"Город профессий" проект для средней группы
проект по окружающему миру (средняя группа)

Тарасова Елена Владимировна

Ранняя профориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого ребенка для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod_professiy.docx73.35 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №61 «ФЛАЖОК» ГОРОДА СМОЛЕНСКА

Проект

по ранней профориентации детей

среднего дошкольного возраста

«Город профессий»

Воспитатель: Тарасова Е.В.


Оглавление

Пояснительная записка        2

Актуальность        2

Принципы организации ранней профориентации дошкольников        5

Оснащение развивающей предметно –пространственной среды        7

Содержание проекта        8

Алгоритм и составляющие совместной образовательной деятельности с дошкольниками        10

Алгоритм ознакомления с профессией        12

Этапы реализации проекта        13

Список используемой литературы        18

Перспективный план по ранней профориентации детей        19

Показатели познавательного развития детей дошкольного возраста        23


Пояснительная записка

     В настоящее время в системе образования России, в том числе и дошкольном образовании, происходит множество перемен. На современном этапе государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька общего образования, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. 

     Современная действительность нам диктует новые требования. Среди которых  трудовое  воспитание детей  стоит на первом месте. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.

    Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.

    Теоретические основы трудового воспитания в отечественной педагогике были заложены такими исследователями, как Я. З. Неверович, Д. Б. Эльконин, В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Д. В. Сергеева, А. А. Люблинская и др.. Труд – это общественно полезная деятельность, это область реализации личности. Но дошкольник еще слишком мал, что производить общественно полезный продукт. И труд в данном возрасте выступает в новом качестве: он оказывает воспитательное воздействие на личность ребенка. В свете введения ФГОС ДО,   возник вопрос,  о ранней профориентации детей, а дошкольный возраст  является наиболее благоприятным.  

Актуальность

Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.

Ранняя профориентация позволит развивать интерес  ребёнка и сформировать отношение к профессиональному миру в доступных видах деятельности.

    Согласно   Приказа  Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» проблематика профориентации дошкольников присутствует в рамках направления «Социально-коммуникативное развитие» и целевого ориентира дошкольного образования, где определено формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Ребенку необходимо знать, где и кем работают его родители, познакомить со спецификой профессий, требованиями, которые они предъявляют человеку.

        Чем больше ребенок получит информации,  чем более разнообразна  будет его игровая деятельность, тем легче будет выявить реальные интересы и потребности детей.

    Данный проект направлен на  создание психолого-педагогических условий развития ранних представлений дошкольников о профессиях,  формирование  познавательного  интереса,  расширение  кругозора  в  области ознакомления с профессионально-трудовой деятельности  взрослых.

Концепции данного проекта:

  1. Ранняя профориентация.
  2. Игровая экспериментальная деятельность – как отражение мировой действительности.

      Ранняя профориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого ребенка для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.  Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий).     Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности. Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых. Игра — это отражение жизни. Поэтому в данном проекте обе концепции взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

Продолжительность:  долгосрочный

Тип: познавательный

Участники проекта: воспитанники  средней группы, родители, воспитатели.

Возраст детей: 4-5 лет

Цель проекта: формирование у детей знаний о профессиях взрослых через организацию развивающей предметно пространственной среды и включение детей в сюжетно-ролевые игры .

Задачи

- Познакомить детей с несколькими видами профессий.

 - Формировать представление о том, что такое профессия.

- Показать значение трудовой деятельности в жизни человека.

- Развивать коммуникативные способности.

- Обогащать словарный запас детей.

 - Воспитывать у детей положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий.

Основные направления ранней профориентации ребёнка – дошкольника:

-  наиболее полное знакомство с миром профессий (информационный характер);

- совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности;

- формирование у детей позитивных установок и интереса к труду, системных представлений о труде взрослых, воспитание трудолюбия  (самообслуживание, выполнение отдельных поручений).

Принципы организации ранней профориентации дошкольников

Принцип сезонности

Построение или корректировка познавательного содержания деятельности с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.

Принцип систематичности и последовательности:

Постановка или корректировка задач познавательного - исследовательского развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и  незнакомому».

