Конспект НОД " Экологический КВН"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Самохина Алина Игоревна

 

 

Конспект ОД

в подготовительной группе

по познавательному развитию (ознакомление с природой)

 

«Экологический КВН»

 

 

Воспитатель: Самохина А.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Каменск – Шахтинский

Программное содержание:

  1. Обобщить представления о значении природы в жизни людей; о растениях; домашних и диких животных, о среде их обитания; об изменениях, происходящих в природе в течении года.
  2. Углубить знания о погоде и погодных условиях.
  3. Закрепить знания, полученные в процессе непосредственно образовательной деятельности по развитию экологических представлений.
  4. Формировать бережное отношение ко всему живому.
  5. Продолжать формировать связную речь, учить связно, лаконично отвечать на поставленные вопросы.
  6. Развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление, эрудицию.
  7. Увлечь детей в радостное переживание от совместной командной деятельности.
  8. Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, учить соблюдать правила игры, умение слушать ответы и дополнять их.

Предварительная работа: проведение НОД, бесед на экологические темы, дидактических игр, опытов, наблюдение за изменениями в природе. Чтение художественной и познавательной литературы, разучивание стихов, песен по теме. Оформление символики команд, разучивание девиза.

Материал и оборудование:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход деятельности

Воспитатель: Сегодня мы проводим КВН. Поприветствуйте участников игры.

Под музыку П.И.Чайковского «Времена года» в группу входят две команды и встают напротив друг друга.

Воспитатель: Капитаны, представьте свои команды.

Команды рассказывают девиз. Воспитатель представляет членов жюри.

1 команда «Солнышко».

Девиз: «Берегите нашу планету, ведь другой на свете нету!»

2 команда «Капелька».

Девиз: « Дерево, трава, цветок и птица, не всегда сумеют защититься! Если будут уничтожены они –  на планете мы останемся одни».

Воспитатель: Замечательный писатель и большой любитель природы М.Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для  нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

Воспитатель: Доброе утро, дорогие друзья! Приветствуем вас в Клубе веселых и находчивых! Наш КВН сегодня называется – «Знатоки природы».

Команды проходят на места.

Воспитатель: По итогам каждого раунда жюри будут начислять командам баллы. Пусть победит сильнейший! Начинаем игру! Первый раунд – разминка.

Воспитатель задает вопросы. Побеждает та команда, члены которой дали больше правильных ответов.

  1. В какое время года происходит листопад?
  2. Какая птица называется «Лесным доктором»?
  3. Когда в саду малина поспевает?
  4. У какого дерева белый ствол?
  5. Когда в лесу подснежник расцветает?
  6. Какое растение помогает вылечить рану?
  7. Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края?
  8. Когда на солнце белый снег сверкает?
  9. Кто носит свой дом на спине?
  10. Как называется домик для птиц сделанный руками человека?
  11. Как одним словом называются животные, которые живут в лесу?
  12. Карась,сом, щука,лещ?
  13. Кто в лесу плетет паутину?
  14. Назовите детенышей курицы?
  15. Что такое зеленый покров Земли?
  16. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда?
  17. Когда белочка орешки запасает?\Какого зверя можно назвать длинноухим?\
  18. Кто был летом рыжий, а зимой становиться серым?
  19. У какой птицы грудка красная?
  20. Стрекоза,муравей, комар, бабочка – кто это?
  21. Ворона,воробей,ласточка, скворец – это кто?
  22. На березе выросли три большие и две маленькие шишки. Сколько всего шишек на березе?
  23. Яблоки растут на дубе или сосне?
  24. С дерева сорвали четыре свеклы, а с куста три моркови. Сколько фруктов сорвали с дерева и куста?
  25. Чего больше на поле: ромашек или цветов?
  26. Кого в лесу больше: медведей или зверей?
  27. Когда орешки белка запасает?
  28. Сколько ног у паука?
  29. Какая птица лечит деревья?
  30. У какого дерева белый ствол?
  31. Какое растение помогает вылечить рану?
  32. Как одним словом называют животных, которые живут в лесу?
  33.  Какой лес называют лиственным?
  34. Кто в лесу зимой спит?
  35.  Как называется дом для муравьев?
  36. Когда собирают урожай с полей и огородов?
  37.  Какую птицу называют «лесное радио»?

