Занятие – экспериментирование по экологии на тему «ВОЗДУХ».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Занятие – экспериментирование по экологии
на тему «ВОЗДУХ».
Для детей средней возрастной группы.
Подготовила: Тюгаева О.Г. МАДОУ №4 «Золотой гребешок»
Цель: определить свойства воздуха при помощи самостоятельной исследовательской деятельности детей.
ЗАДАЧИ
- Развивать познавательную активность, коммуникативные качества, речь - побуждать детей мыслить, рассуждать, искать ответ самостоятельно.
- Дать детям знания о свойствах воздуха:
воздух прозрачный и невидимый;
воздух есть внутри каждого человека;
воздух можно поймать и запереть;
воздух лёгкий, не тонет в воде;
воздух есть везде;
воздух может двигаться, а когда воздух движется, то получается ветер;
ветер бывает слабый, средней силы и сильный;
у ветра есть голос.
- Воспитывать:
- общительность, умение высказывать свою точку зрения работать в коллективе (внимательно слушать вопросы; отвечать, не перебивая друг друга);
- пополнять словарный запас прилагательными;
- аккуратность в работе, желание экспериментировать, закреплять умение самостоятельно проводить опыты.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
1.Беседы о воздухе, его роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему "Ветры разные. Польза и вред".
3. Чтение художественной литературы о воздухе и его обитателях.
Загадывание загадок.
4. Наблюдение за воздухом (тёплый, холодный, морозный, наполненный ароматом) и его движением - ветром (слабый, сильный) - во время прогулок. Наблюдения за облаками (плывут, стоят на месте).
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ.
Карточки – символы свойств воздуха:
1 – невидимый, прозрачный (чистый лист бумаги);
2 - есть внутри каждого человека (человек со стрелочкой внутри);
3 - воздух можно поймать и запереть (воздушный шар);
4 - воздух лёгкий, не тонет в воде (стакан с водой, а над водой кружочки);
5 - воздух есть везде (перекрестие стрелочек);
6 - воздух может двигаться (стрелка), а когда воздух движется, то получается ветер;
7- ветер бывает слабый и сильный (сильный и слабый человечки)
8 - у ветра есть голос (дудочка).
Воздушный шар (не надутый), пакеты, камешки, трубочки для коктейля, стаканчики с кипячёной водой, веера, кораблики, вертушки, дудочки - по количеству детей, Центр воды и песка, слайд-фильм с изображением разных ветров. Мыльные пузыри.
Ход занятия.
Сегодня мы будем открывать с вами секреты природы. А о чем мы с вами будем говорить, знаете? (Нет)
Тогда угадайте загадку
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем.
Каждый день спешим гулять,
Что бы свежим подышать…
(Воздух)
I. А что же интересного в воздухе? И, кстати, где он? Я его не вижу. Вы видите? Может, его и вовсе нет?
(Выслушиваются предположения детей)
Правильно, воздух - невидимка, как волшебник! Воздух прозрачный!
А что ещё бывает прозрачным?
Значит, мы открыли первый секрет воздуха – он прозрачный, невидимый. (Демонстрирую символ – чистый лист бумаги)
II. Для чего нам с вами нужен воздух? (Выслушиваю ответы детей. Подвожу итог)
Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Человек постоянно дышит. Он не может жить без воздуха.
Второй секрет раскрыли: воздух есть внутри у каждого человека.
III. Скажите, а как вы думаете, воздух можно поймать? А как?
(Рассуждения детей)
У меня есть шарик. И если я в него подую, то передам свой воздух шарику. Теперь воздух заперт в воздушном шаре. Потрогайте, какой он упругий! Но, если хоть маленькая дырочка появится, то воздух обязательно вырвется наружу, потому что он очень не любит, когда его запирают!
А еще я могу поймать воздух вот этим пакетом, смотрите!
А вы можете? Давайте попробуем! Пакет надувается! Быстро закрутите нижнюю часть пакета! Смотрите, надулся, как шарик.
А что внутри? (Здесь дети обязательно скажут, что в пакете воздух) Почему же, нам кажется, что внутри ничего нет? (Воздух прозрачный).
