Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Каштанова Галина Александровна

 

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

образовательного компонента «Ознакомление с окружающим миром»

 для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) общеразвивающей направленности

образовательная область «Познавательное развитие» 

1 период непрерывной образовательной деятельности в неделю

(всего 37 периодов непрерывной образовательной деятельности)

Составитель: воспитатель

МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский                                                                                                                                         Каштанова Г.А.

 

                                         

Пояснительная записка

Рабочая программа образовательной области «Познавательное развитие» образовательного компонента «Ознакомление с окружающим миром» составлена в соответствии с Федеральным государственными образовательным стандартом дошкольного образования и адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей подготовительной к школе группы. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Комплексная программа дошкольного образования «Мир открытий». Соответствует ФГОС ДО. / Под ред. Петерсон Л.Г., Лыковой     И.А. – М.:  Цветной мир, 2016.
  • Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий». Соответствует ФГОС ДО. / Под ред. Петерсон Л.Г., Лыковой И.А. – М.: Цветной мир, 2016.
  • Тимофеева Л.Л., Бережнова О.В. Познавательное развитие детей 6—7 лет. Подготовительная  группа. Методическое пособие к программе «Ребенок и окружающий мир».

             Основная работа по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе осуществляется в рамках   непрерывной образовательной деятельности (далее по тексту НОД).              

Рабочая программа рассчитана на 37 НОД в год, 1 раз в неделю, длительностью 30 минут.

Основными целями рабочей программы являются: накопление ребенком культурного опыта деятельности в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, другими детьми и взрослыми, решения задач и проблем (в соответствии с возрастом) как основы для формирования в его сознании целостной картины мира.

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора:

  • Расширять представления детей об окружающих их предметах, знакомить с тем, как изготавливают разные вещи и продукты; помогать установлению взаимосвязей между предметом и его назначением, материалом и формой изготовленной из него вещи и др.
  • Знакомить детей с наиболее часто встречающимися в ближайшем окружении растениями, животными, грибами, камнями, а также реками, озерами, горами (для разных географических зон они будут разными).
  • Продолжать формировать представления о временах года и их последовательности, знакомить с названиями месяцев; развивать обобщенные представления о цикличности изменений в природе (весной, летом, осенью, зимой).
  • Формировать элементарные представления детей о космосе, о планетах, об уникальности Земли.
  • Знакомить с некоторыми природными зонами (прежде всего с природной зоной своей местности) и характерными для них ландшафтами, животными и растениями, образом жизни людей в разных климатических зонах и его связи с особенностями природы.
  • Формировать первые представления о том, что в природе все взаимосвязано, а человек (ребенок) — часть природы, о взаимосвязях и взаимодействиях; живых организмов со средой обитания (особенности внешнего вида, поведения и распространения животных и среды обитания, связь растений со средой обитания на примерах отдельных растений и животных), о целостности природы и взаимозависимости ее компонентов, о разнообразии природы.
  • Знакомить детей с природой города (поселка) и с тем, как люди помогают животным, растениям.
  • Учить понимать смысл правил поведения в окружающей среде, в том числе в процессе исследовательской деятельности.
  • Поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к явлениям и объектам природы и рукотворного мира.
  • Учить вести наблюдения на протяжении недели, месяца, в течение года.
  • Отмечать результаты наблюдений; следить за изменениями в природе и в жизни.
  • Формировать элементарные навыки исследовательской работы, умение обобщать, анализировать, делать выводы, сопоставлять результаты наблюдений, выделять сходства и отличия объектов, формулировать предположения и самостоятельно проводить простые «исследования».
  • Учить выделять более дифференцированные свойства предметов, классифицировать их по характерным признакам, понимать и употреблять обобщающие наименования (деревья, кустарники, фрукты, овощи, животные, растения, транспорт наземный, водный, воздушный, посуда чайная, столовая, кухонная и т.п.).
  • Знакомить с устройством простейших планов и схем, географических карт условными знаками и символами, а также с моделью Земли — глобусом.

  • Коррекционные задачи:
  • Формировать у детей умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы, т.е. развивать навыки анализа, сравнения, обобщения, активизации словарного запаса, формирования связной речи.

           Новизна рабочей программы является использование технологии деятельностного метода «Ситуация». Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций, в которых дети сталкиваются с затруднениями, фиксируют то, что у них пока не получается, выявляют причины затруднений, выходят на формулировку задач (детских целей), а затем в активной деятельности делают свои первые «открытия».  При этом педагог становится организатором, помощником, консультантом детей, а ребенок - «открыватель» и активный деятель.

Содержание рабочей программы отражает: специфику федерального   государственного образовательного стандарта дошкольного образования, национально-культурных, демографических, климатических условий, в  которых  осуществляется  образовательный    процесс и решает задачи по расширению и уточнению знаний детей о Ямало-Ненецком автономном округе, городе, формирование определенного отношения ребенка к окружающей жизни;

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

«Речевое развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения,

использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире;

«Социально-коммуникативное развитие» - формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности; использование сюжетно-ролевых, режиссерских и игр с правилами как средства реализации указанных образовательных областей; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира;

«Физическое развитие» - развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами;

  «Художественно-эстетическое развитие» - использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения

«Познавательное развитие» - использование дидактической игры как средства реализации образовательной области.

Особенностью организации образовательного процесса, является творческий подход педагога и поддержание интереса ребенка к выполнению задания.

Возможные формы организации образовательного процесса: фронтальная (групповая, подгрупповая); используемые методы: наглядные, словесные, практические. Рабочая программа для детей старшей группы компенсирующей направленности основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Кроме того, при реализации образовательной области, учитывается гендерная специфика развития детей дошкольного возраста.

Педагогический анализ знаний и умение детей (диагностика) проводится два раза в год (сентябрь, май) в форме наблюдения, проведения игровых упражнений и дидактических игр.