    Воспитатель: Молодцы ребята! Вы хорошо справились с этим заданием. Второй раунд – конкурс капитанов. Вы все знаете, что такое красная книга. Но, может быть, капитаны, ответив на мои вопросы, помогут вам узнать что-нибудь новое.  Первая красная книга была создана в 1948 году. Международная Красная книга, изданная в 1966 году, имела необычные страницы. Чем они отличались от обычных книжных страниц? (Они были разного цвета: красные, желтые, белые и зеленые).

   О каких животных рассказывалось на страницах каждого цвета? ( На страницах красного цвета записывали названия животных, которые могут исчезнуть в ближайшее время. На страницах зеленого цвета – тех, которых уже удалось спасти. На белых страницах – о животных, которые редко встречаются на земле, а на желтых – о тех, которые часто встречаются, но их численность сокращается).

       Назовите растения и животные, которые занесены в Красную книгу России. (Ландыш, лесные фиалки, женьшень. Тигр, зубр, черный аист)

 Воспитатель: Молодцы! Теперь третий раунд – « Опыты и эксперименты».

Задания для первой команды.

     Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что произойдет если маленький кусочек пластилина бросить в стакан с водой, а затем в стакан с минеральной водой? (Ответы детей).

     Дети проводят эксперимент: бросают в стакан с минеральной водой кусочек пластилина, который опускается на дно, а потом поднимается на поверхность. Объясняют, почему это произошло? (Пластилин всплывает, потому что, в минеральной воде есть пузырьки газа, которые выталкивают пластилин наверх.)

      Что тяжелее: перо или камень? (Камень). Докажите. (Дети одновременно бросают с определенной высоты камень и перо. Делают вывод: камень падает быстрее, значит он тяжелее).

Задание для второй команды.

«В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются».

      Перед детьми стоят два стакана с водой. В один из них попросить детей положить  песок и попробовать размешать ложкой. Что получается? Возьмите другой стакан и положите в него ложку сахара, размешайте. Что теперь произошло? В каком из стаканов песок растворился? Попросить сделать вывод. 

Взять два  воздушных шарика. Один надуть. А другой оставить в прежнем состоянии. Чем вы наполнили шарик.

Содержание опыта:

Подвести детей к пониманию веса воздуха Воздух имеет вес. Положите на чаши весов надутый и не надутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит

     Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем, поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится так как воздух при охлаждении сжимается.

 

Физминутка.

«Тополь-ива-ель»

Детям дается установка: Один хлопок – тополь. Дети превращаются в тополь – выпрямленные руки подняты и соединены над головой. Два хлопка – ива, дети наклоняются свесив руки вниз. Три хлопка – ель, руки опущены, чуть расставлены в стороны.

Воспитатель: А теперь команды должны найти правильно решение сложных ситуаций.

Ситуация для первой команды.

Катя и Витя гуляли по парку и увидели на дереве надломанную ветку. Витя предложил сломать ее до конца и замазать рану на дереве глиной. У Кати было другое предложение. Дети спасли ветку. Что предложила сделать Катя. (Вернуть ветку в первоначальное положение, замазать поверхность надлома глиной и перевязать носовым платком.)

Ситуация для второй команды.

Рома и Петя нашли в кустах птенца, выпавшего из гнезда. Петя предложил взять его домой. Рома отказался. Как он объяснил свой отказ?. ( Дома птенец погибнет, потому что дети не знают, как правильно его кормить. Лучше отойти от птенца. Мама птица сама позаботиться о нем.)

Музыкальная пауза.

Замечательные композиторы и художники в своих произведениях показали красоту природы в разное время года. Послушаем музыку Чайковского и посмотрим на репродукции полотен русских художников –пейзажистов.

Звучит аудиозапись фрагментов четырех музыкальных произведений из цикла «Времена года». Каждая команда получает набор репродукций пейзажей И.И. Шишкина, И.И.Левитана, А.К. Саврасова. Дети показывают репродукции, иллюстрирующие на их взгляд, определенные музыкальные фрагменты в порядке их звучания. Если игроки смогут вспомнить название картин и их авторов, команде начисляются поощрительные баллы.

Быстро встаньте. 
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

Воспитатель: Вы все справились с заданиями. Последний пятый раунд – блиц.

Сейчас мы проверим, что наши команды знают о природе. Команды отвечают по очереди.

