Конспект интегрированного НОД "Семейные традиции" в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_integrirovannogo_zanyatiya_russkie_traditsii.doc | 61 КБ |
semeynye_obychai.pptx | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого интегрированного занятия
по нравственному воспитанию старших дошкольников
Воспитатель 1 квалификационной категории
Пикулева Оксана Николаевна
Тема: Семейные обычаи на Руси
Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями.
Задачи:
Образовательные задачи.
Дать представление детям о купании, одевании, укачивании ребенка в старину.
Закрепить знания старинных русских имен: Тимофей, Егор, Степан, и др.
Учить изготавливать оберег «куклу-Лихоманку».
Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, чугунок; определениями: старинный, колыбельная.
Развивающие задачи.
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования
представлений о старинных семейных обычаях.
Развивать связную речь, внимание, память, мышление.
Расширять кругозор и словарный запас детей.
Развивать художественно-творческие способности детей.
Воспитательные задачи.
Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу
Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.
Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.
Формы и виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, атрибуты русской избы, русские народные костюмы, кукла, уголек, зернышки, монетки, кувшин с водой, ушат, полотенце, русская рубашка, колыбелька, хлеб и соль, заготовки для изготовления куклы
Программное обеспечение: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой , Комаровой Т. С. Гербовой В. В.
Реализация Федеральных государственных общеобразовательных стандартов, интеграция образовательных областей: социально-коммуникативной, познавательной, речевой и художественно-эстетической.
Образовательные ресурсы: Виноградов Г. С. «Русский фольклор», Лавреньтева Л. С. Культура русского народа: «Обычаи, обряды, занятия, фольклор», Князева О. Л. Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. »
Ход занятия
Дети и воспитатель стоят в кругу на ковре.
Воспитатель: - Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Дети: Россия)
Воспитатель: Правильно, Россия.
- А знаете как в старину нашу страну ласково называли (Русь, Русь – матушка). –А я сейчас вам покажу как на Руси люди здоровались и мы также поздороваемся с гостями нашими (правую руку на сердце и поклон). Здравствуйте гости дорогие, гости званные и желанные.
-А, что означает это слово – здравствуйте? Ответы детей
Воспитатель: Здравствуйте от слова «здравие» - «здоровье», то есть мы желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку с кем здороваешься.
Ребята, а вы любите путешествовать? Слайд2
- Я приглашаю вас в путешествие по лесу.
- Посмотрите, что вы видите в нашем лесу? (Ответы детей)
- Что же это за камень? Он не простой, на нем что-то написано. Слайд3
- Вам интересно, что написано? Тогда давайте прочтём.
Прямо пойдёшь из леса уйдёшь
Налево пойдёшь – ничего не найдешь
Направо пойдёшь – много интересного найдёшь.
- Куда же мы пойдем? Налево. Где левая сторона?
- Ну, что же в путь!
Воспитатель: Слайд4
Мы шагаем по тропинке
По лесной тропинке длинной
Подними повыше ногу
Покажи другим дорогу!
Воспитатель: Вот мы и пришли. Дети, куда мы попали? Слайд 5
Посмотрите сколько здесь интересных вещей. Где же мы? (Ответы детей)
- А почему все решили, что это русская изба? (Самовар, печка и т. д.)
- Ребята, посмотрите, кто в уголке там сидит? (Паук) Слайд6
- Паучок приготовил для нас загадки.
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает. (Самовар)
Если работает она,
Не будет голодная семья. (Печка)
Однорук, зато рогат,
Он в избе первейший хват.
Ухватил горшок —
Да в печку.
Вот ухватистый!... (Ухват)
Если ты устал играть,
То ложишься на...
На рассвете и закате
Сладко спится на... (Кровати, но в старину говорили Колыбель)
- Молодцы, все загадки отгадали.
У русского народа были свои традиции, обычаи.
Обычай - это то, что принято делать ежедневно, по привычке.
Традиции - это давно принятые обычаи. Обычаи передавались от отцов и дедов - детям, внукам и со временем становились традициями.
Воспитатель: В старину в семьях обязательной семейной традицией было уважение старших. Их слушались, не смели их перебивать.
А еще одной прекрасной традицией русской семьи было трудолюбие.
Родители, дедушки и бабушки учили детей и внуков всему, что умели сами, передавали им свой жизненный опыт.
