Конспект НОД по окружающему миру для подготовительной группы на тему: "Животные Севера"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сорокина Елизавета Станиславовна

Конспект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по окружающему миру

для подготовительной группы

на тему: «Животные Севера»

Тема: Животные Севера

Цель: формирование представления о климатических зонах нашей страны.

Задачи:

Образовательные:

  • знакомить с особенностями климата Севера;
  • расширять и углублять представление детей о животных и птицах Крайнего Севера: (белый медведь, северный олень, тюлень, пингвин), особенностях их питания;

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и интерес к животным Севера.

Развивающие:

  • развивать любознательность;
  • развивать экологическое мышление и экологическую культуру;
  • развивать мышление, память, внимание.

Оборудование: мультимедийные средства, карта России, глобус, обручи, экспонаты мини-музея группы «Обитатели морей и океанов»

План НОД:

Организационный этап: 3 мин

Основной этап: 23 мин

Физкультминутка: 1 мин

Заключительный этап: 2 мин

Ход НОД

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методическое обоснование и самоанализ

Организационный

-Где-то на белом свете

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи,

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря.

Трутся спиной медведи –

Вертится Земля.

-Сегодня мы отправимся с вами туда,

Где царит царство холода, снега и льда!

Слушание

Организационный момент;

Создание положительного эмоционального настроя

Основной

-Сегодня мы отправляемся в путешествие! На противоположных полюсах земного шара лежат покрытые снегом и льдами Антарктика на юге и Арктика – на севере. Климат там суровый, по полгода длится полярная ночь. Целые сутки темным-темно и очень холодно, а следующие полгода солнце не заходит за горизонт, но лучи его настолько слабые, что не греют – это время называют полярным днем. Ребята, а кто знает, где находится Крайний Север?

-Вокруг себя, ты повернись на Севере, ты очутись.

-Ну, вот мы и на месте. Здесь очень мало растительности – низкорослые кустарники карликовой березы, полярной ивы. Летом здесь не растет трава, а лишь мхи и лишайники. Как вы думаете, почему здесь так мало растений?

-Повсюду только снег и лед. Очень холодно. Давайте погреемся!

Физкультминутка

Здесь всюду холод, лед и тень,                      (дети обнимают себя за плечи)

Полгода — ночь,                                         (закрывают глаза ладонями)

Полгода — день.                                         (Выпрямляются, поднимают руки вверх)

Из льда здесь люди строят дом,                     (Соединяют руки над головой — «крыша»)

И океан покрыт весь льдом.                           (Разводят руки в стороны)

Зверей ты здесь почти не встретишь.           (Ставят ладонь козырьком над глазами)

И птиц ты в небе не заметишь.                      (Делают махи руками)

Лишь   мишка,   белый,   словно иней,           (Подражают походке медведя)

Хозяин ледяной пустыни.                                (Руки на поясе, стоят смирно)

-Ребята,  навстречу нам вышел здешний хозяин. Кто же он отгадайте?

Братья, сестры бурым мишкам,

Но не любят мед и шишки,

Моржи тюлени им соседи.

Кто это?- Белые….

-Белый медведь наикрупнейший хищный зверь Арктики. Его длина около 3 м – это приблизительно вот сколько, а весит он 800 -1000 кг.  На снегу его совсем незаметно. Как вы думаете, почему?

-Выдает его  лишь чёрный нос. Когда медведь подкрадывается к своей добыче, он предусмотрительно прикрывает нос лапой. Сотни километров проходит он по льдам в поисках добычи. Прыгнет в ледяную воду и плывет дальше до льдины. Ни мороз, ни ледяная вода  ему не страшны. Море – это его родная стихия! Как вы думаете, почему?

-Да, Мех медведя почти не промокает, т.к. имеет очень густой подшерсток. В нем задерживается воздух,  и вода не проникает туда. Кроме того, под кожей у медведя толстый слой жира, который согревает животное. Подушки лап покрыты густой толстой щетиной. Поэтому лапы медведя не мерзнут и не скользят по льду.

