Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе тема "Белая книга зимы"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Занятие проводилось с детьми подготовительной группы в рамках районно-городского семинар-практикума музыкальных руководителей ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия с детьми подготовительной группы

Тема: «БЕЛАЯ КНИГА ЗИМЫ»

Цель.   Привлечь внимание к красоте зимних звуков природы.

Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциа тивное мышление, способность к свободным образным импрови зациям.

Задачи. Развивать способность детей к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами. Обогащать их ощущения - зрительные, слуховые, тактильные, двигательные - в процессе музицирования.

Материал. Листы белой и синей бумаги, мука в небольших коробочках, белые конфетти и фольга, деревянные палочки, обернутые фоль гой. Детские костюмы: ежа, белки, медведя, лисы, зайца, волка. Инструменты: целлофан, мешочки с крахмалом, «волшебные нити», деревянная коробочка, колокоьчики, металлофон, бубен, треугольник, маракасы, барабан, рубель.

Графин, будильник, железный бак с крышкой, деревянная палочка. Детская зубная паста, акварельные краски, кисточки.

Ход занятия и методические комментарии:

Вход детей под музыку: фонограмма « Елочка лесной аромат».

Дети проходят на места, садятся. Здороваются с гостями. В начале занятия педагог загадывает детям загадку:

Звонкая погода, снега кутерьма

Это время года мы зовем... (зима).

Педагог. Наше занятие называется «Белая книга зимы». Как вы думаете, что это за книга, что в ней можно прочитать? Ответы детей.

Читать ее мы сегодня будем не только глазами. Закройте глаза и слушайте.

Звучит фонограмма зимней метели.

Что это было? Может быть, легкий летний ветерок подул? Ответы детей.

Пусть каждый из вас сейчас подует на свою руку так, чтобы ветер был холодным, а звук был похож на завывание метели. (Дети дуют на руку).

А сейчас мы с вами послушаем музыкальный отрывок, а вы мне потом расскажете, что вы представили, какая картина природы, или, быть может, какое-то природное явление промелькнуло перед вами.

Сядем поудобнее, спинки прислонили, расслабились, и чтобы нас ничего не отвлекало закроем глазки.

Слушаем музыку. Фонограмма Ванесса Мей № 2

Сейчас можете открыть глаза. Вам понравилась музыка? Мне тоже, очень красивая, яркая, о чем же она вам поведала? Кто мне расскажет? Ответы детей.

Похоже на метелицу, ветер вьюжит, кружит, задувает с силой и поднимает вверх снежинки. Они кружат в воздухе. Метелица танцует свой огневой, стремительный танец.

какой основной инструмент здесь звучал? Скрипка.

Мы с вами знаем, что скрипка это струнный инструмент.

Но к струнным относятся еще также балалайка и гитара. Чем же скрипка отличается от них?  Ответы детей.

Правильно, чтобы скрипка зазвучала нужно взять в руки смычок, лычком водят по струнам скрипки, и она красиво поет.

А на балалайке и гитаре звуки извлекают руками, кроме скрипки какие еще инструменты звучали? Ответы детей.

Правильно, колокольчики. А что же это за колокольчики звенят? Ответы детей.

Наверное, это летит тройка с бубенцами, путник торопится, скорее, домой пока метель совсем не замела дорогу.

Вслед за колокольчиками сразу вступают барабаны.

Ну вот, мы с вами выяснили, что это больше всего похоже на метелицу.

А метелица это картина природы или природное явление, как вы думаете? Ответы детей.

Я тоже думаю, что это природное явление.

Какие еще природные явления вы знаете? Ответы детей.

Дождь, снег, гроза, молния, буря, ураган, шторм, смерчь, землетрясение. Какими выразительными средствами помогает музыка создать образ Метелицы?  

Темп - быстрый.

Регистр звуков – высокий (снежинки кружат высоко в воздухе).

Динамика звука - то громко, то тихо (ветер то с силой задувает, то на мгновение затихает).

Ритм все время меняется, усложняется, добавляются все новые ударные инструменты. И невозможно спокойно сидеть и слушать в неподвижной позе. Наше тело пульсирует вместе с музыкой, наши руки и ноги двигаются в такт музыки.

