Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе, направление «Познавательное развитие». Тема: «Птицы - наши друзья»
план-конспект занятия по окружающему миру

Мартын Наталья Викторовна

Цель: развивать познавательную активность по теме: «Птицы» Задачи: - расширить и систематизировать представления детей о зимующих и перелётных птицах, роли человека в их жизни. - развивать умение анализировать, устанавливать причинно - следственные связи, делать обобщения - воспитывать доброе, заботливое отношение к живой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

                                                                                                   В. Сухомлинский.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе, направление «Познавательное развитие».

Тема: «Птицы - наши друзья»

Цель: развивать познавательную активность по теме: «Птицы»

Задачи:

 - расширить и систематизировать представления детей о зимующих и перелётных птицах, роли человека в их жизни.

- развивать умение анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения

-воспитывать доброе, заботливое отношение к живой природе.

Предварительная работа:

Экологический проект «Птичка невеличка»:        наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций о птицах, чтение художественной литературы о пернатых, загадывание загадок, беседы, слушание музыкальных произведений, изготовление птиц из природного и бросового материала в самостоятельной деятельности, посещение музея, работа с энциклопедией.

Оборудование:

Конверт с диском, презентация «Перелетные и неперелетные птицы»; иллюстрации птиц,  аудиозапись «Пение птиц», живая картина «Солнце и снежинка», чучело птицы.

Виды детской деятельности:

 коммуникативная, игровая, продуктивная

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, утром, когда я шла в детский сад на нашей кормушке я увидела конверт, давайте прочитаем кому это письмо.

Читает: - «Самым любознательным».

Воспитатель: – Может это не нам письмо адресовано? Кого называют любознательными?

Любознательные – это значит какие?

(дети высказывают предположения). Смотрите, а конверт весь потрепанный и неизвестно сохранилось ли там письмо. Давайте посмотрим, что внутри? Что это? (показывает диск),  (ответы детей)

Воспитатель: – Какое необычное письмо,  как мы его прочтем? (ответы детей)

Воспитатель – А где на каком экране мы сможем увидеть, какая информация содержится  на этом диске (ответы детей, в том числе –«…игровом зале».)–

Дети идут в игровую комнату.

Включается диск, на экране появляется текст: «У нас в лесу переполох, путаница!  Помогите нам! Птицы перепутали времена года и все остались в лесу».

 – От кого же это письмо, как вы думаете? (ответы детей)

Воспитатель: - Посмотрим дальше, может мы, там узнаем ответ?

На экране появляется схема.

Воспитатель: Дети как вы думаете, что здесь изображено?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно это игра « помоги птицам». У нас на картине солнце и снежинка и изображение разнообразных птиц. Нужно разделить птиц на две группы, возле солнца – перелётные птицы, возле снежинки – зимующие. Предлагаю разделиться на две группы.

В ходе работы педагог следит за тем, как дети умеют договариваться между собой. После выполнения работы предлагается подгруппам проверить работы друг друга.

Воспитатель: Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входите,

Тайны леса не будите. (Запись Вивальди «Времена года»).

Воспитатель: А как вы думаете, дети, почему в лесу так стало тихо.

Дети: потому что птицы улетели в теплые края. (Презентация)

Воспитатель: А как называются птицы, которые улетают на юг.

Дети:  перелетные.

1.Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома –

Длинноногий, длиннокрылый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками в болото. (Аист)

Аист – крупная птица. Общая длина её достигает 120см, длина крыла – 63,5см. Вес взрослого аиста около 4кг. Всё оперение белое, кроме маховых, кроющих и длинных плечевых перьев – они чёрные. Аист питается лягушками и мелкой рыбёшкой, ест ящериц, слизняков, змей, различных насекомых. Вместо песни – громкое щёлканье клювом (при этом голова запрокинута).

2.Угадайте, что за птичка:

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота

Хвост раздвинут в два хвоста.  (Ласточка)

Клюв у ласточки очень короткий и широкий, узкие и очень длинные крылья, короткие лапки не пригодные для продвижения по земле, хвост как будто разрезанный пополам. Ласточки – прекрасные летуны, большую часть своей жизни они проводят в воздухе. Питаются ласточки на лету, ловят мелких мух, комаров, мошек, маленьких жучков. Если посмотреть на то, как летает птица в воздухе – можно определить погоду.

3.Всех прилётных черней.

Чистит пашню от червей.

Прыг да скок по полю вскачь,

А зовётся птица …  (Грач)

Тело грача 46см в длину, чёрное с синим металлическим блеском. Клюв более тонкий, чем у вороны, и у взрослых птиц с основанием и белой кожей вокруг клюва. Крылья несколько уже, чем у вороны, оперение голеней слегка удлинено и как бы взлохмачено. Увидеть грача можно на полях, полезащитных полосах, а также в больших городах.

4.На шесте – дворец,

Во дворце – певец… (скворец). 

Скворец – короткохвостая, блестяще-чёрная птица, осенью и зимой в частых белых крапинках. Бегающая птица. Песня состоит из свистов, скрипов, подражаний другим птицам и различным шумам. Питается различной животной и растительной пищей. Скворец очень полезная птица. Истребляет различных огородных гусениц, двукрылых насекомых и их личинок.

Воспитатель: Ребята, но не все птицы улетают на юг. Некоторые остаются у нас зимовать. Как их называют?

