Конспект интегрированного НОД "Семейные традиции" в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Пикулева Оксана Николаевна

Конспект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого интегрированного занятия
по нравственному воспитанию старших дошкольников


Воспитатель 1 квалификационной категории

Пикулева Оксана Николаевна

Тема: Семейные обычаи на Руси

Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями.

Задачи:

Образовательные задачи.
Дать представление детям о купании, одевании, укачивании ребенка в старину.

Закрепить знания старинных русских имен: Тимофей, Егор, Степан, и др.

Учить изготавливать оберег «куклу-Лихоманку».

Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, чугунок; определениями: старинный, колыбельная.


Развивающие задачи.


Развивать познавательную активность детей в процессе формирования 
представлений  о старинных семейных обычаях. 
Развивать связную речь, внимание, память, мышление.
Расширять кругозор и словарный запас детей.

Развивать художественно-творческие способности детей.


Воспитательные задачи.


Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу

Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.

Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.

Формы и виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой,  атрибуты русской избы, русские народные костюмы,  кукла, уголек, зернышки, монетки, кувшин с водой, ушат, полотенце, русская рубашка, колыбелька,  хлеб и соль, заготовки для изготовления куклы

Программное обеспечение:   «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой , Комаровой Т. С. Гербовой В. В.

 Реализация Федеральных государственных общеобразовательных стандартов, интеграция образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной, речевой и художественно-эстетической.

Образовательные ресурсы: Виноградов Г. С. «Русский фольклор», Лавреньтева Л. С. Культура русского народа: «Обычаи, обряды, занятия, фольклор», Князева О. Л. Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. »

Ход занятия

Дети и воспитатель стоят в кругу на ковре.

Воспитатель: - Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Дети: Россия)

Воспитатель: Правильно, Россия.

- А знаете как в старину нашу страну ласково называли (Русь, Русь – матушка). –А я сейчас вам покажу как на Руси люди здоровались и мы также поздороваемся с гостями нашими (правую руку на сердце и поклон). Здравствуйте гости дорогие, гости званные и желанные.

-А, что означает это слово – здравствуйте? Ответы детей

Воспитатель: Здравствуйте от слова «здравие» - «здоровье», то есть мы желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку с кем здороваешься.

Ребята, а вы любите путешествовать? Слайд2

          - Я приглашаю вас в путешествие по лесу.

          - Посмотрите, что вы видите  в нашем лесу? (Ответы детей)

          - Что же это за камень? Он не простой, на нем что-то написано. Слайд3

          - Вам интересно, что написано? Тогда давайте прочтём.  

Прямо пойдёшь из леса уйдёшь

Налево пойдёшь – ничего не найдешь

Направо пойдёшь – много интересного найдёшь.

          - Куда же мы пойдем? Налево. Где левая сторона?

          - Ну, что же в путь!

Воспитатель: Слайд4

Мы шагаем по тропинке

По лесной тропинке длинной

Подними повыше ногу

Покажи другим дорогу!

Воспитатель: Вот мы и пришли. Дети, куда мы попали? Слайд 5

Посмотрите сколько здесь интересных вещей. Где же мы? (Ответы детей)

- А почему все решили, что это русская изба? (Самовар, печка и т. д.)

- Ребята, посмотрите, кто в уголке там сидит? (Паук) Слайд6

- Паучок приготовил для нас загадки.

И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает. (Самовар)

Если работает она,
Не будет голодная семья. (Печка)

Однорук, зато рогат, 
Он в избе первейший хват. 
Ухватил горшок — 
Да в печку. 
Вот ухватистый!... (Ухват)

Если ты устал играть, 
То ложишься на... 
На рассвете и закате 
Сладко спится на... (Кровати, но в старину говорили Колыбель)

  - Молодцы, все загадки отгадали.

У русского народа были свои традиции, обычаи.

Обычай - это то, что принято делать ежедневно, по привычке.

Традиции - это давно принятые обычаи. Обычаи передавались от отцов и дедов - детям, внукам и со временем становились традициями.

Воспитатель: В старину в семьях обязательной семейной традицией было уважение старших. Их  слушались, не смели их перебивать.

А еще одной прекрасной традицией русской семьи было трудолюбие.

Родители, дедушки и бабушки учили детей и внуков всему, что умели сами, передавали им свой жизненный опыт.

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель:- Дети, что это за звук? Кто плачет? Достает из колыбельки куклу. 

Воспитатель:- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. это кукла-малыш. Давайте его покачаем. Ребенок, доставший куклу, качает (а-а-а-а), плач стихает.

Воспитатель:- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена? Дети предлагают имена: Тимофей, Егор, Степан. Выбирают одно имя - ребеночка называют Егор.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, его все будут называть ласково. Как можно ласково назвать Егора?

Дети: Егорушка.

Воспитатель: А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Дети: Сейчас меня зовут Даша, а когда я вырасту, то меня будут звать Дарьей. Меня зовут Сашенька, а будут называть Александра и т. д.

Воспитатель:

- Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.- А вы знаете, что обозначает имя Егор? А хотите узнать?

Предлагаю вам заглянуть в  «Волшебную книгу имен» Слайд7и Слайд 8

Егор – «Хозяин земли»

Севастьяна – « Высокочтимая»

Сона – с арм. «имеющая тонкую талию»

Иван – «Помилованный Богом»

Виталика– «жизненная»

Виктория  - «Победа»

Виктор-«Победитель»

Диана – «Божественная»

Тимофей – «Почитающий Бога»

Юрий- «Земледелец».

Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены предметы, что же это? (Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки).

Дети: Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель: А вы знаете, зачем нашему Егорушке эти предметы?

Дети: Нет!

Воспитатель: Раньше, на Руси, давным-давно уголёк, зёрнышки и монетки клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.

Ребёнок кладет уголек.

Воспитатель: Когда клали уголек, говорили: «Привыкай к домашнему теплу».

Дети повторяют. Индивидуально спрашиваю 3-4-х человек.

Ребёнок кладёт зёрнышко.

Воспитатель: Когда клали зернышко говорили: «Будь всегда сыт».

Дети: Будь всегда сыт.

Ребёнок кладет денежку.

Воспитатель: Когда клали монетку, говорили: «Будь всегда богат».

Дети: Будь всегда богат.

Воспитатель: А теперь давайте искупаем Егорушку. А что приговаривали, когда купали ребёнка. Давайте вспомним потешку.

Мыли-мыли-мыли-мыли

бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным-черна!

Воспитатель: А теперь давайте вытрем Егорушку. А что же приговаривали, когда вытирали?Дети вытирают куклу.

Воспитатель:Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель:- Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?

Дети:- Одевали.

Воспитатель:- А во что одевали ребеночка?

Дети(дети высказывают свои версии)

Воспитатель:- В отцову рубашку.- А почему ребеночка одевали в отцову рубашку? Как вы думаете? Дети(ответы детей)

Воспитатель:- Родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?

Дети:-  красивая, праздничная.

Воспитатель:- Давайте и мы оденем Егорушку. Дети одевают куклу.

Воспитатель: приговаривает- Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Воспитатель:- Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?

Дети:- Укладывали спать.

Воспитатель:- А куда клали спать ребеночка?

Дети:- В колыбельку. Слайд9

Воспитатель:- А что же такое колыбелька?

Дети:- Это кроватка, куда клали малыша и качали. В старину колыбель подвешивали к потолку избы, и ребёночка можно было качать в любую сторону.Дети кладут ребёнка в колыбельку.

Воспитатель:- Да, есть у нас такая колыбелька.  Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки(показывает детям).

Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это? Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.

Воспитатель:- Что же это?

Дети:- Хлеб и соль.

Воспитатель:- Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»(дети повторяют слова 2-3 раза)

Дети кладут в колыбельку.

Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?

Дети:- Пели колыбельную.

Воспитатель:- А что такое колыбельная?

Дети:- Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель:- Дети, а давайте я спою колыбельную для Егорушки, а вы послушайте.

Баю-бай,баю-бай

Ты, собачка, не лай

Белобока не скули

Ты Егорку не буди.

Баю-баю-баю-бай

Спи, Егорка, засыпай!

Воспитатель: - Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?

Дети:- Да.

Воспитатель:- А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси. - На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Каравай».

И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок? Дети высказывают предположения.

Воспитатель:- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?

Дети:- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

Воспитатель:- Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит(повторяем с детьми). Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед?  А давайте сделаем куклу-Лихоманку.(показываю готовую куклу).приглашаю к столу.

