Дидактические игры по экологии.
картотека по окружающему миру (подготовительная группа)

Елкина Олеся Васильевна

Цель дидактической игры  по экологии-сформировать у дошкольников понимание, почему важно любить и оберегать природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека  дидактических  игр по экологии.

«Звуки природы»

Цель: учить детей «слышать» природу, (проводится в природе).

Ход игры: Воспитатель даёт задание: «Когда слышите какой-либо звук – загните палец и т. д. Когда все пять пальцев будут загнуты – откройте глаза и помолчите, чтобы другим детям дать возможность «посчитать звуки». Воспитатель задаёт детям вопросы типа: Какой звук больше всего понравился?  Какой   звук издала природа, а какой – человек, какой звук был самый громкий (тихий? Издавал ли ветер какой-либо звук? В дальнейшем можно «слушать» природу двумя руками (использовать 10 пальцев).

«Разноцветные плоды»

Цель: показать детям разнообразность и разноцветность всего живого вокруг.

Ход игры: Воспитатель выкладывает на фланелеграфе изображение разнообразных плодов и задаёт детям вопросы типа: Какой плод лучше (хуже) и почему, какой тоньше (толще? Какой самый красивый (некрасивый, какой самый тёмный (светлый? Почему этот плод полезен (вреден? Что случилось бы, если бы все плоды исчезли? В конце беседы воспитатель делает вывод, что плоды у растений разнообразные и разноцветные и все они, даже самые невзрачные на вид, очень нужны человеку.

«Перемешай и соотнеси»

Цель: учить детей замечать мельчайшие детали природных объектов, развивать наблюдательность любознательность.

Ход игры: Воспитатель раздает всем детям одноименные природные объекты (например, листья клёна). Дети должны хорошо рассмотреть их, а затем сложить в одно место, например, на стол. Воспитатель мешает листья, раскладывает на столе и дает задание: найдите каждый свой листок. Если с первого раза дети не смогут выполнить задание, начнут путаться, то необходимо раздать им листья еще раз, повторить задание. Когда дети выполнят задание, воспитатель задает вопросы: Как ты узнал, что это твой лист? Чем твой лист отличается от листа твоего товарища? В этой игре можно использовать любой природный материал (сухие веточки, косточки плодов и т. д.)

«Какие все мы разные»

Цель: показать многообразие природного мира, его неповторимость, выделить хорошие качества любого природного объекта.

Ход игры: Воспитатель дает задание: Встаньте налево те, кто больше любит море, направо – те, кто больше любит речку, а посередине пусть останутся те, кому нравится и то, и другое. Затем детям дают вопросы: Почему тебе нравится море? Почему ты любишь

Варианты заданий: зима – лето, ромашка – колокольчик, дождь – снег. В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что и то и другое хорошо, надо лишь замечать это хорошее в природе.

«Повтори»

Цель: развивать наблюдательность и творческие способности детей.

Ход игры: Дети встают в круг. Первый ребенок называет какое-либо животное (птицу, насекомое, в зависимости от темы, предложенной воспитателем) и делает характерный жест этого животного. Следующий ребенок повторяет то, что сказал и сделал первый, называет своё животное, показывает свой жест. Следующий повторяет, что сказали первые два ребёнка, называет своё животное и делает свой жест и т. д. Основное правило: нельзя повторяться в названиях животных и жестах. Но подсказывать друг другу можно, это даже сближает детей и делает игру интересней. В игре участвуют 5-8 детей, затем можно увеличить количество игроков.

«Рамочка»

Цель: расширить опыт прямого общения с природой, учить замечать мельчайшие детали природных объектов и отмечать их неповторимость.

Ход игры: Воспитателю необходимо приготовить рамочки для всех детей (альбомный лист сложить пополам с одной стороны вырезать окошко). В эту рамочку дети могут помещать самые красивые места из природного материала (лист дерева, травинку, кору, только не надо срывать. Воспитатель даёт задание: Составь портрет осени и назови его. Сделай картину сегодняшнего дня.

«Найди своё дерево»

Цель: обеспечить возможность познавать окружающую среду, использовать опыт прямого общения с ней (проводится в природе).

