«Ваши права, дети». Занятие познавательного цикла по развитию правового сознания дошкольников
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Программное содержание:

- Максимально способствовать социальной адаптации ребенка при помощи формирования основ правовых знаний.

- Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственны) ; представлений. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

- Закрепить знания о правах на имя, семью и защиту, игру, на обучение.

- Познакомить детей с ролью семьи в обществе, с обязанностями членов семьи, формирование культуры семейных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vashi_prava.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Ваши права, дети».

     

       Занятие познавательного цикла

       по   развитию   правового

             сознания    дошкольников

Программное содержание:

- Максимально способствовать социальной адаптации ребенка при помощи формирования основ правовых знаний.

- Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственны) ; представлений. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

- Закрепить знания о правах на имя, семью и защиту, игру, на обучение.

- Познакомить детей с ролью семьи в обществе, с обязанностями членов семьи, формирование культуры семейных отношений.

- Совершенствовать навыки речевого общения, умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению сверстников, привлекать детей к созданию общества друзей.

- Воспитывать чувства гуманного отношения друг к другу, к родителям.

- Обогащать пассивный словарь.

1. Знакомство с именами и их значением.

2. Сюжетно-ролевая игра «Семья».

3. Игры-задания по ситуациям: на планшетах изображены ситуации, отражающие положительные и отрицательное поведение детей, занятия взрослых.

4. Знакомство с пословицами, поговорками о семье.

5. Дидактическая игра «Почта доверия».

6. Изодеятельность – рисование автопортретов.

7. Презентация в книжных уголках семейных альбомов.

8. Оформление с детьми книги «Наши права».

                                           

                                                 Ход занятия:

Воспитатель. Сегодня по телефону поступило сообщение: «На зимних каникулах дети в стране «Путаница» так расшалились, что перепутали свои права. Помогите разобраться».

Вы знаете, ребята, мне кажется, они не случайно просят помощи у нас, своих  Друзей, потому что они  чувствуют,  что  мы  можем  помочь. Вы согласны помочь детям страны «Путаница»? (Да) .

Тогда я предлагаю прямо сейчас провести открытое заседание  по решению вопроса: «Какие  дети  имеют  права?» и составление книги «Ваши права».

Мои маленькие помощники, займите свои рабочие места и приготовьтесь к работе. 

Воспитатель. Я  считаю заседание  открыто.  Первое право, которое мы должны рассмотреть это - имеет ли маленький человек право на имя или не имеет. Может быть действительно намного удобней вас просто называть мальчиками и девочками.

Приступим к обсуждению.

(С именем я считаю себя человеком и этим горжусь. Приятно, когда тебя называют по имени, а не мальчик-девочка. Людям легче общаться друг с другом, когда знаешь человека по имени. Если не было имени, можно не выполнять задания в тетради, ведь никто не узнает, чья это тетрадь.

Если нет имени, то в группе можно немного пошалить. как меня позовут, чтобы объяснить, как правильно себя вести. Если нет имени, мама не сможет позвать домой, и ты сможешь целый день кататься на горке. И т.д.

Без имени плохо – нельзя общаться по телефону, ведь трудно объяснить, кому я звоню. Жизнь без имени была бы не интересной. Свое имя каждый человек старается прославить добрыми делами.)

Воспитатель. А как вы, мои маленькие помощники сможете прославить свое имя? (Ответы детей) .

Интерес к имени во все времена не случаен. «Как тебя зовут?» – с этой фразы начинается знакомство с каждым ребенком. Сейчас я предлагаю познакомиться друг с другом, чтобы еще раз убедиться, что имя идет рядом с человеком и даже влияет на его судьбу.

Игра «Знакомство». Дети встают в круг и, передавая микрофон, называют, свое имя и его значение.

Воспитатель. Спасибо. Вот сколько разных и красивых имен. Пусть ваше имя будет хорошим знаком.

А сейчас прошу вас пройти к столам и подтвердить свое право на имя, нарисовав свой  портрет и  не забудьте  подписать свое  имя  печатными  буквами. Эти  рисунки  мы  с  вами  поместим  в  книгу « Ваши  права».

Дети  рисуют  свой портрет  и  прикрепляют  его  в  книгу.

Воспитатель: кто за то, что ребенок и каждый  из  вас имеет право на имя и жизнь, прошу голосовать. (Дети поднимают руки) . Принято единогласно.

Воспитатель. Прошу  это право, поместив его В книгу «Ваши права». (Ребенок прикрепляет картинку к странице книги) .