Принцип цикличности

Построение или корректировка содержания деятельности с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту.

Принцип природосообразности

Развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем,  способностями и  индивидуальными особенностями, восприятием.

Принцип интереса

Построение или корректировка деятельности с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом

Специфические принципы, обусловленные особенностями

познавательно-исследовательской деятельности и направленные

на раннюю профориентацию дошкольников

Принцип личностно - ориентированного взаимодействия

Организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему, как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Принцип дифференцированного подхода

Создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

Принцип деятельности

Включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип творчества

Максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

Принцип интеграции

Интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).

Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности

Воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего.

Оснащение развивающей предметно – пространственной среды

В группе организованы развивающие зоны: «мастерские», где ребёнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и самодеятельности. «Мастерская» представляет собой специальную  РППС с учётом специфики каждой профессии и создаёт условия для игрового сюжета. «Мастерская» предполагает:

- познакомить детей с профессиями;

- представить, какими могут быть профессии будущего.

Центр познания. В этом центре расположены дидактические игры на развитие речи, развивающие и логические игры, дидактический материал по знакомству детей с профессиями.

Центр сюжетно-ролевых игр. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм  профессиональной направленности - «Поликлиника», «Магазин», «Больница», и др. подбираются, чтобы создать условия для реализации интересов детей  в  разных  видах игр. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.

Центр чтения расположен на полках, где дети в свободном доступе могут взять любую книгу. Набор книг постоянно меняется, имеется достаточное количество предметных картинок по теме «Профессии».

Центр «ПДД» оснащен необходимыми атрибутами  к сюжетно-ролевым играм: транспортные средства, светофор, дорожные знаки, игрушечная аптечка «Скорой помощи» и др.

Центр «Строительства» достаточно мобилен, занимает немного пространства. Содержит конструкторы различного вида, кубики, крупный и мелкий строительный материал, лего. Для обыгрывания построек имеются мелкие игрушки.

        

Практическая значимость проекта состоит в том, что предложенная система мероприятий способствует расширенному ознакомлению детей с профессиями.

           В процессе игровой деятельности у дошкольников формируются представления о профессиях, развиваются интерес к трудовым действиям и играм с производственными сюжетами. Дети учатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, осознают ценностное отношение к труду взрослых, проявляют самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей социализации.

 Ориентированность проекта на конкретный практический результат.

  У  воспитанников дошкольного учреждения будет:

- развито эмоционально – положительное отношение, интерес к профессиям взрослых;

- сформированы представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;

- воспитано бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда;

- сформированы обобщенные представления о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- вызвано желание научиться выполнять различные трудовые действия.

           

Содержание проекта

Содержание направлено на воспитание у детей  положительного,  ценностного  отношения  к  труду, формирование познавательного интереса, расширение кругозора в области профессий.

Методологические основы реализации проекта

Ранняя  профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

       Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий, в рамках реализации проекта, осуществляется с учётом традиционных и современных образовательных технологий:

Технология проектной деятельности (Л. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова). Проектная деятельность - это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Технология исследовательской  деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова).  Исследовательская деятельность –  это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям типы исследования:

- опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;

- коллекционирование   (классификационная   работа)   –   освоение   родовидовых отношений.

Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).  Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова). Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.

          Информационно-коммуникационные технологии. В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья.  В  дошкольном учреждении это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера.

Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить: мультимедийные презентации; виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий, которых знакомят дошкольников).

Алгоритм и составляющие совместной образовательной деятельности с дошкольниками

Части занятия

Цель

Формы работы

1.

Мотивация детей

(Развитие у детей потребности в новых знаниях)

Постановка целей и задач познавательной деятельности индивидуально или группе детей

- Вовлечение в совместную деятельность.

- Использование наглядных, информационных средств.

- Развитие интереса у детей к предстоящей познавательно-исследовательской деятельности и сосредоточение внимания на предстоящей деятельности.

- Погружение ребенка в ситуацию исследователя.

Доминирует проблемно-игровая форма преподнесения материала.

2.

Работа над темой (Формирование осознанного использования опыта других и своего собственного)

-Организация познавательно- исследовательской деятельности

-Чтение книг, работа со справочной литературой

- подбор и систематизация картинок, рисунков, фотографий, загадок, стихотворений, пословиц, открыток;

-проведение виртуальных экскурсий с представителями разных профессий;

-организация выставок;

-работа в лабораториях и мастерских.

3.

Творческая познавательно-исследовательская деятельность

(формирование у детей познавательных умений)

-Получение, углубление и систематизация представлений в определенной профессиональной области

 -Организация совместных с педагогом и самостоятельных дидактических, сюжетно-дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных игр;

-подготовка спектаклей;

-художественная деятельность;

-самостоятельное экспериментирование и т.д.

4.

Презентация (защита)

-Представление результатов познавательно-исследовательской деятельности детей

-Организация выставок, презентаций;

-представление результатов исследования;

-защита творческих проектов

        Алгоритм ознакомления с профессией

Название профессии

Место работы

Материал для труда

Форменная одежда

Орудия и предметы труда

Трудовые действия

Личностные качества

Результат труда

Польза труда для общества

           Результаты  психолого-педагогического    сопровождения    профессионального самоопределения  детей  дошкольного  возраста  определены  в  виде  целевых  ориентиров, которые  представляют социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:

- ребёнок обладает установкой положительного отношения  к разным видам труда;

- у ребенка складывается осознанное понимание роли труда для благополучия жизни человека;

- устойчивый познавательный интерес к миру профессий .

Этапы реализации проекта

I этап - информационно-аналитический, организационный

Срок реализации: сентябрь – октябрь

- анализ психолого-педагогических условий, способствующих ранней профессиональной ориентации воспитанников;

- анализ научно-методических исследований по проблеме ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста, выявление проблем;

- организация предметной развивающей игровой профсреды, адекватной возрастным особенностям.

II этап – основной

Срок реализации: ноябрь - март

          На втором этапе предполагается создание комплекса условий направленных на раннюю профориентацию дошкольников в мире профессий средствами предметно – игровой профсреды:

1. Разработка методического комплекта по ранней профориентационной работе с дошкольниками, подбор комплекса диагностических методик.

2. Апробирование методов и форм (обновление содержания) ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых.

3. Вовлечение в совместную образовательную деятельность всех участников образовательных отношений;

III этап - рефлексивно – обобщающий (результативный)

Срок реализации: апрель

           1. Анализ результатов работы

        2. Мониторинг влияния созданных методических, организационно - педагогических условий, предметно – игровой среды на формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда.

Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по двум основным линиям:

  1. Приближение детей к труду взрослых в процессе организации НОД и совместной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий, с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии. НОД сопровождается беседой, рассматриваем иллюстраций, с соответствующей тематикой, рассказом педагога, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, подвижными играми (по тематике).

  1. Совместная деятельность взрослого и ребенка в ходе освоения различных культурных практик: игровая деятельность, продуктивно  творческая деятельность, познавательно – исследовательская и досуговая деятельность.

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов (детская инициатива)

Планируемый результат

Целевой этап

-Чтение стихотворений, пословиц, потешек о труде взрослых.

-Отгадывание загадок об атрибутах к профессиям людей.

-Постановка целей.

-Нахождение путей решения.

-Читает стихотворение, задаёт вопросы.

-Предлагает проблемные ситуации.

-Помогает поставить цели.

-Направляет деятельность детей.

-Слушают, отвечают на вопросы.

-Предлагают варианты решения  проблемы.

-Ставят цели.

-Дети настроены на работу.

Организационный этап

Закрепление норм и правил поведения,

-демонстрация игрового оборудования и атрибутов к разным профессиям,

-объяснение правил игры,

-выполнение заданий.

-Вовлекает в совместную деятельность,

-объясняет,

-создаёт проблемную ситуацию;

-предоставляет возможность для сотрудничества детей.

Самостоятельно выбирают себе партнёров,

-договариваются друг с другом,

-помогают друг другу,

-находят решения.

-Определены участники и правила взаимодействия.

Содержательный этап

-Практическая продуктивная деятельность по достижению целей;

-игровая деятельность в игровых зонах (Магазин, Ателье, Парикмахерская, Школа, Детский сад, Гараж, Мастерская, Ферма, Стройка и др.).

-Направляет, стимулирует интерес;

-интересуется ходом игры;

-согласовывает с детьми действия, последовательность;

-поддерживает познавательный интерес детей.

-демонстрируют познавательную активность;

-решают проблемную ситуацию;

-осуществляют взаимоконтроль;

-осваивают последовательность действий;

-проявляют заботу друг о друге, помогают.

-Участие детей в практической деятельности в соответствии с правилами;

-установление сотрудничества друг с другом.

Рефлексия

-Обсуждение совместной деятельности.

-Задаёт вопросы, поощряет детей к высказыванию.

-Делятся впечатлениями, выражают эмоции, отвечают на вопросы.

Положительное эмоциональное состояние;

-познавательный интерес и перспективы детей .

Список используемой литературы

1.Алябьева Е.А. Играем в профессии: занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. М., 2014.

2.Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

3.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: Творческий центр «Сфера», 2002.

3.Гусева Т. Кем быть? / Поём, танцуем и рисуем. – 2009. – №6.

Кузнецова С. Конкурс парикмахеров / Поём, танцуем и рисуем. – 2009. – №6.

4. Жаренкова Н.З., Муртазина О.В. Знакомимся с профессиями. Долгосрочный проект для старших дошкольников.- М.: Детство-пресс, 2014.

5.Загадки о профессиях.URL: http:/www.prozagadki.ru/ drugie-zagadki/zagadki-o-professijakh/

6.Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие – Балашов: Издательство «Николаев», 2004.

7.Кем я стану? Серия «Твой удивительный мир» - М.: ГеоДом, 2016

8.Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. –М.: Мозаика-Синтез, 2016.                                                                                               

9.Нищева Н.В. Картотека предметных картинок Профессии. - М.: Детство-пресс, 2014.

10. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005.

11.Серия «Мир в картинках ФГОС» – Инструменты домашнего мастера, музыкальные инструменты.-М.: Мозаика-Синтез, 2016

12. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2012.

13. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013.

Перспективный план по ранней профориентации детей

Дата

Содержание работы

Сентябрь

1.Вводная беседа «Что такое профессия?»

2. Ознакомление с окружающим миром «Какие бывают профессии»

3. Ознакомление с художественной литературой: чтение стихотворения  В. Маяковского «Кем быть?»

 4.Рассматривание изображений  с различными профессиями. Беседа «Кем мечтаешь стать ты?»

 Свободная деятельность

С/р игры: «Водитель», «Воспитатель».

Д/и «Профессии», «Кому, что нужно?»

Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия у детей в семье».

Октябрь

1. Ознакомление с окружающим миром «Знакомство с профессией фермера».

2.Познавательная беседа о труде овощевода.

3. Творческая мастерская.  Аппликации «Собираем урожай»

4.Познавательная беседа «Откуда текут молочные реки?»

Свободная деятельность

Д/и «Домашние животные и их детеныши»

Д/и «Кто, что ест?»

Выставка «Чудо поделки из овощей и фруктов»

Ноябрь

1. Ознакомление с окружающим миром «Врач»

2.Беседа: «Что нужно делать, чтобы не простудиться».

3. Чтение худ. литературы : В.Сутеев  «Бегемот, который боялся прививок», К.Чуковский «Айболит».

Свободная деятельность

Сюжетно – ролевая игра «Поликлиника», «Скорая помощь».

Д/ и «Что кому нужно для работы».

Консультация «Почему нужно приучать ребенка к труду с ранних лет»

Декабрь

1. Ознакомление с окружающим миром «Модельер».

2.Ознакомление с художественной литературой: чтение стихотворения С.Маршака «Почта»

3. Письмо Деду Морозу.

4. Творческая мастерская «Волшебство из бумаги»

Речевая игра с мячом «Назови профессию».

Раскрашивание раскрасок «Профессии».

