"Осень-чудная пора..." Экологический проект для старших дошкольников
проект по окружающему миру (старшая группа)

Удавихина Ольга Сергеевна

"Осень-чудная пора..."

Экологический проект

для старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект Осень чудная пора693.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение  

«Прогимназия «Созвездие»

Экологический проект

для старших дошкольников

Пыть-Ях, 2021

Участники проекта: воспитатели старшей группы:

         Плетнева Е.А. Удавихина О.С.

          воспитанники разновозрастной группы (5-6 лет)

         родители воспитанников    

Тип проекта:

  • по числу детей – групповой;
  • по доминирующему методу – познавательно-информационный, творческий;
  • по образовательным областям – интегрированный (социально-коммуникативное; познавательное, речевое развитие; художественно-эстетическое, физическое);
  • по продолжительности – краткосрочный (3 недели)

Период работы: с 4 сентября по 29 сентября.

Итоговое мероприятие: осенний праздник «Сказки Осени».

Дата проведения итогового мероприятия: 6 октября.

Актуальность. Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

         Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дети обращают внимания на многие признаки этого замечательного времени года, формируют умения прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой. Знания в этой сфере ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год от года.

Цель: Расширять представления детей о деревьях как представителях флоры земли, их красоте и пользе, помочь детям увидеть всю красоту и богатство осенней природы.

Задачи:

  • обобщать и систематизировать представления детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев осенью;
  • расширять словарный запас при составлении описательных рассказов о деревьях, развивать монологическую и диалогическую речь;
  • способствовать развитию памяти и восприятия;
  • формировать у детей умение взаимодействовать с природой;
  • воспитывать гуманное отношение к природе;
  • закреплять знания о внешних признаках деревьев, строении, их названиях;
  • формировать у детей умение отражать наблюдения и полученные знания в  

         различных видах деятельности (изобразительной, игровой, умственной т. д.);

  • развивать семейное творчество и сотрудничество.

Взаимодействие с родителями:

  • подбор новых более эффективных форм сотрудничества с родителями;
  • изучение компетентности родителей по теме проекта;
  • вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
  • участие родителей в выставке «Осенний вернисаж».
  • помощь родителей в сборе природного материала, пополнение центра науки и естествознания;
  • консультация для родителей «Читаем детям об осени»;
  • помощь родителей в изготовлении настольно-печатных игр, дидактических игр на осеннюю тематику;
  • взаимодействие с родителями при подготовке к празднику «Сказки Осени»;
  • памятки и консультации для родителей «Как одевать ребёнка», «Чем  

занять ребёнка на прогулке».

Ожидаемые результаты:

 

  • расширится кругозор детей о растительном мире, о мире живой природы и сезонных изменениях;
  • дети смогут использовать полученные знания в художественном творчестве;
  • расширятся знания детей об осени, ее признаках и дарах;
  • пополнится словарный запас;
  • у детей сформирован интерес к совместному творчеству, к изготовлению поделок из природного материала;
  • установятся партнерские отношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности;
  • углубятся знания и представления о необходимости бережного отношения к природе.

Реализация проекта

Информационно-подготовительный этап (с 4.09. по 6.09).

  • обсуждение целей и задач проекта;
  • распределение материала на блоки, составление плана работы над проектом;
  • закрепление ответственных за определённое направление работы;
  • подбор художественного и иллюстративного материала по теме (рассказы и стихотворения об осенней природе);
  • подбор методической литературы по данной теме, разработка конспектов НОД, подбор настольно – печатных и дидактических игр;
  • подбор музыкального материала (песен, игр, потешек, физминуток), аудиозаписей по данной теме;
  • разработка сценария итогового мероприятия «Сказки осени».

Основной практический этап (с 7.09. по 29.09).

Социально коммуникативное развитие

  • Сюжетно-ролевые игры:

   «Юные защитники природы», «Осенняя ярмарка овощей», «Закрутки на зиму»

  • Дидактические игры:

   «Сбор урожая», лото «Времена года», «Вершки и корешки – найди пару»,  

   «Математические пазлы», «Съедобный-несъедобный», «Осенние развивалки».

