Познавательно-исследовательская деятельность
план-конспект занятия по окружающему миру

Романенко Наталья Олеговна

Формирование первичных представлений ребенка об окружающем мире путем познавательно-исследовательской деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательной учреждение детский сад №38 «Домовенок»

ПЛАН

работы по изготовлению поделок в технике оригами

Подготовила: Романенко Н.О.,

воспитатель

г. Нижневартовск

2021

Пояснительная записка

Возможности в изготовлении поделок по оригами в воспитательном процессе нельзя недооценить. Эта продуктивная деятельность, результат которой ребенок видит практически сразу, а не по истечению длительного

времени. Это очень важно, так как у малышей долгое ожидание результата приводит к потере интереса. Полученное изделие – всегда может быть применено в качестве подарка, праздничного украшения помещений, игрушки или дидактического материала. Сам процесс изготовления

бумажных фигурок способствует решению многих задач стоящих перед дошкольным воспитанием.

Занятия оригами развивает кисти рук, способствуют и развитию психических процессов, таких как внимание, память, мышление, воображение.

Цель: заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами. Приобщать детей к мировой культуре.

Задачи:

  • Воспитывать у детей 5-6 лет трудолюбие, вызвать желание довести начатое дело до конца.
  • Способствовать развитию конструктивных и творческих способностей с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Развивать

мелкую моторику рук.

  • Развивать способность анализировать, планировать, создавать конструкцию по образцу, формировать умение действовать в соответствии со словесными инструкциями педагога.

План работы по изготовлению поделок в технике оригами

Тема

Месяц

1

«Лисичка»

сентябрь

2

«Щенок»

октябрь

3

«Зайчик»

ноябрь

4

«Волк»

декабрь

5

«Мышка»

январь

6

«Бабочка»

февраль

7

«Цветочек»

март

8

«Пасхальная

курочка»

апрель

9

«Лягушонок»

май

Использованная литература:

1 Мусиенко С.И. «Оригами в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Обруч, 2010 г. 



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №38 «ДОМОВЕНОК»

ОД по экспериментально- исследовательскому развитию. Тема: «Как растения воду пьют»

Воспитатель: Романенко Н.О.

(первая квалификационная категория)

г. Нижневартовск

2021 г.

Цель: Познакомить дошкольников как растения поглощают воду. Сделать выводы о полученных результатах.

Задачи:

-расширять представление детей о растениях, их строении;

-воспитывать доброжелательное отношение к природе;

-развивать логическое мышление, зрительное восприятие, внимание

Для проведения опыта нам потребуется:

листья пекинской капусты; емкости с водой;

пищевые красители разных цветов

Ход НОД:

К детям в группу воспитатель вносит сломанную ветку.

Воспитатель: Ребята, я шла на работу и нашла веточку, она лежала на снегу, наверное кто то сломал и бросил. Как вы думаете можно ломать ветки у

деревьев?

Ответы детей: Нет, нельзя.

В: Правильно нельзя ломать ветки, а вы хотите узнать, почему нельзя ломать ветки?

Ответы детей: Да. Конечно, хотим.

В: А поможет мне в этом Олеся и Егор, поможете мне?

Дети: Да.

Для проведения опыта нам потребуется:

листья пекинской капусты емкости с водой

пищевые красители разных цветов

В: У всех растений есть трубочки-сосуды, идущие вдоль стебля от корней к листьям. Именно с помощью этих сосудов растения поглощают воду и питательные вещества из почвы. Такое строение у всех растений одинаковое

- от огромных деревьев до маленькой петрушки. Поэтому нельзя ломать и портить растения, кору деревьев. Иначе растение может погибнуть.

-Посмотрите внимательно на лист пекинской капусты, сколько у нее прожилок-это и есть трубочки-сосуды, по которым будет подниматься вода.

Д: В стакан наливаем немножко воды, высыпаем туда краситель и

ставим лист пекинской капусты. Теперь наблюдаем, как будет постепенно окрашиваться наш лист капусты (будет пить воду вместе с содержащимся там красителем). Оставляем лист на ночь.

О растениях нужно заботиться и дарить им свою любовь, потому что растения очищают воздух, которым мы дышим, и украшают наш мир.

Научное обоснование:

В: Вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и молодые части корней и по сосудам разносится по всей его надземной части. С

передвигающейся водой разносятся по всему растению поглощенные корнем минеральные вещества. Цветы, которые мы используем в эксперименте, лишены корней. Тем не менее растение не теряет возможность поглощать воду. Это возможно благодаря процессу транспирации — испарению воды растением. Основным органом транспирации является лист. В результате

потери воды в ходе транспирации в клетках листьев возрастает сосущая сила.