  1. Почему на земле происходит смена дня и ночи? (Потому что, Земля вращается вокруг своей оси. Освещается и согревается та часть поверхности Земли, которая обращена к Солнцу.)
  2. Что произойдет, если солнечные лучи не будут освещать и согревать Землю? (Все живое погибнет).
  3. Что происходит в природе, когда световой день короткий? (Наступают холода, многие животные впадают в спячку.)
  4. Какой газ выделяют зеленые части растений на свету?  (это кислород).
  5. Кого называют санитарами леса? (муравьев, птиц)
  6. Назовите отличия живой и неживой природы?
  7. Без труда не вынешь рыбку из ... (пруда)
    Слово не воробей, вылетит ... (не поймаешь)
    За двумя зайцами погонишься, ни одного ... (не поймаешь)
    Без корня и полынь не ...(растёт)
    Лето припасиха, а зима ... (подбериха)

 

Воспитатель: Слово предоставляется нашим членам жюри.

Воспитатель:  Ну вот и подошел к концу наш  экологический КВН. Вы очень старались. Четко выполняли все задания, работали дружно, сплоченно в своих командах. Продемонстрировали свои знания и доказали, что являетесь настоящими знатоками природы.

Воспитатель: Ой! Что это за стук в дверь? Наверное, кто то решил прийти к нам в гости.(Воспитатель идет открывать дверь, а там посылка).

Воспитатель: Интересно от кого эта посылка. Читает записку. В подарке книга о природе, грибы и орешки от всех животных с благодарностью.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_kvn.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД

в подготовительной группе

по познавательному развитию (ознакомление с природой)

«Экологический КВН»

Воспитатель: Самохина А.И.

г. Каменск – Шахтинский

Программное содержание:

  1. Обобщить представления о значении природы в жизни людей; о растениях; домашних и диких животных, о среде их обитания; об изменениях, происходящих в природе в течении года.
  2. Углубить знания о погоде и погодных условиях.
  3. Закрепить знания, полученные в процессе непосредственно образовательной деятельности по развитию экологических представлений.
  4. Формировать бережное отношение ко всему живому.
  5. Продолжать формировать связную речь, учить связно, лаконично отвечать на поставленные вопросы.
  6. Развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление, эрудицию.
  7. Увлечь детей в радостное переживание от совместной командной деятельности.
  8. Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, учить соблюдать правила игры, умение слушать ответы и дополнять их.

Предварительная работа: проведение НОД, бесед на экологические темы, дидактических игр, опытов, наблюдение за изменениями в природе. Чтение художественной и познавательной литературы, разучивание стихов, песен по теме. Оформление символики команд, разучивание девиза.

Материал и оборудование:

Ход деятельности

Воспитатель: Сегодня мы проводим КВН. Поприветствуйте участников игры.

Под музыку П.И.Чайковского «Времена года» в группу входят две команды и встают напротив друг друга.

Воспитатель: Капитаны, представьте свои команды.

Команды рассказывают девиз. Воспитатель представляет членов жюри.

1 команда «Солнышко».

Девиз: «Берегите нашу планету, ведь другой на свете нету!»

2 команда «Капелька».

Девиз: « Дерево, трава, цветок и птица, не всегда сумеют защититься! Если будут уничтожены они –  на планете мы останемся одни».

Воспитатель: Замечательный писатель и большой любитель природы М.Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для  нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

Воспитатель: Доброе утро, дорогие друзья! Приветствуем вас в Клубе веселых и находчивых! Наш КВН сегодня называется – «Знатоки природы».

Команды проходят на места.

Воспитатель: По итогам каждого раунда жюри будут начислять командам баллы. Пусть победит сильнейший! Начинаем игру! Первый раунд – разминка.

Воспитатель задает вопросы. Побеждает та команда, члены которой дали больше правильных ответов.