Ход игры: Воспитатель завязывает одному ребёнку глаза, несколько раз вращает вокруг себя и ведет к какому-нибудь дереву. Ребенок должен изучить это дерево, ощупав его. Во время изучения воспитатель задаёт наводящие вопросы: Оно гладкое или нет? Есть ли на нём листья? Высоко ли от земли начинаются ветки? Затем воспитатель отводит ребёнка от дерева, запутывает следы, развязывает глаза и предлагает угадать «своё» дерево, используя опыт, полученный во время ощупывания дерева. В дальнейшем можно предлагать детям игры попарно.

«Угадай, кто я»

Цель: развивать творческие, подражательные способности у детей.

Ход игры: Воспитатель выбирает одного ребёнка, говорит ему на ухо название какого-либо животного и предлагает изобразить его так, чтобы другие дети догадались, кто это, но при этом водящий не должен издавать ни звука. Можно использовать другой вариант, когда группа детей изображает представителя животного мира, а ребёнок-водящий должен отгадать – кого.

«Репортаж»

Цель: развивать мнение детей, выражая свои противоречия от общения с природой в словесной форме (проводится после экскурсии).

Ход игры: Педагог применяет прием «по кругу» для составления репортажей на различные темы (самый красивый цветок, увиденный на экскурсии). Ребёнок должен придумать название своему репортажу и коротко рассказать о цветке. Например, как он называется, какой он, почему понравился и т. д.

Можно использовать тему: «репортаж лесной газеты», когда дети составляют репортажи на любые темы. Используется также задание на дом: составить репортаж о комнатных растениях, которые есть дома; составить репортаж о любимом животном; составить репортаж о живых обитателях твоей квартиры.

«Что где растёт?»

Цель: Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.

Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое, если нет – дети молчат. Растения: вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина, апельсин, лимон, груша, ананас и т. д.

«Что лишнее?»

Цель: Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.

«Кто быстрее соберет урожай»

Цель: закрепление представлений об овощах и фруктах.

Ход игры: Играют две команды. Одна команда собирает в корзину с наклеенным условным обозначением овощи, а другая – фрукты. Плоды разложены на полу; в командах по 2 – 3 человека. Выигрывает команда, которая быстрее соберет все плоды и не ошибется.

«Чудесный мешочек»

Цель: закрепление умений различать и называть фрукты, овощи, выделять их характерные признаки.

Ход игры: Ребенок достает из мешочка фрукт (овощ, осматривает, называет. К концу года можно использовать муляжи, активизируя память детей.

Усложнение: Через некоторое время дети определяют овощи и фрукты на ощупь, не вынимая из мешочка. Воспитатель перечисляет признаки задуманного фрукта (овоща, а ребенок находит его на ощупь и достает из мешочка.

«Узнай на вкус»

Цель: закрепление представлений об овощах и фруктах. Сенсорное развитие.

Ход игры: У воспитателя два подноса. На одном - целые овощи и фрукты (огурец, морковь, капуста, помидор, яблоко, груша, апельсин, лимон, арбуз и т. п.). На другом подносе плоды, нарезанные кусочками. Нужно определить овощ или фрукт не глядя, по вкусу и показать целый плод на подносе. Воспитатель подходит к любому из детей. Дети не должны подглядывать, торопиться с ответом. Игра заканчивается перечислением принесенных овощей и фруктов, определением вкуса каждого из них.

«Горячо – холодно» (Где спряталась матрешка)

Цель: закрепление представлений о комнатных растениях. Воспитание находчивости, любознательности.

Ход игры: Водящий выходит из комнаты. В это время прячут матрешку под одно из комнатных растений. Водящий ищет матрешку, дети подсказывают ему «горячо» или «холодно». Найдя матрешку, водящий должен назвать растение под которым она спряталась. Вначале берется 4 – 5 растений, а затем до 8 растений (герань, фикус, бальзамин, колеус, гибискус, алоэ, аспарагус, бегония вечноцветущая и др.)

«Где насекомое?»

Цель: закрепление представлений о насекомых.

Ход игры: На фланелеграфе на голубом и зеленом фоне «летают» и «ползают» знакомые детям насекомые (можно добавить несколько неизвестных). Например: муха, комар, бабочка, жук, стрекоза, кузнечик, муравей, пчела. Воспитатель загадывает загадки о насекомых. Отгадавший загадку ребенок должен также найти картинку с его изображением.

«Куда села бабочка»

Цель: закрепление и уточнение представлений о частях растения.

