Перспективное планирование работы с детьми старшая, подготовительная группа 2019-2020 г, 2020 – 2021 г.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)

Великородная Александра Владимировна

Перспективное  планирование работы с детьми старшая, подготовительная группа 2019-2020 г, 2020 – 2021 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное  планирование работы с детьми старшая, подготовительная группа 2019-2020 г, 2020 – 2021 г.

Дата

Тема

Задачи

Формы и методы работы

Виды деятельности

Сентябрь

1.

Как все живое растет.

- Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов; подвести к выводу, что мы – люди – являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: вода, свет, воздух, питание и бережное отношение окружающих.

НОД, рисование, аппликация, рассказывание, рассматривание иллюстраций, активное слушание

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная

2.

Осень

золотая

- Закрепить знания детей о приметах осени; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к родной природе; учить понимать закономерности явлений природы.

НОД, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, чтение худ. литературы

Познавательная, коммуникативная, художественная

Октябрь

3.

Осенние  

заботы

животных и птиц.

- Уточнить знания детей об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой; развивать интерес к закономерностям в живой природе; воспитывать бережное отношение к животным и птицам в осенний период.

НОД, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, чтение худ. литературы

Познавательная, коммуникативная, художественная

4.

Воздух, вода и свет

- Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле;

- научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода (родники) – это бесценный дар природы;

- Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений.

НОД, опыты и эксперименты, самостоятельная деятельность детей

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, экспериментальная, практическая

Ноябрь

5.

Удивительный

лес.

- Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его  обитателях;

-Показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса;

- Формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения;

- Развивать познавательный интерес, память, связную речь, умение анализировать, делать выводы;

- Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу.

НОД, опыты и эксперименты, самостоятельная деятельность детей, рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, загадки

Познавательно-исследовательская, коммуникативная,

6.

Тайны

птичьего

мира.

- Развивать у детей интерес к жизни птиц;

- Познакомить с загадками и тайнами живой природы;

- Продолжать активизировать познавательные способности детей.

НОД, рассматривание иллюстраций, активное слушание

Познавательная, коммуникативная,

Декабрь

7.

Животные –наши помощники.

- Прививать любовь к домашним животным;

- Дать представление о том, как собаки помогают человеку в жизни.

Рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, дидактические игры

Познавательная, коммуникативная, игровая

8.

Снег и его

свойства.

- Уточнить и расширить представления детей о снеге;

- Учить детей анализировать, делать выводы;

- Развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы.

Опыты и эксперименты, НОД

Познавательная, исследовательская, игровая

Январь

9.

Зимовье

 зверей.

-Формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду;

- Учить понимать причины изменений в жизни животных;

- Воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.

Рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, дидактические игры, НОД

Познавательная, коммуникативная, игровая

10.

Жизнь птиц

зимой.

- Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им;

- Показать взаимозависимость живой и неживой природы;

- Воспитывать доброе отношение к природе.

Опыты и эксперименты, НОД, чтение худ. литературы, рассматривание иллюстраций

Познавательная, исследовательская, игровая

Февраль

11.

Зимние явления в неживой

природе.

- Закрепить знания о зимних явлениях;

- Развивать творческую фантазию и воображение;

- Воспитывать бережное отношение к природе.

Опыты и эксперименты, НОД, чтение худ. литературы, наблюдения

Познавательная, исследовательская, продуктивная

12.

Для чего

нужна Красная

книга.

- Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе, к будущим потомкам, которым необходимо оставить Землю для жизни;

- Сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.

Рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, НОД

Познавательная, коммуникативная, продуктивная

Март

13.

Кто такие

насекомые?

- Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых;

- Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения;

- Учить отвечать на вопросы;

-Активизировать память и внимание детей;

- Обогащать словарный запас;

- Развивать связную речь и логическое мышление, звукопроизношение.

Опыты и эксперименты, рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, НОД

Познавательная, исследовательская, продуктивная

14.

Давайте с

природой

дружить.

- Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих, воспитывать культуру поведения в природе.

- Формировать элементарные представления о кризисном состоянии  природы Земли,  необходимости чистого воздуха, воды, почвы для растений,  животных, человека, о Красной книге.

