Доклад на тему «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с растениями».
материал по окружающему миру (старшая группа)

Важную роли в жизни ребенкак имеет знакомство с растениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_temukak_oznakomit.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

          Доклад на тему

«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с растениями».

Воспитатель: Еремеева Алла Дмитриевна.

   Организуя игры старших дошкольников с природным материалом , особое внимание следует обратить на умение детей пользоваться общепринятой терминологией при определении характерных свойств , качеств, признаков растений. Детей 5- 7 лет нужно учить более полно и точно описывать наблюдаемые растения.

      Перед детьми 5 – 7 лет необходимо ставить более сложные дидактические задачи, требующие умение выделять отдельные части растений , сравнивать их, объединять похожие, устанавливать последовательность изменений по мере роста и развития.

     Какие задачи решают в процессе дидактических игр со старшими дошкольниками ( старшая и подготовительная группа ) ?

  1. Находить предмет с помощью одного анализатора ( на ощупь, на вкус, по запаху ). Выполнение этой задачи требует от детей умение оперировать признаками ( форма, плотность, поверхность) предметов и их качества.
  2. Описывать предметы и находить их по описанию. Эта задача усложняется за счет того , что дети описывают предметы, воспринимаемые не только зрительно , но и с помощью осязания.
  3. Находить целое по частям и части по целому.
  4. Составлять целое из частей.

Данные задачи требуют от детей знания внешнего вида частей растений, например листьев и плодов ( семян ), надземные и подземные части растений.

  1. Группировать предметы по месту произрастания.
  2. Группировать предметы по использованию их в жизни . Задача усложнена тем, что признаки, лежащие в основе группировок, нельзя воспринимать чувственным путем. Чтобы дети могли решать поставленные задачи, необходимо пополнить их знания об уже известных растениях.
  3. Устанавливать последовательность стадий развития растений. Это наиболее сложная задача .Чтобы ее выполнить , дети должны знать изменяющиеся внешние признаки предметов растительного мира и научиться связывать их с определенным периодом развития растений.

Дети старшего дошкольного возраста должны знать о комнатных растениях следующее:

  1. Название растений. Дети должны знать и оперировать 8 – 10 названиями комнатных растений ( в каждой группе усваивается 2 – 3 названия ). Сюда мы относим и название разных видов одного семейства ( например, герани, бегонии, традесканции и др.)
  2. Строение растений. Дети должны определять комнатные растения по морфологическим признакам: « как дерево», « как кустик» ,» как травка».
  3. Части растений:

     Стебли; дети должны отличать наличие или отсутствие стеблей , их строение ( прямостоящие, свисающие, вьющиеся ), показывать особенности каждого из видов;

Листья; определять форму –круглые, овальные, ремневидные, целый, вырезной и др.;

Окраску – оттенки зеленого цвета, окраска верхней и нижней листовой пластины, неоднородность цвета ( пятнистость, полосатость );

Величину – использовать в определении более точные градации: мелкие листья, крупные, средней величины ( в сравнении и как постоянный признак); поверхность листа – гладкий , ворсистый ( « в волосках» ), блестящие – не блестящие ; плотность и толщину листьев;

Цветы; знать название окраски в цветах и оттенках, строение некоторых, их количество на цветоножке.

  1. Происхождение ( родина ) некоторых растений, зависимость внешнего вида от места произрастания ( кактус и др.)

Старшие дошкольники должны уметь пользоваться своими знаниями, применять их в новой ситуации. Помогут научить их этому сюжетные дидактические игры, игровыми действиями которых становится изобретение сюжетно – ролевых отношений, а содержание отражает жизнь природы, труд человека в нем. Именно такие игры следует проводить с детьми старшего и подготовительной к школе групп. Чтобы решить поставленные в ней задачи , дети должны обладать высоким уровнем знаний о природе, уметь решать одновременно несколько дидактических задач.

   Важное место в таких играх занимает сюжет. Он делает познавательную задачу более привлекательной, а это в свою очередь повышает умственную активность и самостоятельность детей при достижении поставленной перед ним целей.

    Сюжетная игра отражает определенную жизненную ситуацию, ее воссоздание в ином плане побуждает детей мобилизовать знания, применить для решения игровой и дидактической задачи. Чем интереснее ситуация, чем больше она захватывает ребенка, тем выше его умственная и творческая активность , тем лучше усваиваются знания. Причем энергичнее , самостоятельнее становится не только исполнители отдельных ролей, но и все дети, следящие за ходом игры и контролирующие правильность выполнения задания.

     Некоторые сюжетные игры можно объединить в серии, связанные определенной темой. При этом нужно учитывать намеченное программное содержание, а также то , что проведение серии игр должно быть связано с такими закономерностями  жизни природы , которые доступны пониманию детей дошкольного возраста.

    В некоторые сюжетные дидактические игры с природным материалом можно включить сразу несколько задач в зависимости от содержания, наличие в игре определенного количества ролей. Задачи эти могут быть самыми разнообразными: от наиболее просты до наиболее сложных. Так, например, во многих играх обязательно требуется узнать и описать растения , их части по внешним признакам. Но при этом надо опираться не только на слово – название , как в младшей и средней группах , а на описание предмета, перечисление его характеристик признаков и свойств. Узнавание и называние усложняется также новым материалом для игр.

