Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе, направление «Познавательное развитие». Тема: «Птицы - наши друзья»
    план-конспект занятия по окружающему миру

    Мартын Наталья Викторовна

    Цель: развивать познавательную активность по теме: «Птицы» Задачи: - расширить и систематизировать представления детей о зимующих и перелётных птицах, роли человека в их жизни. - развивать умение анализировать, устанавливать причинно - следственные связи, делать обобщения - воспитывать доброе, заботливое отношение к живой природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word.docx24.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

                                                                                                       В. Сухомлинский.

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе, направление «Познавательное развитие».

    Тема: «Птицы - наши друзья»

    Цель: развивать познавательную активность по теме: «Птицы»

    Задачи:

     - расширить и систематизировать представления детей о зимующих и перелётных птицах, роли человека в их жизни.

    - развивать умение анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения

    -воспитывать доброе, заботливое отношение к живой природе.

    Предварительная работа:

    Экологический проект «Птичка невеличка»:        наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций о птицах, чтение художественной литературы о пернатых, загадывание загадок, беседы, слушание музыкальных произведений, изготовление птиц из природного и бросового материала в самостоятельной деятельности, посещение музея, работа с энциклопедией.

    Оборудование:

    Конверт с диском, презентация «Перелетные и неперелетные птицы»; иллюстрации птиц,  аудиозапись «Пение птиц», живая картина «Солнце и снежинка», чучело птицы.

    Виды детской деятельности:

     коммуникативная, игровая, продуктивная

    Ход мероприятия:

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, утром, когда я шла в детский сад на нашей кормушке я увидела конверт, давайте прочитаем кому это письмо.

    Читает: - «Самым любознательным».

    Воспитатель: – Может это не нам письмо адресовано? Кого называют любознательными?

    Любознательные – это значит какие?

    (дети высказывают предположения). Смотрите, а конверт весь потрепанный и неизвестно сохранилось ли там письмо. Давайте посмотрим, что внутри? Что это? (показывает диск),  (ответы детей)

    Воспитатель: – Какое необычное письмо,  как мы его прочтем? (ответы детей)

    Воспитатель – А где на каком экране мы сможем увидеть, какая информация содержится  на этом диске (ответы детей, в том числе –«…игровом зале».)–

    Дети идут в игровую комнату.

    Включается диск, на экране появляется текст: «У нас в лесу переполох, путаница!  Помогите нам! Птицы перепутали времена года и все остались в лесу».

     – От кого же это письмо, как вы думаете? (ответы детей)

    Воспитатель: - Посмотрим дальше, может мы, там узнаем ответ?

    На экране появляется схема.

    Воспитатель: Дети как вы думаете, что здесь изображено?

    (Ответы детей)

    Воспитатель: Правильно это игра « помоги птицам». У нас на картине солнце и снежинка и изображение разнообразных птиц. Нужно разделить птиц на две группы, возле солнца – перелётные птицы, возле снежинки – зимующие. Предлагаю разделиться на две группы.

    В ходе работы педагог следит за тем, как дети умеют договариваться между собой. После выполнения работы предлагается подгруппам проверить работы друг друга.

    Воспитатель: Зимний лес стоит печальный.

    Кто под снегом спрятал тайны?

    Почему река молчит?

    Птичья песня не звучит?

    Осторожно в лес входите,

    Тайны леса не будите. (Запись Вивальди «Времена года»).

    Воспитатель: А как вы думаете, дети, почему в лесу так стало тихо.

    Дети: потому что птицы улетели в теплые края. (Презентация)

    Воспитатель: А как называются птицы, которые улетают на юг.

    Дети:  перелетные.

    1.Это старый наш знакомый:

    Он живёт на крыше дома –

    Длинноногий, длиннокрылый,

    Длинношеий, безголосый.

    Он летает на охоту

    За лягушками в болото. (Аист)

    Аист – крупная птица. Общая длина её достигает 120см, длина крыла – 63,5см. Вес взрослого аиста около 4кг. Всё оперение белое, кроме маховых, кроющих и длинных плечевых перьев – они чёрные. Аист питается лягушками и мелкой рыбёшкой, ест ящериц, слизняков, змей, различных насекомых. Вместо песни – громкое щёлканье клювом (при этом голова запрокинута).

    2.Угадайте, что за птичка:

    Темненькая невеличка,

    Беленькая с живота

    Хвост раздвинут в два хвоста.  (Ласточка)

    Клюв у ласточки очень короткий и широкий, узкие и очень длинные крылья, короткие лапки не пригодные для продвижения по земле, хвост как будто разрезанный пополам. Ласточки – прекрасные летуны, большую часть своей жизни они проводят в воздухе. Питаются ласточки на лету, ловят мелких мух, комаров, мошек, маленьких жучков. Если посмотреть на то, как летает птица в воздухе – можно определить погоду.

    3.Всех прилётных черней.

    Чистит пашню от червей.

    Прыг да скок по полю вскачь,

    А зовётся птица …  (Грач)

    Тело грача 46см в длину, чёрное с синим металлическим блеском. Клюв более тонкий, чем у вороны, и у взрослых птиц с основанием и белой кожей вокруг клюва. Крылья несколько уже, чем у вороны, оперение голеней слегка удлинено и как бы взлохмачено. Увидеть грача можно на полях, полезащитных полосах, а также в больших городах.

    4.На шесте – дворец,

    Во дворце – певец… (скворец). 

    Скворец – короткохвостая, блестяще-чёрная птица, осенью и зимой в частых белых крапинках. Бегающая птица. Песня состоит из свистов, скрипов, подражаний другим птицам и различным шумам. Питается различной животной и растительной пищей. Скворец очень полезная птица. Истребляет различных огородных гусениц, двукрылых насекомых и их личинок.