Познавательно-экспериментальная деятельность детей в мини-лабораториях, центре науки «Опыты и эксперименты с бумагой»

Мастер –класс «Новогодний костюм своими руками»

Январь

1.Ознакомление с окружающим миром «Модельер».

2. Ознакомление с художественной литературой: чтение худ. литературы: «Волшебная иголочка» В. Овсеева.

3. Рассматривание предметных картинок «Одежда бывает разная»

Разговор об одежде (где покупаем, какая нравиться и т.д.).

Загадывание загадок о швейных принадлежностях.

Рассматривание журналов мод.

Сюжетно-ролевая игра «Бумажное ателье»

Памятка «Опасные предметы дома»

Февраль

1. Ознакомление с окружающим миром «Строительные профессии».

2. Творческая мастерская.  Конструирование «Мост»

3. Ознакомление  с художественной литературой: чтение С. Баруздина «Кто построил этот дом».

4. Беседа «Кем мечтаешь стать ты?»

С/р игра «Мы строители»

Д/и «Кто, что делает?»

Раскрашивание раскрасок «Профессии».

Рисуем по замыслу «Кем я хочу быть»

Март

1.Ознакомление с окружающим миром «Труд мамы».

2. Мини-огород на окне «Во саду  ли, в огороде»

3. Ознакомление  с художественной литературой: чтение рассказа Е.Пермяка «Мамина работа»

 Загадывание загадок «Все профессии нужны, все профессии важны».

Создание фотоколлажа «Мир профессий».

Д/и «Кто где работает?»

Рекомендации для родителей «Расскажите ребенку о своей профессии»

Апрель

1.Ознакомление с окружающим миром «Важная профессия - повар»

2. Экскурсия «Спасибо нашим поварам за то, что вкусно кормят нас!»

3. Творческая мастерская. Лепка «Румяные пирожки»

4. Ознакомление  с художественной литературой: чтение стихотворения Б. Заходера «Повара»

Продуктивная деятельность «Вкусные конфетки»

Д/и «Что нужно повару»

Д/и «Варим борщ и компот»

С/р игра «Ждем гостей»

Консультация «Формируем у детей  правила поведения за столом»

Май

1.Ознакомление с окружающим миром  «Труд парикмахера»

2. Творческая мастерская.  Игра-рисование "Маленький парикмахер" 

3. Беседа «Зачем человек трудится»

4. Игра-викторина «Что мы знаем о профессиях?» 

Д/ и  «Сделаем куклам красивые прически»

Рассматривание фотоальбома «Салон красоты»

Составление детьми рассказов «Кем работают мои родители»

Рекомендации «Расскажите детям о профессиях бабушки и дедушки»

Показатели познавательного развития детей дошкольного возраста

Обследование уровня познавательного развития детей проводится два раза в год: начальное – в сентябре месяце, итоговое в апреле с использованием следующих методов:

- наблюдение;

- подбор творческих и практических заданий;

- беседа.

Данные методы позволяют выявить реальный уровень познавательного развития ребенка и степень его соответствия возрастным нормам, а также определить недостатки.

Критерии оценивания уровня познавательного развития:

- когнитивный критерий дает возможность оценивать: овладение понятиями о профессиях, осознание в определённой степени своих способностей и умений;

- мотивационно-потребностный критерий устанавливает уровень развития интереса к труду, отношение к труду и профессиям, наличие желания овладеть определенной профессией;

- деятельностно-практический критерий характеризует трудолюбие и активность воспитанника.

Критерий

Показатели

Методы диагностики

Когнитивный

- Знания о профессиях людей.

- Беседа.

- Опросник

Л.В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых».

Мотивационно-потребностный

- Интерес к труду, учебной и профессиональной деятельности;

- Отношение к труду и профессиям;

- Желание овладеть определенной профессией.

- Наблюдение;

- Профориетационный опросник

Е.И. Климова.

Деятельностно-практический

- Отражение в процессе занятий сформированных понятий о профессиях;

- Проявление активности и ответственности в процессе образовательной деятельности.

- Наблюдение;

- Методика «Закончи предложение».