Лихоманка - это кукла, которую изготавливали со словами заговора от болезней, простуды. В русской избе этих кукол ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихоманка, влетев ночью в дом через трубу увидев такую куклу, узнает себя и вселится в неё вместо человека. И человек не будет болеть,

Сейчас я покажу вам, как нужно мастерить Лихоманку.

  1. Нужно взять белый лоскут ткани и сделать из него валик. Вот так (показать). Закрепить этот валик с помощью ниточки. Кукла готова. Теперь её нужно одеть.
  2. Возьмите цветной прямоугольный лоскут ткани - это юбка. Намотать этот лоскут на куклу и закрепить ниткой.
  3. Возьмите треугольный лоскут ткани - это платок. Надеваем его на голову куклы, концы расправляем и крест-накрест укладываем на лицевой стороне куклы оборачиваем и завязываем концы. Лихоманка готова.

Раньше, когда люди мастерили для своих деток подобные игрушки, считалось, если у куклы прорисовать лицо, то в нее может заселиться зло и тогда такая кукла будет не оберегом для ребенка, а совсем наоборот.

Обратите внимание на порядок выполнения данной работы.

Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы Лихоманки. (Использование русской народной мелодии во время труда детей).

Воспитатель: - А теперь, давайте подарим Егорушке наш подарок и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

Дети:

- Никогда не болей, будь здоров.

- Расти сильным, крепким да удалым.

- Слушай отца-батюшку да родную матушку.

- Будь добр, и пусть встречаются добрые люди.

- Пусть живет-поживает, да добра наживает.

Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Волшебный камень поможет нам вернуться. Слайд10

Вам было интересно?

- Что нового и интересного вы узнали ? О чём вы дома расскажете родителям?

- С кем познакомились? (с младенцем Егоркой)

- Какую куклу - оберег мы делали? (куклу - лихоманку)

- Что обозначает слово оберег? (оберегает)

- Что вам понравилось на занятии?

- Что было сложным?

- Ну а вам, ребятки, спасибо за работу вашу, за старание,

 за пожелания и за слова добрые.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Семейные обычаи на Руси» Подготовила Воспитатель Пикулева О.Н .

Слайд 3

Прямо пойдешь из леса уйдешь Налево пойдешь – ничего не найдешь. Направо пойдешь – много интересного найдешь.

Слайд 4

Мы шагаем по тропинке По лесной тропинке длинной Подними повыше ногу Покажи другим дорогу!

Слайд 5

Русская изба

Слайд 6

И шипит, и кряхтит Воду быстро кипятит, Он наелся угольков, Вот для нас и чай готов. Кран на брюхе открывает, Кипяточек разливает. Если работает она, Не будет голодная семья. Однорук, зато рогат, Он в избе первейший хват. Ухватил горшок — Да в печку. Вот ухватистый!... Если ты устал играть, То ложишься на... На рассвете и закате Сладко спится на...

Слайд 7

«Волшебная книга имен»

Слайд 8

Сона – с арм .. «имеющая тонкую талию» Виталина – «жизненная» Иван – «Помилованный Богом» Виктория - «Победа» Виктор – «Победитель» Диана – «Божественная» Тимофей – «почитающий Бога» Юрий – «Земледелец» Карина – «Щедрая» Севастьяна – « Высокочтимая» Юрий – «Земледелец»

Слайд 10

Направо пойдешь в группу попадешь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здравствуй,зимушка-зима."Конспект интегрированного познавательного занятия. Подготовительная группа.

          «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА-ЗИМА"Конспект интегрированного познавательног...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Кошки"

Материалы из конспекта можно использовать на занятиях по окружающему миру, в опытнической деятельности, экологии, математике....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе тема "Белая книга зимы"

Занятие проводилось с детьми подготовительной группы в рамках районно-городского семинар-практикума музыкальных руководителей ДОУ....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе в соответствии с ФГТ Тема: "Весеннее настроение"

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе в соответсвии с фгт...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе группе На тему: «Для чего нужны дома?».

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Виды детской деятельности: игровая, ...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Народные традиции встречи весны» (лепка из соленого теста)

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Народные традиции встречи весны» (лепка из соленого теста)...