2. Требования к результатам освоения образовательного компонента

Педагогическая оценка индивидуального развития детей (диагностика) проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в целях дальнейшего планирования педагогических действий. В результате обучения по образовательной области «Познавательное развитие» формируется конечная система знаний:

        К концу года ребенок:

  • Проявляет любознательность, познавательную активность, выражается в совершении множества пробных действий, экспериментированию, в вопросах: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?» и т.п.                                                                                                                                          
  • Испытывает чувства гордости и радости при «открытии» новых знаний.
  • Стремится самостоятельно преодолевать ситуации затруднения, сохраняя позитивный настрой. Знает и пытается использовать различные способы преодоления затруднения.
  • При экспериментировании применяет элементарные навыки исследовательской работы (обобщать, анализировать, делать выводы, сопоставлять результаты наблюдений, выделять сходство и отличия объектов, формулировать предположения и самостоятельно проводить простые «исследования»). Развитие воображения и творческой активности.
  • Предлагает различные варианты решения проблемно-познавательных задач; пытается аргументировать свою точку зрения.
  • Создает предметную среду своей игры (ролевой или режиссерской) в соответствии с собственными замыслами, используя для этого игрушки, конструкторы, модули, любые подручные средства или поделочные.
  • Знает свое имя (полное и краткое), фамилию, пол, возраст, дату рождения, адрес, номер телефона.                                                                                                                  
  • Называет членов семьи, их имена и отчества. Знает профессии и занятия членов семьи.
  • Может рассказать о нескольких профессиях, о занятиях и профессиях членов семьи, о роли разных людей в жизни общества.
  •  Понимает, что есть люди богатые и бедные, больные и здоровые, молодые и старые, умеющие делать одно, но не умеющие делать другое; все должны помогать друг другу, чтобы каждый чувствовал себя нужным. Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
  •  Может назвать некоторых животных и растения, прежде в своего ближайшего окружения, некоторые сезонные измене-м; природе; начинает осознавать, что от его действий могут другие живые существа.
  • Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира
  •  Может назвать свою страну, улицу, на которой живет, столицу России, президента; имеет представление о флаге, гербе, узнает мелодию гимна

3. Тематический план

п/п

Тема

Кол – во НОД

В том числе практической

1

«День знаний»

1

1

2

«Ателье. Профессия портной»

1

1

3

«Во саду ли, в огороде»

1

1

4

«Детский сад»

1

1

5

«Музыкальные профессии»

1

1

6

«Домашние животные города»

1

1

7

«Экскурсия в медицинский кабинет»

1

1

8

«Лесные обитатели-звери»

1

1

9

«Транспорт нашего города»

1

1

10

«Международный день единства»

1

1

11

«Пернатые друзья»

1

1

12

«Экологическая тропа осенью»

1

1

13

«Едем в гости (моя семья)

1

1

14

«Из чего состоит тело человека»

1

1

15

«Ноябрьск – мой город»

1

1

16

«Знакомство с жизнью и бытом народов Севера»

1

1

17

«Новый год!»

1

1

18

«Зимние забавы. Рождество»

1

1

19

«Знакомство с профессией повара»

1

1

20

«Зима в городе»

1

1

21

«Зимние виды спорта»

1

1

22

«Дом. Мебель»

1

1

23

«Сыны Отечества»

1

1

24

«Все работы хороши»

1

1

25

«Милая, любимая мамочка моя!»

1

1

26

«В окно повеяло весной»

1

1

27

«Обитатели воды – рыбы»

1

1

28

«Театры и музеи Москвы»

1

1

29

«О тех, кто умеет летать» (Птицы)

1

1

30

«История космоса»

1

1

31

«Путешествие в прошлое книги»

1

1

32

«Мир комнатных растений»

1

1

33

«Весеннее пробуждение природы» (Экскурсия в парк)

1

1

34

«День победы»

1

1

35

«Мы едем в зоопарк»

1

1

36

«Беседа о лете»

1

1

37

«Что где растет, кто где живет?

       1

1

Всего:

37

4. Содержание работы по освоению компонента образовательной области

Раздел

Содержание

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Дети рассматривают глобус, географические карты, карты звездного неба. Узнают о космосе и о его освоении человеком. Знакомятся с названиями месяцев и их последовательностью в процессе изготовления самодельного календаря с фотографиями детей и датами их рождения. Воспитатель рассказывает о старинных названиях месяцев.

В этом возрасте расширяются представления детей о времени, дети наблюдают за солнцем, за осадками. Они ведут наблюдения за сезонными изменениями в природе и отмечают их в календарях погоды и природы, сравнивают результаты.

Дети узнают о разнообразии одежды, обуви, головных уборов, особенностях сезонной одежды и спецодежды людей разных профессий.

Воспитатель знакомит детей с производством некоторых продуктов питания, например, сахара и леденцов, какао и шоколада, сыра и т.п. Дети узнают о том, как получают разные материалы, например, бумагу или ткань; из чего изготавливают мебель, обувь, духи и т.п. Рассказывает, что в настоящее время многие новые вещи делают из старых (например, бумагу — из макулатуры).

Дети узнают о том, что такое цирк, кукольный театр, аэропорт, морской порт, заповедник, кондитерская фабрика и др., овладевая при этом правилами поведения в разных общественных местах. Педагог организует с детьми разные спортивные соревнования и одновременно рассказывает о разных видах спорта, олимпиадах, о том, как чествуют победителей, какие медали и призы вручают и т.п.

Воспитатель рассказывает детям о почте и других средствах связи, о средствах массовой информации и коммуникации, о письме. Воспитатель рассказывает детям о природоохранных территориях, о Красной книге, об охраняемых животных и растениях родного края. Проводятся наблюдения за деревьями, кустарниками, травянистыми растениями, грибами участка детского сада, экологической тропинки, ближайшего парка (леса). Дети изучают развитие растений на примере комнатных, огородных растений (от семечка до ростка, цветка, плодов), некоторых растений участка (одуванчика), животных (как появляется бабочка, как появляется лягушка и т. п.).

Воспитатель организует наблюдения детей за поведением животных: млекопитающих, птиц, земноводных. Учит выделять характерные особенности их внешнего вида, способы передвижения, питания. Дети знакомятся с водоемами своей местности, их обитателями.

Воспитатель на конкретных примерах объясняет, что в природе нет «плохих», и «хороших», «вредных» и «полезных» животных, грибов, растений; в природе они все нужны. Продолжает знакомить детей со свойствами камней, песка, глины. Организует экскурсии в музеи, зоопарки, ботанические сады, заповедники, на выставки, сельскохозяйственные фермы.

Педагог создает условия для игровой деятельности детей: организует дидактические, подвижные игры природоведческого содержания, создает вместе с детьми макеты, модели природных зон, городов, поселков, в том числе с использованием бросового материала. Организует различные игры-путешествия по земному шару в природные зоны.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

 Воспитатель учит детей более дифференцированно выделять свойства предметов и материалов, называть их словами. Организует знакомство детей с новыми свойствами материалов, из которых сделаны предметы, дает представление о превращении твердых веществ в жидкие, жидких, в газообразные, и наоборот.

