Конспект ОД «Волшебница Весна» Образовательная область: Познавательное развитие
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая группа)

Титова (Корчинская) Ольга Игоревна
 
(Неживая природа: времена года – весна, приметы)
Программное содержание: познакомить дошкольников с признаками весны и устанавливать взаимосвязи природы. Дать представление об особенностях ранней весны: день весеннего равноденствия, зимобор, протальник, капельник. Развивать наблюдательность и любознательность, логическое мышление. Воспитывать любовь к природе, желание изучать ее и оберегать.
Материал: атрибуты к дидактическим играм «Какая сейчас погода на юге?», «Ты знаешь приметы времен года?», «Кто пояснит пословицу?», «Куда бегут наши часики?».
Ход:
Воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Какая сейчас погода на юге?». Воспитатель выставляет градусник на территории России (в центральной части нашей страны, или на юге, или на севере нашей страны), а дети должны высказать свое предположение о температуре в это время в других районах нашей страны.
Воспитатель выставляет градусник в центральной территории – город Москва, температура воздуха +5 градусов, потепление, ветра нет.
- Какая погода на севере и юге нашей страны? (Температура на севере нашей страны – холодно, -10 градусов, снег, ветер. На Юге нашей страны тепло, +15 градусов, ветер слабый, умеренный; светит яркое солнышко.)
- Если температура воздуха +5 градусов, какое время года на дворе?
(Или весна, или осень.)
- Как можно определить, какое время года? (По приметам). Проводится дидактическая игра «Ты знаешь приметы времен
года?». Дети выкладывают последовательные цепочки примет времен года по сигналу воспитателя.
1. На улице потеплело, +5 градусов тепла. (Предметные карточки: солнышко с лучами, небо синее, капель, ручейки, цветы – весна)
2. На улице -15 мороза, на улице зима. (Предметные карточки: солнышко без лучей, небо серое, снег, метель – зима.)
  
3. На улице похолодало, +3 градуса тепла. (Предметные карточки солнышко без лучей, тучи, дождь, листопад – осень.)
4. На улице +25 градусов, на улице лето. (Предметные карточки: солнышко с лучами, небо голубое, ветерок, цветы – лето.)
Проводится дидактическая игра «Кто пояснит пословицу?» Воспитатель читает детям пословицы и проси дать им пояснения.
1. Февраль весну пугает, да все равно в марте тает. (Февраль последний
месяц зимы, в марте приходит весна, солнце пригревает, и снег все
равно растает).
2. Весна днем красна, да и то не сполна. (Весной днем греет солнышко
и все тает, а вечером и ночью еще бывают морозы и опять лужи
покрываются льдом.)
3. Февраль завывает, а март слезы проливает. (В феврале очень сильные
ветры и метели, а в марте солнце пригревает, и снег начинает
таять).
4. Весна красна цветами, а зима сугробами! (Зимой очень холодно и
снежно, весной снег тает, и появляются проталинки, и на земле
начинают цвести цветы.)
5. Март называют зимобром. (Потому что зима с весной борется)
- Ребята, вспомните чем интересен декабрь? (В декабре бывает зимнее
солнцестояние с 20 по 22 декабря, в это время самая длинная ночь, но после 22 декабря день начинает прибавляться, а ночь сокращаться.)
- В марте тоже есть очень интересный день, возьмите карандаши и шаблон круга. Обведите круг карандашом. Круг – это сутки, где утро и день – будем считать днем, а вечер и ночь – будем считать ночью, с помощью линейки разделите круг пополам.
- Что у вас получилось? (Две половинки круга.)
- Одну половинку заштрихуйте черным карандашом или фломастером. Если мы будем считать, что черная половинка – это ночь, то что будет означать вторая половинка? (День)
- Что можно сказать о половинках круга, какие они? (Одинаковые.)
- Если половинки круга одинаковые, то что можно сказать о ночи и дне?
(День и ночь одинаковы по времени.)
- Это значит, что день и ночь стали одинаковы по времени. Посмотрите на часы, маленькая стрелочка начала свой путь, давайте пройдем вместе с ней. Проводится дидактическая игра «Куда бегут наши часики?». Детям раздаются макеты часов, вместе с воспитателем они проходят два круга маленькой стрелкой.
- Давайте поставим пальчик вверх круга наших часов на цифру двенадцать. И быстро обежим один раз круг, потом второй раз.
- Сколько раз маленькая стрелочка обегает круг часов? (Два раза.)
- Если маленькая стрелочка обегает круг два раза и это и день и ночь, то сколько раз надо обежать маленькой стрелочке, чтобы показать нам только день? (Один раз)
- Давайте покажем это.
 
