Занятие познавательного цикла по развитию правового сознания старших дошкольников "Ваши права, дети".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Гладкина Марина Анатольевна

Занятие проводилось в саршей группе по теме: "Правовое воспитание дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prava_rebenka.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие познавательного цикла по развитию правового сознания старших дошкольников

«Ваши права, дети».

Программное содержание:

- Максимально способствовать социальной адаптации ребенка при помощи формирования основ правовых знаний.

- Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

- Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

- Закрепить знания о правах на имя, семью и защиту, игру, на обучение.

- Познакомить детей с ролью семьи в обществе, с обязанностями членов семьи, формирование культуры семейных отношений.

- Совершенствовать навыки речевого общения, умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению сверстников, привлекать детей к созданию общества друзей.

- Воспитывать чувства гуманного отношения друг к другу, к родителям.

- Обогащать пассивный словарь.

Ход занятия:

Вниманию детей предлагаются плакаты по правам человека

Рассказ о правах ребенка.

Дети, все люди рождаются свободными и равными, все имеют равные права. Какие же права ребенка вы должны знать?

1) Каждый имеет право на жизнь. Никто не может лишить вас жизни. А если вы заболеете, вашу жизнь будут охранять врачи.

2) Каждый ребенок имеет право на образование. Вы сейчас ходите в детский сад, потом пойдете в школу учиться, потом в колледж или институт и т. д.

3) Каждый ребенок имеет право на свободу. Никто не может заставить его делать то, чего он не хочет. Но при этом не следует забывать об обязанностях.

4) Никто не имеет права обижать друга, унижать, бить. Все споры дети и взрослые должны решать в мирной беседе, а не размахивать кулаками.

5) Каждый ребенок может иметь свое мнение и говорить то, что думает. Никто не имеет право за это наказывать.

6) Каждый ребенок имеет право владеть своим имуществом (вещами, предметами и т. д.). Никто не имеет права отобрать принадлежащие ему вещи.

7) Никто не имеет право вмешиваться в жизнь других, людей: входить без разрешения в чужой дом, читать чужие письма и т. д.

8) Каждый имеет право на отдых. У детей и взрослых есть выходные дни. Детям в школе дают каникулы, а взрослым на работе - отпуск.

Права детей записаны в специальном документе – «Конвенция прав ребенка».

Воспитатель. Первое право, которое мы должны рассмотреть: имеет ли маленький человек право на имя или не имеет. Может быть действительно намного удобней вас просто называть мальчиками и девочками.

Приступим к обсуждению.

(С именем я считаю себя человеком и этим горжусь. Приятно, когда тебя называют по имени, а не мальчик-девочка. Людям легче общаться друг с другом, когда знаешь человека по имени. Если не было имени, можно не выполнять задания в тетради, ведь никто не узнает, чья это тетрадь.

Если нет имени, то в группе можно немного пошалить. Как меня позовут, чтобы объяснить, как правильно себя вести. Если нет имени, мама не сможет позвать домой, и ты сможешь целый день кататься на горке. И т.д.

Без имени плохо — нельзя общаться по телефону, ведь трудно объяснить, кому я звоню. Жизнь без имени была бы не интересной. Свое имя каждый человек старается прославить добрыми делами.)

Воспитатель. А как вы, мои ребята, сможете прославить свое имя? (Ответы детей).

 Интерес к имени во все времена не случаен. «Как тебя зовут?» - с этой фразы начинается знакомство с каждым ребенком. Сейчас я предлагаю провести игру с практической целью познакомиться друг с другом, чтобы еще раз убедиться, что имя идет рядом с человеком и даже влияет на его судьбу.

Игра «Знакомство». Дети встают в круг и, передавая микрофон, называют, свое имя и его значение.

Воспитатель. Спасибо. Вот сколько разных и красивых имен. Пусть ваше имя будет хорошим знаком.

Ребенок имеет право на имя и жизнь. После рождения вы получаете первый в своей жизни документ, который подтверждает это право. Как называется этот документ? (Этот документ называется «Свидетельство о рождении»). Он есть у каждого из вас. Что в нем записано?

(В нем записана дата вашего рождения, ваше имя и фамилия и имена ваших родителей). Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и том, что он является гражданином своей страны, которая обязана заботится о его благополучии.

2. Воспитатель. Жизнь человека бесценна. Каждый человек имеет право на жизнь и никто не вправе покушаться на жизнь и здоровье человека.

О каком праве мы будем говорить с вами дальше, вы узнаете, если правильно разгадаете ребус: 7 х Я = ? (семья).

Молодцы, правильно отгадали. Что такое семья? С кем вы живете?

Поговорим с вами о том, нужна ли человеку семья. Приступим к обсуждению.

(Человеку нужна семья, чтобы не быть одиноким. Мы маленькие и у нас нет денег, поэтому родители о нас заботятся, Покупают игрушки, еду, одежду. Если не было бы семей, у нас не было бы дома и нам негде было бы жить.

Мы жили бы на улице или в детском доме. Родители нас любят и переживают, когда мы болеем. Мне нравится, когда мы вместе весело отмечаем праздники. Семья нужна, чтобы вместе отдыхать летом, ездить на море, зимой кататься на санках.

Взрослые внимательно выслушают нас и дадут правильный совет. Если бы не было семьи, я бы купил много сладостей и ел бы целый день. Я бы целый день играл бы в компьютер.