Транспирация спасает растение от перегрева. Кроме того, транспирация участвует в создании непрерывного тока воды с растворенными

минеральными и органическими соединениями из корневой системы к надземным органам растения

Вывод:

В результате эксперимента мы пришли к выводу, что окрашенная вода, благодаря капиллярному эффекту поднимается вверх по стеблю по трубочкам-сосудам.

Мы узнали, что капиллярный эффект заключается в том, что жидкость способна подниматься вверх по тончайшим трубочкам. Это происходит

потому, что давление воздуха на жидкость в стакане больше давления внутри стебля. Стебли большинства растений имеют капилляры, по которым вода поднимается от корней вверх к листьям. Значит, пьют воду растения

одинаково.

Мы поняли, что повреждение сосудов может погубить растение. Оно не сможет получать воду и питательные вещества. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней. Берегите

растения, не ломайте ветки, особенно весной, когда под корой начинается сильное сокодвижение от корней к веткам и почкам

Воспитатель: Вот мы и узнали, как растения воду пьют. Ребята, а будете ли вы теперь ветки у деревьев ломать?

Ответы детей: Нет, потому что это опасно для деревьев, они могут погибнуть.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №38 «ДОМОВЕНОК»

ОД по экспериментально-исследовательскому развитию Тема: «Знакомство с оборудованием при экспериментировании в детском саду»

Воспитатель: Романенко Н.О.

(первая квалификационная категория)

г. Нижневартовск

2021

Цель: Развитие познавательной активности в процессе проведения

обследований и экспериментирований с предметами и объектами. Создание условий для формирования целостного мировоззрения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, закреплять положительные эмоции на всех этапах занятия.
  2. Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу,

вырабатывание коммуникативных навыков при организации работы в паре.

  1. Развивать у детей умение высказывать свои предположения, проводить опыты, демонстрировать результат при помощи слова и действия.
  2. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей

через элементарное экспериментирование и воспитанию самостоятельности при проведении экспериментов.

  1. Познакомить с приборами, которые необходимы для проведения опытов.
  2. Вспомнить и закрепить правила безопасности при работе с оборудованием.

Ход занятия:

  1. часть. Висит табличка ‘’Экспериментальная лаборатория’’.

Воспитатель: Дети! Я рада вас приветствовать в экспериментально – исследовательской лаборатории «Науки и волшебства».

  • Как вы думаете, что значит ИССЛЕДОВАТЬ? Для чего проводят исследования?»

-Кто проводит исследования и опыты?

  • Вы знаете, что такое лаборатория?

Я, Фея магии и волшебства, приглашаю вас в свою лабораторию. Вы хотите быть моими помощниками – лаборантами?

Чтобы не испачкать свою одежду в лаборатории принято носить спецодежду. Надевайте, пожалуйста, фартуки.

В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.

Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. Карточки

– схемы.

Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя. Правило №2. Пробовать на вкус, брать в рот – в лаборатории запрещено. Правило №3. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.

Правило №4. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Проходите к лабораторным столам, рассаживайтесь. Дети рассаживаются. Мотивация к работе:

  • Посмотрите, что это? - Коробка со знаком ВОПРОСА.
  • Какие, глядя на эту коробку, приходят к нам в голову мысли? (Что там)
  • Что бы начать исследование или провести опыт должен появиться вопрос. Откуда появляются вопросы? У людей появляются вопросы, если мы чего-то не понимаем, не знаем.

Люди, особенно – ученые, как находят ответы на свои вопросы? Карточки с картинками:

(Изучают, наблюдают, проделывают опыт; и рассказывают другим, что узнали интересного.)

Чтобы не забыть, что мы делали, мы будем вести дневник исследователя. Посмотрите на лист исследователя, там два задания.

Практическая работа. «Что предметы могут рассказать о себе?»

1. Проблема «Как описать предмет не называя его»?

  • С помощью, каких органов чувств человек наблюдает - познаёт окружающий мир? Картинка «Органы чувств».

-- Что можно услышать? Звуки - орган слуха

Дид. игра «Угадай звук» (резиновая пищалка и погремушка).

  • Что можем унюхать? Запах- органы обоняния

Дид. игра «Что спряталось внутри» (киндеры с наполнителем – кофе, чеснок).

  • Что можно увидеть? Цвет, форма, размер, -орган зрения Дид. игра «Мяч, он какой»
  • Что можно почувствовать? Ощупать предмет. - Материал, температура, вес и поверхность предмета. - Органы осязания

Дид. игра «Что спряталось в мешочке» Найди ответ в баночке с семенами. (косточки)

Когда все чувства восприняты - наш мозг делает умозаключение – вывод - Что это за предмет, какой он.

