Детский исследовательский проект "Волшебник - магнит"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Михалёва Алена Викторовна

Цель: Изучить свойства магнита и возможности использования его в быту.

Задачи:

  • Опытным путём выяснить, что такое магнит и магнитная сила
  • Узнать, какими свойствами обладают магниты. 
  • Выявить, каким образом люди используют магниты в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_issledovatelskiy_proekt.docx34.92 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ САД «ВИШЕНКА» - СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

“АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2”

ИМЕНИ  ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И.А.ЯРКИНА

 (МБОУ «Алтайская СОШ №2»)

        Автор проекта:                                                                                                                                   Завьялов Артем 6 лет                                                                                                                                  воспитанник                                                                                                                                    д/с «Вишенка»                                                                                                                                              структурное подразделение                                                                                                                                             МБОУ «Алтайская СОШ №2»

        

Руководитель:                                                                                                                                                                      Михалева Алена                                                                                                                                  Викторовна                                                                                                                                                д/с «Вишенка»                                                                                                                                   структурное подразделение                                                                                                                                                                                                                                                                                           МБОУ «Алтайская СОШ №2»

        

с. Алтайское 2022г

Содержание:

1. Актуальность………………………………………………………….…3

2. Цель и задачи исследования…………………………………………….3

3. Гипотеза…………………………………………………………………..3

4. Методы исследования………….………………..….................................3

5. Описание экспериментов, анализ полученных результатов, выводы…………………………………………………………………..…..4

6. Результаты исследования…………………………………………...…...12

7. Источники информации …………………………………………………13

8. Приложение…………………………………………………….…………14

        

Актуальность

Однажды я заинтересовался: как держатся разные картинки на доске? Я спросил у Алены Викторовны, она мне сказала, что они крепятся там с помощью магнита. Мне стало интересно, что же такое магнит? Откуда он берётся? Как он работает? Для чего он нужен? Как его используют люди? Ответы на эти и другие вопросы я решил выяснить.

Цель моей работы:                                                                                                    Изучить свойства магнита и возможности использования его в быту.

Задачи:

  • Опытным путём выяснить, что такое магнит и магнитная сила
  • Узнать, какими свойствами обладают магниты.  
  • Выявить, каким образом люди используют магниты в жизни.

Объект – магнит. 

Предмет исследования : свойства магнита.

Метод исследования

  • наблюдение,
  •  эксперимент,
  • изучение литературы и интернет,
  • Опрос друзей .

Гипотеза: Я думаю, что у магнита много удивительных свойств, которые широко применятся в жизни человека.

Вступление.

В детском саду на занятиях я заметил, что Алена Викторовна на доске крепит картинки и цифры магнитами и дома на холодильнике держатся разные картинки. Мне стало интересно, почему они все так прочно скрепляются без видимых причин. Чтобы ответить на интересующие меня вопросы о магнитах, мы с мамой смотрели видео в интернете. С Аленой Викторовной мы посмотрели  специальную литературу.

Я узнал, что в природе магниты встречаются в виде кусков камня – магнитного железняка (магнетита). Он очень похож на железную руду и отличается тем, что может притягивать к себе такие же камни. Магнитами поднимают тяжёлые грузы на заводах, магнитные приборы используют в больницах для лечения и диагностики, магниты помогают людям ориентироваться в пространстве, передавая звук и сохраняя информацию. Свойства магнитов кажутся волшебными. Меня заинтересовала эта информация, и я захотел сам убедиться в свойствах магнита. Дома и в детском саду мы стали проводить интересные эксперименты.

Эксперимент №1

«Какие материалы притягивает магнит?»

Цель: Определить, какие предметы притягивает магнит.

Материалы и оборудование: Для эксперимента я взял предметы из разного материала. У меня на столе: деревянный карандаш, железная скрепка, стеклянный шарик, алюминиевый ключик, пластиковый самолёт, камень, кусок ткани.

Описание эксперимента: Чтобы узнать, какие предметы притягивает магнит, я брал магнит и поочерёдно подносил его к каждому предмету.                              Какой из этих материалов притянется?

Карандаш, камень, ткань, стеклянный шарик, алюминиевый ключик, пластиковый самолёт остались лежать неподвижно. Притянулась только железная скрепка.

Вывод: Магнит притягивает к себе железо.

Эксперимент №2

«Без клея»

Цель: Выяснить, может ли магнит передать свои свойства обычному железу.

Материалы и оборудование: магнит, железные скрепки.

Описание эксперимента: На тетрадный лист я высыпал много железных скрепок. Решил проверить сможет ли магнит передать свои свойства обычному железу. Подвесил к магниту снизу скрепку. Поднёс к ней ещё одну – оказалось, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю. Тогда я попробовал сделать целую цепочку из скрепок.

Я убрал магнит. Все скрепки упали. Затем я поднёс одну из скрепок к другой. Ого! Скрепка сама стала магнитом! Разложил их рядами, перед ними положил ещё одну скрепку. Поднёс магнит к «генералу». Он «приклеился», затем поднёс магнит с «генералом» к другим скрепкам, они пошли за «генералом».

Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.

Эксперимент №3

   «Кладоискатель»

Цель: Выяснить, может ли магнит действовать на расстоянии.

Материалы и оборудование: скрепка, миска и манка.

Описание эксперимента: Я насыпал манку в миску, закопал в манке скрепку. Взял магнит и поднёс к поверхности манки. Вдруг скрепка моментально прилипла к магниту, она сама нашла путь наверх по зову магнитного поля.

Затем я захотел проверить, пройдёт ли сила магнитного поля через воду? Взяв стакан с водой, я продолжил свои опыты. В воду положил одну скрепку. Приложил магнит с одной стороны стакана, скрепка в воде «подъехала» к стенке стакана. Я потянул магнит вверх к краю стакана, не отрывая от стенки, скрепка последовала за ним. Как только я отодвинул магнит от стенки стакана, скрепка тут же упала на дно. Этот же опыт я проделал с монеткой. Её тоже тянуло магнитом. Я смог достать монету из воды, не опуская пальцев в воду.

Вывод: вокруг магнита есть магнитное поле, которое действует на предметы на расстоянии.

Эксперимент №4

«Волосы дыбом»

Цель: узнать, могут ли другие предметы, как и магнит притягивать и отталкивать предметы, т.е. приобретать магнитные свойства

Материалы и оборудование: воздушный шарик, кусочки бумаги, расчёска.

Описание эксперимента: Я подумал, а могут ли предметы, не имеющие от природы магнитных свойств, притягивать к себе предметы или отталкивать их, как магнит? Для следующего эксперимента я взял воздушный шарик и порвал бумагу на мелкие кусочки.

Потёр шарик о волосы. Волосы потянулись за шариком. Поднёс шарик к кусочкам бумаги - они прилипли на шарик!

Опыт показал, что когда мы трем шарик о волосы, он получает электрический заряд. А так как разные заряды притягиваются, то к шарику притягиваются и бумажки. Шарик будет притягивать не только бумажки, но и волосы, пылинки, прилипать к стене и даже искривлять тонкую струйку воды из крана. При трении шарика о волосы возникет магнитное поле. Но это магнитное поле возникает на короткий срок, по истечении которого его свойства теряются. Подобный опыт я провёл с расчёской вместо шарика. Потёр пластиковой расчёской по волосам, а потом поднёс её к кусочкам бумаги. Бумага прилипла к расчёске. Но через некоторое время свалилась с неё.

Вывод: предметы могут приобретать магнитные свойства: притягивать и отталкивать другие предметы.

Эксперимент №5

«Кошелёк»

Цель: узнать, в каких домашних предметах есть магнит.

Материалы и оборудование: кошелёк, магнит на холодильник.

Описание эксперимента: Мама показала мне, где ещё применяется магнит. Она достала свою маленькую сумочку (клатч) и сделала щёлк-щёлк. Что это? Оказалось, замок сумочки сделан на основе магнита и металлической пластины, которые при прикосновении крепко сцепляются, как друзья, создаётся металлический звук от удара магнита о пластину.

Мама рассказала, что магнит используется также для застёгивания бус и браслетов, кошельков, коробок, в прихватах для штор, в дверцах холодильника и доводчиках мебели, дверей. Магнитная лента есть в пластиковых картах, на компакт-дисках, в телевизорах, компьютерах.