Ход игры: На мольберте модель «Зеленое растение». Маленькая бабочка из цветной бумаги «летает» и садится то на одну часть растения, тона другую. Дети по очереди их называют, а также объясняют их значение для растения.

«Узнай и назови цветок»

Цель: закрепление представлений о цветущих растениях.

Ход игры: На столе – «клумба»: разложены картинки с изображением красивых цветущих растений (розы, тюльпаны, маки, гвоздики, фиалки и т. п.). Водящий подходит к «клумбе» и отбирает картинки с известными ему растениями, называет их.

«Третий лишний»

Цель: закрепление представлений о живых существах.

Ход игры: На карточках изображены два насекомых и птичка, две рыбы и лягушка, два зверя и насекомое и т. д. Дети должны определить, кто лишний и объяснить свой ответ.

«Кто как двигается»

Цель: закрепление представлений о способах передвижения живых существ.

Ход игры: Воспитатель раздает большие карты с изображением моделей органов движения (ноги, крылья, плавники) в центре. Затем поочередно показывает маленькие карточки с изображением птиц, зверей, рыб, насекомых. Дети закрывают пустые квадраты

на своих картах подходящими картинками. Выигрывает тот, кто первым закроет все квадраты.

По аналогии изготавливаются игры-лото «Овощи-фрукты», «Кто где живет» (среда обитания вода, воздух, земля).

«Дикие и домашние животные»

Цель: закрепление представлений о диких и домашних животных.

Ход игры: На фланелеграфе домик, ель и фигурка грустной девочки. На столе рядом – фигурки животных. Воспитатель говорит, что пришла девочка, у нее неприятность: все домашние животные перепутались с дикими. Поможем ей отобрать домашних животных. Дети ставят фигурки медведя, зайца, лисы, волка и т. п. к ели, а фигурки козы, коровы, лошади, собаки и др. к домику. Каждое животное они называют. В конце игры появляется фигурка веселой девочки.

«Где спряталась вода»

Цель: закрепление представлений о воде как части природы, о ее свойствах замерзать и испаряться.

Ход игры: Воспитатель раскладывает несколько картинок с изображением объектов природы, вещей из домашнего обихода, и просит детей сказать, где спряталась вода, в каком она виде (жидкая, пар, снег, лед). Например, такие картинки: сосулька, река, кипящий чайник, снежинка, облако, водопад, каток, ледяная горка, снежная баба, холодильник, комнатное растение.

 «Кто прилетел в птичью столовую»

Цель: закрепление представлений о птицах

Ход игры: Панно «Птичья столовая». В прорези вставлены картинки с изображением птиц, которые упоминаются в стихотворении «Прилетели птицы». Дети должны внимательно слушать, т. к. в стихотворении прилетают и птицы и небылицы. Услышав нелепицу, дети должны хлопнуть в ладошки.

«Узнай птицу»

Цель: закрепление представления о птицах.

Ход игры: На панно «Дерево» размещены карточки с изображением птиц, знакомых детям. Воспитатель загадывает детям загадки о птицах, дети находят загаданных птиц на дереве. Или один ребенок (водящий) описывает птичку, а остальные ее называют и показывают.

«Весна–красна»

Цель: закрепление представлений о природных явлениях, характерных для весны.

Ход игры: Воспитатель раздает детям картинки с изображением весенних и зимних пейзажей. Дети должны показывать картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.

«Что сажают в огороде»

Цель: Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту произрастания, по способу применения).

Ход игры: Отвечать на вопросы водящего нужно только «да» или «нет». Кто ошибется, тот отдает «фант». Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, то вы скажете «да», если же это в огороде не растет, то вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проиграет: поспешишь – людей насмешишь.

«Подскажи словечко»

Цель: закрепление представлений о природе.

Ход игры: Воспитатель начинает фразу, а дети ее заканчивают. Например: У медвежонка мама – медведица, а у бельчонка…

У коровы теленок, а у овцы …

Корова мычит, а лягушка …

Ворона каркает, а воробей … и т. п.

«Знаешь ли ты»

Цель: закреплять представления о животных.

Ход игры: Приготовить цветные фишки четырех видов для обозначения зверей, птиц, рыб и насекомых. Дети по очереди называют сначала зверей, затем птиц и т. д., выкладывая при правильном ответе фишку. Кто выложит больше фишек – тот выиграл.