Значит, мы открыли 3-й секрет – воздух можно поймать и запереть!(демонстрирую символ – воздушный шарик)
IV. А сейчас мы поговорим о том, как воздух дружит с водой.
Возьмите камешек. И положите его в воду. Что случилось с камешком? Он тяжелый и потому утонул.
А давайте попробуем воздух тоже утопить. Возьмите стакан с водой, трубочку, опустите трубочку в воду и подуйте в неё! Воздух будет через трубочку из нас отправляться под воду.
Но что это за пузырьки у вас выскакивают из-под воды?
Это воздух! Он лёгкий и потому не тонет.
И это ещё один секрет – воздух лёгкий и не тонет в воде.
V. Ребята, возьмите стакан и посмотрите, в нём что-нибудь есть? (Нет). А Вы, уважаемые гости, тоже считаете, что в нём ничего нет? А раз стакан пустой, значит, и выпасть из него ничего не может, правильно?
Переверните стакан вверх дном. Держите над водой, как я, ровно, ровно! Потихоньку опускайте стакан в воду и погружайте на дно. А теперь немного наклоните стакан.
Что вы видите? Пузырьки воздуха. Откуда выскакивают эти пузырьки? (рассуждения детей)
Вы же говорили, что в стаканах ничего нет!??
Значит, мы открыли ещё один секрет – воздух есть везде! (Символ в виде четырех или восьми стрелочек, направленных в разные стороны (типа знака на компасе «Стороны света»)
VI. Вот этот знак - стрелочка, означает движение воздуха.
Этот знак открывает нам новый секрет природы – воздух может двигаться. А когда воздух движется, то получается ветер.
А вы можете сделать ветер? А как?
Помашите на своё лицо руками. А теперь друг на друга, и на меня помашите! Но долго мы так махать руками устанем.
А что люди придумали, что бы руки не устали, и ветер был? (Выслушиваю ответы детей).
(Достаю вееры). Да, когда человеку жарко, то он может помахать на себя веером или включить вентилятор, и сразу станет прохладней.
VII. Ветры бывают разные.
Если ветер слабенький, то мы его как называем? (Ветерок).
Если ветер средней силы, то мы его называем просто… (ветер).
И если сильный, сильный ветер, то, как мы про него тогда скажем?
Не ветер, а… (ветрище).
Давайте с вами посмотрим, какие ещё бывают ветры?
(Демонстрирую картинки на мониторе)
Этот ветер дует с моря, значит, он какой? (Морской).
Этот ветер дует с гор, значит он … (горный).
Этот ветер дует с юга, значит он … (южный).
Этот ветер - с севера, значит он … (северный).
Ветер бывает помощником для людей, он освежает в жару, дует на парусник, и тот плывёт по ветру.
Ребята, но ветер бывает такой страшной силы, что может доставить людям много неприятностей.
Посмотрите, какие беды может натворить ветер. (Сломать зонт, вырвать с корнем дерево, снести крышу у дома (ураган, тайфун, буря), распространить огонь по большой территории, или перевернуть и утопить корабль (шторм, цунами).
А хотите превратиться в морские ветерки? (Да).
Тогда давайте отправим корабли в плаванье. Мы будем с вами лёгкими ветерками и подуем потихоньку на наши кораблики, а они отправятся в плаванье.
Какие мы молодцы! Сколько дел переделали! И корабли в плаванье отправили.
Давайте поиграем в сильный ветер и слабый ветерок.
(Раздаю вертушки).
Покажите нашим гостям сильный – пресильный ветер.
А теперь - слабый ветерок. (Повторить 2-3 раза).
Вот мы с вами открыли еще один секрет – ветер может быть сильным, а может быть слабым. (Символы сильного и слабого человечков)
VIII. Ребята, а вы слышали как ветер завывает, когда он сильный?
Вот у меня дудочка. Воздух не движется. Слышим мы дудочку? (Нет).
Значит, без движения воздуха дудочка не работает. А давайте подуем в дудочку. Мы с вами услышали, как она зазвучала? А подуйте посильнее! Громче или тише у вас получился звук?
Можно сказать, что свист – это тоже голос воздуха.(переворачиваем картинку: Символ – дудочка)
Заключительная часть.
Итак, какие же секреты природы мы сегодня с вами раскрыли?