Возьмите карандаш и выполняем первое задание волшебника – Органы чувств.

Посмотрите на содержимое корзинки.

  1. .Проблема - Что мы можем рассказать о каштане, о шишке и кусочке кокоса?

Дети с помощью органов чувств определяют свои ощущения в процессе исследования объектов: каштан, шишка, кусок кокоса.

Вывод:- В корзинке объекты природного происхождения. Для того, чтоб познавать мир надо активно использовать все органы чувств.

Физкультминутка

Тихо встали, отодвинув стул назад. Немного отдохнем. Я веселый---Лаборант

Ищу всюду свой талант, Головой кручу, верчу,

Всё увидеть я хочу! Чтобы лампочку достать, На носочки надо встать. Руки вверху поднимаю, По одной, их опускаю.

Наклоняюсь вправо, влево, Буду сильным и умелым!

Молодцы, присаживаемся на свои места.

2 Открываем коробку со знаком вопроса, что же там спряталось?

(Дети получают «подарок» из коробки в чашках Петри и рассматривают его содержимое, через закрытую крышку.)

Практическая работа (Работа по инструкции)

Проблема 3. Исследовать содержимое чашки Петри и назвать лежащие там предметы, используя приборы помощники.

  • Что мы увидели? Так что это за объекты нашего исследования (Семена – крылатки растений)

Воспитатель:

  1. Откройте крышку.

--Достаньте из каждого отделения по одному семечку и выложите их на лист белой бумаги.

--Какой помощник нам будет помогать доставать семена? (пинцет)

  1. С помощью пинцета, достаньте и положите их на белый лист бумаги.

--Какой прибор нам поможет лучше рассмотреть объекты? (Лупы)

  1. Возьмите лупу и держите её над листом бумаги и смотрите через неё на семена.

-- Как лучше видно — глазами или с помощью этого стеклышка- лупы? В чем секрет стеклышка?

Вопросы к детям: Для чего человеку нужна лупа? (Увеличивает предметы, их лучше видно.)

Вывод: В лупе закреплена увеличивающая линза, она позволяет всё увеличить.

  1. Возьмите баночку с лупой, накройте по очереди каждое семечко. Что вы заметили? (семена не сдуваются, и лучше видно)

Рассмотрите внимательно семена, какие семена похожи, и какое от них отличается.

  • Что еще можно рассматривать через такие баночки-лупы? Возьмите лист исследователя и зарисуйте семена крылаток. Итог. Закрепление материала:

Воспитатель: В каждом лабораторном исследовании бывают положительные и отрицательные результаты. Мы с Вами сегодня очень постарались и у нас все получилось.

  • С помощью, каких органов мы исследовали материалы?
  • А какие приборы – помощники нам помогали?
  • Как вы думаете, где взрослые используют лупы? (При ремонте и изготовлении часов.)
  • Где еще нашли своё применение линзы? В каких приборах?

Есть еще приспособления для сильного увеличения- микроскопы они позволяют человеку увидеть очень маленькие объекты.

Молодцы. Мне было приятно работать с такими помощниками- лаборантами. Приводим рабочее место в порядок.

Рефлексия:

-Что вам запомнилось?

  • Какое исследование, было для вас интересным?

-Какие вопросы возникли у исследователей, что хотели бы вы ещё узнать? До свидание, ребята. до следующей встречи.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №38 «ДОМОВЕНОК»

ОД по опытно-исследовательской деятельности  

Тема: «Изучение материала»

Воспитатель: Романенко Н.О.

        Цели: уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними; научить выделять составные части, форму, цвет, материал;

Оборудование: демонстрационный материал — календарь для заполнения, игрушки — из материала (резина, ткань, дерево)

Ход занятия

1.        Организационный момент

Загадывание загадок про игрушки

Игрушки находятся в мешке

Воспитатель загадывает загадки и поочерёдно доставать игрушки:

    Круглый, гладкий и пузатый — Больно бьют его ребята. Почему беднягу бьют? Потому что он надут. Как вы думаете, что это? (Мяч.)

  • Какой он формы, какого цвета?
  • Из какого материала сделан?

Как с ним можно играть?

Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос (Мишка)

Рядом разные подружки

Не похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке

А всего одна игрушка (Матрёшка)

—        Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить ? (Об игрушках.)

2.        Игровое упражнение «Какой игрушки не хватает?» (на развитие зрительного внимания)

матрешка

Мишка плюшевый

мяч

Мишка плюшевый

мяч

матрешка

мяч

матрешка

?