- Расширять представления детей о  многообразии форм охраны природы.

- Воспитывать ответственное и  бережное отношение к родной природе.

Опыты и эксперименты, рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, экскурсии, наблюдения

Познавательная, коммуникативная, продуктивная

Апрель

15.

Космос. Звезды. Вселенная.

- Познакомить детей с основными планетами, дать элементарные понятия о планетах;

- Дать первоначальные представления о строении Солнечной системы;

- Побуждать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;

- Воспитывать любовь к своей планете.

Рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, опыты и эксперименты, НОД, конструктивно-модельная деятельность

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная

16.

Сказка о рыбаке и рыбке на новый лад.

- Расширить  представления детей о том, как человек использует факторы природной среды (землю, воздух, воду, растения и животных) для удовлетворения своих потребностей, укрепления и охраны здоровья. Воспитывать бережное и гуманное отношение человека к среде обитания, учить экономному расходованию того, что в ней есть, защищать и охранять природу.

-  Учить устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

- Воспитывать  ответственное и  бережное отношение к родной природе.

Рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, рисование

Познавательная, коммуникативная, продуктивная, художественная, игровая

Май

17.

Растения – легкие Земли.

- Дать представление о значении растений;

- Показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова;

- Воспитывать интерес к растениям.

Опыты и эксперименты, НОД, рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы

Познавательная, коммуникативная, продуктивная, художественная, игровая, трудовая

18.

Земля – наш общий дом.

- Показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;

- Вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей;

- Способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома.

Наблюдения, НОД, рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы

Познавательная, коммуникативная, продуктивная, художественная, игровая, трудовая

Перспективный  план по ознакомлению детей

с художественной литературой детей 5 – 6 лет.

Название произведения

Цель

Сроки

1.

О.Тувим «Овощи»

См. «Хрестоматия  для дошкольников» стр.378

- закреплять знания об овощах, развивать речь и память детей.

Сентябрь

2.

Н.А.Рыжова «Наука о доме»

См. «Не просто сказки» с.79

- воспитывать уважение к дому, земле на которой живет человек.

Октябрь

3.

Т.Шорыгина «Прозрачный

неведимка»

См. «Зеленые сказки» с.5

- расширять знания детей о свойствах воздуха в поэтической форме.

Ноябрь

4.

«Двенадцать месяцев» сказка в переводе С. Маршака

- воспитывать у детей чувство семейной дружбы, доброты и внимания друг к другу;

- учить удерживать в памяти содержание прочитанного.

Декабрь

5.

В. Бианки «Синичкин

календарь»

- расширять знания детей о жизни птиц.

Январь

6.

Н. Рыжова «Как люди речку обидели»

См. «Не просто сказки» с.102

- использовать педагогическое воздействие художественного слова на детей при формировании такого понятия как «охрана природы»

Февраль

7.

Н. Рыжова «Жила-была Река»

См. «Не просто сказки» стр.26

Март

8.

Е. Пермяк «Для чего руки нужны»

См. Н. Алешина «Ознакомление с окружающим миром и социальной  действительностью» с.190

- продолжать расширять знания детей о труде взрослых;

- формировать чувство ответственности за выполнение трудовых поручений.

Апрель

9.

Е. Плещеев «Мой садик»

См. «Хрестоматию для

 Маленьких».

- воспитывать чувство любви к природе, умение видеть прекрасное.

Май

10.

Т. Шорыгина «Великан и Голубое озеро»

См. «Зеленые сказки» с.88

- воспитывать чувство доброты, любви к окружающему миру;

- развивать речь детей.

Июнь

11.

В. Берестов «Веселое лето»

- закреплять и углублять знания детей о признаках лета;

-вызывать желание выражать свои впечатления в рисунках.

Июль

12.

Н. Рыжова «Чей дом лучше»

См. «Не просто сказки» с.29, к.39

- продолжать развивать интерес к художественной литературе;

-учить высказывать собственное мнение.

Август

Перспективный  план использования дидактических игр

в работе с детьми 5 – 6 лет.