Педагог учит детей распознавать различные материалы, обозначать словом, что предметы, сделанные из пластмассы (пластмассовые), из меха (меховые) и т.п. Рассказывает о том, как делают разные материалы, например, бумагу, и почему ее нужно экономно использовать. Обсуждает с детьми, откуда берется мусор и куда он девается, рассказывает о том, как люди перерабатывают разные материалы.

Дети сравнивают между собой объемы, переливая жидкости из одной емкости в другую, и устанавливают, где больше объем.Дети учатся устанавливать простейшие связи между объектами живой и неживой природы, между объектами живой природы, между действиями людей и состоянием окружающей среды.

Педагог учит устанавливать сходства и различия между животными в их внешнем виде, поведении и приспособленности к окружающей среде; анализировать особенности внешнего вида и строения различных растений. Помогает детям составлять и вести календарь природы. Показывает на плане детский сад, участок вокруг детского сада, экологическую тропинку, близлежащую территорию, учит использовать условные обозначения.

Воспитатель создает условия для наблюдений и экспериментирования: уголки, мини-лаборатории в группе и на участке, в которых собран разнообразный природный, искусственный и бросовый материал, простейшее оборудование для проведения опытов. В процессе экспериментирования дети сначала самостоятельно выстраивают гипотезу, а по окончании эксперимента сравнивают предположение с окончательными результатами.

5. Способы проверки усвоения элементов содержания компонента образовательной области

При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей.

Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (мониторинга).

Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.

Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка. Дополняются наблюдения свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок. Вместе с тем педагог проводит специально организованные занятия в период, определенный в программе для мониторинга. В эти занятия включаются специально подобранные задания, позволяющие выяснить, насколько ребенок выполняет программные задачи.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  2. оптимизации работы с группой детей.

Методика оценки.

21.Проявляет любознательность, познавательную активность, которая выражается в совершении множества пробных действий, интересе к экспериментированию, в вопросах: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?» и т.п.

2 балла — активно задает вопросы об устройстве и работе приборов, способах изготовления различных предметов, явлениях окружающего мира; с удовольствием изучает «что внутри» предметов, пробует различные действия с ними, конструирует, наблюдает за явлениями окружающего мира, за животными, насекомыми, растениями.

1 балл — не проявляет собственной инициативы в познании, но с интересом участвует в совместной деятельности по изучению чего-то, выслушивает объяснения взрослого.

0 баллов — не проявляет интереса к новому,

22. Испытывает чувства гордости и радости при «открытии» новых знаний

2 балла — радуется, когда самостоятельно узнает что-то новое, делится этой радостью другими, показывает результаты своего труда, исследования, наблюдения.

1 балл — к познавательным результатам относится нейтрально, делится своими эмоциями и результатами только по просьбе взрослого или сверстника.

0 баллов — не проявляет выраженных чувств при «открытии» новых знаний.

23. Решает интеллектуальные задачи с помощью наглядно-образных средств; способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, ориентироваться по плану

2 балла — решает задачи самостоятельно с опорой на наглядные материалы (например, простые задачи на счет — см. параметр 44); может собрать модель (постройку из кубиков, конструктора или узор мозаики) по заданной схеме, по наглядному плану, инструкции.

1 балл — для решения задач требуется некоторая организационная помощь взрослого.

0 баллов — не может решать задачи, адекватные возрасту, не ориентируется по схеме, плану.

24 (14).Соотносит свои действия с заданными требованиями, корректирует свои действия в соответствии с планируемым результатом. Воспитатель наблюдает за детьми в процессе различных образовательных ситуаций.                                                                                                                        2 балла — ребенок самостоятельно корректирует свои действия в процессе работы в соответствии с планируемым результатом.                                                 1 балл — корректирует свои действия в процессе работы только при напоминании взрослого.                                                                                                0 баллов — не корректирует свои действия даже после указания воспитателем на ошибку, делает «как получится»

25. Фиксирует свое затруднение; с помощью взрослого формулирует его причину; пытается поставить познавательную задачу

Воспитатель наблюдает за детьми вовремя непрерывной образовательной деятельности, организованной в технологии «Ситуация» (например, в образовательных ситуациях по ФЭМП).

2 балла — ребенок фиксирует свое затруднение [«Я не смог...»]; после вопроса взрослого: «Почему не смог?» при незначительной помощи взрослого формулирует его причину. В ответ на вопрос воспитателя: «Значит, что тебе нужно узнать?» пытается сформулировать познавательную задачу [«Узнать (научиться)...»]. Может предложить способ «если чего-то не знаешь, можно придумать самому (посмотреть в книге, спросить у взрослого и др.), а потом проверить себя по образцу».

1 балл — ребенок фиксирует свое затруднение, но не видит его причину. Но после того как взрослый на нее укажет, может предложить способ ее преодоления.

0 баллов — не предлагает способов преодоления затруднения даже после наводящих вопросов взрослого.

26 (10). Стремится самостоятельно преодолевать ситуации затруднения, сохраняя позитивный настрой. Знает и пытается использовать различные способы преодоления затруднения.Воспитатель наблюдает за детьми в процессе организованных образовательных ситуаций и во время свободной деятельности.2 балла — при столкновении с затруднением пытается самостоятельно найти пути его преодоления; использует различные способы преодоления затруднения; проявляет настойчивость в достижении результата.

1 балл — при затруднениях пытается найти пути их преодоления, но быстро теряеттерпение, отчаивается, проявляет негативные эмоции или сразу обращается за прямой помощью к взрослому, не пытаясь самостоятельно преодолеть затруднения.

0 баллов — при затруднениях сразу же теряет интерес, прекращает выполнять действие и не возвращается к нему либо проявляет агрессию, ломает предметы, игрушки.

27. Фиксирует достижение планируемого результата и условий, которые позволили его достичь

Воспитатель наблюдает за детьми вовремя непосредственно образовательной деятельности, организованной в технологии «Ситуация» [6-й этап «Осмысление (итог)»].

2 балла — ребенок самостоятельно проговаривает сам факт достижения результата («получилось или не получилось»). После наводящего вопроса: «Почему вам это удалось?» при незначительной помощи взрослого проговаривает условия, которые позволили достичь результата [например, «Смогли, потому что узнали (научились)...»].

1 балл — ребенок проговаривает достигнутый результат; но не может проговорить условия, которые позволили достичь результата даже после наводящих вопросов взрослого.

0 баллов — ребенок не может сказать, что получилось и что для этого нужно было сделать даже после наводящих вопросов взрослого.