  1. В какое время года происходит листопад?
  2. Какая птица называется «Лесным доктором»?
  3. Когда в саду малина поспевает?
  4. У какого дерева белый ствол?
  5. Когда в лесу подснежник расцветает?
  6. Какое растение помогает вылечить рану?
  7. Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края?
  8. Когда на солнце белый снег сверкает?
  9. Кто носит свой дом на спине?
  10. Как называется домик для птиц сделанный руками человека?
  11. Как одним словом называются животные, которые живут в лесу?
  12. Карась,сом, щука,лещ?
  13. Кто в лесу плетет паутину?
  14. Назовите детенышей курицы?
  15. Что такое зеленый покров Земли?
  16. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда?
  17. Когда белочка орешки запасает?\Какого зверя можно назвать длинноухим?\
  18. Кто был летом рыжий, а зимой становиться серым?
  19. У какой птицы грудка красная?
  20. Стрекоза,муравей, комар, бабочка – кто это?
  21. Ворона,воробей,ласточка, скворец – это кто?
  22. На березе выросли три большие и две маленькие шишки. Сколько всего шишек на березе?
  23. Яблоки растут на дубе или сосне?
  24. С дерева сорвали четыре свеклы, а с куста три моркови. Сколько фруктов сорвали с дерева и куста?
  25. Чего больше на поле: ромашек или цветов?
  26. Кого в лесу больше: медведей или зверей?
  27. Когда орешки белка запасает?
  28. Сколько ног у паука?
  29. Какая птица лечит деревья?
  30. У какого дерева белый ствол?
  31. Какое растение помогает вылечить рану?
  32. Как одним словом называют животных, которые живут в лесу?
  33.  Какой лес называют лиственным?
  34. Кто в лесу зимой спит?
  35.  Как называется дом для муравьев?
  36. Когда собирают урожай с полей и огородов?
  37.  Какую птицу называют «лесное радио»?

    Воспитатель: Молодцы ребята! Вы хорошо справились с этим заданием. Второй раунд – конкурс капитанов. Вы все знаете, что такое красная книга. Но, может быть, капитаны, ответив на мои вопросы, помогут вам узнать что-нибудь новое.  Первая красная книга была создана в 1948 году. Международная Красная книга, изданная в 1966 году, имела необычные страницы. Чем они отличались от обычных книжных страниц? (Они были разного цвета: красные, желтые, белые и зеленые).

   О каких животных рассказывалось на страницах каждого цвета? ( На страницах красного цвета записывали названия животных, которые могут исчезнуть в ближайшее время. На страницах зеленого цвета – тех, которых уже удалось спасти. На белых страницах – о животных, которые редко встречаются на земле, а на желтых – о тех, которые часто встречаются, но их численность сокращается).

       Назовите растения и животные, которые занесены в Красную книгу России. (Ландыш, лесные фиалки, женьшень. Тигр, зубр, черный аист)

 Воспитатель: Молодцы! Теперь третий раунд – « Опыты и эксперименты».

Задания для первой команды.

     Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что произойдет если маленький кусочек пластилина бросить в стакан с водой, а затем в стакан с минеральной водой? (Ответы детей).

     Дети проводят эксперимент: бросают в стакан с минеральной водой кусочек пластилина, который опускается на дно, а потом поднимается на поверхность. Объясняют, почему это произошло? (Пластилин всплывает, потому что, в минеральной воде есть пузырьки газа, которые выталкивают пластилин наверх.)

      Что тяжелее: перо или камень? (Камень). Докажите. (Дети одновременно бросают с определенной высоты камень и перо. Делают вывод: камень падает быстрее, значит он тяжелее).

Задание для второй команды.

«В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются».

      Перед детьми стоят два стакана с водой. В один из них попросить детей положить  песок и попробовать размешать ложкой. Что получается? Возьмите другой стакан и положите в него ложку сахара, размешайте. Что теперь произошло? В каком из стаканов песок растворился? Попросить сделать вывод.  

Взять два  воздушных шарика. Один надуть. А другой оставить в прежнем состоянии. Чем вы наполнили шарик.

Содержание опыта:

Подвести детей к пониманию веса воздуха Воздух имеет вес. Положите на чаши весов надутый и не надутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит

     Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем, поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится так как воздух при охлаждении сжимается.

Физминутка.

«Тополь-ива-ель»

Детям дается установка: Один хлопок – тополь. Дети превращаются в тополь – выпрямленные руки подняты и соединены над головой. Два хлопка – ива, дети наклоняются свесив руки вниз. Три хлопка – ель, руки опущены, чуть расставлены в стороны.

Воспитатель: А теперь команды должны найти правильно решение сложных ситуаций.

Ситуация для первой команды.

Катя и Витя гуляли по парку и увидели на дереве надломанную ветку. Витя предложил сломать ее до конца и замазать рану на дереве глиной. У Кати было другое предложение. Дети спасли ветку. Что предложила сделать Катя. (Вернуть ветку в первоначальное положение, замазать поверхность надлома глиной и перевязать носовым платком.)

