Конспект Образовательной деятельности "Экологическая сказка "Про маленькую капельку".
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Кожевникова Алёна Алексеевна

Огромную роль в экологическом образовании детей раннего возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать; стремится проявлять самостоятельность в игровом поведении; стремится к общению со взрослыми; планировать работу, экспериментировать, сравнивать, словом развивает познавательные способности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_ekologicheskaya_skazka_pro_malenkuyu_kapelku.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка

3

II.

Конспект образовательной деятельности

4

III.

Список литературы

10


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воде дана волшебная власть. Вода – это живительная сила, чудо природы и богатство планеты. Это для всех нас. А для ребенка, открывающего перед собой двери в мир неизведанного, вода – это еще и удивительный объект познания.

Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое образование можно и нужно с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение. Задача педагога в работе с детьми раннего возраста – заложить первые представления и ориентиры о мире природы.

Вода круглогодично присутствует в группе раннего возраста. Дети изучают ее свойства, играют с ней, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику.

Огромную роль в экологическом образовании детей раннего возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать; стремится проявлять самостоятельность в игровом поведении; стремится к общению со взрослыми; планировать работу, экспериментировать, сравнивать, словом развивает познавательные способности.

В результате деятельности воспитанники приобщаются к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. У них развиваются познавательная активность, воображение, стремление к экспериментированию, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

2. Образовательная деятельность (конспект занятия)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Ф.И.О. педагога

Потнина Алёна Алексеевна

2.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

3.

Виды деятельности детей

Экспериментирование с материалами и веществами (вода).

Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.

Действия с предметами (губка, игрушки для игр с водой).

Восприятие смысла стихов и сказок.

Восприятие музыки.

Двигательная активность.

4.

Форма организации

Образовательная деятельность

МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Тема образовательной деятельности

Экологическая сказка «Про маленькую капельку»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:

- просьбавоспитателя -  помочь решить проблему.

  1. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД:

- решение проблемных ситуаций;

- диалоговая беседа;

- рассматривание слайдов презентации «Сказка о маленькой капельке».

  1. Приемы организации практической деятельности детей:

- экспериментирование с материалами и веществами (вода);

- действие с предметами (губка, игрушки);

Приемы поддержания интереса у детей:

- создание проблемной ситуации;

- экспериментирование с водой

- чередование видов деятельности.

  1. Приемы оценки и самооценки:

- словесное поощрение в ходе ОД.

3.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативная: совместные игры со сверстниками под руководством взрослогобеседа,

Познавательное: экспериментирование с водой; рассматривание слайдов презентации сказки; наблюдение за рыбкой в аквариуме, самостоятельная деятельность детей в центре познавательной активности «Воды и песка»

Речевое: рассказывание сказки.

Физическое: пальчиковая гимнастика «Рыбки».

4.

Возрастная группа:

Группа раннего возраста (2-3 года)

5.

Цель:

Помочь выявить свойства воды через проведение элементарных опытов, правильно обозначать свойства воды словами (горячая – холодная, чистая – грязная, прозрачная)

6.

Задачи:

- познакомить детей со свойствами воды: горячая, прозрачная, холодная, чистая, грязная.

-подвести малышей к пониманию того, что без воды не могут жить рыбы и человек.

-воспитывать аккуратность в работе с водой;

-доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой.

Словарная работа: активный словарь (теплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная).

7.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Центр Воды и песка: стаканчики с водой, губки, игрушки.

Центр познания: ноутбук, презентация «Сказка о маленькой капельке», шарик «Капелька».

Центр природы: аквариум с рыбками.

8.

Подготовка к образовательной деятельности на занятиях, в режимных моментах

Наблюдение за рыбками в аквариуме и за комнатными растениями.

Купание куклы, стирка белья.

Игры с игрушками в воде.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

10 мин.

I

Вводная часть

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей

Определение цели

2 мин.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

(Воспитатель с детьми  проводит пальчиковую гимнастику.

Слышен звук журчащей воды). 

В: Дети, слышите, что это журчит?

Д.: Водичка.

В.: А хотите, я вам  сейчас расскажу сказку о маленькой водяной капельке? Слушайте.

(Дети слушают сказку)

В.: Жила-была маленькая водяная капелька. Где была капелька, там была и вода. А где была водичка, всем было хорошо. Но вот однажды случилась с капелькой беда. Налетел сильный ветер и принес мороз, капелька и замерзла. А без капельки погибнут рыбки, цветы и птицы. Надо спасать капельку.

1.2

Мотивация деятельности детей

В.: Ребята, хотите спасти капельку? (Да)

В.: Давайте позовем на помощь Солнышко. Оно теплое, яркое, отогреет капельку.

(Дети зовут Солнышко)

Д.: Солнышко, отзовись!

Красное, появись!

(На экране ноутбука появляется Солнышко.

Аудиозапись голоса Солнышка.)  

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

С.: Здравствуйте, детки.

Зачем меня звали, маленькие друзья?

Или какая случилась беда?

В: Солнышко! Мороз Капельку заморозил. Помоги нам вернуть ее, пожалуйста. Рыбы, растения, люди не могут без воды.

С.: Я вам помогу. Ветер разгоню и вашу капельку верну.

(Солнышко танцует, кружится.

На экране ноутбука появляется Капелька).

II.

Основная часть:

Презентация ситуации.

Выявление проблемы.

Выявление свойств воды через проведение элементарных опытов.

7 мин.

К.: Здравствуйте, ребята.

Я водяная капелька,

Я очень вам нужна,

Покапаю, покапаю —

Получится вода.

К.:А вы знаете, как я капаю?

Д.: Кап, кап...

В.: Ребята, а хотите послушать, как журчит водичка? Капелька пойдем с нами.

(Дети наблюдают, как журчит вода в фонтанчике.)

В.: Ребята, вы услышали, как звучит водичка? А ты Капелька?

В.: Ребята, посмотрите, что вы видите? Что это?

(Дети подходят к аквариуму).

Д.: Рыбка.

В.:А что рыбка делает?

(Наблюдает вместе с детьми, как рыбки плавают в аквариуме.)

Д.: Плавает.

В.: А где плавает рыбка?

Д.:В аквариуме, в воде.

В.: Правильно. Плавают в воде. Какая вода?

Д.:. Чистая, прозрачная.

В.:. А можно у рыбок водичку забрать?

Д.:. Нет, они погибнут.

В.: (показывает банку с грязной водой). Могут ли рыбки жить в грязной воде?

Д.: Нет.

В.: Капелька, а ты согласна с ребятами?

К.: Да. Грязная вода, она никому не нужна.

(Все подходят к столу, где стоят чашки с водой).

К.: Ребята, а что вы видите на столе?

Д.: Бокальчики.

В.: А что в бокальчиках?

Д.: Водичка.

В.:. А кто пьет из бокальчика кипяченую водичку?

Д.: Мы.

В.: Ребята, хотите пить? Что в делаете?

Д.: Пьем воду.

В.: Какая водичка? Можно ли пить грязную воду?

Д.: Нет.

В.: Ребята, а давайте расскажем Капельке, что мы делаем с помощью водички.

(Под музыку воспитатель показывает движения, имитирующие процесс умывания, а дети повторяют эти движения: намыливают руки, лицо и др.). 

В.: Капелька посмотри, какие ребята стали чистые, умытые.

В.: Вот видишь, Капелька, что дети умеют делать с водичкой. Какая водичка?

(Подводит детей к тазикам с водой. Предлагает потрогать воду сначала в одном тазике, потом в другом).

В.: Ребята, посмотрите, что здесь налито? Интересно.

Д.: Водичка.

В.: Ребята давайте узнаем, какая водичка в маленькой чашки. Осторожно пальчиком дотроньтесь до водички, так как делаю это я. Итак, какая водичка в маленькой чашке?

Д.: Холодная.

В.: А большой чашке?

Д.: Теплая.

(Воспитатель раздает детям разноцветные губки.

Воспитатель объясняет правила).

В.: Ребята нельзя выливать воду на пол, нужно быть аккуратными, а также нельзя брызгать друг в друга водой.

В.: Ребята, посмотрите, что у меня есть? Это губки. Возьмите каждый по губке. Посмотрите, что я сейчас делаю. Я взяла губку, опустила ее в воду и сжала кулачок. А теперь давайте все вместе.

(Дети обмакивают губки в воду, потом отжимают, вытирают руки салфеткой).

В.: Ребята, а что течет с губки?

Д.: Водичка.

В.: Положите губки на тарелочку. Возьмите салфеточки и вытрите ручки.

III.

Заключительная часть

Заключительный этап решения проблемы.

Выдвижение новых проблем.

1 мин.

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

К.: Молодцы, дети. За то, что вы все про меня знаете, я подарю вам вот эти игрушки. (Плавающие.)

(Капелька предлагает детям поиграть, а сама прощается и уходит)

В.: Вот какие ребята молодцы. Спасибо капелька за то, что ты в гости к ребятам пришла.

К.:  Вы ребята, молодцы, но мне уже пора идти. До свидания.

Д.: До свидания капелька.

Дети играют, погрузив игрушки в воду. (Свободная деятельность.)

        

        

3. ЛИТЕРАТУРА

  1. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Для детей 2-4 лет. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 6с.
  2. Белая К. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста). – М.: Линка-пресс, 2014. – 148с.
  3. Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2015. – 18с.
  4. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2012. – 4с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "Каждый маленький ребёнок это должен знать с пелёнок".

Интегрированная образовательная деятельность "Каждый маленький ребёнок это должен знать с пелёнок" была проведена в рамках проекта "Уроки безопасности"....

Конспект познавательно-исследовательского занятия "Маленькая капелька"

Конспект занятия будет интересен воспитателям ДОУ. Цель - формировать у детей познавательный интерес в окружающем их мире....

Конспект ОД по экологии "Маленькая капелька в гостях у малышей"

Целью  данного  занятия  является  познакомить  детей  со  свойствами  воды....

Конспект образовательно познавательной деятельности «Маленькие помощники»

Конспект образовательно познавательной деятельности «Маленькие помощники» в младшей группе в начале учебного года....

Конспект образовательной деятельности "Приключения маленьких землян в стране Математике"

Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы "Приключения маленьких землян в стране Математике"...

Конспект образовательной деятельности "Большой - маленький. Один - много"

Образовательная деятельность организована с целью   формирования умения детей объединять одинаковые (по цвету, величине) предметы в предметные множества по словесному заданию....