Опытно-экспериментальная деятельность для детей 3-4 лет.
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Белова Людмила Викторовна

Экспериментирование способствует активному развитию мыслительных способностей:наблюдая за объектами опыта, ребенок анализирует ,обобщает полученные сведения,сравниваетих,делает элементарные выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность для детей 3-4 лет.

Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий.

Внесение игрового момента в обучение усиливает интерес детей к проведению исследований. Экспериментирование играет важную роль и для психического развития детей. Доказательством того служат излюбленные игры с водой: ребенок бесконечно может переливать воду, разливать её по разным емкостям, «ловить рыбу», пускать кораблики. В процессе игр – экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт. Опыты способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, последовательность

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

1. «Мыльные пузыри». Рассматривание

Цель: Знакомство детей с мыльными пузырями.

Задачи: Способствовать поднятию эмоционального настроения у детей.

Ход занятия: Показать ребятам, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть) .

2 «Вода холодная и горячая»Эксперимент

Цель: Обучение детей определять температуру веществ и предметов.

Задачи: Развивать тактильные ощущения.

Ход занятия: Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая) .

3. «Плавает, тонет». Опыт

Цель: Закрепление знаний о весе предмета.

Задачи:

  • Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).
  • Способствовать созданию радостного настроения.

Ход занятия: в тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают.

4. «Бумага». Эксперимент

Цель: Знакомство детей со свойствами бумаги.

Задачи:

  • Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде.
  • Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.

Ход занятия: Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов.

5. «Чудесный мешочек»  (по ощущениям). Эксперимент

Цель: Развитие тактильных ощущений.

Задачи:

  • Развивать тактильные ощущения.
  • Формировать словарь: колючий, гладкий, мягкий, твёрдый.
  • Создать положительный эмоциональный настрой у детей.

Ход занятия: Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него массажные мячики (колючие, гладкие мячики, кубик из ткани (мягкий, кубик из пластмассы (твёрдый), мячик резиновый – какой? И т.д.) Проговаривая каждый предмет, какой он.

6.Снег. Какой он?». Рассматривание

Цель: Знакомство со свойствами снега.

Задачи:

  • Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках).
  • Развивать тактильные ощущения.

Ход занятия: Набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь.

7.«Поиграем с солнечным зайчиком »   Рассматривание

Цель: Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков.

Задачи:

  • Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются.
  • Развивать смекалку, любознательность.
  • Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
  • Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .
  • Вызвать чувство радости и удивления.

Ход занятия: Посмотрели в окошечко – солнышко светит. Воспитатель: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:

Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Прибегут к тебе.

Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.

8.Посадка семян разными способами»

Цель: Высаживание семен в землю.

Задачи: Познакомить детей с процессом появления зелёных побегов из семян.

Ход: Высадка семян в землю традиционным способом - в лоток с землёй.

Делаем бороздки и рассыпаем семена с небольшим расстоянием между ними.

9.Опыт «Как вода питает растение»

Цель: Показать, как вода питает растения

Задачи:

- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой;

- показать, как растение насыщается водой

-учить заботиться о растениях:

- развивать логическое мышление, зрительное восприятие, внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с использованием опытно – экспериментальной технологии Тема: «Ознакомление детей со свойствами воды и воздуха»

Цель: Систематизация и обобщение ранее приобретенных знаний.Задачи:Образовательные:Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, со свойствами воды;Дать детям представление о...

Технология опытно экспериментальной детской деятельности

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....