Конспект занятия - экспериментирования "Кинетический песок"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Мингалимова Надежда Ивановна

Конспект занятия - экспериментирования "Кинетический песок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 33»

(МБДОУ «Детский сад № 33»)

Конспект  непосредственно образовательной деятельности в средней группе

(занятие – экспериментирование)

на тему: «Кинетический песок»

Подготовила:

Мингалимова Н.И.

Ачинск

Цель: изучить особенности соды, ее свойства, качества и применение.

Задачи:

Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соде и соблюдения правил поведения при проведении опытов с содой, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соды и научить использовать соду, как средство для творчества.

Материал и оборудование: посылка с содой, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы,  губка, одноразовые стаканчики, мерные ложечки, пищевые красители, баночки для кинетического песка, подносы для замешивания кинетического песка, салфетки влажные, фартуки, пипетки, жидкое мыло.

Предварительная работа.

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соде и её свойствах?»

• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соду?».

• Наблюдение «Как мама использует соду?».

Ход НОД:

Приветствие

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём.

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь. Что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?

Воспитатель загадывает загадку:

Вот лежала, не горела,

На полке в баночке белела.

Кулинара пригласили,

Её уксусом гасили.

Воспитатель: Откройте мешочки. Что там? (сода)

Педагог высыпает соду в емкость и задает вопрос: «Для чего нужна сода? Где люди используют соду?»

Просмотр презентации «Что такое сода?  и    где ее добывают?»

Историческая справка

 

Издревле сода была известна человеку и применялась им в лечебных целях. Древние индусы три тысячи лет назад уже знали о существовании соды. В древнеегипетских манускриптах можно найти описание её применения, относящиеся ещё к 1-2 вв. до нашей эры. В основном египтяне использовали ее для мумификации, а вот древние римляне применяли ее в быту и в качестве гигиенического средства.

В летописи древних славян встречаются рецепты целебных снадобий от древних волхвов, в состав которых входила родниковая вода, мёд и сода. Применение этого напитка воинами приводило к обретению ими силы и недюжинной выносливости. Это самый настоящий энергетик, в разы повышающий работоспособность организма.

Древние люди добывали соду из особых источников и озёр, выпаривая её на огне.

Другой древний способ получения соды – из золы сожжённых водорослей. До начала XIX в. использовалась почти исключительно природная сода, но с ростом ее потребления возникла необходимость производства соды в больших масштабах искусственным путем [3].

Сода в жизни человека (Вопрос – ответ) -игра с мячом

Воспитатель бросает детям мяч и предлагает ответить на вопрос «Как можно использовать соду?»

Примерные ответы детей:

  • Раствор для избавления от веснушек;
  • Компрессы;
  • Раствор от прыщей;
  • Для отбеливания зубов;
  • Избавление от пятен на одежде.

Игра «Сода  полезна для того, чтобы ….» (с мешочком, в котором сода, передавать и говорить) 

1. Чтобы …. Отбеливать зубы

2. Чтобы ….

3. Чтобы …..

Вывод: Сода необходима для жизни и здоровья человека, её используют в разных сферах нашей жизни, в том числе и в медицине.

Воспитатель: «Сегодня всем нам предстоит

     Немножко стать учеными. В лабораторию пойдем,

        И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»

- А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.)

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд) При работе с содой:

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину

3. Не толкать соседа во время работы

4. Сначала посмотри, а потом повтори

5. Выполнил и положи на место

Итак,  внимание.

Сегодня в нашей лаборатории мы будем делать кинетический песок. Каждый из вас знает,  что это такое.

Воспитатель: Перед вами тарелочка с содой. Давайте мы её рассмотрим.

Что вы можете сказать о её внешнем виде? (сода похожа на порошок)

Воспитатель:  Действительно, что с виду сода похожа на порошок.

Дети:  Сода сыпучая, без запаха.

Подуйте тихонько на соду через трубочку.

Вывод: сода рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха.

Опыт «Сода хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соды и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие, скрипучие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод:

При надавливании ложкой на соду её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт  «Кинетический песок»

Многим известно, что кинетический песок предоставляет возможность создавать самые разнообразные фигурки, строить красивые башни и другие конструкции. Чтобы не приобретать дорогостоящую массу, мы можем сами приготовить этот состав, после чего сделать желаемый шедевр.

Для создания кинетического песка из соды нам потребуется:

  • моющее средство для посуды;
  • сода пищевая;
  • ложечка и пиала.

Готовится масса для игр очень просто. Налейте моющее средство в ёмкость (количество будет зависеть от того, какой объем готового продукта Вы хотите получить). Для начала можно взять 0,5 стакана мыльного вещества (получится приличное количество кинетического песка для лепки). Постепенно добавляйте в него бикарбонат натрия, тщательно перемешивая каждую введенную порцию. Соду следует подсыпать до того момента, пока масса не обретет сухой вид, сбиваясь в большие комки. После этого, выложите на стол полученный продукт и хорошенько разомните его.

Как только Вы убедитесь, что из смеси можно лепить комки и разнообразные изделия — можете приступать к процессу. Состав получится белый как известь, но если разделить массу на части и к каждой добавить цветные красители (несколько капель), то можно получить отличный материал для реализации фантазий в лепке.

Творческая работа

Дети лепят из кинетического песка разные фигурки.

- Как красиво у вас получается!

Рефлексия

Итак, скажите, пожалуйста, что такое сода?

- Давайте вспомним и скажем, откуда берется сода?

- Как вы думаете, ребята сода полезна или вредна

- Согласны ли вы с утверждением, что сода - удивительное вещество природы, необходимое людям?

Ой, ребята, а в шкатулке,  что- то есть еще. Открывает, а там угощение за хорошую работу.

Вы были хорошими учеными.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Волшебный песок"

Развитие активности и любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности....

Конспект занятия "Здравствуй, песок"

Конспект занятия "Здравствуй, песок" 1-я младшая группа....

Конспект занятия "Золотой песок"

Доминирующая образовательная деятельность - коммуникативная....

Конспект занятия "Волшебный песок" средняя группа

занятие по организации экспериментальной деятельности...

Конспект занятия - экспериментирования "Песок и его свойства. Изготовления куличиков."

Формирование знаний о свойствах сухого и влажного песка. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, способствовать расширению знаний о свойствах сухого и влажного песка. Закре...