с детьми «Природа родной деревни»

Дидактическая игра «Знатоки природы»

Воспитатели

январь

1 неделя

Рассматривание в книжном уголке иллюстрационного материала о родной деревне. Художественное творчество «Бароновка» (Приложение 5)

Дидактическая игра: «Где я живу?»

Воспитатели

2 неделя

Беседа с детьми, о памятнике героям, погибшим, защищая своё отечество

Дидактическая игра: «Где я живу», «Узнай по описанию»

Воспитатели

3 неделя

Экскурсия к братскому захоронению (возложение венка и цветов ко Дню снятия блокады).

Воспитатели

4 неделя

Игра – викторина «Знатоки родной деревни»

(Приложение 4)

Воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Встречи с достопримечательностями родной деревни помогли раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировать некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группах, помогла осуществить основные направления в работе над проектом. Посещение краеведческого мини-музея дали представление детям о жизни людей в прошлом. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду, помогли воссоздать образ подлинного строения дворца.

Достигнутые результаты:

Проанализировав этапы реализации данного проекта, хотелось бы отметить, положительные результаты которых удалось добиться:

  • рост познавательной активности детей повысился;
  • высокий уровень социализации детей групп: дети являются активными участниками  всех мероприятий;
  • обобщение и распространение опыта на тему «Моя малая Родина» как важнейший компонент патриотического воспитания;
  • качественное изменение условий для социально - нравственного воспитания подрастающего поколения;
  • совершенствование системы работы по патриотическому воспитанию;
  • повышение компетентности и профессионализма педагогов в своей работе;
  • повышение активности родителей в делах группы и детского сада.

Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, так как у детей возник интерес к жизни своей небольшой, но исторически важной деревни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников/для работы с детьми 5-7 лет, - М : Издательство Мозаика-Синтез, 2008г.

2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М: Айрис-Пресс, 2006г.

3. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т.И. Оверчук. – М., 2004.

4. Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.

5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в Росси. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

6. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192 с.

Интернет ресурсы

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_znakomoe_neznakomoe_torosovod.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Торосовская основная общеобразовательная школа»

Проектная работа

на тему:

«Знакомое незнакомое Торосово»

для детей старшей и подготовительной к школе группы

Автор: воспитатель

Архипова Оксана Таджикуловна

д. Торосово

2021г.

Введение

«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья
И тропинка и лесок,
В поле каждый колосок,
Речка, небо голубое -
Это все мое родное
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!»

Актуальность

Малая родина неповторима. В ней все связано с первыми жизненными шагами, с первыми открытиями, радостями и первыми трудностями. В ней все родное и знакомое. Дорогие сердцу черты малой родины человек хранит в памяти всегда, даже если жизнь увела далеко от родного места. Преемственность поколений помогает нам, ныне живущим, глубоко почувствовать свою уверенность  на  земле предков.

В наш современный век без особого труда, воспользовавшись сетью Интернет, можно найти практически любую информацию. Но ни один Интернет не расскажет нам историю  своей улицы, дома, семьи. Надо успеть воспользоваться возможностью общения с живыми хранителями истории.

При ознакомлении детей с родным краем, деревней, где мы проживаем,   выяснилось, что мы сами  владеем небогатой информацией о возникновении  деревни, мало знаем интересных фактов из истории улиц, её жителях. Заинтересованность этой темы привела нас к подготовке и осуществлению исследовательского проекта «Моя маленькая Родина. Воспитание любви и уважения к родной деревне является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своей деревне, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

Постановка проблемы

Мы живём в деревне Торосово, Волосовского района, Ленинградской области.  Совершая экскурсию по окрестностям деревни, мы встречаем огромные камни, заброшенный парк  из лип и дубов, поросший мхом фундамент на котором стоит ещё разрушенное имение Барона Врангеля.  Нас  заинтересовало,  кто здесь жил, кто посадил эти липы, дубы, осины, какие тайны хранит  этот разрушенный дворец, это красивое, завораживающее место. Мы решили изучить это место, узнать и собрать материал  о прошлом нашей деревни, и о её достопримечательностях. Заинтересованность этой темы привела нас к подготовке и осуществлению исследовательского проекта «Знакомое незнакомое Торосово. Воспитание любви и уважения к родной деревне является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания.

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории деревни, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил наш край, начнут проявлять интерес к событиям нашей жизни, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены. 

Цель проекта: изучение прошлого  и настоящего  родной деревни 

Задачи:

  • расширить и углубить знания детей об истории, культуре, достопримечательностях деревни Торосово;
  • формировать интерес к прошлому и настоящему родной деревни;
  • познакомить детей с географическим расположением деревни;
  • познакомить детей с традициями, трудом и бытом жителей деревни в прошлом;
  • воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свою деревню;
  • воспитывать любовь к родной деревне, умение видеть прекрасное, гордиться ею;
  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Сроки реализации проекта: октябрь-февраль 

Участники проекта: дети старшей и подготовительной групп, родители воспитанников, педагоги,

Партнёры: коренной житель деревни Торосово, Пухова Галина Николаевна, МОУ «Торосовская ООШ», ДК «Дружба», Торосовская сельская библиотека.

Вид проекта: познавательный, творческо-исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Ожидаемый результат:

Для детей:

  • расширили знания о знакомых местах родной деревни;
  • познакомились с географическим расположением деревни;
  • испытывают чувство гордости за своих земляков, которые прославили свою деревню;
  • получили знания об истории родной деревни и её достопримечательностях;
  • приобрели навыки социального общения со взрослыми.

Для родителей:

  • активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности нравственно-патриотического воспитания;
  • проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.