А кто бы вам все это купил? А если бы мы заболели, кто бы заботился о нас? Воспитатель подводит детей к выводу о том, что все блага дети получают от родителей, в семье о них заботятся, любят, следовательно, семья нужна всем).

Релаксация. Представьте себе, что около вашего дома -растет высокое дерево. В маленьком домике, в своем гнездышке живет маленький птенчик. Мама с папой улетели за кормом, а птенчик нечаянно выпал из гнезда.

Вы проходили мимо и аккуратно взяли на руки беспомощного птенчика. Построим гнездышко, медленно по одному пальчику сложив ладони. Послушайте, как тревожно бьется его сердечко, ощутите холод его лапок.

Подышите на него, согревая своим ровным спокойным дыханием. Приложите ладони к груди, отдав птенцу доброту своего сердца. Вы чувствуете, как спокойнее застучало его сердечко, и он пошевельнулся в ваших ладонях.

Раскройте ладони и вы увидите, как птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам.

Воспитатель. Вы почувствовали, ребята, как ваша любовь согрела птенчика. Как приятно чувствовать внутри доброту. Вот такой же любовью, лаской, добром окружают вас ваши родители.

Значит, семья нам необходима, так как только в семье ребенок может чувствовать себя уютно и хорошо.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам составить эмблему крепкой, здоровой семьи. В формуле «семья» не случайно стоит цифра 7. Это говорит о семи правилах для счастливой семьи, которые мы сейчас разработаем.

Предлагайте ваши варианты. (Дети называют правила, а воспитатель выкладывает символы на доске в виде солнышка).

1. В семье должны быть дети.

2. Взрослые и дети любят и заботятся друг о друге.

3. Взрослые и дети понимают, уважают друг друга и дружат между собой.

4. Нельзя в семье бездельничать, когда все трудятся.

5. Отдыхать нужно всей семьей.

6. Всем вместе отмечать праздники.

7. С уважением относится к бабушкам и дедушкам и не забывать о них.

Воспитатель. Как вы думаете, на что похожа наша эмблема счастливой семьи? (на солнышко) . И это не случайно, для каждого из вас семья - это маленькое солнышко, лучи которого отдают свое тепло и согревают всех членов семьи, а чтобы солнышко ярко светило и не погасло, все должны помнить эти семь правил. Подумайте, как можно поблагодарить тех, кто заботиться о нас.

(Говорить добрые слова, совершать хорошие дела и поступки, помогать родителям.)

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам поработать с документами и помочь распределить обязанности в семье.

Работа с раздаточным материалам. После выполнения задания, воспитатель и дети сверяют ответы. Мама — готовит. Папа — мастерит, ремонтирует. Бабушка — вяжет. Дедушка - на даче. Дети - убирают игрушки.

Воспитатель. Ребята, помните, только совместные дела укрепляют семью и вы должны принимать в этом активное участие. Поэтому в следующем документе, который я предлагаю на рассмотрение, вы должны выделить и отметить зеленым кружком те поступки, которые отражают ваши добрые отношения к близким, а те, которые огорчают их - красным кружком. (Дети выполняют задание)

3. Воспитатель. Берегите своих родителей, потому что это очень важно, когда дети имеют право на воспитание в семье. Только в счастливой семье родители живут интересами детей и играют вместе с ними.

И заботятся о выполнении следующего права ребенка - права на игру. Предлагаю вспомнить свои любимые игры. (Ответы детей) .

Дети очень любят играть, и поэтому право ребенка на игру не требует длительного обсуждения.

Воспитатель. Да, много интересных игр существует на свете. Только в детстве есть возможность играть и фантазировать. При любом нарушении права ребенка со стороны кого бы то ни было, он имеет право на защиту и заботу.

Кто о вас заботится? (Родители) . Правильно. Кто еще вместе с родителями заботится вот об этом маленьком человеке? Вы называйте, а я буду выкладывать символы. Посмотрим, что у нас получится.

(Врачи, воспитатели, повара, милиция, медсестра. Рассказ детей из личного опыта). На что стал похож наш малыш? (На цветок) . В нашем государстве отношение к ребенку, и это видно на нашем плакате, как к чудному и неповторимому цветку, раскрыться которому помогают взрослые, которые его окружают.

Воспитатель. Ребята, Маленькие человечки постепенно превращаются в Больших.

Вот так и идите по жизни - с гордой осанкой и улыбкой на лице, а книга, которая поведет вас по жизни называется ... «Конвенция о правах ребенка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие познавательного цикла в старшей группе «Что в имени тебе моём».

Познакомить с историческим значением имени. Продолжать приобщать ребёнка к самонаблюдению, самопознанию, дать возможность самореализоваться каждому ребёнку в зависимости от индивидуальных качеств ли...

Примерный план мероприятий, способствующих развитию правового сознания детей старшего возраста (5 – 6 лет), формированию законопослушного поведения воспитанников. .

Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ...

Моя педагогическая инициатива "Рабочая тетрадь по формированию правового сознания дошкольников "Мои права"

Одной из важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита прав детей.Начинать знакомить детей с правами надо  уже с детского ...

Открытое интегрированное занятие познавательного цикла в старшей группе на тему «Хочу все знать о пуговице» в рамках общешкольного проекта «Лаборатория когнитивного развития»

Спос               Способность к творчеству и познанию – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, н...

«Ваши права, дети». Занятие познавательного цикла по развитию правового сознания дошкольников

Программное содержание:- Максимально способствовать социальной адаптации ребенка при помощи формирования основ правовых знаний.- Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способст...