Конспект НОД по познавательно-речевому развитию по теме "Весна..Первоцветы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Смирнова Ольга Викторовна

     Конспект предназначен для детей 4-5 лет используется презентация, гимнастика для глаз , динамические и дидактические игры. Цели: Закрепление представлений детей о весне, формирование знаний о весенних цветах-первоцветах.

Задачи:

Образовательные:

- Уточнить с детьми представления о признаках ранней весны, о первоцветах (их разнообразии, строении, о правилах поведения в лесу);

Развивающие:

- Развивать эмоциональное восприятие, творческое воображение;

-развивать логическое мышление, память, познавательную активность, желание разобраться в явлениях природы.

Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к цветам, любовь к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе по формированию целостной картины мира «Весна. Первоцветы»

Цели: Закрепление представлений детей о веснеформирование знаний о весенних цветах-первоцветах.

Задачи:

Образовательные:

- Уточнить с детьми представления о признаках ранней весны, о первоцветах (их разнообразии, строении, о правилах поведения в лесу);

Развивающие:

- Развивать эмоциональное восприятие, творческое воображение;

-развивать логическое мышление, память, познавательную активность, желание разобраться в явлениях природы.

Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к цветам, любовь к природе.

Оборудование и материалы: картинки - весна, птицы, первоцветы; запись голосов птиц; стихотворения, загадки о первоцветах, конверты с разрезанными предметными картинками с изображением первоцветов, шапочки с изображением цветов, пчелки.

Предварительная работа:

Беседы о приходе весныпервоцветах, значении растений в природе и для человека; рассматривание картинок с изображением первоцветов, чтение художественной литературы о них.

игровых двигательных заданий по теме, снятие зрительного напряжения (гимнастика для глаз).

Ход:

Организационный момент (Дети стоят полукругом на ковре).

- Ребята, послушайте загадку, о чем она:

Рыхлый снег на солнце тает

Ветерок в ветвях играет

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла… (весна).

-Правильно ребята, веснаВесна – замечательное и прекрасное время года. Природа просыпается и оживает после зимнего сна.

- Наступила весна! Ребята, а что же изменилось в природе с приходом весны? Какая она? ( Ответы детей)

- Сегодня солнце светит ярко, у меня в руках солнечный зайчик( желтый мяч), давайте с ним поиграем. У кого в руках солнечный зайчик, тот и назовет признак весныКакие признаки весны вы знаете?

Игра «Веснянка»:

Солнышко, солнышко, (Идут по кругу, взявшись за руки)

Золотое донышко.

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу)

Прилетели сто грачей  («Летят» по кругу)

А сугробы тают, тают. (Медленно приседают)

А цветочки подрастают. (Тянутся на носках, руки вверх)

Основная часть

Воспитатель предлагает совершить прогулку:

- Ребята давайте пойдем в лес и посмотрим, что весной происходит в лесу.

- Сначала пойдем по тропинке, затем по кочкам, будем аккуратно перепрыгивать с кочки на кочку, потом по мостику, через ручеек. Вот мы пришли в лес.

- Солнышко стало припекать, снег подтаял. Стал серым. Появились проталинки, кое-где побежали ручейки талой воды. (Показ слайда1 )

Да, видно, что Весна и здесь побывала. Дотронулась Весна до деревьев, произошло чудо. Дерево очнулось ото сна, и на его веточках появились вот такие плотные комочки – это почки. А можно их ребята трогать? (нельзя, почки очень нежные). Скоро из них появятся первые листочки. (Слайд 2)


- Послушайте, я слышу чьи-то голоса. Давайте сядем и послушаем.

- Угадайте, какие птицы поют. Чьи это голоса. (Запись - звуки птиц, Слайды с изображением птиц).

Дети пытаются узнать птиц по голосу
Набухают соком почки, скоро снег растает весь,

И зелёные листочки молодой украсят лес.

- Что ещё кроме молодых листочков украсит лес, как вы думаете? (Цветы).

- Хочу показать вам еще одно чудо, которое совсем недавно появилось в нашем лесу. Но сначала отгадайте загадку:

На проталинке в лесу,

Первым встретил я весну.

Я мороза не боюсь,

Первым из земли пробьюсь. (Подснежник)(Слайд7)

- Сейчас проверим, правильно ли вы угадали. Закройте глазки. Что это выросло на весенней проталинке? Да, ребятки, это самый настоящий подснежник, а еще его называют -первоцвет. А почему его называют – первоцвет?