  • Беседы: «Настроение и ощущения, которые возникают во время прогулки в осеннем парке».
  • Чтение художественной литературы:

          К. Бальмонт «Осень»

          И. А. Бунин «Уж небо осенью дышало…»

          И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…»

          «Храбрый опенок» Э. Шим, «Грибная аптека А.Лопатина

  • Безопасность

   Беседы о правилах поведения в лесу.

   Беседа «Они же живые, их надо беречь и защищать».

Речевое развитие

  • НОД. «Осень золотая».
  • НОД «Осенние заботы животных и птиц».
  • Отгадывание загадок об осени.

Познавательное  развитие

  • НОД: ФЦКМ. «Осенние хлопоты человека».
  • Целевые прогулки: наблюдение за деревьями «Листопад», наблюдение за рябиной, Солнце — источник тепла и света, наблюдение за грибами на экологической тропе
  • Беседы: «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?», «Почему опасно бегать с палками?», «О пользе деревьев для человека», «О труде людей осенью».

 Художественно-эстетическое развитие

  • Рассматривание репродукции И.Левитан «Золотая осень», И.С Астроухов «Золотая Осень»
  • Лепка «Ежики»
  • Рисование «Грибок», «Осенний лист»
  •  Аппликация «Виноградная гроздь»
  • Лепка «Осеннее дерево»
  • Пение песни «Осень милая , Шурши», «Дождик» , «Пестрый колпачок»
  • Слушание «Шуршание листьев» , «Шум осеннего дождя» (театральные шумы)
  • Танец «Листик-листопад», «Танец с зонтиками»
  • Музыкально-дидактическая игра: «Осенние ритмы»
  • Игры с пением: «Осень по садочку ходила», «Грибники», «Пугало», «Тучки», «Мы грибы искали», «Подарки осени».
  • Логоритмика: «Листочки», «Помидор».
  • Пальчиковая гимнастика: «Дождик», «Рябиновые бусы», «За грибами, за орехами», «В лес по ягоды»

Физическое развитие

  • Комплекс утренней гимнастики «Осень, осень раз, два, три»
  • Физкультминутки: «Дождик», «Мы листики осенние», «Тучи в небе кружатся», «Беленькое облако», «Осень пришла», «Сапожки».
  • Подвижные игры: «Поймай листок», «Рябина и птицы», «Съедобное – несъедобное», «Найди свое дерево», «Озорные грибочки».

Заключительный этап проекта (6.10).

  • Подведение итогов проекта, оформление презентации.
  • Проведение итогового мероприятия «Сказки осени».
  • Вручение грамот семьям за участие в конкурсе «Осенний вернисаж».

Вывод.

     В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.

      В процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.

     Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики, различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны.

 Стали более умело передавать свои ощущения:

  • в своих рассказах;
  • в рисунках;
  • в музыкально-ритмических движениях;
  • в подвижных и музыкальных играх.

Результат проекта принёс детям удовлетворённость, радость в общении с природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический практико-значимый проект" Активные методы обучения в формировании экологической культуры старших дошкольников"

Краткосрочный проект по формированию экологической культуры старших дошкольников с использованием проектной деятельности по теме: " Деревья нашего участка" с испорльзованием регионального компонента. ...

Проект использования моделей экологического содержания для расширения экологических представлений старших дошкольников

Данный проект предполагает организацию педагогического процесса направленного  на использование моделей экологического содержания, включающий в себя этапы работы с детьми и педагогами....

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию старших дошкольников «Прогулка по экологической тропе»

учить детей различать и называть деревья  и кустарники на участке своей группы и на территории детского сада, лекарственные травы....

Консультация для воспитателей на тему «Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников».

Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных ...

Методическая разработка. Проект использования моделей экологического содержания для расширения экологических представлений старших дошкольников.

Методическая разработкаПроект использования моделей экологического содержания для расширения экологических представлений старших дошкольников....