«Расскажи без слов» («Какая сегодня погода»)

Цель: закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе. Развивать творческое воображение, внимательность.

Ход игры: Дети собираются в круг, воспитатель встает в середину. Он предлагает детям изобразить осеннюю погоду (весеннюю, зимнюю, летнюю) с помощью мимики, жестов, движений. Либо один из детей изображает погоду, а остальные должны отгадать.

«Кто знает, пусть продолжает»

Цель: закрепление представлений о природе.

Ход игры: Воспитатель называет обобщающее слово, а дети – слова, относящиеся к данному значению. Например,  Птицы это … (ворона, попугай, гусь и т. д.) Или воспитатель называет видовое понятие, а дети – обобщающее слово. Например, Белка, еж, волк это… (звери)

«Повторяй друг за другом»

Цель: закреплять представления о природе. Развивать речь, внимание, память.

Ход игры: Водящий называет любое слово (объект природы, ориентируясь по теме занятия. Например: кукушка. Второй игрок повторяет слово и добавляет свое, подходящее по смыслу. Например: кукушка, дятел.

«Узнай, что за зверь». «Догадайся, что за птица». «Что растет и кто живет в лесу»

Цель: закрепление представлений о живых существах.

Ход игры: Воспитатель подбирает серии загадок о животных, растениях леса. Игра проводится в форме викторины.

«Загадки голубого ручейка»

Цель: закрепление представлений о живых существах, обитающих в воде и у воды.

Ход игры: Дети отгадывают загадки о водных и околоводных животных и растениях (рыбы, лягушка, улитка, утка, гусь, бобр, камыш, кувшинка, и др.).

Игры с водой, снегом и льдом

«Волшебная вода»

Смешивание подкрашенной воды и получение разнообразных «волшебных» оттенков и цветов.

«Цветные капельки»

капанье из пипетки в баночки с водой жидкой краски различной густоты и наблюдение за путешествиями капель.

«Льдинки»

Замораживание в воде узоров из камешков, бусин, листьев, рассматривание их.

«Освобождение из плена»

Размораживание разными способами маленьких игрушек, замороженных в воду «ледяной колдуньей».

«Тонет – не тонет»

Испытание на плавучесть игрушек из разного материала.

«Снежные фигуры»

Лепка из снега, игра в снежное царство. Игры с мыльной водой и пеной.

«Мыльные пузыри»

Пускание мыльных пузырей с помощью разных предметов: соломинок, трубочек, деревянных катушек и пр.

«У кого пена выше и пышней»

Выдувание воздуха в мыльную пену через трубочку с целью получения «самой большой» пены.

«Подушка из пены»

Испытание: какие предметы, из каких материалов могут лежать на поверхности мыльной пены.

 «Таинственные картинки»

Рассматривание картинок через стекла разного цвета и наблюдение: какие изображения становятся невидимыми.

«Волшебное стекло»

Рассматривание предметов, картинок, знаков через увеличительное стекло. Игры со звуками

«Погремушки»

Испытание: какие предметы лучше гремят в коробочках из разных материалов.

«Звонкие бутылочки»

Испытание: какой звук издает молоточек, если ударять по бутылочкам, наполненным водой, песком, по пустым бутылочкам.

«Что шуршит, что гремит»

Узнать с закрытыми глазами разные звуки: разрывание и сминание бумаги, фольги, насыпание песка, переливание воды и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по экологии

Представляю подборку дидактических игр по экологии для детей старшего дошкольного возраста, которые помогут систематизировать, обощить и закрепить знания детей о природе....

Дидактические игры по экологии

ОСВОЕНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА...

Дидактические игры по экологии

Обучающие игры-занятия помогут малышу подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на пр...

дидактические игры по экологии

игры помогающие ребёнку не толькр познать окружающий мир, но и научиться бережно к нему относиться...

Дидактические игры по Экологии.

- Знакомство с фруктами, овощами....

Дидактические игры по экологии для детей 3 – 5 лет. (Экологические игры и методика их проведения)

Дидактические игры по экологии для детей 3 – 5 лет.(Экологические игры и методика их проведения)...

Дидактические игры по экологии для детей 5 - 7 лет. (Экологические игры и методика их проведения)

Дидактические игры по экологии для детей 5 - 7 лет.(Экологические игры и методика их проведения)...