    Воспитатель: Ребята, но не все птицы улетают на юг. Некоторые остаются у нас зимовать. Как их называют?

    Дети: зимующие.

    Воспитатель: А как  пережить птичкам, которые остаются им холодно и они не всегда могут отыскать себе корм. Мы можем помочь птицам и как? Давайте сейчас с вами отгадаем загадки и узнаем этих птиц.

     1. Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут её. (…Сорока)

    Сорока – неперелётная всеядная птица. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, слизней, пауков и мокриц – сорока ищет на земле. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц.

    2. Непоседа, невеличка, жёлтая почти вся птичка, любит сало и пшеничку. Кто узнал её. (Синичка)

     Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и птичкам приходится плохо, зимой они прилетают к нашим домам за помощью. Они будут клевать всё, что дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса, несолёного сала.

     3.Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать, с первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)

    Снегирь чуть крупнее воробья, очень плотного сложения, сверху голубовато-серая с чёрным шапочка, подбородком, крыльями и хвостом, белыми надхвостьем и полосой на крыле, щёки и грудь у самцов красные или красно-розовые.

     4.Чёрная как вар: кричит «Кар-р»! (Ворона)

    Вороны очень умны. Фигура у вороны довольно неуклюжая. Ест ворона всё. Падаль, мыши, птички и их яйца, всякого рода черви и жуки, слизняки, рыба, овощи, фрукты, сыр, творог – всё ей годится. В природе ворона безусловно полезна, но вблизи человеческого жилья становится воровкой. 

    5.Чик - чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй не робей! Кто это? (Воробей).

    Воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, клюёт всё, что найдёт – всеядная птица.

    Физкультминутка:

    Ой, летали птички,

    Птички – невелички

    Все летали, все летали

    Крыльями махали

    На дорожку сели,

    Зернышки поели

    Клюю, клюю, клюю …

    Как я зернышки люблю.

    Демонстрация картины птицы.

    Воспитатель демонстрирует картины птицы. Дети встают вокруг картины .

    Воспитатель: Назовите, пожалуйста, части тела птиц.  Покажите.

    Дети: Туловище, голова, хвост, клюв.

    - Чем покрыто тело птицы?

    Дети: Тело птицы покрыто перьями.

    Воспитатель: У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как  они их различают?

    Дети: По оперению, внешнему виду, величине.

    Воспитатель: А сейчас мы нарисуем  наших пернатых друзей у кормушки.

    Дети садятся за столы и рисуют под руководством воспитателя кормушки с птицами.

    Воспитатель. Ребята, какие вы все молодцы. А теперь давайте повесим ваши работы на выставку в садике. Пусть другие ребята и родители посмотрят и тоже изготовят кормушки. 

                 Пояснительная записка к сценарию интегрированной НОД

                                              «Птицы – наши друзья».

                                              Подготовительная группа.

    Сценарий непосредственной образовательной деятельности составлен в соответствии с основной  общеобразовательной  программой  «Воспитание и обучение в детском саду»  под   редакцией  М.А.  Васильевой, парциальной программы Н. А. Рыжовой «Экологическое образование в детском саду», с учетом Федеральных государственных требований к общеобразовательной программе ДОУ.

    В процессе НОД осуществляется интеграция следующих образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».

    Представленный конспект является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

    • Принцип непрерывности (НОД была построена на основе экологического проекта и  предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

    • Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

    • Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

    Цель образовательной деятельности:

     Развивать познавательную активность по теме «Птицы». 

    Задачи:

     - расширить и систематизировать представления детей о зимующих и перелётных птицах, роли человека в их жизни.

    - развивать умение анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения

    -воспитывать доброе, заботливое отношение к живой природе.

    Занятие построено в проектном режиме.

    Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:

    • Наглядный метод (музыкальные вставки, презентация слайдов, картинки с изображением птиц, посещение школьного музея, рассматривание чучела птицы)

    • Наглядно-практический метод (моделирование ситуации – что было бы, если бы)

    • Прием эмоциональной заинтересованности (письмо из леса)

    • Игровой прием (игра-физминутка)

    По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области: 

    • познание (рассказ воспитателя, экскурсия в школьный музей);

    • социализация (игра «Солнце и снежинка»);

    • здоровье (физминутка);

    • художественное творчество (рисование «Птицы у кормушки»).    

      На организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес к занятию через интригующую проблемную ситуацию (птицы перепутали времена года).  

    Применение наглядного материала позволило заинтересовать и привлечь внимание детей.   На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.   Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия.   Это позволяет  сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

     В процессе непосредственно образовательной деятельности, дети научились различать и правильно называть птиц, среду их обитания. У детей сформировалось стремление беречь и помогать птицам в трудное время.

     Все поставленные задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе ОО « Познавательное развитие»: Тема: Государственные символы России

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 61 « ФЛАЖОК».    Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группеОО « П...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе (математика +познавательное развитие) Тема: «Путешествие в Цветочный город»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе( математика+познавательное  развитие+речевое развитие )...

    План - конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «В гостях у художника»

    Цель:   Поддержать интерес к изобразительной деятельности. Закреплять знания о цветах основных и производных, тёплых и холодных, порядке расположения цветов в спектре. Закрепить знания и уме...

    План конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по «Познавательному развитию»

    План конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по «Познавательному развитию»(формирование элементарных математических представлений)по теме «В с...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе. Область «Познавательное развитие» «Зима»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе.Область «Познавательное развитие» «Зима»...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по "Познавательному развитию"на тему "В гостях у Аристотеля"

    Дети по своей природе исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познать его. Бумага- это самый доступн...