- Правильно. Потому, что они первыми появляются из-под снега. Первоцветы – это многолетние растения, т. е. такие, которые помногу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья. Цветы подснежника белого цвета. Стебли у него тонкие, нежные, хрупкие. Листья узкие и длинные. У некоторых подснежников цветки появляются даже раньше, чем листья.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Наши синие цветки, распускают лепестки. (Прикладывают округлые ладони друг к другу («бутон») и медленно разводят пальцы в стороны)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.  (Мелко перебирают пальчиками).

Наши синие цветки, закрывают лепестки. (Медленно соединяют пальцы).

Головой качают, тихо засыпают. (Покачивают «бутон» вправо – влево)


- Чуть запахло весной, на проталинках появляются кучки желтых цветов, они прижимаются друг к другу. Это необычное растение называется 
мать-и-мачеха. (Слайд8)

- Сначала она цветет, а потом отращивает листья. Стебелёк мать-и-мачехи покрыт пушком, как шубкой. Пушок защищает цветок от жаркого солнца днём и от холода ночью. Верхняя сторона листа этого растения на ощупь гладкая и холодная, а нижняя, покрыта белым пухом, мягкая и тёплая. Расцветает она ранней весной на склонах, у лесных ручьев.

- Давайте внимательно рассмотрим мать – и – мачеху и опишем её.

- Из каких частей она состоит? (Корень, стебель, цветок) 

- А нам виден корень? (Нет) Почему? (Потому что он под землёй).

- Теперь рассмотрим стебель, какой он? (Тонкий, короткий).

- Что находится сверху стебелька? (Цветок).

- Какой он по форме? (Круглый)

Какого цвета? (Жёлтого).

- Не успеет сойти снег, как появляется еще один весенний цветок – медуница, с красивыми заметными цветками. (Слайд 9)

- Цветы медуницы – словно букетик, собранный самой природой. В нём красиво сочетаются розовый, фиолетовый, синий цвета. Эта пестрота важна для медуницы – привлекает насекомых, которые переносят пыльцу: пчёл, бабочек, шмелей. Свое название медуница получила за то, что в её цветках много нектара.

- Солнечный лучик хочет с нами поиграть, с нашими глазками.

Гимнастика для глаз: "Лучик"

Лучик вверх, лучик вниз  (глазки вверх, вниз)

Лучик детям улыбнись.   (моргаем)

Вправо, влево посмотри,  (глазки вправо, влево)

Вокруг солнца обойди.   (круговые движения глазками)

- Какие цветы были на поляне?

- А можно цветы рвать?

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если вместе я и ты, вместе, мы сорвем цветы-

Опустеют все поляны, и не будет красоты.


-Цветами можно только любоваться.

Дидактическая игра «Собери цветок».

-Сейчас давайте поиграем. На столе лежат разрезные картинки, мы разделимся на пары, и соберем цветок. Как он называется?

- О каких цветах мы сегодня говорили? Как одним словом их можно назвать?

Динамическая пауза «Пчелка и цветок». (У детей на голове на резинке цветы, а пчелка угадывает цветок, называет, перелетает на другой).

Подведение итогов

- Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

- Что мы слушали в лесу? Что мы видели в лесу?

- Как эти цветы называются?

- Какое сейчас время года? Назовите признаки  весны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательно- речевому развитию в первой младшей группе. "На прогулку к солнышку"

На занятии формируется познавательная активность детей, дети учатся отвечать на вопросы взрослого.Здесь закрепляются цвета :красный, жёлтый, зелёный; расширяется диапазон использования пальчиковых фор...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Это русская сторонка, это Родина моя!"

Занятие рекомендую проводить во втором полугодии, поскольку материал сложный и базируется на знаниях детей. Но занятие прошло с большим успехом,вызвало интерес у детей и коллег.  Одной из основны...

конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе

Дети знакомятся с вулканом, его частями, самостоятельно проделывают опыты....

конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Домашние животные"

знакомить малышей с домашними животными можно в игровой форме.Это очень интересно и легко усваивается детьми.Прежде чем проводить это занятие, необходимо провести предварительную работу ....

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе на тему: "Светофор"

Краткосрочный проект разработан для младшей группы детского сада.Тип проекта: исследовательско - творческий. Участники: педагоги, дети, родители....

Конспект занятия по познавательно - речевому развитию в подготовительной группе "Родословная - старинная русская традиция"

Закрепить имеющиеся у детей знания о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род, родословная; о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать...