Конспект занятия по непосредственно-образовательной деятельности на тему:"Птицы - наши друзья!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Аксенова Ольга Александровна

Конспект занятия по непосредственно-образовательной деятельности на тему:"Птицы - наши друзья!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_ptitsy_-_nashi_druzya.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему «Птицы – наши друзья!»

(формирование целостной картины мира, подготовительная группа)

Цель: 

- уточнить и закрепить  знания детей о перелётных и зимующих  птицах  родного края, об из образе жизни;

  - продолжать формировать основы экологической культуры посредствам реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»;

- воспитывать заботливое отношение к птицам.

Программное содержание:

- закреплять знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человеку;

- расширять представления о зимующих птицах;

- активизировать словарь детей посредствам прилагательных, глаголов и согласовании существительных с прилагательными;

- развивать интерес детей к чтению произведений художественной литературы экологической направленности;

- воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Основная образовательная область: «Познание».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Музыка».

Предварительная работа: чтение рассказа Е.И. Чарушина «Воробей», «Рассказы о птицах для детей» Г.Скребицкий, чтение стихотворения «Зимний разговор через форточку» (пер. с нем. К.Орешина), заучивание стихотворений, загадок о птицах, рассматривание репродукций картин с изображением птиц, рассматривание птиц на прогулке.

Методические приемы: проблемные ситуации, ситуативный разговор, Д/И, беседа, объяснение воспитателя, физкультминутки.

Материалы  и  оборудование:  аудиозапись  «Голоса птиц,  магнитофон,  дерево, картинки с изображением различных птиц, корм для птиц, тарелочки, кормушка, доска для лепки, пластилин,  стеки,  семена подсолнечника,  гречка.

Воспитатель:

- Доброе утро, дети! Я очень рада видеть всех вас. Надеюсь, что сегодня вы будете внимательными, дружными и активными.

- А пока, давайте немного  расслабимся  (дети присаживаются на стульчики).  

    Закройте, пожалуйста, глазки. Вспомните самый приятный момент вашей жизни (звучит музыка «Голоса птиц»).

           Сейчас я вам расскажу историю про одного художника. Послушайте!

   «У этого художника нет - и не может быть соперника . Он искусно режет скалы, создавая из них причудливые каменные хороводы, он спускается в долины и одевает их в неповторимые наряды, проникает в глубь лесов и поднимает вверх стройные красавицы ели. Его палитра: и зеленное раздолье полей и лесов, и серое безмолвие пустынь, и степи, бегущие за горизонт». Как вы думаете, дети, как имя этого гениального художника? Кто же может создавать эту нерукотворную красоту? (ответы детей)

- Да, природа создает и  дарит нам этот удивительный мир. И среди этих даров - птицы.

Воспитатель:

- Миллионы лет назад появились первые пернатые. А еще через миллион лет зашагал по земле человек, способный оценить всю эту красоту. Поднял человек голову вверх, посмотрел в голубое  небо, и услышал удивительные звуки.

Что же доносилось с неба?

- Действительно, это были голоса птиц. Это – удивительная и живая музыка природы, которую никогда и не с чем не перепутаешь (музыка смолкает).

Воспитатель:

- А представьте на минуту, что вдруг смолк их многоголосый хор, опустели ветви деревьев.

Как вы думаете, каким тогда стал бы наш мир? (Ответы детей)

(унылым, безрадостным)

    Да, но птицы дарят нам не только красоту, они еще и приносят огромную пользу. Какую же пользу приносят птицы? (ответы детей: уничтожают насекомых, вредителей, грызунов)

- Поэтому мы должны их беречь, заботиться о них. Давайте мы сегодня поговорим о наших пернатых друзьях и  о том, как им нелегко приходится зимой.

- Скажите, вы любите зиму? Почему? А легко ли приходится птицам?

- Действительно, зима-красавица и щедра на искристые снежинки, обильные метели, она дарит нам много радости, но совершенно не хлебосольна. Поэтому птицы улетают в теплые края и прилетают только весной.

- Все ли птицы улетают?  (нет)

- Как называют тех птиц, которые  улетают? (перелётные)

- А  которые остаются зимовать? (зимующие)                    

- Каких перелетных птиц вы знаете? Зимующих?

Сейчас мы проверим, как вы их знаете.

(Воспитатель детям загадывает загадки о птицах.  Ребенок отгадывает и берет с дерева нужную птицу)

Загадки:

1. Умный мальчишка в сером армячишке

Бегает, шныряет, крошки собирает. (воробей)

2. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это….(снегири)

3. В красной шапке расшитой, в черненьком кафтане

Знаменит в семье лесной песенкой смешной.

Что за песня красота?