Вывод: Магнит широко используется в предметах домашнего обихода.

Эксперимент №6

«Игрушки»

Цель: Найти игры и игрушки, внутри которых есть магнит.

Описание эксперимента :  Я вспомнил, что в детском саду есть игра – конструктор, детали которого крепятся друг к другу магнитами. Есть также настенная игра – город, где к металлической доске крепятся картинки на магнитном виниле в виде дороги, домов и машин, знаки дорожного движения и человечки. Мне очень нравится играть в эту игру.                                                                                              

Вывод: в некоторых современных играх и игрушках присутствует магнит.

        Результаты исследования

Итак, моя гипотеза подтвердилась. Люди часто используют магнит в жизни, в быту. Магниты - это устройства способные создавать магнитное поле и притягивать различные металлы. Они очень часто используются человеком в быту: магнитная бумага, лента, разные магнитные крючки, закладки, магнитные доски и многое другое.

Если когда-то магниты были загадочными и необъяснимыми, то сегодня их использование в разных отраслях сделало их незаменимыми. Магниты в современной жизни можно встретить даже в предметах домашнего обихода. Многие люди настолько привыкли к его свойствам, они даже не обращают внимания на то, что где-то рядом с ними может быть магнит.

Приложение

Загадки про магнит

Бывает маленьким, большим.

Железо очень дружит с ним.

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в куче сена.

Этот жадный предмет.

Все железо хватает.

Для него нормы нет,

Прилипанием страдает.

Хоть я вовсе не планета, у меня есть полюса.

Рук и ног в помине нету, но хватать могу я сам

Гвозди, ножницы, кастрюли, винтики, булавки, пули –

Всё железное манит, тянет на себя ……(магнит).

Магнит

Лев Толстой.

В старину был пастух; звали его Магнис. Пропала у Магниса овца. Он пошёл в горы искать. Пришёл на одно место, где одни голые камни. Он пошёл по этим камням и чувствует, что сапоги на нём прилипают к этим камням. Он потрогал рукой — камни сухие и к рукам не липнут. Пошёл опять, — опять сапоги прилипают. Он сел, разулся, взял сапог в руки и стал трогать им камни. Тронет кожей и подошвой — не прилипают, а как тронет гвоздями, так прилипнет.

Была у Магниса палка с железным наконечником. Он тронул камень деревом — не прилипает; тронул железом — прилипло так, что отрывать надо. Магнис рассмотрел камень, видит, что похож на железо, и принёс куски камня домой. С тех пор узнали этот камень и прозвали его магнитом. Магнит находят в земле с железной рудой. Там, где есть магнит в руде, и железо самое лучшее. Из себя магнит похож на железо. Если положить кусок железа на магнит, то и железо станет притягивать другое железо. А если положить стальную иголку на магнит да подержать подольше, то иголка сделается магнитом и станет к себе притягивать железо. Если два магнита 15

сводить концы с концами, то одни концы будут отворачиваться друг от друга, а другие будут сцепляться.

Если одну магнитную палочку разрубить пополам, то опять каждая половинка будет с одной стороны цепляться, а с другой отворачиваться. И ещё разруби — то же будет, и ещё руби сколько хочешь, — всё то же будет: одинаковые концы будут отворачиваться, разные цепляться, как будто с одного конца магнит выпирает, а с другого втягивает. И как его ни разломи, всё с одного конца он будет выпирать, а с другого втягивать. Всё равно как еловую шишку, где ни разломи, всё будет с одного конца пупом, а с другого чашечкой. С того ли, с другого ли конца, — чашечка с пупом сойдётся, а пуп с пупом и чашечка с чашечкой не сойдутся.

Если намагнитить иголку (подержать подольше с магнитом) и насадить её серединкой на шпенёк так, чтобы она ходила вольно на шпеньке, то как хочешь верти магнитную иголку, как пустишь, она станет одним концом на полдни (юг), другим — на полночь (север).

Когда не знали магнита, по морю не плавали далеко. Как выйдут далеко в море, что земли не видать, то только по солнцу и по звёздам и знали, куда плыть. А если пасмурно, не видать солнца и звёзд, то и не знают сами, куда плыть. А корабль несёт ветром и занесёт на камни и разобьёт.