Ситуация для второй команды.

Рома и Петя нашли в кустах птенца, выпавшего из гнезда. Петя предложил взять его домой. Рома отказался. Как он объяснил свой отказ?. ( Дома птенец погибнет, потому что дети не знают, как правильно его кормить. Лучше отойти от птенца. Мама птица сама позаботиться о нем.)

Музыкальная пауза.

Замечательные композиторы и художники в своих произведениях показали красоту природы в разное время года. Послушаем музыку Чайковского и посмотрим на репродукции полотен русских художников –пейзажистов.

Звучит аудиозапись фрагментов четырех музыкальных произведений из цикла «Времена года». Каждая команда получает набор репродукций пейзажей И.И. Шишкина, И.И.Левитана, А.К. Саврасова. Дети показывают репродукции, иллюстрирующие на их взгляд, определенные музыкальные фрагменты в порядке их звучания. Если игроки смогут вспомнить название картин и их авторов, команде начисляются поощрительные баллы.

Быстро встаньте. 
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

Воспитатель: Вы все справились с заданиями. Последний пятый раунд – блиц.

Сейчас мы проверим, что наши команды знают о природе. Команды отвечают по очереди.

  1. Почему на земле происходит смена дня и ночи? (Потому что, Земля вращается вокруг своей оси. Освещается и согревается та часть поверхности Земли, которая обращена к Солнцу.)
  2. Что произойдет, если солнечные лучи не будут освещать и согревать Землю? (Все живое погибнет).
  3. Что происходит в природе, когда световой день короткий? (Наступают холода, многие животные впадают в спячку.)
  4. Какой газ выделяют зеленые части растений на свету?  (это кислород).
  5. Кого называют санитарами леса? (муравьев, птиц)
  6. Назовите отличия живой и неживой природы?
  7. Без труда не вынешь рыбку из ... (пруда)
    Слово не воробей, вылетит ... (не поймаешь)
    За двумя зайцами погонишься, ни одного ... (не поймаешь)
    Без корня и полынь не ...(растёт)
    Лето припасиха, а зима ... (подбериха)

Воспитатель: Слово предоставляется нашим членам жюри.

Воспитатель:  Ну вот и подошел к концу наш  экологический КВН. Вы очень старались. Четко выполняли все задания, работали дружно, сплоченно в своих командах. Продемонстрировали свои знания и доказали, что являетесь настоящими знатоками природы.

Воспитатель: Ой! Что это за стук в дверь? Наверное, кто то решил прийти к нам в гости.(Воспитатель идет открывать дверь, а там посылка).

Воспитатель: Интересно от кого эта посылка. Читает записку. В подарке книга о природе, грибы и орешки от всех животных с благодарностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Экологическая сказка "Пожар в лесу".

Комплексное занятие: познавательное + лепка. Развивать нравственные чувства - сожаление, сочувствие, замечать эмоциональное состояние героя. Развивать у детей осознанное отношение к семье, любовь к б...

Конспект по экологическому воспитанию для старшей группы "Волшебница вода".

Цели:1. Образовательные: ознакомление детей со свойствами воды (отсутствие собственной формы; текучесть; пар тоже вода; вода может растворять одни предметы и не может растворять другие предметы); разв...

Конспект по экологическому воспитанию на тему:: "Дождик песенку поет"

Программное содержание: продолжать знакомить дошкольников с явлениями неживой природы – водой. Расширять представления о свойствах воды: цвет, прозрачность, льется и т.д. побуждать детей проводить с в...

Конспект весеннего экологического развлечения для детей младшего дошкольного возраста по теме "Наши соседи - насекомые""

Экологическое развлечение как завершение проектной деятельности по теме "Наши соседи - насекомые"...

конспект по экологическому воспитанию "Беседа о картофеле"

дать представление о происхождении картофеля, приемах его возделыванияактивизировать и обогащать словарный запас  детейзакреплять знания детей об овощахсогласовывать свои действия с действиями др...

Конспект спортивно-экологического досуга с родителями «Мама, папа, я — экологическая семья»

laquo;Мама, папа, я – экологическая семья»Цель:-Приобщать родителей к рациональным формам проведения семейного досуга; показать конкурсы, занимательные эстафеты, которые позволяет родител...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...