Проект "Экологическая тропа"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Проект "Экологическая тропа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Экологическая тропа"53.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида №33»

(МБДОУ «Детский сад №33»)

Проект: «Экологическая тропа»

Участники реализации проекта: обучающиеся 4-7 лет

Сроки реализации проекта: 3 месяца

 

 Авторский коллектив МБДОУ

«Детский сад № 33» в составе воспитателей:

1. Сашнева Олеся Анатольевна

2. Стрельникова Валентина Васильевна

3. Емельянова Анастасия Васильевна

4. Пантелеева Наталья Александровна

5. Козлова Марина  Александровна

Ачинск, 2021


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Создание экологической тропы на территории ДОО способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнениям к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.

На экологической тропе обучения и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, её мировоззрения.

Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обуславливает содержание, методы и формы организации учебно – воспитательного процесса на тропе.

Основными видами деятельности на детей во время прогулок на тропе является игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развивается память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствует формированию чувства прекрасного, воспитывает любовь к природе, желание её беречь, охранять.

Проблема. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Экологическая тропа располагается на территории детского сада, в районе 28 квартала, который можно охарактеризовать как чистый и быстрорастущий. Главная проблема на данный момент как квартала, так и территории МБДОУ «Детский сад № 33», в частности – низкий процент озеленения. Решение подобной проблемы кроется в создании зон озеленения к которым относится экологическая тропа.

 Новизна 

Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление дошкольного воспитания.

Новизна данного проекта в том, что проведение воспитательно – образовательной работы с детьми, просветительская работа с населением, работниками дошкольных учреждений и родителями детей, выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.

       На подготовительном этапе идёт детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов. Составление картосхемы тропинки разного назначения: в помощь воспитателям для детей. Картосхемы для детей содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребёнка объектов, стрелок, указывающих маршрут движения. Чем меньше возраст детей, тем лаконичней должна быть схема. Для младшего возраста делаются крупные, яркие рисунки привлекательных для них объектов, нарисованная птичка, дерево, яркий цветок. Впоследствии эти рисунки соединяются линией – дорожкой, которая прокладывает их путь от одного объекта к другому. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа. «Хозяин тропы» будет давать детям задания и приглашать к себе в гости.

Работы по созданию экологической тропы, закупки материалов, завоз земли, песка, разбивка клумб и дорожек, высадка деревьев, оформление территории. Привлечение родителей и посильная помощь детей  в создании экологической тропы.

         На основном этапе проекта составление паспорта экологической тропы. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями; наблюдение за живой и неживой природой, установление простейших взаимосвязей в природе, проведение исследовательской, игровой, театрализованной и других видов деятельности.

На завершающем этапе проекта пройдет фестиваль «Краски родной природы», который будет реализован в рамках  детского сада, где будут организованы различные площадки (в соответствии с зонами экологической тропы), в которых смогут принять участие дети и родители.  

Важные этапы проекта будут освещены в СМИ города Ачинска, на странице проекта в соцсетях и на сайте ДОО.

Педагоги обсудят значимость данной работы с детьми старшего дошкольного возраста.  Будут подведены итоги проекта, что получилось сделать, чего добились, какие пути сотрудничества наметили. На этом этапе будет подготовлен отчет о деятельности по проекту.  

Актуальность проекта

        Проблема экологического образования – одно из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Для формирования у детей экологического мировоззрения, нами был разработан проект: «Экологическая тропа». Через самостоятельную поисково – исследовательскую деятельность дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность и упорядочить свои представления о мире.

       Принципы, которые положены в основу работы:

- принцип краеведения;

- принцип «позитивного центризма»;

- принцип природосообразности и доступности понятий;

- принцип научности и доступности понятий:

- принцип «спирали»;

- принцип междисциплинарности и интеграции содержания.

Принцип краеведения (изучение природы родного края) позволяет:

-  формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;

-    использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы  они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;

- создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребёнок имеет возможность проявлять свою индивидуальность, что в значительной степени стимулирует его саморазвитие.

      Обучение строится «от ребёнка» в направлении расширения его познания. В педагогике этот принцип называется педоцентризмом или (по Н. Ф. Виноградовой) позитивным центризмом. Когда в содержание программы отбираются наиболее актуальные для ребёнка этого возраста знания. Причем педагогический процесс будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма, т. е. при соблюдении принципа природосообразности. При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются. Насыщаются содержанием. Постепенно переходя в понятия. Таким образом, естественнонаучные знания оформляются по схеме: «представления – понятия – знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержания. Кроме того, необходимо, чтобы реализовывался принцип «спирали», когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам  и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя естественнонаучные представления и понятия, учась применять более сложные приёмы и методы исследования. Принцип междисциплинарности и интеграции позволяет соединить всю воспитательно – образовательную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе. Усложнение материала идёт от возраста к возрасту по принципу: «от простого к сложному». По мере совершенствования знаний и ручных навыков детей, усложняется и содержание деятельности по уходу за растениями. Таким образом, экологическое развитие строится по схеме:

 - природа – человеку (материальная, эстетическая и оздоровительная значимость природы);

- человек – природе (положительная и отрицательная деятельность человека в природе);

 -правила охраны природы; личное участие каждого в природоохранных мероприятиях.