-Чем питается белый медведь?

-Правильно, белый медведь  хищник, он питается рыбой, но главное его лакомство – тюлени. Он  подползает к своей жертве, совершает бросок и мощным ударом лапы выбрасывает тюленя на берег.

-У медведицы мамы в ноябре-декабре в ледяных норах  рождается 2 – 3 крохотных (размером с ладошку)  малыша, которых она выкармливает своим жирным, как сливки,  молоком.

-Ну, а нам лучше всего соблюдать осторожность и держаться подальше от белых медведей. Как вы думаете, почему?

-Дальше будем передвигаться на лыжах.

-А вот  животное, которое  питается рыбой.

В Антарктиде кто живет,

Обожает снег и лед?

Вместо плюшек и конфет

Рыбку кушает в обед.

Ловит он ее весь день

С легкостью! Ведь он …

-Он прекрасный ныряльщик и пловец. Вместо ног у него – ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздух – и снова в воду. Зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Вне воды тюлени оказываются совсем беспомощными. Почему?

-Правильно, они большие неповоротливые, и у них нет лап. Именно поэтому, тюлени становятся легкой добычей для белых медведей.

-Детёныши тюленя совсем белые, их так и называют – бельки, прячутся от белых медведей под защитой родителей среди льдин и торосов.

-Двигаемся дальше!

Ребята, а что это за птицы  на льдинах?

В Антарктиде кто не знает,

Птицу ту, что не летает,

Что ныряет в море с льдин!

Ах, да это же …..

-Правильно, пингвины – это  морские хищные птицы, которые не летают, зато отлично плавают и ныряют. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. При необходимости пингвин может провести под  водой до 20 минут. Гнёзда пингвины не делают, мама-пингвиниха снесёт единственное яйцо, а пингвину-папе приходится высиживать его и согревать собственным пухом.  Мама же отправляется к морю в поисках еды.  

-Родители-пингвины никогда не перепутают своего ребенка  с чужим,  даже среди сотен других птенцов они по голосовому сигналу узнают своего птенца и накормят только его. Пингвины взрослые и дети любят кататься с горки, только не на санках, а на брюшке. Людей они совсем не боятся. Смело приходят к морякам и полярникам в гости.

Физкультминутка

Идут вразвалочку пингвины (идут друг за другом)

По огромной белой льдине.

Друг за другом, все гуськом,

По снегу прямо босиком.

Вот и море, остановка. (останавливаются, поворачиваются лицом в круг)

Начинают подготовку.

Чтоб рачка в воде поймать,

Нужно воздуха набрать. (надувают щеки)

Растопырить крылышки (руки вдоль туловища, раздвигают пальцы)

И расправить перышки.

-Наше путешествие продолжается, предлагаю, проехать на саночках. А  кого же запряжем мы в санки, отгадайте.

Он вездеход, он пароход

И к тому же самолет!

Везде проедет, везде пройдет —

В любую погоду дорогу найдет!

Словно царскую корону

Носит он свои рога,

Ест лишайник, мох зеленый,

Любит снежные луга.

-Да, дети, это благородные олени, они  помогли нам  добраться до детского сада. Не страшны им ни морозы, ни болота, ни сугробы. Длинные ноги не дают провалиться в снег, а особенные копыта могут раздвигаться и имеют острые края, что придает устойчивость на скользких поверхностях. А еще олень разгребает копытами, как лопатами снег, чтобы добраться до вкусного мха ягеля, спрятанного глубоко под снегом.

-А что так украшает этих животных? Огромные, красивые, ветвистые.  Рога есть у самок и самцов. А у детенышей (оленят) рожки похожи на маленькие веточки кустика. За оленятами следит все огромное стадо, которое кочует по тундре во главе с вожаком, самым опытным и сильным оленем.