Вот мы с вами послушали музыку метелицы, представили себе зрительно ее образ. А как мы можем выразить наши чувства, наши впечатления от прослушанной музыки?

Ответы детей.

  1. На бумаге, через рисунок.
  2. Рассказать словами или стихами, или песней.

Вдоль по улице метелица метет Скоро  все  она  дорожки  заметет

  1. Передать в звуках, в жестах, в пластике движений, в танце.

Давайте попросим Эльвину, чтобы она показала нам образ метелицы, как она себе представляет, в коротеньком танцевальном этюде.

Танцевальный этюд. Фонограмма Ванесса Мей № 2

Спасибо, Эльвина, очень похоже ты изобразила нам метелицу.

Ну и пора уже познакомиться с исполнителем этой великолепной музыки.

Это известная всему миру скрипачка Ванесса Мей.

Послушайте стихотворение С. Маршака, а Светлана Дмитриевна будет показывать вам следы зверей и птиц на снегу.

Это - снежная страница, вот по ней прошла лисица,

Заметая след хвостом.

Тут вприпрыжку по странице, в ясный день гуляли птицы,

Оставляя след крестом.

Здесь проехали полозья - и сверкает на морозе, Серебристый гладкий снег.

Там на утренней пороше, отпечатались калоши  

- Это бродят внук и дед.

Вьется след замысловатый, по низине до холма

- Это заяц напечатал: «Здравствуй, Зимушка - зима!»

Фантазируем и рисуем.

Воспитатель предлагает детям тоже что-нибудь написать в книгу зимы. Листки синей бумаги раскладывают на полу. Дети, макая палец в муку, оставляют снежные следы (снежинки) на бумаге. Воспитатель спрашивает, что дети написали в книге зимы.

Поем и играем. «Снежный ком».

Давайте представим себе, что мы вышли на прогулку, как красиво искрится снег на солнце и так приятно хрустит под ногами при ходьбе. А нам весело, мы лепим снежки и скатали большой снежный ком. Вот сейчас мы все выйдем и споем песню, и будем двигаться, как будто катится снежный ком.

Во время пения дети двигаются в маленьких кружках по 5 человек, вращая перед собой предплечьями, имитируя движение снежного кома. На последние слова дети стукают себя по лбу и падают на пол. Дети садятся на места.

Играем и рисуем.

Только что был морозный солнечный денек, и вдруг подул холодный

зимний ветер. Давайте послушаем. (В микрофон дуть, имитируя ветер).

А теперь вместе подуем. (Дует вместе с детьми).

Ветер не только дует, а еще и завывает. Давайте послушаем Марину Егоровну, как она будет изображать завывание зимнего ветра.

На каком звуке завывает ветер? На звуке «у». Давайте поможем себе руками, будем в воздухе « рисовать» линии, а голосом завывать как ветер.

Чем выше будут наши линии, тем звук должен быть тоньше и громче.

Дети вместе с воспитателем выполняют задание.

(В микрофон):    Me-тель гу-дит, в тру-бе шу-мит.

Очень страшно одному,

                     А метель все «у-у» да «у-у»!

Мы с вами можем устроить настоящую метель.

(Выходят несколько человек. Воспитатель подбрасывает вверх белые конфетти и мелко нарезанную очень легкую фольгу, дует вместе с детьми так, чтобы она порхала в воздухе) Звучит фонограмма Ванесса Мей.

Инсценируем стихотворение «Зимние картинки» Г. Ладонщикова.

Давайте мы сейчас покажем, как живут звери в лесу зимой.

1        реб. Под березой на пригорке, старый еж устроил норку

       А под листьями лежат, двое маленьких ежат.

  1. реб. Выходит в костюме ежа.
  2. реб. Озвучивает шуршание листьев. (Мешочки с крахмалом, бумага).

1        реб. Белка спряталась в дупло, в нем и сухо, и тепло.

        Запасла орехов, ягод, столько, что не съесть и за год.

  1. реб. Выходит в костюме белки.
  2. реб. Озвучивает деревянной коробочкой, набитой орехами.

1        реб. Под корягой в буреломе, спит медведь, как будто в доме.

       Положил он лапу в рот, и, как маленький сосет.