Итог подводим около наборной доски с раскрытыми символами. Каждое утверждение подтверждаем указанием на символ. Мы выяснили, что:
- воздух прозрачный;
- есть внутри каждого человека;
- воздух можно поймать и запереть;
- воздух лёгкий, не тонет в воде;
- воздух есть везде;
- воздух может двигаться, а когда воздух движется, то получается ветер;
- ветер бывает слабый и сильный;
- у ветра есть голос.
Тогда для вас домашнее задание!
Попросите маму и папу поймать для вас воздух. Только не рассказывайте им сразу наш с вами секрет. И если они не догадаются, как же можно поймать воздух, то тогда покажите им, как мы сегодня это делали с помощью пакета.
И расскажите о других секретах воздуха тоже. Я думаю, что им будет очень интересно!
А у меня есть для вас подарки. Я даже сочинила загадку про них. Вот угадайте, что за подарки я для вас приготовила.
Ты знаком с весёлым пузырьком?
В нём, внутри есть палочка с кружком
Если я в неё подую
Пузыри летят кругом
Дети просто обожают дуть на них,
Ловить, хватать…
Если знаешь, помоги!
Как называют пузыри?
(Мыльные пузыри)
Вот молодцы, угадали! А ведь мыльный пузырь, это тоже воздух, пойманный в тонкую мыльную оболочку. Давайте покажем нашим гостям, как мы умеем пускать мыльные пузыри.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие – экспериментирование по экологии
на тему «ВОЗДУХ».
Для детей средней возрастной группы.
Подготовила: Тюгаева О.Г. МАДОУ №4 «Золотой гребешок»
Цель: определить свойства воздуха при помощи самостоятельной исследовательской деятельности детей.
ЗАДАЧИ
- Развивать познавательную активность, коммуникативные качества, речь - побуждать детей мыслить, рассуждать, искать ответ самостоятельно.
- Дать детям знания о свойствах воздуха:
воздух прозрачный и невидимый;
воздух есть внутри каждого человека;
воздух можно поймать и запереть;
воздух лёгкий, не тонет в воде;
воздух есть везде;
воздух может двигаться, а когда воздух движется, то получается ветер;
ветер бывает слабый, средней силы и сильный;
у ветра есть голос.
- Воспитывать:
- общительность, умение высказывать свою точку зрения работать в коллективе (внимательно слушать вопросы; отвечать, не перебивая друг друга);
- пополнять словарный запас прилагательными;
- аккуратность в работе, желание экспериментировать, закреплять умение самостоятельно проводить опыты.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
1.Беседы о воздухе, его роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему "Ветры разные. Польза и вред".
3. Чтение художественной литературы о воздухе и его обитателях.
Загадывание загадок.
4. Наблюдение за воздухом (тёплый, холодный, морозный, наполненный ароматом) и его движением - ветром (слабый, сильный) - во время прогулок. Наблюдения за облаками (плывут, стоят на месте).
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ.
Карточки – символы свойств воздуха:
1 – невидимый, прозрачный (чистый лист бумаги);
2 - есть внутри каждого человека (человек со стрелочкой внутри);
3 - воздух можно поймать и запереть (воздушный шар);
4 - воздух лёгкий, не тонет в воде (стакан с водой, а над водой кружочки);
5 - воздух есть везде (перекрестие стрелочек);
6 - воздух может двигаться (стрелка), а когда воздух движется, то получается ветер;
7- ветер бывает слабый и сильный (сильный и слабый человечки)
8 - у ветра есть голос (дудочка).
Воздушный шар (не надутый), пакеты, камешки, трубочки для коктейля, стаканчики с кипячёной водой, веера, кораблики, вертушки, дудочки - по количеству детей, Центр воды и песка, слайд-фильм с изображением разных ветров. Мыльные пузыри.
Ход занятия.
Сегодня мы будем открывать с вами секреты природы. А о чем мы с вами будем говорить, знаете? (Нет)
Тогда угадайте загадку
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем.
Каждый день спешим гулять,
Что бы свежим подышать…
(Воздух)
I. А что же интересного в воздухе? И, кстати, где он? Я его не вижу. Вы видите? Может, его и вовсе нет?
(Выслушиваются предположения детей)
Правильно, воздух - невидимка, как волшебник! Воздух прозрачный!