-Ребята, посмотрите, что за чудо, что за диво – небо так горит  красиво!

Северное сияние

Словно занавес цветной

В небесах мерцает.

Над пустыней ледяной

Небо расцветает!

Кажется, взлетит сейчас

Занавес высоко,

И откроется для нас

Край земли далекой.

Там, среди отвесных скал,

В синеве безбрежной

Ледяной нарядный зал

Королевы Снежной.

Светится ее венец –

Блещут самоцветы!

Музыка звучит.

Дворец залит ярким светом.

Как ковры лежат снега

С ледяной каемкой,

Вьется лентою пурга,

Кружится поземка.

И танцуют, вставши в ряд,

Хрупкие снежинки,

И тихонько в такт звенят

Голубые льдинки.

-Мы видим с вами уникальное природное явление – Северное сияние. Как же оно красиво и величаво! В нашем теплом южном  краю мы не можем  наблюдать  Северное сияние, но природа нашей огромной Родины – это бесконечный источник знаний и впечатлений.

Слушание

Дети показывают   Арктику на глобусе.

Повторять движения

Медведи

Шерсть его белая и снег белый.

У него теплая шуба.

Рыбой

Он опасный хищник.

Имитация ходьбы на лыжах

Тюлень

У них нет лап.

Пингвин

Выполняют движения

Олень

Рога

Рассматривают северное сияние

Слушание

Знакомить с особенностями климата Севера;

Развивать любознательность;

Снятие усталости

Расширять и углублять представление детей о животных и птицах Крайнего Севера: (белый медведь, северный олень, тюлень, пингвин), особенностях их питания.

Воспитывать любовь и интерес к животным Севера.

Развивать экологическое мышление и экологическую культуру;

Развивать мышление, память, внимание.

Снятие усталости

Заключительный

-А наше путешествие подошло к концу.

-Давайте вспомним, с кем мы повстречались в пути.  

-Мы узнали сегодня много нового об обитателях Севера. Все эти животные – белый медведь, северный олень,  тюлень и пингвин  занесены в Красную книгу, на них запрещено охотиться. К  сожалению, из-за ценного меха и беззащитности они часто уничтожаются браконьерами. Сейчас специальные службы выслеживают преступников и предотвращают опасность. Задача людей – сохранить жизнь этим удивительным животным и птицам.

-Предлагаю вам в свободное время нарисовать обитателей Крайнего Севера и рассказать о них своим друзьям и родителем.

-Белый медведь, северный олень, пингвин, тюлень

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: « Животные жарких стран и Севера».

расширить и углубить представление детей о диких животных: о северном олене, о белом медведе, о верблюде. Учить детей по внешнему виду животного определять его место жительства, делать сравнительный а...

конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему " Животные крайнего севера"

в ходе образовательной деятельности воспитанники совершат экскурсию на север, познакомятся с животными с их средой обитания. в конце по возвращению в детский сад совместно с воспитателем изготов...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему "Животные Крайнего Севера"

Цель: создание условий для расширения представлений детей об образе жизни животных и птиц Крайнего Севера....

Презентация к конспекту образовательно деятельности по окружающему миру в старшей группе на тему: "Животные крайнего Севера"

Непосредственно образовательная деятельность проходит в виде игрового путешествия в Арктику. Использование в качестве наглядного сопровождения презентации усиливает познавательную активность дете...

ООД по познавательному развитию ( ознакомлению с окружающим миром) в подготовительной группе на тему:«Животные жарких стран»

ООД по познавательному развитию ( ознакомлению с окружающим миром) в подготовительной группе на тему:«Животные жарких стран»...

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе на тему: "Животные разных стран"

Цель: Познакомить детей с животными нашей планеты Земля.Задачи:Обучающаяуточнить представления детей о животных разных стран: внешний вид, характерные особенности.формировать представления о взаимосвя...