Показатели

Методики

Периодичность

Осведомленность о труде взрослых

Опросник Л.В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых»

2 раза в год сентябрь

май

Ранние профориентационные склонности

Профориетационный опросник

Е. И. Климов (Приложение 4)

1 раза в год

сентябрь

Игровая деятельность (игры профессионально - ориентированного характера)

Педагогическая диагностика В.П. Кондрашова по определению уровня развития игры «Диагностика игровой деятельности» (игры профессионального характера) (Приложение 5)

2 раза в год

Сентябрь

Май

Диагностическая карта по изучению представлений о труде взрослых

(на основе методики Е.И. Медвецкой «Что такое профессия?»)

№п/п

ФИО ребенка

возраст

Перечень вопросов

Выводы

Какие ты знаешь профессии, назови их?

Расскажи, какими орудиями труда пользуется человек названных тобой профессий?

В чем заключаются особенности процесса работы данных профессий?

Опросник для родителей «Знает ли Ваш ребенок?»

1.Проявляет ли Ваш ребенок интерес к профессиям? В чем это выражается

 2.Задает ли Ваш ребенок вопросы, желая узнать что-то новое о той или иной профессии?

3.Знает ли Ваш ребенок, где и кем Вы работаете?

4.Знает ли ребенок, в чем значение Вашей профессии?

5.Знает ли Ваш ребенок, что Вы делаете на работе, чем конкретно занимаетесь, какие профессиональные действия совершаете?

6.Знает ли Ваш ребенок, какие орудия труда Вы используете?

7.Знакомите ли Вы своего ребенка с профессиями взрослых? Если да, то с какими и каким образом?

8.Какой иллюстративный материал используете?

Индивидуальная работа

Метод «парных сравнений»

Для определения предпочтения дошкольников играм, связанным с профессиями, степени устойчивости познавательного интереса можно использовать метод «парных сравнений». Составляется 10 сочетаний по три вида занятий в каждом. Все виды деятельности, в том числе и игры, связанные с разными профессиями взрослых, повторяются пять раз. Например:

1)игра в стройку, подвижная игра, чтение сказок;

2)рассматривание картинок, чтение сказок, подвижная игра;

3)игра в магазин, рисование, конструирование;

4)рисование, подвижная игра, конструирование;

5)рисование, конструирование, игра в почту;

6)чтение стихотворений, подвижная игра, конструирование;

7)рисование, игра в больницу, рассматривание картинок;

8)чтение рассказов, рассматривание картинок, конструирование;

9)чтение рассказов, рассматривание картинок, подвижная игра;

10)игра в детский сад, рисование, рассматривание картинок.

Работа проводится индивидуально с каждым ребенком. Ребенку предлагается назвать один из предложенных в сочетании видов деятельности, который ему больше всего нравится. Выбранный вид экспериментатор подчеркивает. На основании обработки полученных данных можно выделить следующие уровни:

нулевой ‬нет ни одного выбора игры, связанной с профессиями;

низкий ‬один раз отдают предпочтение игре, связанной с профессиями;

средний ‬осуществляют два три выбора;

высокий ‬демонстрируют четыре пять предпочтений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мой город" (социальный мир) средняя группа

Проект "Мой город" (социальный мир) средняя группа...

Сценарий развлечения "В городе игрушек" в средней группе

Итоговое мероприятие по тематической неделе "Мир предметов: "Игрушки"...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие по городу» для детей средней группы

Цель: Закрепление знаний, умений о труде водителя и контролера на основе которых ребята смогут развить сюжетную игру.Задачи: Знакомство с правилами поведения на автобусе. Пополнять представление ...

Паспорт проекта по патриотическому воспитанию «Сызрань - славный город» для детей средней группы

ТИП ПРОЕКТА: ИНФОРМАЦИОННО - ТВОРЧЕСКИЙ, КРАТКОСРОЧНЫЙ, СЕМЕЙНО-ГРУППОВОЙ...

конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности "Мы - за чистый город" для детей средней группы

Данный материал поможет познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды;- с возможностью вторичного использования бросового материала...