А что ещё бывает прозрачным?
Значит, мы открыли первый секрет воздуха – он прозрачный, невидимый. (Демонстрирую символ – чистый лист бумаги)
II. Для чего нам с вами нужен воздух? (Выслушиваю ответы детей. Подвожу итог)
Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Человек постоянно дышит. Он не может жить без воздуха.
Второй секрет раскрыли: воздух есть внутри у каждого человека.
III. Скажите, а как вы думаете, воздух можно поймать? А как?
(Рассуждения детей)
У меня есть шарик. И если я в него подую, то передам свой воздух шарику. Теперь воздух заперт в воздушном шаре. Потрогайте, какой он упругий! Но, если хоть маленькая дырочка появится, то воздух обязательно вырвется наружу, потому что он очень не любит, когда его запирают!
А еще я могу поймать воздух вот этим пакетом, смотрите!
А вы можете? Давайте попробуем! Пакет надувается! Быстро закрутите нижнюю часть пакета! Смотрите, надулся, как шарик.
А что внутри? (Здесь дети обязательно скажут, что в пакете воздух) Почему же, нам кажется, что внутри ничего нет? (Воздух прозрачный).
Значит, мы открыли 3-й секрет – воздух можно поймать и запереть!(демонстрирую символ – воздушный шарик)
IV. А сейчас мы поговорим о том, как воздух дружит с водой.
Возьмите камешек. И положите его в воду. Что случилось с камешком? Он тяжелый и потому утонул.
А давайте попробуем воздух тоже утопить. Возьмите стакан с водой, трубочку, опустите трубочку в воду и подуйте в неё! Воздух будет через трубочку из нас отправляться под воду.
Но что это за пузырьки у вас выскакивают из-под воды?
Это воздух! Он лёгкий и потому не тонет.
И это ещё один секрет – воздух лёгкий и не тонет в воде.
V. Ребята, возьмите стакан и посмотрите, в нём что-нибудь есть? (Нет). А Вы, уважаемые гости, тоже считаете, что в нём ничего нет? А раз стакан пустой, значит, и выпасть из него ничего не может, правильно?
Переверните стакан вверх дном. Держите над водой, как я, ровно, ровно! Потихоньку опускайте стакан в воду и погружайте на дно. А теперь немного наклоните стакан.
Что вы видите? Пузырьки воздуха. Откуда выскакивают эти пузырьки? (рассуждения детей)
Вы же говорили, что в стаканах ничего нет!??
Значит, мы открыли ещё один секрет – воздух есть везде! (Символ в виде четырех или восьми стрелочек, направленных в разные стороны (типа знака на компасе «Стороны света»)
VI. Вот этот знак - стрелочка, означает движение воздуха.
Этот знак открывает нам новый секрет природы – воздух может двигаться. А когда воздух движется, то получается ветер.
А вы можете сделать ветер? А как?
Помашите на своё лицо руками. А теперь друг на друга, и на меня помашите! Но долго мы так махать руками устанем.
А что люди придумали, что бы руки не устали, и ветер был? (Выслушиваю ответы детей).
(Достаю вееры). Да, когда человеку жарко, то он может помахать на себя веером или включить вентилятор, и сразу станет прохладней.
VII. Ветры бывают разные.
Если ветер слабенький, то мы его как называем? (Ветерок).
Если ветер средней силы, то мы его называем просто… (ветер).
И если сильный, сильный ветер, то, как мы про него тогда скажем?
Не ветер, а… (ветрище).
Давайте с вами посмотрим, какие ещё бывают ветры?
(Демонстрирую картинки на мониторе)
Этот ветер дует с моря, значит, он какой? (Морской).
Этот ветер дует с гор, значит он … (горный).
Этот ветер дует с юга, значит он … (южный).
Этот ветер - с севера, значит он … (северный).
Ветер бывает помощником для людей, он освежает в жару, дует на парусник, и тот плывёт по ветру.
Ребята, но ветер бывает такой страшной силы, что может доставить людям много неприятностей.
Посмотрите, какие беды может натворить ветер. (Сломать зонт, вырвать с корнем дерево, снести крышу у дома (ураган, тайфун, буря), распространить огонь по большой территории, или перевернуть и утопить корабль (шторм, цунами).