  1. реб. Выходит в костюме медведя.
  2. реб. Озвучивает на барабане ходьбу медведя.

1 реб. Осторожная лисица, подошла к ручью напиться.

Наклонилась, а вода, неподвижна и тверда

  1. реб. Выходит в костюме лисы.        
  2. реб. Озвучивает состояние воды металлофоном.

1        реб. Волк охотник знаменитый

Редко он бывает битый Потому что волк силен Потому что волк умен.

  1. реб. Выходит в костюме волка.
  2. реб. Озвучивает        

1        реб. Зайка серенький, хвостик беленький

Ты куда бежишь, куда прячешься

2        реб. Выходит в костюме зайца:

Я бегу-бегу в лесок, за ракитовый кусток.

3        реб. Озвучивает бег зайца.

Реб. На пруду каток хороший, лед сверкает, как стекло. На коньках бегут ребята, и в мороз им всем тепло.

Импровизируем и танцуем. « Фигурное катание». Ребята, а вы умеете кататься на коньках? А знаете что такое фигурное катание? Тогда давайте представим себе, что вы на катке и красиво скользите на льду под звуки вальса. Фонограмма вальса. Педагог отдает команды:

  1. Катаемся парами, руки крест-накрест.
  2. По кругу, по одному.
  3. Вращения.
  4. Прыжки.
  5. Кто как хочет.

Дети выполняют перестроения и различные фигуры в процессе игры.

М.Р. Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием. Сядем поудобнее и посмотрим сказку в исполнении воспитателей.

Сказка « Для всякого случая»

Журнал «Музыкальный руководитель» № 4 2004 г

«Распахну окошко - пусть соседи послушают», - решила Кладовка. Но первым услышал Ветер, тут, же закружился, подхватил горсть снежинок и бросил.

- Ах, какая музыка! Какой удивительный оркестр! - танцевали и пели в
кладовке снежинки.

Песня снежинок – девочки (в руках снежинки на ниточках).

Во время пения снежинок участники сказки покачиваются в такт музыке. В конце песни девочки кладут снежинки в центр зала на пол, выкладывая узор, и тихо убегают на места.

Участники сказки вальсируют под музыку, Рассказчик заканчивает сказку.

М.Р. Вы посмотрели сказку и услышали, как богат наш звуковой мир. Даже самые обыкновенные предметы, которые нас окружают, могут издавать музыкальные звуки. И каждый из вас может сам извлекать эти звуки: шлепком, ударом, поглаживанием, поскребыванием, потряхиванием, постукиванием одним пальцем, всей ладошкой. (Педагог показывает сам или с помощью детей).

Озвучиваем стихи.

Давайте мы с вами будем озвучивать стихи о снежинках. Звук должен быть легкий, звонкий, высокий, тонкий. Инструменты: металлофон, треугольник, колокольчики, бубенчики. Озвучивают девочки.

М. Р. Снежинки легкие, пуховые, сверкают и кружатся В молчании лесном И землю устилают блестящим серебром. Но когда сердитый Дед Мороз стукнет своим волшебным посохом, снежинки из пушинок превращаются в «хрустики»: хруп-хруп слышится под ногами».

Стихотворение  И. Токмаковой  «Снег, снег»

Читают и озвучивают мальчики.

  1. Как на горке  - снег, снег (целлофан)
  2. И под горкой  - снег, снег (мешочек с крахмалом)
  3. И на елке  - снег, снег      (целлофан)
  4. И под елкой  - снег, снег (мешочек с крахмалом)
  5. А под елкой спит медведь (рубель, все изображают храп)

      Все: Тише, тише, не шуметь (произносить на угасании звука).

Танцуем и рисуем. «Карандаши Деда Мороза».

Воспитатель и ребенок читают стихотворение. Воспитатель: Не рисовал ни я, ни ты -

                Откуда ж на окне цветы? (показ на окна)
Реб.        Пока я спал, пока он спал

                Их Дед Мороз нарисовал!

                На окне старик Мороз

                Льдинкой росписи нанес!

М.Р. Вот какой художник, дедушка Мороз. Но он и про вас не забыл, он знает, что вы тоже любите рисовать, и прислал вам свои карандаши, вот эти красивые серебряные палочки. Вот сейчас Марина Егоровна раздаст вам карандаши, и вы будете рисовать снежные узоры, как Дед Мороз.

