Конспект НОД по окружающему миру для подготовительной группы на тему "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сорокина Елизавета Станиславовна

Конспект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по окружающему миру для подготовительной группы

на тему «Перелётные птицы»

Тема: Перелётные птицы

Цель: формирование элементарных представлений у детей о перелетных птицах через активные формы и методы деятельности детей

Задачи:

Образовательные:

  • формировать представление о зимующих и перелетных птицах;
  • углублять представления о причинах отлета птиц;
  • закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных;
  • обогащать активный словарь;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним;

Развивающие:

  • развивать внимание, память, мышление;
  • развивать любознательность
  • развивать экологическое мышление и экологическую культуру

Оборудование: письмо, ноутбук, проектор, 2 набора разрезанных картинок, бланк с кроссвордом

План НОД:

Организационный этап: 3 мин

Основной этап: 25 мин

Физкультминутка: 1 мин

Заключительный этап: 2 мин

Ход НОД

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методическое обоснование и самоанализ

Организационный

-Здравствуйте ребята. Давайте вспомним, какое сейчас время года?

-Какой месяц?

-Какой день?

-Молодцы!

- Ребята, почтальон принес нам письмо, а в нем загадка: «Они летать умеют, их пух и перья греют». Кто это?

-Правильно. Сегодня мы будем говорить о птицах. Но не просто о птицах, а об особенных.

-Давайте послушаем стихотворение и узнаем, о каких же птицах пойдёт речь.

-Осень

-Октябрь

-Четверг

-Птицы

Организационный момент;

Создание положительного эмоционального настроя

Основной

Чтение стихотворения А. Плещеева «Перелетная птичка».

Бор дремучий шумит и гудит,

Ветер листья с деревьев крутит,

Частым дождичком сеет в окно;

Хоть и день, а в избе уж темно.

Собирается птичка в отлет;

Вот в лесу она кличет, зовет:

«Эй, скорей, перелетные, в круг!

Порешим, как уйти нам на юг

От осенних туманов и тьмы,

От холодной, голодной зимы,

Кто нам будет вожатым в пути,

Где ночлег нам в дороге найти?

Сладок будет под солнцем приют

В теплых рощах, что вечно цветут.

Здесь все вянет! Живые в поход!..

Вы, бывалые птицы, вперед!»

-Так о каких птицах было стихотворение?

-Правильно, о перелётных птицах.

-А кто такие перелётные птицы?

-Да, Это такие птицы, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются обратно.

-А каких перелетных птиц вы знаете?

(Скворец, кукушка, грач, ласточка журавль, цапля, жаворонок, соловей, утки, гуси).

-Давайте посмотрим на перелётных птиц (показ изображений птиц на презентации).

-Ребята, а если так много птиц улетает в теплые края, то получается, мы остаёмся без птиц?

-Нет, у нас останутся зимующие птицы. Ещё их называют оседлые птицы.

-А каких зимующих птиц вы знаете?

(Воробей, ворона, синица, сорока, голубь, снегирь, дятел).

-Давайте посмотрим на зимующих птиц (показ изображений на презентации).

Игра «Хлопни-топни»

-А теперь поиграем: я буду называть птиц. Если птица перелётная – хлопните в ладоши, а если зимующая – топните ногой.

-А как вы думаете, почему одни птицы улетают в тёплые края, а другие остаются?

-Не столько мороз гонит птиц в теплые края, сколько исчезновение источников пищи.

-Улетают на юг все насекомоядные птицы, ведь насекомые либо впадают в спячку, либо погибают. Улетает большинство водоплавающих птиц, которые питаются рыбой, лягушками, мальками, ведь все озера и реки покрываются льдом.

-А остаются птицы, которые питаются ягодами и семенами. Они часто на зимнее время переселяются в парки, поближе к человеческому жилью, где им проще достать корм.

-Остаются и многие хищные птицы, которые питаются грызунами, другими птицами и отходами на свалках.

-Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы.

-В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают: трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, ласточки, скворцы.

-Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу и водоплавающие птицы.

-В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.

-Это гуси, утки, лебеди.

-А  знаете, как  птицы  находят дорогу на юг и обратно сюда?

-Одни птицы улетают ночью, другие днем. Перед  полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят – нагуливают жирок, т.к. в полете им подкрепится негде.

-В полете они ориентируются на звезды, а если звезд не видно, то на магнитные колебания земли.

Физ. минутка «Птички прыгают, летают»

Птички прыгают, летают (прыгают и машут руками)

Крошки птички собирают (наклоны вперёд)

Пёрышки почистили, (поднимаем правую руку)

Клювики почистили  (поднимаем левую руку)

Птички летают, поют (махи руками)

Зёрнышки клюют (наклоны вперёд)

Дальше полетели (покружились)

И на место сели  (садятся)

-Ребята, а как вы считаете, каждая птичка сама по себе улетает в теплые края? Одна?

-Журавли летят клином: впереди летит вожак, самый сильный и выносливый, затем послабее и в конце летят самые слабые птицы (показ картинки).