       Задания могут быть и более сложными. Например, на основе внешних признаков требуется установить качественное состояние предмета, связать изменения внешних качеств с внутренними и на этой основе делать умозаключения , выводы .Так , определяя степень зрелости, нужно учитывать при этом разнообразные внешние признаки созревания разных овощей и фруктов : у одних ярко выражены изменения в окраске , у других в величине, плотности и т. п. Исходя из таких наблюдений , ребенок должен сгруппировать овощи и фрукты по степени зрелости, подумать, как их лучше использовать, переработать.

   В связи с усложнением дидактических задач в играх старших дошкольников возрастает и роль воспитателя в игре. Он должен постоянно контролировать то, как дети выполняют свои роли , тактично направлять игру, подсказывать в случаях затруднения. Но, помогая выполнять задания, он не в коем случае не должен делать что – либо за них сам, лишать детей инициативы. Например, если дети затрудняются в группировке овощей, можно задать дополнительный вопрос : « где растет?» . Попутно уточнить , что овощи растут на грядках, фрукты – в саду на дереве , кустах. После такого уточнения дети легко справляются с заданиями.

    Иногда хорошо использовать зрительный контроль. Например, чтобы дети могли правильно сгруппировать семена, на обороте каждой коробке с семенами надо поместить изображения соответствующего растения или его части , знакомой ребятам ( цветы, плоды) . Это поможет выделить семена отдельных растений , а потом решить вопрос, где они растут.

     Перед игрой с детьми старших групп хорошо провести беседу, чтобы выяснить и уточнить знания , необходимые для данной игры. Это поможет детям понять игровое задание и более осознанно его выполнить.

    Дети подготовительной к школе группы уже много знают о деревьях и кустарниках, комнатных растениях, овощах и фруктах. Но они чаще сталкивались с растениями в основном в весеннее – летнее и осеннее время и поэтому хорошо знают листья, цветы, плоды и семена. А вот зимой детям трудно узнать знакомые им деревья и кустарники.

   Чтобы пополнить знания ребят , надо проводить игры с материалами зимой. Но так как в это время года наиболее характерные признаки растений исчезают , надо вернутся к играм с более простыми дидактическими заданиями: предлагать детям находить предметы по описанию частей растений и др. вначале игры проводят на участие группы: здесь детям легче будет узнать растения или вспомнить , где какие растут деревья , с которыми они познакомились летом. Постепенно игры организуют во время экскурсии за пределами детского сада, чтобы дети научились хорошо различать и узнавать деревья и кустарники.

    При организации дидактических игр с детьми подготовительной к школе группы воспитателю нужно учитывать то, что дети не только усваивают в игре новые знания , но и активнее, чем раньше, сопоставляют свои успехи с успехами товарищей. Воспитатель может помочь им в этом , усиливая в играх элемент соревнования. Например, ребенку, справившемуся с заданием, вручают фишку – нарисованные на карточке цветы или листья. В конце игры при подведении итогов тому , у кого больше фишек, можно присвоить звание « знатока природы» или какое – либо другое. В начале игры воспитатель может указать детям , что именно надо учитывать при оценки ответов друг друга ( качество, полнота ответа, выполнение правил ). Все это учитывает интерес к играм , желание четко выполнять задания.

    Но, вводя элемент соревнования, надо следить за тем, чтобы дети достигали лучших результатов в честной борьбе, помогали друг другу справиться с заданиями. Лучше, если выигрывать будет не один ребенок, а вся команда, чтобы каждый зарабатывал фишки не только для себя, но и раде целой группы детей. Подбирать надо такие игры , где каждый ребенок мог бы проявить себя.

     После занятия под руководством воспитателя можно предложить ребятам самим организовывать знакомую игру . При этом надо напомнить им о бережном отношении к природе, указав на то что , сохраняя растения , они сохраняют красоту любимой полянке, своего края.

                                   Используемая литература.

В. А. Дрязгунова « Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края посредством изобразительного искусства».

Модель 3-х вопросов Что мы знаем об этом?Что мы хотим узнать?Как мы можем узнать?*Посуда    красивая,    я думаю, из нее не едят, а любуются ею.Саша. *У...

Доклад «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой через художественное творчество».

laquo;Знакомство детей  старшего дошкольного возраста с национальной культурой через художественное творчество».        Перед дошкольными работниками пос...

Конспект мероприятия: ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Яблонька» на тему: « Знакомство детей старшего дошкольного возраста с культурой башкирского народа.»

Цель: формировать у детей интерес к познанию родного края и к ее культуре – осознанно-правильного отношения к ее истории и традициям....

Методическая разработка на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»

Цель: воспитание у детей  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дош...

Доклад на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста с использованием программно – методического комплекса «Фантазёр»

Доклад на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста с использованием программно – методического комплекса «Фантазёр»...

Методическая разработка для воспитателей и педагогов Доклад по теме: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях дошкольного образовательного учреждения»

В настоящее время сохранение здоровья детей и формирование у них навыков безопасного поведения в отношении своей жизни являются основными задачами системы образования. Согласно Федеральному государств...