А хотите превратиться в морские ветерки? (Да).
Тогда давайте отправим корабли в плаванье. Мы будем с вами лёгкими ветерками и подуем потихоньку на наши кораблики, а они отправятся в плаванье.
Какие мы молодцы! Сколько дел переделали! И корабли в плаванье отправили.
Давайте поиграем в сильный ветер и слабый ветерок.
(Раздаю вертушки).
Покажите нашим гостям сильный – пресильный ветер.
А теперь - слабый ветерок. (Повторить 2-3 раза).
Вот мы с вами открыли еще один секрет – ветер может быть сильным, а может быть слабым. (Символы сильного и слабого человечков)
VIII. Ребята, а вы слышали как ветер завывает, когда он сильный?
Вот у меня дудочка. Воздух не движется. Слышим мы дудочку? (Нет).
Значит, без движения воздуха дудочка не работает. А давайте подуем в дудочку. Мы с вами услышали, как она зазвучала? А подуйте посильнее! Громче или тише у вас получился звук?
Можно сказать, что свист – это тоже голос воздуха.(переворачиваем картинку: Символ – дудочка)
Заключительная часть.
Итак, какие же секреты природы мы сегодня с вами раскрыли?
Итог подводим около наборной доски с раскрытыми символами. Каждое утверждение подтверждаем указанием на символ. Мы выяснили, что:
- воздух прозрачный;
- есть внутри каждого человека;
- воздух можно поймать и запереть;
- воздух лёгкий, не тонет в воде;
- воздух есть везде;
- воздух может двигаться, а когда воздух движется, то получается ветер;
- ветер бывает слабый и сильный;
- у ветра есть голос.
Тогда для вас домашнее задание!
Попросите маму и папу поймать для вас воздух. Только не рассказывайте им сразу наш с вами секрет. И если они не догадаются, как же можно поймать воздух, то тогда покажите им, как мы сегодня это делали с помощью пакета.
И расскажите о других секретах воздуха тоже. Я думаю, что им будет очень интересно!
А у меня есть для вас подарки. Я даже сочинила загадку про них. Вот угадайте, что за подарки я для вас приготовила.
Ты знаком с весёлым пузырьком?
В нём, внутри есть палочка с кружком
Если я в неё подую
Пузыри летят кругом
Дети просто обожают дуть на них,
Ловить, хватать…
Если знаешь, помоги!
Как называют пузыри?
(Мыльные пузыри)
Вот молодцы, угадали! А ведь мыльный пузырь, это тоже воздух, пойманный в тонкую мыльную оболочку. Давайте покажем нашим гостям, как мы умеем пускать мыльные пузыри.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие в средней группе по экологии на тему "Воздух, вода и свет"
Дать детям представление о том, какое большое значение имеет воздух, вода и свет для всего живого на земле; дать понять детям , что чистый воздух необходим для человека, что чистая вода (родники)- это...

открытое занятие по экологии на тему : Воздух и его свойства.
Тема: «Воздух-невидимка» Задачи занятия:Формировать представления детей о воздухе и его свойствах в жизни человека, животных, растений.Закрепить знания о таком явление как ветер, прич...

Конспект занятия – экспериментирования по экологии на тему «ВОЗДУХ» для детей средней возрастной группы.
Цель: определить свойства воздуха при помощи самостоятельной исследовательской деятельности детей.ЗАДАЧИРазвивать познавательную активность, коммуникативные качества, речь - побуждать детей мыслить, р...

Конспект занятия экспериментирования по экологи на тему "Воздух"
Представлен конспект открытого занятия экспериментирования по экологии на тему "Воздух"...

Открытое занятие по экологии на тему "Воздух"
Открытое занятие по экологии в старшей группе.Тема: « Воздух»Цель: формирование представлений об основных свойствах воздуха;- формирование целостного восприятия окружающего мир...

экспериментирование по экологии на тему «ВОЗДУХ». Для детей средней возрастной группы.
Для детей средней возрастной группы....

Конспект занятия-экспериментирования по экологии для детей средней группы на тему: «Воздух - невидимка»
Цель: Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование. Программноесодержание:- развивать познавательную активн...