Дети стоят по кругу, у каждого в руках по 2 серебряные палочки.

На 1-ю часть музыки дети бегут друг за другом, ритмично поднимая и опуская палочки.

На 2-ю часть останавливаются и по команде воспитателя все вместе выполняют движение палочками: рисуют в воздухе, стучат ритмично палочками. Без музыки наклоняются и выкладывают узор.

Музыка зазвучала вновь, дети отходят назад, расширяя круг, любуются своими узорами, затем подходят и берут палочки в руки.

Игра повторяется, на 2-ю часть дети стучат по коленкам, стучат по полу.

С окончанием музыки выкладывают узор «Солнце», отходят и любуются под музыку, садятся на места.

М.Р. Посмотрите, какое красивое солнышко нарисовали наши художники. А ведь и правда, солнце с каждым днем светит все ярче, и солнечные лучики заглядывают к нам через окошко, им так хочется поиграть с нами ! Давайте все вместе поиграем «В желтый мячик».

«Что за желтый мячик»

Речевая игра с аккомпанементом шумовых инструментов.

Журнал « Музыкальный руководитель» № 4  2004 г.

В заключение игры дети рисуют на лице друг друга веснушки кисточкой или пальцами.

М.Р. А теперь посмотрите друг на друга, как много появилось веселых, озорных, солнечных зайчиков. Им уже не сидится на месте, а хочется подвигаться, потанцевать. Потанцуем?

«Солнечный зайчик» танец в стиле мюзикл

Журнал «Музыкальный руководитель» № 2  2004 г.

Дети садятся на места.

М.Р. Наше занятие подошло к концу. Какую книгу мы сегодня читали, о каком времени года? Ответы детей.

- А как мы ее читали? Мы слушали музыку, рисовали, играли на инструментах, танцевали, читали стихи, пели и слушали сказку. А в конце занятия в кого мы с вами превратились?

В веселых, озорных, солнечных зайчиков. А почему? Да потому, что хоть зима нам и нравится своими забавами, но и весна уже не за горами. И следующей страницей нашей книги будет конечно Весна-красна. Молодцы, ребята, мы с вами хорошо позанимались, я рада, что вся ваша группа принимала активное участие в занятии. До свидания, ребята.

Уход детей в группу. Фонограмма «Ёлочка лесной аромат».

Музыкальный материал:

Фонограмма «Елочка лесной аромат».

Фонограмма зимней метели.

Фонограмма Ванесса Мей № 2

Танцевальный этюд Метелицы.

Музыкально-двигательная разминка.

«Снежный ком» муз. Попляновой.

Вальс для фигурного катания.

Сказка «Для всякого случая».

Песня снежинок.

Элементарное  музицирование «Что за желтый мячик».

Танец «Солнечный зайчик».

Используемая литература:

  1. Журнал «Музыкальный руководитель» № 2, 4, 5, 2004г
  2. Методическое пособие «Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников» авторы  Корчаловская Н.В.,  Посевина Г. Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему «Воспоминания о зиме».

Совместная работа воспитателя по изодеятельности и музыкального руководителя...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Зима»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе  «Зима»Программное содержание:1. ПознаниеУточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека.2. Развити...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Волшебница зима» (зима в творчестве русских художников)

В донном конспекте представлен материал по ознакомлению детей с миром природы в зимний период  через рассматривание репродукции картин великих художников И. Шишкина и Э.Грабаря, через музыкальные...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: "Жалобная книга природы"

Интеграции  образовательных областей: "Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей», «Художественно-эстетическое развитие детей», «Физическое ...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по ФЦКМ «Путешествие в мир книг»

Не секрет, что интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. Детей все больше интересуют игры на планшетах, компьютерах и телефонах, а также просмотр телевизоров....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема занятия: «Зимушка - зима»

Цель: формирование у детей целостной картины о зимней природе посредством интегрирования образовательных областей.     1-Образовательная:  формировать представление детей...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по ФЦКМ «Путешествие в мир книг»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по ФЦКМ «Путешествие в мир книг» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Со...