Раздается звук плача ребенка.
Воспитатель:- Дети, что это за звук? Кто плачет? Достает из колыбельки куклу.
Воспитатель:- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. это кукла-малыш. Давайте его покачаем. Ребенок, доставший куклу, качает (а-а-а-а), плач стихает.
Воспитатель:- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена? Дети предлагают имена: Тимофей, Егор, Степан. Выбирают одно имя - ребеночка называют Егор.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, его все будут называть ласково. Как можно ласково назвать Егора?
Дети: Егорушка.
Воспитатель: А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
Дети: Сейчас меня зовут Даша, а когда я вырасту, то меня будут звать Дарьей. Меня зовут Сашенька, а будут называть Александра и т. д.
Воспитатель:
- Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.- А вы знаете, что обозначает имя Егор? А хотите узнать?
Предлагаю вам заглянуть в «Волшебную книгу имен» Слайд7и Слайд 8
Егор – «Хозяин земли»
Севастьяна – « Высокочтимая»
Сона – с арм. «имеющая тонкую талию»
Иван – «Помилованный Богом»
Виталика– «жизненная»
Виктория - «Победа»
Виктор-«Победитель»
Диана – «Божественная»
Тимофей – «Почитающий Бога»
Юрий- «Земледелец».
Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены предметы, что же это? (Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки).
Дети: Уголек, зернышки, монетки.
Воспитатель: А вы знаете, зачем нашему Егорушке эти предметы?
Дети: Нет!
Воспитатель: Раньше, на Руси, давным-давно уголёк, зёрнышки и монетки клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.
Ребёнок кладет уголек.
Воспитатель: Когда клали уголек, говорили: «Привыкай к домашнему теплу».
Дети повторяют. Индивидуально спрашиваю 3-4-х человек.
Ребёнок кладёт зёрнышко.
Воспитатель: Когда клали зернышко говорили: «Будь всегда сыт».
Дети: Будь всегда сыт.
Ребёнок кладет денежку.
Воспитатель: Когда клали монетку, говорили: «Будь всегда богат».
Дети: Будь всегда богат.
Воспитатель: А теперь давайте искупаем Егорушку. А что приговаривали, когда купали ребёнка. Давайте вспомним потешку.
Мыли-мыли-мыли-мыли
бело-набело отмыли
Лишь головка одна
Всё черным-черна!
Воспитатель: А теперь давайте вытрем Егорушку. А что же приговаривали, когда вытирали?Дети вытирают куклу.
Воспитатель:Полотенце вышито и бело
Вытирай-ка малыша умело
Будет чистеньким малыш
Вырастет у нас крепыш.
Воспитатель:- Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?
Дети:- Одевали.
Воспитатель:- А во что одевали ребеночка?
Дети(дети высказывают свои версии)
Воспитатель:- В отцову рубашку.- А почему ребеночка одевали в отцову рубашку? Как вы думаете? Дети(ответы детей)
Воспитатель:- Родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?
Дети:- красивая, праздничная.
Воспитатель:- Давайте и мы оденем Егорушку. Дети одевают куклу.
Воспитатель: приговаривает- Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.
Воспитатель:- Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?
Дети:- Укладывали спать.
Воспитатель:- А куда клали спать ребеночка?
Дети:- В колыбельку. Слайд9
Воспитатель:- А что же такое колыбелька?
Дети:- Это кроватка, куда клали малыша и качали. В старину колыбель подвешивали к потолку избы, и ребёночка можно было качать в любую сторону.Дети кладут ребёнка в колыбельку.
Воспитатель:- Да, есть у нас такая колыбелька. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки(показывает детям).
Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это? Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.
Воспитатель:- Что же это?
Дети:- Хлеб и соль.
Воспитатель:- Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»(дети повторяют слова 2-3 раза)
Дети кладут в колыбельку.
Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?
Дети:- Пели колыбельную.
Воспитатель:- А что такое колыбельная?
Дети:- Это песенка, под которую засыпает ребенок.
Воспитатель:- Дети, а давайте я спою колыбельную для Егорушки, а вы послушайте.
Баю-бай,баю-бай
Ты, собачка, не лай
Белобока не скули
Ты Егорку не буди.
Баю-баю-баю-бай
Спи, Егорка, засыпай!
Воспитатель: - Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?
Дети:- Да.
Воспитатель:- А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси. - На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Каравай».
И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок? Дети высказывают предположения.
Воспитатель:- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?
Дети:- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.
Воспитатель:- Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит(повторяем с детьми). Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? А давайте сделаем куклу-Лихоманку.(показываю готовую куклу).приглашаю к столу.
Лихоманка - это кукла, которую изготавливали со словами заговора от болезней, простуды. В русской избе этих кукол ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихоманка, влетев ночью в дом через трубу увидев такую куклу, узнает себя и вселится в неё вместо человека. И человек не будет болеть,
Сейчас я покажу вам, как нужно мастерить Лихоманку.
- Нужно взять белый лоскут ткани и сделать из него валик. Вот так (показать). Закрепить этот валик с помощью ниточки. Кукла готова. Теперь её нужно одеть.
- Возьмите цветной прямоугольный лоскут ткани - это юбка. Намотать этот лоскут на куклу и закрепить ниткой.
- Возьмите треугольный лоскут ткани - это платок. Надеваем его на голову куклы, концы расправляем и крест-накрест укладываем на лицевой стороне куклы оборачиваем и завязываем концы. Лихоманка готова.
Раньше, когда люди мастерили для своих деток подобные игрушки, считалось, если у куклы прорисовать лицо, то в нее может заселиться зло и тогда такая кукла будет не оберегом для ребенка, а совсем наоборот.
Обратите внимание на порядок выполнения данной работы.
Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы Лихоманки. (Использование русской народной мелодии во время труда детей).
Воспитатель: - А теперь, давайте подарим Егорушке наш подарок и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.
Дети:
- Никогда не болей, будь здоров.
- Расти сильным, крепким да удалым.
- Слушай отца-батюшку да родную матушку.
- Будь добр, и пусть встречаются добрые люди.
- Пусть живет-поживает, да добра наживает.
Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Волшебный камень поможет нам вернуться. Слайд10
Вам было интересно?
- Что нового и интересного вы узнали ? О чём вы дома расскажете родителям?
- С кем познакомились? (с младенцем Егоркой)
- Какую куклу - оберег мы делали? (куклу - лихоманку)
- Что обозначает слово оберег? (оберегает)
- Что вам понравилось на занятии?
- Что было сложным?
- Ну а вам, ребятки, спасибо за работу вашу, за старание,
за пожелания и за слова добрые.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прямо пойдешь из леса уйдешь Налево пойдешь – ничего не найдешь. Направо пойдешь – много интересного найдешь.
Мы шагаем по тропинке По лесной тропинке длинной Подними повыше ногу Покажи другим дорогу!
Русская изба
И шипит, и кряхтит Воду быстро кипятит, Он наелся угольков, Вот для нас и чай готов. Кран на брюхе открывает, Кипяточек разливает. Если работает она, Не будет голодная семья. Однорук, зато рогат, Он в избе первейший хват. Ухватил горшок — Да в печку. Вот ухватистый!... Если ты устал играть, То ложишься на... На рассвете и закате Сладко спится на...
«Волшебная книга имен»
Сона – с арм .. «имеющая тонкую талию» Виталина – «жизненная» Иван – «Помилованный Богом» Виктория - «Победа» Виктор – «Победитель» Диана – «Божественная» Тимофей – «почитающий Бога» Юрий – «Земледелец» Карина – «Щедрая» Севастьяна – « Высокочтимая» Юрий – «Земледелец»
Направо пойдешь в группу попадешь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Здравствуй,зимушка-зима."Конспект интегрированного познавательного занятия. Подготовительная группа.
«ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА-ЗИМА"Конспект интегрированного познавательног...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Кошки"
Материалы из конспекта можно использовать на занятиях по окружающему миру, в опытнической деятельности, экологии, математике....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе тема "Белая книга зимы"
Занятие проводилось с детьми подготовительной группы в рамках районно-городского семинар-практикума музыкальных руководителей ДОУ....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе в соответствии с ФГТ Тема: "Весеннее настроение"
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе в соответсвии с фгт...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Формирование представлений детей подготовительной группы об осенних изменениях в природе».
создание условий для закрепления знаний детей об изменениях в природе осенью....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе группе На тему: «Для чего нужны дома?».
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Виды детской деятельности: игровая, ...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Народные традиции встречи весны» (лепка из соленого теста)
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Народные традиции встречи весны» (лепка из соленого теста)...