     Педагогическая  целесообразность.

Экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию об этих объектах. В качестве объектов выбраны различные виды дикорастущих и культурных растений, лекарственные растения, альпийская горка, клумбы, различные виды деревьев.

В дальнейшем можно дополнять её новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения. При выборе объектов типичных для местной природы.

Экологическая тропа рассчитана на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывается доступность. Эмоциональная насыщенность и информационная ёмкость.

Тематика экскурсий, проводимых,  на экологической тропе различна и зависит от целей работы и возрастного состава детей.

       Отличительные особенности

Отличительной особенностью данного проекта является  формирование осознанно – правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.

Возраст детей

Проект рассчитан  на  обучающихся 4-7 лет.

Сроки реализации

Срок реализации проекта три месяца: с июня по конец августа 2021г.

Цель: развитие предпосылок к естественно – научной грамотности у обучающихся  детей  среднего и старшего дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность  с помощью экологической тропы.

Задачи:

- развивать познавательный интерес детей к миру природы, прививать чувство ответственности за её сохранность через непосредственное участие детей в озеленении территории ДОО и уходу за посаженными растениями;

- включить родителей (законных представителей) в деятельность по созданию экологической тропы посредством изготовления нестандартного оборудования для работы в созданных зонах (метеостанция и др.);

- осветить проект через информационную кампанию в СМИ г. Ачинска, страницу в соцсетях, сайт ДОО;

Сроки реализации: июнь - август 2021г.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Озеленение территории ДОО растениями.

2. Оснащение детской игровой площадки ДОО новыми объектами, пригодными для исследовательской, оздоровительной и игровой деятельности.

       3.Будет изготовлено не менее 10 зон: «цветочные часы»;  «альпинарий; «зелёная аптека»; «капитошка»; «рябинник»; «живая изгородь»; «фитонцидный уголок»; «тропа здоровья»; «чудо – дерево»; - «метеостанция»; «эко – дом для полезных насекомых»; «птичий городок».

      4. Разработано не менее 3 презентаций на тему «Естественно - научная грамотность».

      5. В реализации проекта будет задействовано не менее 101 ребенка в возраста от 4 до 7 лет, из них 23 ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

      6.   Выйдет не менее 1 видеоролика  о проекте в местных СМИ.

       7. Отчёты по каждому этапу проекта будут выставлены на  сайт МБДОУ «Детский сад № 33» и на странице проекта в соцсетях.

Конечный результат:

- комплексная эколого - развивающая среда, каждый компонент которой отвечает принципу функционального комфорта и основным этапам развития детской деятельности.


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОЕКТА

п\п

Перечень разделов

Тема

Мероприятие

Дата

Формы организации

Ι.

1.1

Подготовительный

Целевая прогулка по территории ДОО

01.06.2021-07.06.2021

Детальное обследование территории детского сада с

выбор места расположения экологической тропы.

1.2

Конкурс рисунков «Хозяин экологической тропы»

01.06.2021г. - 04.06.2021г

Выбор сказочного персонажа, олицетворяющего хозяина экологической тропы

1.3

Пункты маршрута

07.06.2021- 11.06.2021г.

Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.

1.4

Составление паспорта экологической тропы

21.06.2021

1.5

Методические рекомендации

01.06.2021-21.06.2021

Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.

1.6

Создание экологической тропы.

08.06.2021

-

15.06.2021

Закупки материалов, завоз земли, песка, разбивка клумб и дорожек, высадка деревьев, оформление территории.

ΙΙ.

2.1

Основной

Торжественное открытие экологической тропы

25.06.2021

фестиваль «ЭКОЛОГиЯ»;

2.2

Знакомство детей с маршрутом экологической тропы

28.06.2021 -01.07.2021

экскурсии (ознакомительные и целевые)

2.3

Осуществление ухода за экологической тропой

В течение реализации проекта

«Трудовой десант»

2.4

 «Что изменилось?», «Следопыты», «Найти по названию», «Когда это бывает?» «Найди по описанию»,  «Экологическая цепочка», «С какого дерева листок», «Микропоход», «Звуки природы», «Окна Земли»

05.07.2021-12.07.2021

подвижные и дидактические игры экологического содкржания

2.5

Работа на метеостанции

В течение проекта

Ведение календаря погоды

2.6

«Берегите природу», «Сон о золотой рыбке и зелёном лесе», «В гостях хорошо, а дома лучше», «Домик для совы», «Волшебная сила добра»

13.07.2021-15.07.2021

чтение экологических сказок

2.7

«В гостях у природы» (решение  логических задач экологического содержания,   обучающие ситуации с игровой мотивацией)

16.07.2021

экологический квест

2.8

Совместное творчество детей и родителей

01.07.2021-09.07.2021

Экорисунок – «Защитим природу вместе»,

26.07.2021-30.07.2021

экобуклет – 2021

09.08.2021-13.08.2021

экофото – 2021

ΙΙΙ

3.1

Заключительный

Подведение итогов

20.08. 2021

Экологический фестиваль

«Краски родной природы»

3.2

Педагоги обсудят значимость данной работы с детьми старшего дошкольного возраста.  Будут подведены итоги проекта, что получилось сделать, чего добились, какие пути сотрудничества наметили

23.08.2021

Отчет о деятельности по реализации проекта


 

Содержание проекта.