Пока не знали магнита, не плавали по морям вдаль от берега; а когда узнали магнит, то сделали иголку магнитную на шпеньке, чтоб она вольно ходила. По этой иголке и стали узнавать, в какую сторону плывут. С магнитной иголкой стали ездить дальше от берегов и с тех пор много новых морей узнали.

На кораблях всегда бывает магнитная иголка (компас) и есть мерная верёвка с узлами на конце корабля. И верёвка приделана так, что она разматывается и по ней видно, сколько корабль проехал.

Так что, когда плывут на корабле, всегда знают, на каком теперь месте корабль, далеко ли от берега и в какую сторону.

Тяжелый магнит необычайной притягательной силы.

Евгений Клюев

Когда Тяжёлый Магнит Необычайной Притягательной Силы впервые появился на письменном столе, первой не выдержала Кнопка. Она даже не пикнула, а просто бросилась к нему так, словно всю жизнь только его и дожидалась. И тут же воткнулась ему в щёку острым своим носиком.

– Добрый… гм… вечер, – оторопел Тяжёлый Магнит Необычайной Притягательной Силы: он определенно помнил, что никогда прежде не был знаком с Кнопкой. – Ваше имя… простите, запамятовал… 16

– Кнопка! Кнопка мое имя! – истошно запищала Кнопка. – Мы ещё не знакомы, но это неважно: я принадлежу Вам всем своим существом!

– Спасибо, конечно… – растерялся Тяжёлый Магнит Необычайной Притягательной Силы, у которого всё не получалось взять в толк, как это возможно – принадлежать всем своим существом тому, кто тебя впервые в жизни видит. – А зачем Вы это делаете?

– Делаю – что? – недопоняла Кнопка, практически впиваясь в Тяжёлый Магнит Необычайной Притягательной Силы.

– Ну… принадлежите мне всем своим существом, – разъяснил тот.

Кнопка заливисто рассмеялась:

– Да Вам нельзя не принадлежать всем своим существом… у Вас ведь такая необычайная притягательная сила!

– Нельзя? – огорчился Тяжёлый Магнит Необычайной Притягательной Силы. – Ну, нельзя так нельзя.

Пришлось смириться с намертво впившейся в него Кнопкой…

Между тем Скрепка неподалёку тоже чувствовала себя очень беспокойно. Она просто вся извихлялась на месте, а потом истерически вскрикнула: «Ой, не могу больше!» – и со всего размаху влепилась в Тяжёлый Магнит Необычайной Притягательной Силы, тут же и усевшись ему прямо на шею.

– Скрепка, – коротко представилась она, пытаясь сохранить остатки собственного достоинства.

– Вы тоже ко мне? – задал глупый вопрос Тяжёлый Магнит Необычайной Притягательной Силы.

Скрепка посмотрела на него, и резонно произнесла:

– Я же на Вашей шее сижу, кажется!

– На моей, – едва заметно вздохнув, согласился Тяжёлый Магнит Необычайной Притягательной Силы. – А почему Вы выбрали именно мою шею?

– Можно подумать, у меня был выбор! – воскликнула Скрепка и вдруг горячо прошептала: – Я боюсь, что никто тут не сможет противостоять Вашей притягательной силе!

– Никто? – с ужасом переспросил Тяжёлый Магнит Необычайной Притягательной Силы. – Ну, никто так никто…

Увы, это была правда, причем правда страшная. Скоро на нём собрались все остальные кнопки и скрепки, а к бокам прицепились перья и зажимы… Ещё через некоторое время к нему практически прильнула 17

металлическая Линейка, осторожными шагами подошли Ножницы, подполз на брюхе довольно увесистый Тюбик-с-Клеем.

Вскоре свободного места на Тяжёлом Магните Необычайной Притягательной Силы уже совсем не оставалось: все просто лепились друг к другу, даже не разбираясь, зачем и почему они это делают.

– Боже мой, – размышлял Тяжёлый Магнит Необычайной Притягательной Силы, – откуда ж она во мне, такая притягательная сила? Вот уж наградила природа – так наградила… просто и света белого не видно!