Дети: зимующие.

Воспитатель: А как  пережить птичкам, которые остаются им холодно и они не всегда могут отыскать себе корм. Мы можем помочь птицам и как? Давайте сейчас с вами отгадаем загадки и узнаем этих птиц.

 1. Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут её. (…Сорока)

Сорока – неперелётная всеядная птица. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, слизней, пауков и мокриц – сорока ищет на земле. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц.

2. Непоседа, невеличка, жёлтая почти вся птичка, любит сало и пшеничку. Кто узнал её. (Синичка)

 Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и птичкам приходится плохо, зимой они прилетают к нашим домам за помощью. Они будут клевать всё, что дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса, несолёного сала.

 3.Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать, с первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)

Снегирь чуть крупнее воробья, очень плотного сложения, сверху голубовато-серая с чёрным шапочка, подбородком, крыльями и хвостом, белыми надхвостьем и полосой на крыле, щёки и грудь у самцов красные или красно-розовые.

 4.Чёрная как вар: кричит «Кар-р»! (Ворона)

Вороны очень умны. Фигура у вороны довольно неуклюжая. Ест ворона всё. Падаль, мыши, птички и их яйца, всякого рода черви и жуки, слизняки, рыба, овощи, фрукты, сыр, творог – всё ей годится. В природе ворона безусловно полезна, но вблизи человеческого жилья становится воровкой. 

5.Чик - чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй не робей! Кто это? (Воробей).

Воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, клюёт всё, что найдёт – всеядная птица.

Физкультминутка:

Ой, летали птички,

Птички – невелички

Все летали, все летали

Крыльями махали

На дорожку сели,

Зернышки поели

Клюю, клюю, клюю …

Как я зернышки люблю.

Демонстрация картины птицы.

Воспитатель демонстрирует картины птицы. Дети встают вокруг картины .

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, части тела птиц.  Покажите.

Дети: Туловище, голова, хвост, клюв.

- Чем покрыто тело птицы?

Дети: Тело птицы покрыто перьями.

Воспитатель: У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как  они их различают?

Дети: По оперению, внешнему виду, величине.

Воспитатель: А сейчас мы нарисуем  наших пернатых друзей у кормушки.

Дети садятся за столы и рисуют под руководством воспитателя кормушки с птицами.

Воспитатель. Ребята, какие вы все молодцы. А теперь давайте повесим ваши работы на выставку в садике. Пусть другие ребята и родители посмотрят и тоже изготовят кормушки. 

             Пояснительная записка к сценарию интегрированной НОД

                                          «Птицы – наши друзья».

                                          Подготовительная группа.

Сценарий непосредственной образовательной деятельности составлен в соответствии с основной  общеобразовательной  программой  «Воспитание и обучение в детском саду»  под   редакцией  М.А.  Васильевой, парциальной программы Н. А. Рыжовой «Экологическое образование в детском саду», с учетом Федеральных государственных требований к общеобразовательной программе ДОУ.

В процессе НОД осуществляется интеграция следующих образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».

Представленный конспект является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (НОД была построена на основе экологического проекта и  предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

Цель образовательной деятельности:

 Развивать познавательную активность по теме «Птицы». 

Задачи:

 - расширить и систематизировать представления детей о зимующих и перелётных птицах, роли человека в их жизни.

- развивать умение анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения

-воспитывать доброе, заботливое отношение к живой природе.

Занятие построено в проектном режиме.

Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:

• Наглядный метод (музыкальные вставки, презентация слайдов, картинки с изображением птиц, посещение школьного музея, рассматривание чучела птицы)

• Наглядно-практический метод (моделирование ситуации – что было бы, если бы)

• Прием эмоциональной заинтересованности (письмо из леса)

• Игровой прием (игра-физминутка)

По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области: 

• познание (рассказ воспитателя, экскурсия в школьный музей);

• социализация (игра «Солнце и снежинка»);

• здоровье (физминутка);

• художественное творчество (рисование «Птицы у кормушки»).    

  На организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес к занятию через интригующую проблемную ситуацию (птицы перепутали времена года).  

Применение наглядного материала позволило заинтересовать и привлечь внимание детей.   На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.   Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия.   Это позволяет  сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

 В процессе непосредственно образовательной деятельности, дети научились различать и правильно называть птиц, среду их обитания. У детей сформировалось стремление беречь и помогать птицам в трудное время.

 Все поставленные задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе ОО « Познавательное развитие»: Тема: Государственные символы России

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 61 « ФЛАЖОК».    Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группеОО « П...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе (математика +познавательное развитие) Тема: «Путешествие в Цветочный город»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе( математика+познавательное  развитие+речевое развитие )...

План - конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «В гостях у художника»

Цель:   Поддержать интерес к изобразительной деятельности. Закреплять знания о цветах основных и производных, тёплых и холодных, порядке расположения цветов в спектре. Закрепить знания и уме...

План конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по «Познавательному развитию»

План конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по «Познавательному развитию»(формирование элементарных математических представлений)по теме «В с...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по "Познавательному развитию"на тему "В гостях у Аристотеля"

Дети по своей природе исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познать его. Бумага- это самый доступн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию Тема: «Твоя безопасность»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной  группе по познавательному развитию Тема: «Твоя безопасность»...