Ребенок имеет право на имя и жизнь. После рождения вы получаете первый в своей жизни документ, который подтверждает это право. Как называется этот документ? (Этот документ называется «Свидетельство о рождении») . Он есть у каждого из вас. Что в нем записано?

(В нем записана дата нашего рождения, наше имя и фамилия и имена наших родителей) . Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и том, что он является гражданином своей страны, которая обязана заботится о его благополучии.

Каждый человек, появившийся на свет, называется «Дитя мира», который имеет право дышать, ходить по земле, иметь друзей. Жизнь, подаренная вам, никто не праве у вас отнять. Посмотрите, на предложенный вам фотоматериал и подумайте, в каких сказках нарушаются права героев на жизнь? (Ответы детей) .

Воспитатель. Жизнь человека бесценна. Каждый человек имеет право на жизнь и никто не вправе покушаться на жизнь и здоровье человека. Это  второе  право.

Это право мы с вами узаконили.  и  тоже  помещаем  в книгу «  Ваши  права».

О каком праве мы будем говорить с вами дальше, вы узнаете, если правильно разгадаете ребус: 7 + Я = ? (семья) . Молодцы, правильно отгадали. Что такое семья? С кем вы живете?

Поговорим с вами о том, нужна ли человеку семья.

Приступим к обсуждению.

(Человеку нужна семья, чтобы не быть одиноким. Мы маленькие и у нас нет денег, поэтому родители о нас заботятся, Покупают игрушки, еду, одежду. Если не было бы семей, у нас не было бы дома и нам негде было бы жить.

Мы жили бы на улице или в детском доме. Родители нас любят и переживают, когда мы болеем. Мне нравится, когда мы вместе весело отмечаем праздники. Семья нужна, чтобы вместе отдыхать летом, ездить на море, зимой кататься на санках.

Взрослые внимательно выслушают нас и дадут правильный совет. Если бы не было семьи, я бы купил много сладостей и ел бы целый день. Я бы целый день играл бы в компьютер.

А кто бы вам все это купил? А если бы мы заболели, кто бы заботился о нас? Воспитатель подводит детей к выводу о том, что все блага дети получают от родителей, в семье о них заботятся, любят, следовательно, семья нужна всем) .

Воспитатель. Итак  мы  сумели доказать, что семья для вас – это маленький островок безопасности, где вас любят, понимают и заботятся о вас.

Релаксация. Представьте себе, что около вашего дома растет высокое дерево. В маленьком домике, в своем гнездышке живет маленький птенчик. Мама с папой улетели за кормом, а птенчик нечаянно выпал из гнезда.

Вы проходили мимо и аккуратно взяли на руки беспомощного птенчика. Построим гнездышко, медленно по одному пальчику сложив ладони. Послушайте, как тревожно бьется его сердечко, ощутите холод его лапок.

Подышите на него, согревая своим ровным спокойным дыханием. Приложите ладони к груди, отдав птенцу доброту своего сердца. Вы чувствуете, как спокойнее застучало его сердечко, и он пошевельнулся в ваших ладонях.

Раскройте ладони и вы увидите, как птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам.

Воспитатель. Вы почувствовали, ребята, как ваша любовь согрела птенчика. Как приятно чувствовать внутри доброту. Вот такой же любовью, лаской, добром окружают вас ваши родители.

Значит, семья нам необходима, так как только в семье ребенок может чувствовать себя уютно и хорошо. Кто из депутатов за то, что ребенок имеет право на семью, прошу голосовать. (Принято единогласно) .

 Прошу поместить право на семью в нашу книгу «Ваши права».

Воспитатель. Товарищи, депутаты, предлагаю вам составить эмблему крепкой, здоровой семьи. В формуле «семья» не случайно стоит цифра 7. Это говорит о семи правилах для счастливой семьи, которые мы сейчас разработаем.

Предлагайте ваши варианты. (Дети называют правила, а воспитатель выкладывает символы на доске в виде солнышка) .

1. В семье должны быть дети.

2. Взрослые и дети любят и заботятся друг о друге.

3. Взрослые и дети понимают, уважают друг друга и дружат между собой.

4. Нельзя в семье бездельничать, когда все трудятся.

5. Отдыхать нужно всей семьей.

6. Всем вместе отмечать праздники.

7. С уважением относится к бабушкам и дедушкам и не забывать о них.

Как вы думаете, на что похожа наша эмблема счастливой семьи? (на солнышко) . И это не случайно, для каждого из вас семья – это маленькое солнышко, лучи которого отдают свое тепло и согревают всех членов семьи, а чтобы солнышко ярко светило и не погасло, все должны помнить эти семь правил. Подумайте, как можно поблагодарить тех, кто заботиться о нас.