28. При экспериментировании применяет элементарные навыки исследовательской работы (обобщать, анализировать, делать выводы, сопоставлять результаты наблюдений, выделять сходство и отличие объектов, формулировать предположения и самостоятельно проводить простые «исследования»)

2 балла — совершает разнообразные пробные действия в ситуациях решения проблемных, познавательных задач; корректирует свои действия в соответствии с результатами проб, самостоятельно делает элементарные выводы по результатам наблюдения, сравнения и анализа («Дерево плавает, а железо не плавает, — значит, кораблик нужно делать из дерева»).

1 балл — совершает разнообразные пробные действия в ситуациях решения проблемных, познавательных задач; может сделать выводы по результатам наблюдения только при помощи и разъяснении взрослого, выслушивает объяснения взрослого.

0 баллов — не проявляет интереса к исследовательской работе, быстро отвлекается и стремится к привычной деятельности; не может даже при помощи взрослого сделать простые выводы.

29. Предлагает различные варианты решения проблемно-познавательных задач; пытается аргументировать свою точку зрения

2 балла — при решении задач очень внимателен, может самостоятельно предложить и аргументировать разные варианты решения и определить последовательность действий.

1 балл — решает проблемно-познавательную задачу только после наводящих вопросов воспитателя или прямого анализа воспитателем условий задачи или на интуитивном уровне.

0 баллов — испытывает существенные затруднения при решении проблемно-познавательных задач.

30. Самостоятельно создает конструкции из разнообразных по форме, величине, материалу и фактуре строительных деталей и других материалов (природных и бытовых, готовых и неоформленных), свободно сочетая и адекватно взаимозаменяя их, в соответствии с конструктивной задачей или своим творческим замыслом; понимает способ и последовательность действий, самостоятельно планирует работу и анализирует результат

Воспитатель наблюдает за детьми на занятиях и в свободной деятельности, задает вопросы про то, как создана та или иная поделка или конструкция.

2 балла — конструирует различные изделия и постройки из разных материалов, учитывая конструктивные свойства материалов и назначение постройки. Может использовать их в игре. Может рассказать о способе создания поделки/конструкции, поясняя, почему выбран тот или иной способ или материал.

1 балл — пытается конструировать различные изделия и постройки, но не вполне учитывает свойства материала, назначение постройки, она получается нефункциональной. На вопрос о выборе способа самостоятельно ответить не может, только после уточняющих, наводящих вопросов. Охотно принимает помощь взрослого по исправлению поделки, старается учитывать полученные знания и опыт в дальнейшем.

0 баллов — не проявляет интереса к самостоятельному конструированию, помощь взрослого не оказывает влияния на последующую деятельность, ничего не может сказать о выборе того или иного способа создания поделки/ конструкции.

31 (15). Создает предметную среду своей игры (ролевой или режиссерской) в соответствии с собственными замыслами, используя для этого игрушки, конструкторы, модули, любые подручные средства или поделочные материалы2 балла — создает предметную среду своей игры с помощью любых средств в соответствии с собственными замыслами.1 балл — создает предметную среду своей игры только в случае помощи взрослого или вместе с играющими сверстниками. Самостоятельно чаще обыгрывает уже имеющуюся предметную среду.0 баллов — практически не участвует в создании предметной среды своей игры, т.к. игры носят манипулятивный или агрессивный характер, нередко ломает чужие сооружения, при совместных играх с воспитателем плохо включается в совместную деятельность по созданию игровой среды.

32. Знает свое имя (полное и краткое), фамилию, пол, возраст, дату рождения, адрес, номер телефона

2 балла — без ошибок по просьбе взрослого сообщает упомянутые сведения о себе.

1 балл — сообщает информацию о себе с ошибками, неточностями или нужна помощь взрослого.

0 баллов — затрудняется назвать дату рождения, адрес, номер телефона.

33. Называет членов семьи, их имена и отчества. Знает профессии и занятия членов семьи

2 балла — без ошибок по просьбе взрослого сообщает упомянутые сведения.

1 балл — сообщает информацию о членах семьи с ошибками, неточностями или нужна помощь взрослого.

0 баллов — не может сообщить о членах семьи вышеупомянутых сведений.

36 (17). Может рассказать о нескольких профессиях, о занятиях и профессиях членов семьи, о роли разных людей в жизни общества

2 балла — может назвать ряд профессий и рассказать, зачем они нужны.

1 балл — сообщает информацию с ошибками, неточностями или в ответ на наводящие вопросы взрослого.

0 баллов — не может сообщить требуемую информацию.

35.Перспективно оценивает себя на основе выделения собственных отдельных достоинств и некоторых перспектив развития; может рассказать о своих мечтах, увлечениях

2 балла — может что-то рассказать о себе в прошлом («Когда я был маленький...»), способен описать свое настоящее и рассуждает о будущем («Сейчас я хожу в детский сад, скоро пойду в школу»), о своих будущих перспективах («Мне нравится рисовать, я буду художником», «Я буду как папа — водителем» и т.д.).

1 балл — может оценить себя перспективно, если взрослый поможет определить его достоинства, может рассказать о своих увлечениях при помощи наводящих вопросов взрослого.

0 баллов — ничего не может сказать о своем настоящем и о будущих перспективах.

36. Понимает, что есть люди богатые и бедные, больные и здоровые, молодые и старые, умеющие делать одно, но не умеющие делать другое; все должны помогать друг другу, чтобы каждый чувствовал себя нужным

2 балла — по собственной инициативе стремится помочь другому человеку, аргументируя необходимость помощи («Бабушке нужно помогать, потому что она старенькая и ей трудно», «Я помогу Саше, потому что у него не получается» и т.д.).

1 балл — сам не стремится помочь, но может оказать помощь после прямой просьбы другого человека или при напоминании и разъяснении взрослого.

0 баллов — не проявляет выраженного сочувствия, сопереживания по отношению к другому человеку, не предлагает помощь даже в ответ на просьбу.

37. Может назвать некоторых животных и растения, прежде всего, своего ближайшего окружения, некоторые сезонные изменения в природе; начинает осознавать, что от его действий могут зависеть другие живые существа

2 балла — знает хорошо, может привести примеры.

1 балл — вспоминает с помощью взрослого.

0 баллов — не может ответить даже после наводящих вопросов взрослого.

38.Умеет объяснять простейшие причинно-следственные связи, пытается рассуждать о последствиях при изменении тех или иных условий

Воспитатель задает вопросы, содержащие задания с изменяемыми условиями. Например: «На улице лужи. Что произошло?.. Если пошел дождь, то?.. А если нет зонта (плаща...)?»; «Если холодно, то..., а если нет рукавичек...»; «Если опаздываем куда-то?.. А если машины нет (пробка)?..» и т.п.

