Конспект ООД по ФЦКМ «Перелётные птицы» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Андреенкова Елена Михайловна

Цель: расширение и систематизация знаний о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perelyotnye_ptitsy.docx481.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка».

Конспект ООД

по ФЦКМ «Перелётные птицы» в подготовительной к школе группе

Составила: воспитатель Андреенкова Е. М.

г. Гагарин.

2020г.

Цель: расширение и систематизация знаний о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт)

Задачи:

- закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;

- активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, клином, шеренгой, дугой);

- развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;

- воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Предварительная работа: чтение рассказа Д. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка», чтение рассказов о перелётных птицах, изготовление детьми лебедей, изготовление демонстрационных картинок «Перелётные птицы», экскурсия к реке.

Оборудование: демонстрационные картинки «Перелётные птицы», озеро с лебедями; небо, нарисованное на ватмане; картинки «Строй перелётных птиц».

 

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель. Ребята послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают,улетели,
Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же это все птицы улетают?

Дети. Про осень. О птицах, которые улетают в тёплые края.

Воспитатель. Как называют птиц, которые улетают в тёплые края?

Дети. Перелётные.

Воспитатель. Верно. И сегодня мы будем говорить о перелётных птицах.

2. Фронтальная беседа:

Воспитатель: В природе существует большое разнообразии птиц.  Где мы можем встретить птиц?

Дети. (Делают предположения)

Воспитатель. Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Чем покрыто тело птиц? (перьями). А зачем птицам перья?

Дети. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.

Воспитатель. Как называются домики, в которых живут птицы?

Дети . Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек.

Воспитатель. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.

Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.

Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.  А почему птицам нечего стало есть?

Дети. Потому что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться.

Воспитатель. А как называются птицы, которые едят насекомых?

Дети. Насекомоядные.

Воспитатель.  А каких насекомоядных птиц вы знаете?

Дети. Скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.

Воспитатель. (выставляю картинки на доску) Какой клюв у этих птиц?

Дети. Прямой, удлиненный, заострённый.

Воспитатель. А почему у насекомоядных птиц такой клюв?

Дети. Чтобы удобнее было ловить насекомых.

Воспитатель. Ребята, послушайте, что о себе говорит трясогузка.

Ребёнок в шапочке трясогузки. Я – трясогузка, одна из самых полезных птиц. Я уничтожаю мух, комаров, за которыми ловко гоняюсь в воздухе. Большую пользу я приношу в огороде, где быстро бегаю по грядкам и склёвываю с земли и растений насекомых. Я -  очень  подвижная птичка. Даже отдыхая, я ежеминутно помахиваю своим длинным хвостиком.

Воспитатель. Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной? Почему?

Дети. Да. Можно.

3. Рассказ воспитателя.

 Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. Как вы думаете, почему их так называют?

Как вы думаете, почему водоплавающие птицы улетают последние? Рассмотрите картинки и сравните с трясогузкой.

Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?

Дети. Чтобы быстро плавать и держаться на воде.

Воспитатель. Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете.

Дети. (Опираясь на картинки, дети называют птиц).

Воспитатель.  А как называются птицы, которые не улетают в тёплые края?

Дети. Зимующие.

4.Подвижная игра «Улетает, не улетает»

Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу – дети приседают на корточки.

Воспитатель. Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают в тёплые страны? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином (показ картинки), цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу (показ картинки), утки, гаги,  чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало(показ картинки). А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку.

5. Метод сторителлинг.

Воспитатель. Ребята, а вы хотите узнать, все ли птицы улетели в тёплые страны? Тогда давайте отправимся в путешествие  в сказочный лес. (Дети образуют круг, идут друг за другом и выполняют движения)

В лес гулять мы пойдём (шагаем)

Вброд ручей перейдём (высоко поднимаем колени)

Небывалой высоты у ручья растут кусты(руки вверх, подняться на носочки)

Посмотри по сторонам, что же лес подарит нам? (поворачиваем головы в стороны)

Наклонись, возьми рябинку, положи её в корзинку. (наклоны)

Крепкий маленький грибок мы положим в кузовок. (приседаем)

Воспитатель. Ребята, что-то никого не видно, а давайте скажем волшебные слова.

Дети. Су-су-су - живёт лиса в лесу.                                                                                                                                            Сы - сы - сы- не боюсь я злой лисы.                                                                                                                                                          Са -са-са- появляйтесь чудеса.                                                                                                                                               (На дереве сидит сорока)

Воспитатель. А вот – сорока. Но эта сорока необычная, дело в том, что она моя старая знакомая. Я живу недалеко от леса, и однажды зимой в сильный мороз прилетела сорока, села на забор и застрекотала. Я у неё спросила: «Что тебе надо, сорока?». А она говорит: «Можно зёрнышек поклевать с кормушки?»  Клюй, говорю я, только осторожно, не обижай синичек! С  тех пор она часто ко мне прилетает полакомиться, и всякий раз рассказывает о лесных новостях. А вот о чём она мне поведала вчера. В лесу, где она живёт, есть озеро, там плавают лебеди. Им пора лететь в тёплые края, но они не хотят улетать, не попрощавшись с вами. Ребята, хотите попрощаться с лебедями?

C:\Users\миша\Desktop\перелётные птицы\DSC02803.JPG

Дети. Да.

Воспитатель. Тогда скажем волшебные слова. (Дети повторяют слова, появляется озеро с лебедями, которых дети сделали сами).

Воспитатель: Ребята, какие красивые лебеди, а почему вода в озере стала такая тёмная?

Дети:  ( делают предположения).

Воспитатель. Да, наступила поздняя осень, утренники стали холодными, холодный осенний ветер срывает последние листья с деревьев,  вода в реках и озёрах потемнела, вот-вот покроется льдом, поэтому лебедям пора улетать. Но прежде чем попрощаться с птицами, давайте с вами вспомним, какие из них уже улетели и поиграем в игру «Кто улетел?»

6. Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»

Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением. Например: на юг улетел журавль.

Воспитатель. А сейчас, ребята, пора прощаться. Давайте лебедям поможем подняться в небо, только вспомним, каким строем летят эти красивые птицы (клином). Как называется птица, которая летит первая? (Дети прикрепляют птиц на небо, нарисованное на ватмане). Ребята, дорога будет дальняя и трудная несколько дней и ночей понадобится птицам, чтобы долететь до юга. Что мы пожелаем лебедям?

Дети. Хорошего доброго вам  пути, мы вас будем ждать весной, поскорее возвращайтесь! (машут руками)

C:\Users\миша\Desktop\перелётные птицы\DSC02814.JPG

Воспитатель. Ребята, не грустите, ведь скоро, 12 ноября, синичкин день, к нам возвращаются из леса на зимовку синички и другие зимующие птицы. У нас появится новая забота, какая? Как мы их можем встретить?

Дети. Повесить кормушки и положить туда зёрнышки.

Итог занятия

Воспитатель. О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности на тему «Перелётные птицы» для подготовительной к школе группы.

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности на тему «Перелётные птицы»  для подготовительной к школе группы...

Проект "Перелётные птицы в подготовительной к школе группе с детьми ОВЗ"

Психические процессы детей с задержкой психического развития (ЗПР) отличаются от протекания психических процессов детей, развивающихся нормально. У детей с ЗПР внимание - краткосрочное; память недолго...

Проект развивающей предметно- пространственной среды По теме: «Перелётные птицы осенью» (подготовительная к школе группа)

Настоящий проект позволит закрепить у детей умение узнавать и называть перелетных птиц, систематизировать и расширить знания о  птицах, познакомить детей с таким явлением, как осенний отлёт птиц ...

Конспект ОД По ФЦКМ «История рукавички» В подготовительной к школе группе По мотивам стихотворения Ф. Яруллина «Бияләй»

Познакомить детей с историей появления варежки в старину, с прошлыми предметами, которые не встречаются в обиходе.  Побудить к пониманию их назначения, функции для жизни человека. Вызвать интерес...

Авторское занятие по формированию элементарных математических представлений "Праздник перелётных птиц" в подготовительной к школе группе.

Данное занятие ориентированно на формирование  математических представлений  детей подготовительной к школе группы на основе закрепления умений самостоятельно составлять и решать задачи...

Конспект занятия "Перелетные и зимующие птицы" для подготовительной к школе группы

Данная статья была опубликована в сборнике методических материалов ОГУ им. И.С. Тургенева, Институте педагогики и психологии "Педагогическая палитра"...