Для педагогов:

  • повышение компетентности и профессионализма педагогов в своей работе.

  1. Описание проекта

На первом этапе мы  решили  познакомиться с историей нашей деревни.

На втором этапе мы занялись  изучением главной достопримечательности нашей деревни, усадьбы барона Георгия Михайловича Врангеля

Разделы программы, содержание которых включено в проект: познавательное развитие, развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, конструктивная  деятельность, ознакомление с окружающим.

  1. . Методы проекта:
  1. Наблюдение
  2. Совместные игры
  3. Познавательные игровые занятия
  4. Беседы
  5. Экскурсии

1.2. Взаимодействие с родителями

1. Проведение  консультаций с родителями по теме проекта

2. Помощь родителей в создании предметно-развивающей среды

3. Привлечение родителей к оформлению выставки детского рисунка и созданию макета усадьбы барона Врангеля

4. Создание творческого альбома  «Родная земля – деревенька моя» (частушки и стихотворение о родной деревне, сочинённые родителями)

1.3. Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный (октябрь)

  • Изучение литературы по данной теме
  • Подбор материала и игр по теме
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для проекта
  • Составление плана реализации проекта с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей
  • Ознакомление воспитателей и родителей с планированием работы по проекту
  • Взаимодействие с социумом
  • Создание развивающей среды

2 этап – практический (ноябрь - январь)

  • Реализация проектных мероприятий
  • Изготовление пособий и атрибутов для реализации проектных мероприятий.
  • Чтение и рассматривание соответствующей литературы, заучивание стихов о Родине
  • Просмотр документального фильма об усадьбе барона Врангеля «Порушенный дом», презентаций
  • Встреча коренным жителем деревни (Пуховой Г.Н.)
  • Беседы по содержанию материала, художественное творчество
  • Взаимодействие с социумом (посещение мини-музея и сельской библиотеки)

3-й этап: заключительный (февраль):

  • Макет главной достопримечательности деревни «Усадьба барона Врангеля»
  • Выставка рисунков на тему «Бороновка»
  • Игра-викторина «Знатоки родной деревни» (Приложение 4)
  • Виртуальная экскурсия «По улицам родной деревни» (Приложение 3)
  • Альбом «Прошлое и настоящее деревни Торосово»
  • Творческий альбом «Это Родина моя» (Приложение 2)

  1. План реализации проекта

Сроки

Мероприятия

Ответственные

ноябрь

1 неделя

НОД «Люби и знай свой край»

Чтение и заучивание стихотворений о родном крае

Воспитатели

2 неделя

Беседа «Мы живём в Торосово»

Дидактическая игра «Моя деревня»

Воспитатели

3 неделя

Посещение сельской библиотеки «Знакомство с историей деревни»

Просмотр фильма «Дела минувшие»

Библиотекарь Гаркун Л.В.

4 неделя

Встреча с коренным жителем деревни Торосово Пуховой Галиной Николаевной.

Виртуальная экскурсия «Моя деревня»

Воспитатели

декабрь

1 неделя

Просмотр документального фильма «Порушенный  дом»

Конструирование «Заброшенная усадьба» (Приложение 5)

Воспитатели

2 неделя

Беседа «Достопримечательности нашей деревни» Посещение мини-музея в ДК «Дружба»

(Приложение 5)

Библиотекарь Гаркун Л.В

3 неделя

Встреча с коренным жителем деревни Торосово Пуховой Галиной Николаевной. «Воспоминания об усадьбе барона Врангеля» (Приложение 1)

Воспитатели

4 неделя

Беседа с детьми «Природа родной деревни»

Дидактическая игра «Знатоки природы»

Воспитатели

январь

1 неделя

Рассматривание в книжном уголке иллюстрационного материала о родной деревне. Художественное творчество «Бароновка» (Приложение 5)

Дидактическая игра: «Где я живу?»

Воспитатели

2 неделя

Беседа с детьми, о памятнике героям, погибшим, защищая своё отечество

Дидактическая игра: «Где я живу», «Узнай по описанию»

Воспитатели

3 неделя

Экскурсия к братскому захоронению (возложение венка и цветов ко Дню снятия блокады).

Воспитатели

4 неделя

Игра – викторина «Знатоки родной деревни»

(Приложение 4)

Воспитатели

Заключение

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Встречи с достопримечательностями родной деревни помогли раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировать некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группах, помогла осуществить основные направления в работе над проектом. Посещение краеведческого мини-музея дали представление детям о жизни людей в прошлом. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду, помогли воссоздать образ подлинного строения дворца.

Достигнутые результаты:

Проанализировав этапы реализации данного проекта, хотелось бы отметить, положительные результаты которых удалось добиться:

  • рост познавательной активности детей повысился;
  • высокий уровень социализации детей групп: дети являются активными участниками  всех мероприятий;
  • обобщение и распространение опыта на тему «Моя малая Родина» как важнейший компонент патриотического воспитания;
  • качественное изменение условий для социально - нравственного воспитания подрастающего поколения;
  • совершенствование системы работы по патриотическому воспитанию;
  • повышение компетентности и профессионализма педагогов в своей работе;
  • повышение активности родителей в делах группы и детского сада.

Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, так как у детей возник интерес к жизни своей небольшой, но исторически важной деревни.

Литература

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников/для работы с детьми 5-7 лет, - М : Издательство Мозаика-Синтез, 2008г.

2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М: Айрис-Пресс, 2006г.

3. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т.И. Оверчук. – М., 2004.

4. Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.

5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в Росси. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

6. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192 с.

Интернет ресурсы