Выставляется пирамидка.

  • Из каких частей состоит пирамидка?
  • Каких цветов части пирамидки?
  • Из какого материала она сделана?
  • Как с ней можно играть?

3.Рассказ воспитателя

  • Вы все любите игрушки, играете с ними, но вы, наверное, не знаете, где делают игрушки. Их делают на фабрике игрушек взрослые люди. На фабрике есть различные цеха и в каждом изготавливаются разные игрушки из многих материалов. Вот мяч, например, делают из резины, матрёшку — из дерева, лото — из бумаги, мишку из ткани, которую называют плюшем, машины делают из железа или пластмассы. Вот сколько разных материалов надо, чтобы сделать для вас игрушки. А потом художник специальными красками раскрашивает их, и они становятся яркими.

4.Опытно-исследовательская деятельность

Изучение материала путём зрительного и сенсорного приёма.

 

5.        Заполнение календаря об игрушках по картинно-графическому плану

  • Что это?
  • Какой формы?..
  • Какого цвета?..
  • Из какого материала сделана?..
  • Мокнет ли игрушка?
  • Есть ли запах?
  • Твёрдая или мягкая?



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №38 «ДОМОВЕНОК»

ОД по опытно-исследовательской деятельности

Тема: «Материал для строительства»

Воспитатель: Романенко Н.О.

    Цели:

- развивать у детей логическое мышление и долговременную память;

- учить делать итог, путём причинно-следственных связей.

Оборудование: картина сказки «Три поросёнка», кубики, веточки, нитка, кирпичики, бумага

Предварительная работа: чтение и анализ художественной литературы по данной теме, прогулка с целью сравнения и описания вида здания детского сада внутри и снаружи, повторение домашнего адреса, рисование своего дома. 

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Вспоминаем сказку Три поросёнка.

Из чего у героев был построен дом

2. Вводная часть.

Воспитатель предлагает детям разделиться на четыре команды.

Первая построит дом из веток

Вторая из кубиков

Третья из бумаги

Четвёртая из кирпичиков

A) Игра «Из чего?»

- Бревенчатый дом построен из ... (бревен)

- Кирпичный — из ...

- Бумага— из ...

- Деревянный — из ...

  1. Исследовательская деятельность «Какой дом крепче»

Каждая команда выполняет действия и рассказывает, что происходит с домом

-Подуть на дом

-Полить водой

-Посыпать снегом

4. Беседа по вопросам.

- Как вы думаете, какой дом защитит от ветра?

- Как вы думаете, какой дом защитит от дождя?

- Как вы думаете, какой дом защитит от снега?

Итог :

С детьми выяснить, какой материал подходит для строительства домов.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №38 «ДОМОВЕНОК»

ОД по исследовательской деятельности

 Тема: «Деревья»

Воспитатель: Романенко Н.О.

 

   Цели:

- развивать умение задавать вопросы и отвечать на них;

- обобщать знания о деревьях;
- воспитывать бережное отношение детей к природе.

Оборудование: предметные картинки (ель, береза), схема описания деревьев, листья и ветки деревьев, книга.

Предварительная работа: чтение литературных текстов Л.Н. Толстого «Дуб и орешник», А.С. Пушкина «Унылая пора»; изготовление поделок из природного и бросового материала;, экскурсия по детскому саду и сбор осенних листочков и веточек.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Узнай дерево по листу» Дети с листочками и картинками от разных деревьев парами заходят в группу, находят друг друга и отвечают как называется дерево. Например: «Чей это листок?» («Это листок клена, он кленовый».) и.т.д

А сейчас вы изобразите листочки на деревьях, которые качает ветерок.

Осенние листочки на веточках сидят.

Осенние листочки ребятам говорят:

Осиновый: а-а-а! Рябиновый: и-и-и.

Дубовый: о-о-о! Березовый: у-у-у.

Затем логопед рассказывает о том, как можно сохранить листья (изготовление гербария) — вкладывание листьев в книгу.

2. Рассматривание и заполнение календаря 

Листья и ветки мы рассмотрели, а сейчас расскажем о деревьях.

- Рассмотрите картинку.

- Как называется это дерево?

- Какое оно по величине?

- Где чаще всего растет?

- Из каких частей состоит?

- Какую пользу может принести людям?

- Как изменяется в разные времена года?

- Что можно сделать из этого дерева?

- Как люди заботятся деревья?

В заключении сделать лес с помощью отпечаток листьев и привести в итогу, что на деревьях тоже есть семена




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....