2 балла — самостоятельно может определить причину наблюдаемых явлений или событий («Это произошло потому, что...») и последствия при изменении условий («А если бы... тогда...»).

1 балл — может устанавливать причинно-следственные связи с помощью наводящих вопросов, подсказки взрослого.

0 баллов — не может установить причинно-следственные связи или делает это на основе несущественных признаков, путем использования побочных ассоциаций.

39. Умеет находить сходство и отличия художественных произведений; понимает причины и следствия поступков героев, правильно их оценивает

2 балла — самостоятельно может элементарно охарактеризовать и сравнить художественные произведения; выносит правильные оценки поступкам героев, может объяснить, почему он так думает.

1 балл — для сравнения художественных произведений и правильной оценки поступков их героев требуется помощь взрослого.

0 баллов — не может сравнивать произведения и вынести оценку поступкам героев

40. Классифицирует предметы по различным свойствам; выделяет и выражает в речи признаки сходства и различия предметов

2 балла — может установить и зафиксировать в речи полное сходство, частичное сходство или несходство предмета с эталоном, а также двух предметов по конкретному свойству; установить принадлежность предмета к группе предметов, опираясь на его существенные свойства.

1 балл — при выполнении задания на сравнение и классификацию делает единичные ошибки, нуждается в помощи взрослого.

0 баллов — распределяет предметы на группы и сравнивает их с опорой на несущественные признаки.

49. Может назвать свою страну, столицу России, родной город, улицу, на которой живет, президента; имеет представление о флаге, гербе, узнает мелодию гимна России

2 балла — самостоятельно по просьбе взрослого называет свою страну, улицу, столицу России; узнает флаг, герб, мелодию гимна России.

1 балл — при ответе допускает некоторые ошибки, но после наводящих вопросов взрослого исправляет их.

0 баллов — не может ответить даже после наводящих вопросов взрослого.

Протокол промежуточных результатов  освоения по образовательному компоненту «Ознакомление с окружающим миром» образовательной области   «Познавательное развитие» для детей подготовительной группы МБДОУ "Ягодка"

Педагоги:                                                                                                                                   Дата проведения:

Карта наблюдения за детьми 7-го года жизни

фамилии, имена детей

Оценка адекватности форм и методов образовательной работы (значение)

Оценка адекватности форм и методов образовательной работы (интерпретация)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

21

22

Формирование познавательных действий

23

24

25

26

27

28

Развитие воображения и творческой активности

29

30

31

Формирование первичных представлений о себе, других людях, становление сознания

32

33

34

35

36

Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира,

о свойствах и отношениях объектов окружающего мира

37

38

39

40

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира

49

Оценка успешности продвижения ребенка в  образовательном пространстве (значение)

Оценка успешности продвижения ребенка в  образовательном пространстве (интерпретация)

6. Перечень литературы и средства обучения для педагогов

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.-М.:ЦГЛ. 2005 – 256с.
  2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. - М.: ЦГЛ, 2003.
  3. Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Ребенок и окружающий мир. Программа познавательного развития детей 3-7 лет и комплект методических пособий для второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп детского сада. – М.:  БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
  4. Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Ребенок и окружающий мир. Комплект дидактических материалов для занятий с детьми.  Вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы детского сада. – М.:  БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
  5. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников.-М «Баласс», 2003ю-304с
  6. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»М.: 2005.-88с;
  7. Комплексная программа дошкольного образования «Мир открытий». Соответствует ФГОС ДО. / Под ред. Петерсон Л.Г., Лыковой     И.А. – М.:  Цветной мир, 2016.Т.В.Вострухина, Л.А.Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет» - М.; ТЦ Сфера, 2015. – 192с
  8. КоломийченкоЛ.В., Воронова О.А. «Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2013.-128с
  9. Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий». Соответствует ФГОС ДО. / Под ред. Петерсон Л.Г., Лыковой И.А. – М.: Цветной мир, 2016.
  10. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 64с.
  11. Рыжова Н.А. Наш дом - природа. Программа по экологическому образованию дошкольников. – М.: Линка-Пресс, 2017.

Для воспитанников.

  1. Рыжова Н.А. Комплект пособий по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром для занятий с детьми в младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп ДОО. – М.:  БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
  2. Рыжова Н.А. Комплект учебных видеофильмов на DVD с текстом (методические рекомендации): 1) Проекты для детей и взрослых: наша окружающая среда. 2) «Секреты природы»; 3) «Удивительные эксперименты». // Приложение к журналу «Обруч» «Видеофильм на DVD». – М.: Линка-Пресс, 2011.
  3. Рыжова Н.А. Комплект учебных пособий. Фотосессии на DVD с текстом (методические рекомендации): 1) Во саду ли, в огороде: игры, опыты, творчество. 2) Времена года. 3) Космос: Солнце, планеты, Земля. 4) Проекты детского сада: образование для устойчивого развития; 5) Экологические игры; 6) Экологические праздники в детском саду // Приложение к журналу «Обруч» «Фотосессия на DVD», 2011-2014.
  4. Рыжова Н.А. Лаборатория в детском саду и дома: методическое пособие и DVD. – М.: Линка-Пресс, 2009.
  5. Рыжова Н.А. Мини-музей как форма работы с детьми и родителями. Части 1 и 2. Курс лекций с видеоприложениями на DVD. – М.: Пед. ун-т «Первое сентября», 2013.
  6. Рыжова Н.А., Мусиенко С.И.  Методические пособия и DVD: 1). Воздух вокруг нас;  2) Вода вокруг нас. – М.: Линка-Пресс, 2012.
  7. Рыжова Н.А. Серия учебных видеофильмов на DVD с текстом (методические пособия): 1) «Экологическая тропинка в детском саду»;  2) «Деревья – наши друзья»; 3) «Экологический паспорт детского сада: среда, здоровье, безопасность». // Приложение к журналу «Обруч» «Видеофильм на DVD».  М.: Линка-Пресс, 2009-2011.
  8. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. Части 1 и 2. Курс лекций с видеоприложениями на DVD. – М.: Пед. ун-т «Первое сентября», 2013.
  9. Рыжова Н.А. Экологические сказки: методическое пособие. – М.: ИД «Первое сентября», 2009.
  10. Рыжова Н.А., Рыжков И.Н. Природа города и ее охрана. Атлас для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015.
  11. Экологические сказки Натальи Рыжковой. – М.: Минприроды, 2016.
  12. Рыжова Н.А., Рыжков И.Н.Зеленый детский сад: с чего начать? – М.: Минприроды, 2016.
  13. Рыжова Н.А., Мусиенко С.И.  Вода вокруг нас. – М.: Линка-Пресс, 2016.
  14. Рыжова Н.А. Письма животным. Экологический проект для детского сада и начальной школы – М.: Минприроды, 2016.
  15. Рыжова Н.А. Исследование природы  в детском саду. Комплекты карточек. Ч. 1. и 2. – М.: Русское слово, 2017.
  16. Савенков А.И. Маленький исследователь. – Самара: ИД «Федоров», 2010.
  17. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: ИД «Федоров», 2010.
  18. Савенков А.И. Рабочие тетради: «Развитие логического мышления», «Развитие творческого мышления», «Развитие познавательных способностей». – Самара: ИД «Федоров», 2010.
  19. Тимофеева Л.Л. Ребенок и окружающий мир. Альбом наблюдений. Комплект пособий для занятий во для второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах в детском саду и в семье. – М.:  БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