(Говорить добрые слова, совершать хорошие дела и поступки, помогать родителям.)

Воспитатель. Мои  маленькие  помощники, я предлагаю вам  помочь распределить обязанности в семье.

Работа с раздаточным материалам. После выполнения задания, воспитатель и дети сверяют ответы. Мама – готовит.

Папа – мастерит, ремонтирует. Бабушка – вяжет. Дедушка – на даче. Дети – убирают игрушки.

Воспитатель. Ребята, помните, только совместные дела укрепляют семью и вы должны принимать в этом активное участие. Поэтому в следующем документе, который я предлагаю на рассмотрение, вы должны выделить и отметить зеленым кружком те поступки, которые отражают ваши добрые отношения к близким, а те, которые огорчают их – красным кружком. (Дети выполняют задание)

Воспитатель. Берегите своих родителей, потому что это очень важно, когда дети имеют право на воспитание а семье. Только в счастливой семье родители живут интересами детей и играют вместе с ними.

И заботятся о выполнении следующего права ребенка – права на игру. Предлагаю вспомнить свои любимые игры: регламент выступления – 5 секунд. (Ответы детей) .

Дети очень любят играть, и поэтому право ребенка на игру не требует длительного обсуждения Прошу голосовать. Принято единогласно,

Спикер, заполните следующую главу книги «Ваши права».

Воспитатель. Товарищи депутаты, я вам предлагаю на практике апробировать принятое вами право на игру. Начинается выездная сессия.

Проводится игра «Мы веселые ребята, мы ребята-депутаты

Край родной мы обойдем, лучше места не найдем…»

А теперь разделитесь на депутатские группы и помогите отгадать, какие игры любят у нас в регионах. Надо сложить картинку и мы узнаем название этих игр. (Мозаика) .

Воспитатель. Да, много интересных игр существует на свете. Только в детстве есть возможность играть и фантазировать. При любом нарушении права ребенка со стороны кого бы то ни было, он имеет право на защиту и заботу.

Кто о вас заботится? (Родители) . Правильно. Кто еще вместе с родителями заботится вот об этом маленьком человеке? Вы называйте, а я буду выкладывать символы. Посмотрим, что у нас получится.

(Врачи, воспитатели, повара, милиция, медсестра. Рассказ детей из личного опыта) . На что стал похож наш малыш? (На цветок) . В нашем государстве отношение к ребенку, и это видно на нашем плакате, как к чудному и неповторимому цветку, раскрыться которому помогают взрослые, которые его окружают.

Мои  маленькие  помощники кто за то, чтобы утвердить право детей на защиту и заботу, прошу голосовать.

 Поместите это право в книгу.

Воспитатель. В нашей книге осталось еще много нераскрытых страниц. Это говорит о том, что есть права, с которыми нам с вами придется познакомиться и об–судить на следующих заседаниях детской Думы.

Только знание прав гарантирует «Счастливое детство».

Подойдите к своим портретам, которые вы нарисовали в изостудии и наклейте символы, которые означают знакомые вам права, и тем самым еще раз убедитесь, что вы являетесь маленькими гражданами своей страны. (Дети берут портреты и становятся в круг) .

Люди, которые знают свои права, чувствуют себя свободными, у них расправляются плечи, появляется красивая осанка, они становятся выше. Маленькие человечки постепенно превращаются в Больших.

Вот так и идите по жизни – с гордой осанкой и улыбкой на лице, а книга, которая поведет вас по жизни называется … «Конвенция о правах ребенка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по правовому воспитанию "Ваши права-дети"

Занятие направлено на уточнение знаний детей о гражданских провах и обязанностях....

Непосредственно-образовательная деятельность по социально-личностному развитию детей «Ваши права, дети»

Непосредственно-образовательная  деятельность по социально-личностному развитию детей                              ...

Авторский конспект занятия по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: « ВАШИ ПРАВА ДЕТИ"

Авторский конспект  занятия по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста  на  тему: « ВАШИ ПРАВА ДЕТИ" Цели1.    Уточнить знания детей о гражданск...

Занятие познавательного цикла по развитию правового сознания старших дошкольников "Ваши права, дети".

Занятие проводилось в саршей группе по теме: "Правовое воспитание дошкольников"...

Конспект ООД по познавательному развитию "Ваши права, дети!" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект ООД по познавательному развитию "Ваши права, дети!" для детей старшего дошкольного возраста. Полезен в работе воспитателям....

Проект по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: "Ваши права, дети!"

Данный проект направлен на формирование основ правового сознания дошкольников....