Маленькая стрелочка пошла и прошла один час, два часа, три часа, четыре часа и т.д., прошла двенадцать часов.
- Где оказалась наша маленькая стрелочка? (Там, где начала свой путь.) - Сколько кругов прошла маленькая стрелочка? (Один круг.)
- Сколько часов прошла маленькая стрелочка? (Двенадцать часов.)
- Сколько часов длится день? (Двенадцать часов).
То же самое проводят с маленькой стрелочкой, чтобы показать детям, что и ночь длится двенадцать часов.
- Этот день в марте приходится на 21-число. И называют его днем равноденствия. Прислушайтесь к слову РАВНО-ДЕН-СТВИЕ.
- Из каких слов образовалось слово равноденствие? (Из слов равно и день.) Само слово нам подсказывает, что 21-го марта день будет длиться столько же, сколько и ...? (Ночь.)
- До 21-го марта что было длиннее, день или ночь? (Ночь была длиннее.)
- Как вы думаете, что теперь будет происходить с днем и ночью? (День будет становиться длиннее, а ночь будет короче.)
День прибывает, солнце ярче светит, снег начинает таять.
- При таянии снега что происходит? (Ответы детей обсуждаются). - Снег начинает таять, если пригревает солнце, от тепла снег
превращается во что? (В воду.)
Часть воды собирается в ручейки, часть воды от тепла солнца
испаряется и поднимается вверх.
- Как вы думаете, поднимаясь вверх, частицы воды что могут
образовывались? (Облака.)
- Такие облака называют кучевыми. Вслушайтесь в слово: кучевые.
- Вы догадались, как оно образовалось? (От слова кучки. Облака плывут
по небу кучками.)
- Ранней весной есть еще одна особенность. Послушайте загадку.
Белая морковка Зимой растет. Солнышко выглянет, Все радуются, а Она заплачет. (Сосулька)
- Кто из вас догадался, почему появляются сосульки? (Сосульки появляются ранней весной тогда, когда солнышко пригревает, а вечером от мороза вода замерзает.)
- Как называют явление природы, когда сосульки плачут? (Капель.)
Далее воспитатель предлагает детям собрать самые главные приметы ранней весны:
1. Ранняя весна – это зимобор.
2. Ранняя весна – это капельник.
3. Ранняя весна – это протальник.
4. Ранняя весна – это кучевые облака. 5. Ранняя весна – это равноденствие.
 
- Какие вы знаете народные приметы ранней весны. - Увидал скворца – весна у крыльца.
- Длинные сосульки к долгой весне.
- Снег прилипает к деревьям – к теплу.
В конце проводится исследовательская деятельность: как измерить тепло?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе по теме «Волшебница-весна»

Интегрированное занятие - ознакомление с окружающим миром, развитие речи, рисование. Весна, подснежник....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Волшебница вода» (образовательная область – познавательное развитие)

Дать детям знания о круговороте воды в природе;Познакомить детей с основными свойствами воды при помощи опытно-экспериментальной деятельности....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль» (образовательная область «Познавательное развитие»)

    Уважаемые работники дошкольного образования, для расширения и уточнения представлений детей о соли и ее свойствах , можно провести занятие по опытно-эксперементальной деятель...

Проект по теме: «Волшебница-вода» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (познавательное развитие)

Проект по теме: «Волшебница-вода»Образовательная область(познавательное развитие)        Выполнила::            ...

Конспект итогового мероприятия по теме «Весна» Образовательная область «Познавательное развитие» «Путешествие в весенний лес»

Цель: Создание условий для расширения и закрепления представлений детей об изменениях, происходящих в природе весной, о животном мире леса. Задачи:обобщить знания детей по теме «Весна...