Календарно-тематический план

Планируемая дата

Фактическая дата

Тема

Содержание

Методы и приемы

Проектная деятельность

1. «День знаний»

1.Формировать представление о школе.

2.Дать представление о том, что дома, детский сад, школа – это архитектурные сооружения.

3.Воспитание положительного отношения к школе у детей.

4.Знакомство детей со школой и профессией учителя.

5.Расширить знания детей о школьных принадлежностях.

1. Чтение стихов о школе;

2. Игра с мячом «Что нужно в школе»;

3. Дидактическая игра «Собери портфель в школу»;

4.Слушание песен на школьную тематику.

Выставка рисунков «День знаний», «Школа».

2. «Ателье. Профессия портной»

 1.Познакомить детей с трудом взрослых в ателье: модельером, закройщицей, швеей. Дать представление об их профессиональных качествах.

3.Дать представление о происхождении ткани; Закрепить названия и знания детей о качестве разных видов тканей: цвете, фактуре, толщине, назначении.

5. Расширять словарный запас.

1. Рассматривание иллюстраций в журналах по теме «Ателье» и «Как шьют одежду».

2. Дидактические игры: «Разложи одежду по сезону», «Разложи одежду для мамы и папы», «Подбери ткань к одежде», «Какой, какая, какое», «Назови детали одежды»

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин одежды», «Ателье».

3. «Во саду ли, в огороде»

1.Формировать обобщенные представления об овощах и фруктах,

2.Закреплять умение обобщать их по существенным признакам, пользоваться при этом простейшей моделью.

1.Дидактическая игра «Вершки и корешки»;

2.Отгадывание загадок;

3.Символическое обозначение свойств предметов;

4.Чтение стихотворения

М.Дружинина «Я решил сварить компот»

Аппликация «Овощи на тарелке»

4. «Детский сад»

1. Показать общественную значимость детского сада.

2. Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада.

1. Картинки с изображение работников детского сада.

2. Беседа с детьми о значимости детского сада.

3. Загадки, Физкультминутка «Как под дождичком в саду»;

4. Речевая игра «Это всё про нас»

Проект «Наши друзья» (рассказ детей о сотрудниках детского сада по фотографиям)

5. «Музыкальные профессии»

1.Формирование у детей системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего знакомства с музыкой.

2.Развивать навыки свободной импровизации в голосе, танцевальных движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Развивать кругозор, словарный запас, память, мышление.

3. Воспитывать эмоциональное и сознательное отношение к музыке в процессе разных видов музыкальной деятельности.

1.Проектор, экран, ноутбук, «волшебная» палочка, музыкальные инструменты: металлофоны, бубенцы, бубны, погремушки, треугольник.

2.Музыка «Марш деревянных солдатиков» музыка П.И.Чайковского. 

Презентация со слайдами по теме «Музыкальные профессии»

6. «Домашние животные города»

1.Закреплять знания детей о домашних животных (как выглядят, что едят);

2.Развивать умение выделять признаки сходства и различия и выражать их в речи;

3.Воспитывать гуманное отношение к ним.

1.Отгадывание загадок о домашних животных;

2.Рассказывание легенды о собаке.

3. Плакаты на тему: «Берегите животных!»

4. Чтение художественных произведений о животных.

Презентация: «Животные и человек». Создание фотовыставки домашних питомцев. Проект «Мой домашний любимец»

7. «Экскурсия в медицинский кабинет».

1.Дать детям знания о медицинском кабинете и его назначении. 2.Обогатить речь детей новыми понятиями - словами: профилактика, витамины, фонендоскоп, экстренная помощь, медицинская карта. 3.Закрепить знания о медицинских принадлежностях и их назначении.

1.Загадка о враче.

 2.Игровое упражнение “Что лежит в аптечке?”

3.Сюжетно-ролевая игра: «Больница»

Организация фотовыставки «Профессии нашего города»

8. «Лесные обитатели-звери» (дикие животные)

1.Дать представление о способах подготовки лесных зверей и птиц к зиме;

2.Учить анализировать, делать выводы, развивать речь.

1.Использование схем и моделей при классификации диких животных, птиц и насекомых, а также хищников и травоядных.

2.Рассматривание иллюстраций и видео с животными, загадки;

3.Чтение Г.Скребицкий «Заяц»,

Н.Сладков «Заяц и полевка», «Лиса и мышь»

Инфографика «Кто чем питается»

9. «Транспорт нашего города»

1.Расширять знания о видах транспорта — пассажирский, легковой, грузовой, машины специального назначения (скорая, пожарная, патрульная, экскаватор, подъёмный кран, бульдозер, бетономешалка и другие). 2.Закрепить знания о видах общественного транспорта; продолжать знакомить детей с особенностями передвижения всех видов общественного транспорта

1.Чтение художественной литературы: С. Маршак «От кареты до ракеты»

 2.Виды транспорта

 3. Физминутка «Светофор».

4. Д/и «Назови службы»

Собрать с детьми коллекцию моделей транспорта для размещения в Мини-музеи группы «Транспорт – прошлое и настоящее».

10. «Международный день единства»

1.Познакомить детей с праздником - «День народного единства», историей его возникновения. 2.Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

3.Воспитывать гражданские и патриотические чувства, любовь к Родине, уважения к народным героям.

1.Орг. момент.

 2.Рассказ педагога о празднике.

 3.Д./и «Сложи флаг»

Создание стенгазеты «Давайте жить дружно» (аппликация)

11. «Пернатые друзья»

1.  Формирование представление детей о зимующих и перелётных птицах.

2. Дать представление о значении птиц для окружающей природы.

1. Беседа о птицах.

2. чтение худ. литературы и отгадывание загадок о птицах.

3. Рассматривание иллюстраций о птицах.

Проект «Кормушки для пернатых» (изготовление кормушек с родителями)

12. «Экологическая тропа Осенью»

1. Расширять представления о объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Систематизировать знания о пользе растений для человека и животных.

1. Объекты природы на участке детского сада: клумба с растениями, пень, деревья, кустарники и скворечник.

2. Дидактическая игра «Кто быстрее найдёт дерево»

3. Чтение стихотворения Н. Нищевой «Осенние листья»

Вырезание силуэтов грибов и деревьев, о которых говорилось в загадках и создание осеннего панно «Осенний лес»

13. «Едем в гости» (Моя семья)

1.Уточнить знания детей о родственных связях;

2.Воспитывать любовь и уважение к своим близким, культуру поведения.

1.Рассматривание семейных фотоальбомов;

2.Чтение рассказа Е.Пермяка «Как Маша стала большой»

Презентация «Семейная родословная»

14. «Из чего состоит тело человека»

1.Охранять и укреплять здоровье. 2.Развивать умение предвидеть возможные опасности для жизни. 3.Раскрыть значение и важность занятий физкультурой для укрепления и развития скелета и мышц.

4. Формирование представлений о движении на примере движения собственного тела.

1.Орг.момент

2. Рисунок-схема

3. Пальчиковая гимнастика

3. Д/и «Четвертый лишний»

Проведение эстафеты «Будь здоров»

15. «Ноябрьск - мой город»

1. Расширять знания детей о родном городе.

2. Формировать знания о том, что город-результат труда людей, разного поколения.

3. Познакомить с историей возникновения города

1. Изображение иллюстраций с фотографиями города.

2. Дидактическая игра «Угадай-ка»

3. Беседа о достопримечательностях нашего города.

Проект «Люди нашего города» (формировать представление о разной национальности людей)

16. «Знакомство с жизнью народов Севера»

1.Дать знание о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилище, одежда, труд);

2. Познакомить детей с трудом коренных народов Севера: охота, оленеводство, рыболовства, резьба по кости, выделки шкур, бисероплетение;

3.Воспитывать в детях чувство уважения к жизни и традициям других народов.

1.Показ иллюстраций с изображением природы Севера, животного мира, растительности, иллюстрации с изображение чума.

2. Показ картины «Дети Севера».

Проектная деятельность «Игры народов Севера»

17. «Новый год!»

Рассмотреть картинки, учить стихи, читать рассказы. Составить рассказ: «Мы встречаем Новый год», вспомнить, кто приходит в Новый год к детям, учить называть персонажей новогоднего праздника: Дед Мороз, Снегурочка, сказочные персонажи; что наряжают на праздник, чем?

1. Просмотр мультфильма;

2.Чтение и заучивание новогодних стихотворений;

3.Рассказ детей «Как в нашей семье встречают Новый год»

Изготовление украшений на елку;

Новогодний утренник.

18. «Зимние забавы. Рождество»

1.Закрепить полученные ранее знания о зиме, зимних забавах и православных зимних праздниках.

2.Закрепить знания детей о зиме, зимних явлениях;

3.Закрепить и уточнить начальные знания о событиях значении праздника Рождество Христово

1.Наблюдения за погодой, зимние игры, беседы, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов к Новому году и Рождеству Христову, пословиц, поговорок, примет, колядок, чтение стихов, рассказов и русских народных сказок, мультипликационных фильмов;

2.Словесная игра «Третий лишний».

Презентация «Рождество Христово», «Колядки»

19. «Знакомство с профессией повара»

1.Познакомить с профессией повара, его профессиональными действиями, предметами-помощниками;

2.Воспитывать уважение к чужому труду и чувство признательности (через формулирование правил «Наша благодарность повару»).

1.Карточки с изображением профессий, посуды, игрушечная посуда, муляжи продуктов питания;

2.Беседа о разных профессиях;

3.С/р игра «Кухня»

Изготовление буклетов «Наше любимое блюдо» (семейное меню)

20. «Зима в городе»

1.Расширять представления детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно;

2.Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения животных в условиях зимнего сезона;

2.Анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать способность к наблюдению.

1.Стихотворение И.Сурикова «Зима»;

2.Дидактическаяигра «Природа и человек»;

3.Схематическое изображение признаков зимы.

Аппликация «Зимушка-зима»;

Конкурс рисунков о зиме.

21. «Зимние виды спорта»

1.Обогатить и систематизировать знания детей о зимних видах спорта;

2.Развивать логическое мышление; развивать речь дошкольников;

3.Формировать потребность в здоровом образе жизни.

1.Проектор, ноутбук, слайды о зимних видах спорта;

2.Отгадывание загадок о спорте;

3.По фотографиям спортсменов составить небольшой рассказ;

3. Беседа с детьми о зиме, о зимних видах спорта и зимних забавах, об Олимпийских играх;

Проект «Олимпийские игры»

22. «Дом. Мебель»

1.Ориентироваться в видах жилых строений, их назначении.

 2.Закрепить знания о домашнем адресе.

3. Дать представление о

мебели и ее назначении, о материалах, из которых изготавливают мебель.

4.Воспитывать у детей уважение к труду строителей, заботливое отношение к

своему дому.

1.Рассматривание иллюстраций с изображением

домов, чтение русских народных сказок «Заюшкина избушка»

2.Отгадывание загадок о мебели

3.Беседа, загадки, стихотворение «Дома бывают разные»,

4.Дидактическая игра «Для того, чтобы», «Что из чего сделано? ».

Проект: конструирование «Дом моей мечты»

23. «Сыны Отечества»

1.Расширить представление детей о Российской Армии.

2.Знакомить с различными родами войск, боевой техникой.

 3.Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми;

4.Воспитывать у девочек уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины.

1.Орг. момент

2.Загадки

3.Физкультминутка «Самолёт».

Изготовление открытки папам на 23 февраля.

24. «Все работы хороши»

1.Уточнять и расширять представления детей о профессиях людей;

2.Воспитывать уважение к людям любых профессий

1.Малоподвижная игра «Где мы были не скажем, а что делали покажем» (изобразить труд людей разных профессий);

2.Отгадывание и придумывание загадок о профессиях;

3.Заучивание пословиц о труде.

Презентация «Все работы хороши»;

Фотовыставка «Профессии моих родителей»

25. «Милая, любимая мамочка моя».

1.Закрепить и уточнить знания детей о празднике 8 Марта. 2.Систематизировать знания о женских профессиях.

1.Пальчиковая гимнастика: «Дружная семья».

 2.Дидактическая игра «Сердце матери»

3. Описание мамы

Изготовление поздравительной открытки для мамы.

26. «В окно повеяло весною»

1. Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе, учить самостоятельно находить характерные признаки весны;

2. Показать влияние природных факторов на здоровье человека;

3. Расширять представления об образе жизни лесных зверей и птиц весной.

1. Рисование «Цветут сады», «Красивые цветы».

2. Аппликация «Весенний ковёр»

3. Чтение рассказа-загадки о весне под музыку П.И.Чайковского из сборника «Времена года»

Предложить детям схематически нарисовать разрешающие и запрещающие знаки правил поведения в лесу.

27. «Обитатели воды-рыбы»

1.Уточнять и расширять представления детей о рыбах;

2.Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать их в речи.

1.Дидактическаяигра «Кто как устроен» (тело рыбы);

2.Отгадывание загадок про рыб;

3.Опыты с водой;

4.Подвижная игра «Щука и пескари», «Удочка»;

5.Рассматривание иллюстраций с рыбами.

Аппликация «Рыбки в пруду»

28. «Театры и музеи Москвы»

1.Познакомить детей с самым известным в Москве, да и во всем мире, Большим театром и Государственной Третьяковской галереей, с правилами поведения в процессе их посещения;

2.Приобщать детей к русской национальной культуре;

3.Способствовать развитию эстетического вкуса.

1.Иллюстрации с изображением Большого театра кукольный театр им. С.В.Образцова и Государственной Третьяковской галереи;

2.Записи отрывков из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро» - «Модерато»,(танцы лебедей)» 2-е действие;

3.Репродукции с картин: «Балерина», «Утро в сосновом бору» И.И.Шишкина,

Презентация «Театральная деятельность в детском саду»

29. «О тех, кто умеет летать» (птицы)

1.Уточнять и расширять знания детей о птицах;

2.Находить признаки сходства и различия, выражать их в речи;

3.Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

1.Иллюстрации с изображением птиц;

2.Стихи и рассказы о птицах;

3.Отгадывание загадок;

4.Малоподвижная игра «Земля, вода, воздух»

Изготовление кормушки для птиц.

30. «История космоса»

1. Расширять представления о космических полетах.

2.Познакомить с российскими учеными, стоявшими у истоков развития русской космонавтики – К.Циолковским, С.Королевым.

3. Закрепить знания о том, что первым космонавтом был Ю.А.Гагарин.

1. Загадывание загадок. Расширять представления о космических полетах. Создание композиции из лего-конструктора; 2. Рассказ об истории космоса педагогом;

3. Рисование красками на тему «Что я знаю о космосе».

Создание композиции из лего-конструктора «История космоса»

31. «Путешествие в прошлое книги»

1.Познакомить детей с историей создания и изготовления книги.

2.Показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека

1.Отгадывание загадок

2.Разные книги

3.Путешествие в прошлое 4Физминутка

 5.Игра «Что было, что будет»

6.Игра «Как я берегу книгу».

Презентация детской книги на тему: «Я, моя семья и мой Северный край»

32. «Мир комнатных растений»

1.Расширять представление о многообразии комнатных растений.

2.Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений с учетом их особенностей.

3.Совершенствовать навыки ухода за растениями. Формировать желание помогать взрослым по уходу за комнатными растениями.

1.Дидактическая игра «Отгадай, что за растение»;

2.Рассматривание иллюстраций комнатных растений;

1.Конкурс рисунков;

2.Инфографика «Уход за комнатными растениями.

33. «Весеннее пробуждение природы» (Экскурсия в парк)

1. Расширять представления детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно;  

2. Закреплять с детьми знания о деревьях, кустарниках, травах;

3. Устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

4. Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.

1. Чтение стихотворений о весне;

2. Дидактическая игра «Кто быстрее найдёт дерево»;

Аппликация «Весна пришла»

34. «День победы»

1. Продолжать работу по воспитанию патриотизма у старших дошкольников.

 2. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

1.Орг. Момент;

2.Беседы с детьми о войне.

3.Игра «Перенеси патроны».

Целевая прогулка к вечному огню.

35. «Мы едем в зоопарк»

1. Обобщить и систематизировать представления детей о животных в нашей и других странах,

2.Воспитывать культуру поведения в общественных местах.

1. Орг. момент.

2. Загадывание загадок. Цель: закреплять знания детей о животных и среде их обитания.

3. использование схем при классификации животных, птиц и рыб в группы.

Обыгрывание ситуации «дети в зоопарке» (дети делятся на 2 группы: сначала одни-животные, другие-люди, гуляющие по зоопарку)

36. «Беседа о лете»

1.Обобщать и систематизировать представления о лете по существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления природы, состояние растений, особенности жизни животных в лесу.

2. Дать представления о роли воды в жизни растений;

3. Закрепить знания о месте произрастания растений.

1. Беседа о лете;

2. Д/и «Что где растет»;

3. Опыт «Вода нужна всем»;

Аппликация «Ваза с фруктами» Цель: учить вырезать круглые и овальные формы из квадратов, плавно срезая углы; сочетать элементы композиции по цвету, размеру и форме.

37 «Что где растет, кто  где живет?»

Расширить представление детей растениях и животных разных сред обитания (лес, луг, водоем); показать приспособленность организмов к различным условиям жизни; раскрыть взаимосвязь различных организмов. Развивать речь, мышление, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе.

1.Д/и «Что где растет»

2.Беседа о животных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия По ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие капельки»

Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста...

Ознакомление с окружающим миром в подготовительной к школе группе. «Земля – мать сумей за неё постоять»

КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ « ПОЗНАНИЕ»Ознакомление с окружающим миром в подготовительной к школе группе. «Земля – мать сумей за неё постоять...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе на тему: «Из истории жилища».

Цель: Совершенствование знаний о разных видах жилища.Образовательные задачи: Познакомить детей с историей жилища;Развивающие задачи: Развивать речь, творческое воображение, мышление детей;Воспитательн...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: «Зимушка-зима».

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавли...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе. "В лес по грибы".

Дети поехали в лес по грибы. В лесу их встретила Белка, которая познакомила со съедобными и несъедобными грибами....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе на тему «День знаний. Школа»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Расширять представления детей о праздниках, познакомить с праздником День Знаний, его содержанием. Продолжать учить рассматривать сюжетную картину, вести диалог по ее соде...

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе логопедической группе.

Рабочая программа  по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе логопедической группе (2021 - 2022 учбный год)....