Тук-тук-тук, да тра-та-та! (дятел)  

4. Маленькая птичка, желтогрудая певичка

Звонко песенку поет, сало вкусное клюет(синичка)

5. А это кто гладенький, аккуратненький.

Урчит, воркует, дружка целует? (голубь)

           

 6. По лесу летит, громко трещит

Сама белобока, кто она?....(сорока)

7. Платье серое надела и к кормушке подлетела,

Стала каркать : «Кар-кар-кар! Что за птичий тут базар? (ворона)

Воспитатель:

Все загадки отгадали, но обратите внимание на наше дерево. Что за птицы на нем остались? (перелетные).

 Давайте еще раз их назовем.

П/И: «Перелетные птицы».

Дети изображают перелетных птиц, если называются месяцы зимы, улетают в теплые края, дети должны подойти к картине с изображением летнего пейзажа. Если летние месяцы - они остаются на месте.

Воспитатель:

Мы с вами уже сказали о том, что под толстым слоем снега птицам нелегко добывать себе корм, а голодному и замерзнуть недолго. Вот и рассчитывают птицы на доброту и сострадание человека.

Воспитатель читает детям стихотворение Елены Благининой «Мороз».

Морозы жестокие в этом году,

Тревожно за яблоньку в нашем саду,

Тревожно за жучку: в её конуре

Такой же морозище, как во дворе,

Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробушек, галок, синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе им,

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить, и тогда

Им будет легко пережить холода.

Воспитатель:

Мы их покормим в это время года

Они нас летом отблагодарят

Вредителей садов и огородов,

Всех червяков и гусениц съедят.

- Вот и я решила позаботиться о птицах и приготовила для них корм (показывает на тарелочки с колбасой, огурцом, луком и т.д).

- Ребята, покормим птиц (птицы это не едят).

- А что они едят?

- Давайте с вами вместе вот на эту тарелочку положим то, что любят птицы (на столе разложен разный корм для птиц, ребёнок кладёт корм и поясняет какая птица, что любит).

Семена подсолнечника (семечки) – лучший корм для снегирей, воробьёв, синиц.

Пшено и просо – предпочитает воробей.

Ягоды рябины – любят снегири.

Хлебные крошки едят синицы, воробьи.

Сырое сало – синицы.

- А куда нужно сыпать корм, чтобы птицам было удобнее?  (в кормушки).

Физкультминутка:

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево- вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири- тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

(А. Барто)

Воспитатель:

- Сегодня я хочу познакомить вас еще с одной красивой птицей - это клест. (показывает картинку). Посмотрите, какое красивое красно- коричневое оперение, а назвали его так, потому что клюв у этой птицы загнут крест на - крест. В январе посреди зимы рождаются у клеста клестята. Чтобы не замерзли птенчики, клесты строят двухслойные гнезда, сверху веточки и глина, внутри мох и птичий пух. Клесты своим удивительным клювом достают из еловых шишек - семена. Они кормят своих детенышей еловой кашей, перемалывая семена.

    Воспитатель читает детям стихотворение про клеста

Кружат снежные метели,

По ночам трещит мороз,

На вершине пышной ели

Лущит шишку яркий клест.

Он мороза не боится,

Не страшна ему зима!

Сосны, ели, дарят птице

Золотые семена.

Воспитатель:

- Вот сколько птиц мы уже с вами знаем. Что общего в строении всех птиц?

- Назовите части тела птиц? Для чего нужен клюв?(доставать еду)

-  Какой он у клеста? (крест накрест).

Воспитатель предлагает детям слепить клеста (дети вспоминают приемы лепки птицы, клюв делают из шелухи от семечек).

Пальчиковая гимнастика:

Прилетайте, птички!                зовущие» движения пальцев

Сала дам синичке.                    4 раза-«режущие» движения одной ладони по другой

Приготовлю крошки                 пальцы щепоткой – «крошим хлеб»,

Хлебушка немножко.                тереть подушечки пальцев друг о друга

Эти крошки – голубям,             вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью

Эти крошки – воробьям.            то же – левой рукой

Галки да вороны,                    тереть ладонью о ладонь,

Ешьте макароны!                 «катая из хлеба макароны».

 

  Анализ. Итог

   Мы не зря так заботимся о птицах в холодные и голодные зимние месяцы. Ведь птицы не только наши друзья, но и помощники. Они помогают нам бороться с вредителями сада и огорода. А как великолепны летом концерты в саду соловья, скворца, жаворонка, синицы, а иногда и дробь дятла, достающего насекомых из-под коры деревьев!

В конце занятия дети рассказывают стихотворение

"Покормите птиц зимой !"

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой...

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их, не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Воспитатель предлагает детям пойти на улицу и покормить птиц.