-Ласточки, грачи, скворцы летят стаей (показ картинки).

-Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (показ картинки).

-В одиночку улетают кукушки, орлы, ястребы (показ картинки).

-Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались.

Игра «Четвёртый лишний»

Ласточка – снегирь – скворец – кукушка

Воробей – грач – журавль – цапля

Сорока – соловей – кукушка – ласточка

Цапля – голубь – аист – грач

Ворона – кукушка – журавль – соловей.

Игра «Собери картинку»

Дети делятся на 2 группы и складывают изображения птиц.

-Какая птица получилась у вас?

-Какая она? Перелётная или зимующая?

-А у вас?

-Какая это птица? Перелётная или зимующая?

Кроссворд

-А теперь будем разгадывать кроссворд. Подсказка: Все птицы в кроссворде будут перелётными.

1) А эта птица пародист,

Изобразит и плач, и свист.

Придет весна, и мы его

На волю выпустим в окно.

В скворечник вселится жилец.

Конечно, это наш ...

2) Не ворона, не синица -

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку -

Раздалось в лесу "ку-ку".

3) Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

4) Птичка, внешне неприметна,

Запоёт среди ветвей

Так, что ахнем мы: «Ведь это

Голосистый …».

5) По весенней чёрной пашне

кто-то ходит, строг и важен.

Прыгнет, крыльями помашет -

крылья чёрные, как сажа.

Не отмыть её, хоть плачь!

Этой птице имя …

6) Раньше всех из птиц встаёт,

Солнцу песенку поёт,

Всё живое поднимает,

Как ту птичку называют?

7) Как на речку прилетает,

Сразу в воду залезает.

"Кря" - нырнула на минутку

Вы узнали? Это ...

8) Рыбку цапнула в пруду.

Цап!- и нет. Имей ввиду

На носу осталась капля.

А зовут ту птицу …

-Молодцы!

Слушают стихотворение

-О перелётных.

-Птицы, которые улетают зимовать на юг.

-Утки, гуси…

Смотрят презентацию

Нет, не все птицы улетают.

-Снегирь, воробей…

Смотрят презентацию

Выполняют игровые действия

-Одним птицам холодно, а другим нет.

Слушают

Повторяют слово

Повторяют слово

-Нет

Повторяют движения

-Нет, много птиц

Выбирают лишнюю птицу на слух

Складывают изображения птиц

Снегирь

Зимующая

Ласточка

Перелётная

Скворец

Кукушка

Ласточка

Соловей

Грач

Жаворонок

Утка

Цапля

Развивать внимание, память, мышление;

Формировать представление о зимующих и перелетных птицах;

Закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных;

Углублять представления о причинах отлета птиц;

Воспитывать интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним;

Обогащать активный словарь;

Развивать любознательность;

Снятие усталости;

Закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных;

Развивать внимание, память, мышление;

Актуализация, изученного материала

Заключительный

-Ребята, вы большие молодцы.

-Какую тему мы сегодня проходили?

-Почему многим птицам приходится улетать на юг?

-А как называются птицы, которые остаются зимовать в родных краях?

-Кто запомнил, с какими перелётными птицами мы познакомились?

Перелётные птицы

Нет корма

Зимующие или оседлые

Ласточка, кукушка, грач, жаворонок, скворец, журавль, утки, гуси…

Рефлексия, закрепление материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе. Тема: "Зимующие птицы"

На данном занятии детям даётся представление о видах питания зимующих птиц. Закрепляются  понятие «зимующие» птицы. Развивается воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов. Ак...

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе "Угощение для птиц"

Экологическое воспитание является важной составляющей образовательного и воспитательного процесса в детском саду. Занятие направлено на расширение представлений детей об условиях жизни птиц в зи...

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе №12 "Следопыты" на тему "Что мы знаем о перелётных птицах"

Расширять знания детей о разнообразии животного мира. Узнавать и правильно называть перелётных птиц.  Умение выделять характерные особенности птиц. Формировать интерес к миру животных. Желание на...

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе "Зимующие птицы"

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе "Зимующие птицы"Цели занятия:1. Актуализировать словарь детей по лексической теме «Зимующие птицы».2. Расширять пре...

Конспект занятия по Окружающему Миру в подготовительной группе Тема:"1 апреля - Международный день птиц"

Предлагаю вашему вниманию Конспект НОД по кружающему миру на тему: "1 апреля - Международный день птиц"Эта тема поможет вашим детям:- лучше усвоить и понять мир птиц, покажет их многообразие...

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе "Зимующие и перелетные птицы"

Тема: «Перелетные и зимующие птицы» Цель: формировать экологическую культуру у детей.Задачи:- уточнить, расширить и систематизировать представления детей о характерных признаках ...

«Зимующие птицы» (Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе)

знакомство с зимующими птицами; изучение их особенностей; воспитание любви к природе; развитие интереса к наблюдению за птицами; обогащение словаря: зимующие, перелетные птицы, кормушка....