Название

игры

Цель

Литература

Сроки

1

«Вершки и

корешки»

«Детки на ветке»

-закреплять умение составлять целое из частей;

-формировать знания о том, у каких овощей в пищу пригодны вершки, а у каких корешки;

- учить детей подбирать предметы по принадлежности к одному из растений.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-7 лет»

Сентябрь

2

«Беседы с

деревьями»

- учить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе;

- воспитывать гуманное отношение к природе.

Ж. «Ребенок в детском саду»

№3/2005г.

Октябрь

3

«Экологи»

- закреплять экологические знания;

- приобщать к экологически ориентированной деятельности.

Ж. «Ребенок в детском саду»

№2/2005г.

Ноябрь

4

«Экологический светофор»

- продолжать уточнять представления детей об экологически правильном поведении.

Ж. «Ребенок в детском саду»

№3/2005г.

Декабрь

5

«Какое время года?»

-учить детей соотносить описание природы в стихах и прозе с определенным временем года.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-7 лет»

Январь

6

«Радости и огорчения»

-формировать собственное отношение к природе.

Ж. «Ребенок в детском саду»

№3/2005г.

Февраль

7

«Необычное

путешествие»

-продолжать учить детей экологически правильно оценивать действия людей в природе.

Ж. «Ребенок в детском саду»

№3/2005г.

Март

8

«Природа и

человек»

- систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-7 лет»

Апрель

9

«Разведка

полезных дел»

-развивать интерес к природоохранной деятельности.

Ж. «Ребенок в детском саду»

№5/2005г.

Май

10

«Загадки

Лесовичка»

-закрепление знания детей о лесе.

Ж. «Ребенок в д/с»

№5/2005г

Июнь

11

«Путешествие в лес»

- способствовать осознанию дошкольниками взаимосвязи всех компонентов природы;

-закреплять знания экологически грамотного поведения.

Ж. «Ребенок в детском саду»

№2/2005г.

Июль

12.

«Кто где живет»

- формировать знания детей о разнообразных насекомых и среде их обитания.

Ю.Белая,В.Зимонина «Как обеспечить безопасность

дошкольников».

Август

Перспективный  план проведения опытов и экспериментов

с детьми 5 – 6 лет.

Название опыта

Цель проведения

Сроки

1

«Нужен ли корешкам воздух»

- выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми частями.

Сентябрь

2

«Что выделяет

растение?»

- установить, что растение выделяет кислород;

- понять необходимость дыхания для растений.

Октябрь

3

«Ветер – это движение воздуха»

- выявить, как образуется ветер;

-уяснить, что ветер – это поток воздуха.

Ноябрь

4

«Какие свойства»

- сравнить свойства воды, льда, снега;

- выявить особенности их взаимодействия.

Декабрь

5

« Умная галка»

- знакомство со свойствами воды (повышение уровня).

Январь

6

«Откуда берется вода»

-познакомить с процессом конденсации.

Февраль

7

«Мы – фокусники!»

- выявить материалы, взаимодействующие с магнитом.

Март

8

«Притягивается – не притягивается»

- определить  материалы, не взаимодействующие с магнитом.

Апрель

9

«Наверх»

-выяснить, что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов.

Май

10

«Песок и глина»

- выяснить, как эти природные субстраты взаимодействуют с водой.

Июнь

11

«Уличные тени»

- понять как образуется тень, ее зависимость от источника света.

Июль

12

«Изготовление

солнечных часов»

- продемонстрировать через перемещение тени движение ЗЕМЛИ вокруг СОЛНЦА.

Август

Перспективный план по экологическому воспитанию

в подготовительной группе. 2018 – 2019 г.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическая деятельность

Сентябрь

Рассматривание рыбок в аквариуме. Беседа «как заботиться о рыбках».

Беседа «Как живут комнатные растения».

Беседа о домашних животных.

«Чудесный мешочек»,: 

 «Вершки-корешки», «Чьи детки».

«Кто живет в лесу?». Беседа о диких животных.

Аппликация «Панно из осенних листьев»

Октябрь

Беседа «Мой четвероногий друг».

Беседа «Как растения готовятся к зиме».

Загадки об осенних явлениях в природе; народные приметы, связанные с октябрем; рассматривание иллюстраций «Осень», картины «Золотая осень» И. Левитана.

Труд на участке: уборка опавших листьев.

Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем» (овощи, фрукты)«Детки на ветке» «Что где растет?» «Загадай и отгадай».

Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осенью».

Чтение «Улетают – улетели», Благининой Е Рассказ воспитателя «Чудесное яблоко или «зеркало нашей души».

Рисование «Золотая осень»

Рисование «Ежиха с ежатами в ельнике»

Аппликация «Рыбки плавают в водице»

Ноябрь  

Беседа «Как звери в лесу готовятся к зиме».

«Где живут капли воды в детском саду». Экскурсия по детскому саду.

«Какие семена путешествуют по воде и воздуху». Рассказ воспитателя.

Праздник «Провожаем осень».

Д/и на классификацию и обобщение (овощи, фрукты, домашние и дикие животные). «С какой ветки детки», «Что здесь лишнее», «Найди по описанию».

Заучивание стихотворения «Дуб» И. Токмаковой.

Составление детьми рассказов на тему «Дары природы».

Рисование «Комнатное растение»

Декабрь

Рассматривание иллюстраций «Зимние забавы».

Экологическая викторина «Знатоки природы». Беседа «Как человек приготовился к зиме».

Опыты со снегом

Изготовление кормушек, подкормка птиц зимой, наблюдение за ними.

«Что изменилось», «Кто, где живет», «Найди, что опишу».

Чтение стихотворения С.Есенина «Поет зима, аукает». Загадки о снеге, зимних явлениях, пословицы и поговорки о природных явлениях в декабре.

Рисование (с применением различных средств изображения) «Снежинка», «Зимний пейзаж»

Оформление выставки «Зимушка - зима».

Январь

Беседы «Дикие животные», «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Зима в лесу»..
Экологический КВН «Для чего человеку вода»?

«Зимующие и перелетные», «Айболит осматривает комнатные растения», «Узнай растение».

Чтение и заучивание стихотворения И.Сурикова «Зима».

Чтение «Ветер и солнце» К.Д. Ушинского, «Холодно в лесу, холодно», «Лес зимой» В. Бианки.

Рисование «Нарисуйте своих любимых животных», «Деревья в «серебре». Аппликация «Красивые рыбки».

Февраль

Беседа на тему «Что мы знаем о птицах», «Как много интересного бывает зимой».

Рассматривание картины «Зимняя столовая».

Угадай, какой наш дом», «Узнай по описанию» (птицы).

Поговорки о феврале, загадки о лесе и его обитателях.

Заучивание стихотворения П. Воронько «Есть в лесу под елкой хата».

Чтение «На пороге весны» Г. Скребицкого, «Февраль» С. Маршака.

Рисование «Красивое развесистое дерево зимой», «Ваза с ветками».

Поделка из веток «Зимний букет».

Март

Рассматривание картины «Грачи прилетели» Г. Саврасова.

Наблюдение за ветками, поставленными в воду.

Беседа «Как поссорились март и февраль», «Что мы знаем о рыбах», «О перелетных птицах».

Экологические игры: «Где чьи детки», «Кто летает, прыгает, плавает».

Чтение стихотворений П. Воронъко «Журавли». Чтение «Март» В. Бианки, «Весна света и воды» М. Пришвин.

Заучивание стихотворения В. Берестова «Песенка весенних минут»

Рисование «Весенние ветки», лепка «Птицы на кормушке», аппликация «Ваза с ветками».

Апрель

Рассматривание иллюстраций о весне.
Беседа «Апрель-месяц бурного пробуждения и рассвета».

Экологические игры: « Отгадай, что за растение», «Живое-неживое». «Что и как человек ест».

Чтение: «Апрель» В. Бианки, «Весенняя песенка» Г. Ладонщикова.

Поговорки и пословицы об апреле. Приметы апреля.

Слушание музыки Красева «Кукушечка».
Рисование «пришла весна, прилетели птицы», «Комнатное растение», лепка «Белочка грызет орешки», «Животные жарких стран».

Май

Беседа о весне «Правила друзей леса».

Рассказ воспитателя «Лесная аптека» (представление о лекарственных растениях).

Экологические игры: «Что где растет», «Загадай, мы отгадаем».

Чтение «На лесной полянке» Г Скребицкого, «Какие птицы бывают» Ю. Дмитриева Чтение рассказа «На лесной полянке» Г.Скребицкого Загадки о солнце. Пословицы и поговорки о мае.

Рисование «Весенний дождь», «Узор из весенних цветов», аппликация «Весенний ковер Изготовление поделок из природного материала.».

.

Перспективный  план  работы

на экологической тропе в подготовительной к школе группе  (6 – 7 лет)

Сроки

Тема

Предварительная

работа

Содержание  работы на экологической тропе

Последующая работа

Август

Лекарственные растения рядом с нами.

Рассматривание картинок и гербариев с лекарственными растениями. (См. Т.К.Смык «Лекарственные растения», А.Гозин «Лекарственные растения Смоленской области».

Рассматривание растений на участке (хвощ, подорожник)

Аппликация «Зеленая

аптека».

      Сентябрь

Распространение семян ветром.

Рассматривание семян, которые имеют приспособление к переносу ветром.

Наблюдение за ветром.

Задание: найти растения, для  которых ветер желанный гость.

Сбор листьев и семян для гербария, коллекции и поделок.

Октябрь

Летающие животные.

Дидактическая музыкальная игра «Угадай кто летает»

Беседа: «Что помогает летать животным», «Для чего птицам необходимо летать?». Игры-импровизации: «Мы комарики», «Мы журавли».

Лепка

«Мудрая птица сова»

Ноябрь

Кто живет в                     реке Десна.

Слушание музыки из цикла «Времена

года» - Осень  П.И.Чайковского.

Отгадывание загадок о реке, снеге, зиме.

Беседа о том,  как люди относятся к реке.

Рассказ о жизни рыб зимой.

Что человек может сделать полезного для реки?

Рисование  

водоохранных знаков.

Декабрь

Деревья зимой. Ель.

Заучивание пословицы «Спасибо мороз, что снегу нанес».

Рассматривание хвойных деревьев, беседа о том, как зимуют они.

Коллективная работа

 «Зимняя

сказка»

Январь

Следы на  снегу.

Рассматривание картин – «животный мир нашего края».

Рассматривание следов на снегу.

Составление пищевой цепочки: «В нашем лесу».

  Февраль

Зимующие птицы.

Рассматривание картин: «Птицы нашего края».

Рассказ о том, где ночуют, прячутся куропатки, рябчики, тетерева.

Д/и «Собери птицу».

Март

Растения нашей местности.

Рассматривание картин о природе нашего края.

Рассматривание деревьев и кустарников на экологической тропе. Д/И «Узнай по описанию».

Д/И «С какого дерева

листок».

Апрель

Река весной.

Слушание музыки из цикла «Времена года» - Весна. П.И.Чайковского.

Слушание звуков музыки в природе: капель, журчание ручейка.

Беседа об охране среды обитания рыб – щуки, окуня, ерша, налима.

Рисование на тему:

«Весеннее настроение».

Май

Деревья и кусты весной.

Летят перелетные птицы.

Наблюдение за распусканием почек.

Слушание пения птиц.

Рассматривание  почек деревьев и кустарников.

Беседа о перелетных птицах.

Рисование на тему: «Ива весной».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план логопедической работы с детьми старшей\ подготовительной группы

План работы с детьми на год разработан чётко по неделям и месяцам. Направлен на развитие фонематического слуха, грамматического стороя речи, речевого дыхания, просодической стороны речи, артикуляции, ...

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию (Раздел «Музыка») средняя, старшая, подготовительная группы 2019-2020 уч.г. один год (срок реализации программы)

Рабочая программапо художественно-эстетическому развитию(Раздел «Музыка»)средняя, старшая, подготовительная группы2019-2020 уч.г.один год(срок реализации программы)...

Отчет по самообразованию "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старше -подготовительной группы"

Отчет по самообразованию "Использоание здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старше - подготовительной группы"....

План работы ММО воспитателей старших дошкольных групп Тульского куста на 2020-2021 учебный год

План работы ММО воспитателей старших дошкольных групп Тульского куста на 2020-2021 учебный годРуководитель ММО: И.А.ОбразцоваТема: Формирование у воспитателей профессиональных компетенций в соответств...

Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе 2019- 2020 уч. год

Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе 2019-2020 уч.год...