И впрямь – весь белый свет оказался для него заслонённым предметами, не сумевшими противостоять его необычайной притягательной силе… ах, винить ли их за это? И он терпел – никого не виня и никого от себя не прогоняя.

А однажды на письменном столе появилась Гордая Свеча в Маленьком Каменном Подсвечнике. Тонкая и ослепительно белая, оглядевшись по сторонам, она сразу поняла всё, что происходит на этом письменном столе, поняла – и улыбнулась. И Тяжёлый Магнит Необычайной Притягательной Силы почувствовал, что отныне и навсегда он влюблен в эту Гордую Свечу в Маленьком Каменном Подсвечнике.

Тем же вечером её зажгли. Лепесток пламени был таким чистым и трепетным, что Тяжёлый Магнит Необычайной Притягательной Силы не мог оторвать от него глаз. А когда Гордую Свечу в Маленьком Каменном Подсвечнике погасили, Тяжёлый Магнит Необычайной Притягательной Силы обратился к ней из-под толщи предметов, в обществе которых он напоминал растрёпанного ежа.

– Дорогая Гордая Свеча в Маленьком Каменном Подсвечнике, – сказал он, – не согласитесь ли Вы пройти со мной по жизни рука об руку?

Гордая Свеча в Маленьком Каменном Подсвечнике с улыбкой взглянула на него и ответила:

– Будь я сейчас зажжена, дорогой Тяжёлый Магнит Необычайной Притягательной Силы, я непременно отрицательно покачала бы пламенем. Тут, на письменном столе, и без меня довольно тех, кто не прочь пройти с Вами по жизни рука об руку… так что руки у Вас заняты. Да и видно Вас плохо… из-за Вашего окружения.

– Стало быть… – кашлянул Тяжёлый Магнит Необычайной Притягательной Силы, – я Вас совсем не притягиваю?

Гордая Свеча в Маленьком Каменном Подсвечнике только вздохнула: не из того была она материала, что другие.

«Вот мое сердце и разбито», – отчитался себе Тяжёлый Магнит Необычайной Притягательной Силы и попытался было стряхнуть с себя тех, кто не мог противостоять этой силе… да где там! 18

А на следующий вечер Гордую Свечу в Маленьком Каменном Подсвечнике снова зажгли – и Тяжёлый Магнит Необычайной Притягательной Силы опять не мог оторвать глаз от её чистого и трепетного пламени… до тех пор, пока пламя это не стало сходить на нет и Тяжёлый Магнит Необычайной Притягательной Силы с ужасом не обнаружил, что Гордая Свеча в Маленьком Каменном Подсвечнике исчезает.

– Не исчезайте, – крикнул он ей, – мне будет пусто без Вас!

Но, в последний раз качнув своим пламенем, Гордая Свеча в Маленьком Каменном Подсвечнике еле слышно шепнула:

– Какой Вы, однако, смешной!… Я ведь только для Вас и горела…

И тут все, облепившие Тяжелый Магнит Необычайной Притягательной Силы, горестно вздохнули… Оно и понятно: кого же может оставить равнодушным такая красивая и такая без-на-дёж-на-я история любви!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Магнит и его свойства"

Конспект познавательно-исследоватеьской деятельности для подготовительной группы для формирования понятия "магнетизм"...

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности: «Магнит и его свойства»

Данный материал поможет закрепить знания детей по теме: " Магнит и его свойства"...

Исследовательская деятельность "Магнит"

Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе предметы всегда вызывала у людей удивление. С магнитами мы часто встречаемся в повседневной жизни: это наши первые магнитные азбуки, магнитная до...

Открытое занятие по поисково - исследовательской деятельности «Магнит – это интересно» (старшая группа)

Цель: развитие интереса к поисково-исследовательской деятельности.Программное содержание:Формировать представления о различных сторонах изучаемого предмета (магнита), его взаимоотношениях с другими пр...

Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности «Магнит и его свойства»

Данный мастер- класс предназначен для воспитателей и родителей, которым интересна опытно – экспериментальной деятельности....

Мастер-класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности «Магнит и магнетизм»

Мастер-класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности«Магнит и магнетизм»...

Исследовательская деятельность "Магнит"

Исследовательская деятельность в средней группе "Магнит"...