 Проект будет реализован на базе  МБДОУ «Детский сад № 33»  в средних, старших и подготовительных группах. Реализация проекта начнётся с погружения детей в проблему недостаточного развития естественно - научной грамотности детей дошкольного возраста.

В реализации нашего проекта три этапа:

1. Подготовительный.

На данном этапе мы планируем ознакомление и приобщение воспитанников старшего дошкольного  возраста с научными составляющими и с нетрадиционными атрибутами для экологического воспитания. Планируется привлечение родителей в изготовлении нестандартного оборудования для экологической тропы.

Нестандартное оборудование должно быть:

Безопасным;

Максимально эффективным;

Удобным к применению;

Компактным;

Универсальным;

Технологичным и простым в применении;

Эстетичным.

          На подготовительном этапе будет организовано детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов для озеленения. Затем будет организовано составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов. Следующим шагом будет выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа и изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку. Педагогами будут составлены рекомендации по работе с детьми на каждой точке.

2. Основной.

        На данном этапе будут проведены различные мероприятия: открытие экологической тропы – фестиваль «ЭКОЛОГиЯ»; экскурсии (ознакомительные и целевые) по зонам экологической тропы; подвижные и дидактические игры «Что изменилось?», «Следопыты», «Найти по названию», «Когда это бывает?» «Найди по описанию»,  «Экологическая цепочка», «С какого дерева листок», «Микропоход», «Звуки природы», «Окна Земли» и др.; ведение календаря погоды; экологический квест «В гостях у природы» (решение  логических задач экологического содержания,   обучающие ситуации с игровой мотивацией);  чтение экологических сказок «Берегите природу», «Сон о золотой рыбке и зелёном лесе», «В гостях хорошо, а дома лучше», «Домик для совы», «Волшебная сила добра»; конкурсы (для совместного участия с родителями): Экорисунок – «Защитим природу вместе», экобуклет – 2021, экофото – 2021. Будет организован «Трудовой десант», который будет следить за состоянием экологической тропы (поливать растения, очищать от мусора, полоть траву и т.д).

        На данных мероприятиях ребёнок не только будет развивать свои способности в познавательной деятельности, но и будет учиться проводить просветительскую работу среди сверстников и взрослых о необходимости беречь природу. Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей. Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают. Получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развивается память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание её беречь и сохранять.

3. Завершающий.

Подведение итогов.  Пройдет фестиваль «Краски родной природы», который будет реализован в рамках  детского сада, где будут организованы различные площадки (в соответствии с зонами экологической тропы), в которых смогут принять участие дети и родители.  

Важные этапы проекта будут освещены в СМИ города Ачинска, на странице проекта в соцсетях и на сайте ДОО.

Педагоги обсудят значимость данной работы с детьми старшего дошкольного возраста.  Будут подведены итоги проекта, что получилось сделать, чего добились, какие пути сотрудничества наметили. На этом этапе будет подготовлен отчет о деятельности по проекту.  

Условия реализации проекта

Для эффективной реализации  проекта   должны быть созданы следующие условия:

Нормативные условия:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2021 № 273-ФЗ;
  • Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период 2024 года».

Педагогические условия:

В проекте «Экологическая тропа» участвуют воспитатели  и воспитанники групп среднего и старшего дошкольного возраста, и их  родители, заместитель заведующего  по ВОР, инструктор по физической культуре. 

Развивающая предметно-пространственная среда:

      Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Оборудование 

     Материально-техническими условиями реализации проекта является пополнение РППС нестандартным оборудованием  по экологическому воспитанию и развитию  детей дошкольного возраста, силами педагогов, родителей.

Материально-технические условия:

          Игровая деятельность является главной движущей силой развития ребёнка в дошкольном возрасте, поэтому создание материальных условий для ее полноценной реализации - необходимое требование к предметной среде ДОО.

           В данном проекте на подготовительном этапе для изготовления нестандартного оборудования для проведения мероприятий планируется использовать бросовый материал, списанный материал, подручные средства.

Условия информационного обеспечения:

         Все этапы реализации проекта будут освещаться на сайте ДОО, на специальной странице проекта в соцсетях. Выйдет не менее 1 сюжета в СМИ города Ачинска. Используя возможности программы PowerPoint, педагоги нашего детского сада создадут  презентацию  на тему «Экологическая тропа». Выполненная презентация пополнит  мультимедийную библиотеку каждого педагога, группы и ДОО в целом.

Список использованных источников

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.
  2. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005.
  3. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001.
  4. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004.
  5. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008.
  6. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - Москва: Айрис- пресс, 2002.
  7. Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  8.  Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002.
  9. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004.
  10. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. - Москва: Центр педагогического образования, 2008.

Смета расходов для реализации проекта

п/п

Необходимый материал

Количество

1

Земля

5 тонн

2

Камни

1 тонна

                                                          Итого:

5 тонн

1 тонна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....