Конспект НОД «Знакомство с Капелькой!»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Познакомить детей со свойствами воды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл знакомство со свойствами воды.201.4 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие   «Знакомство с Капелькой

Цель: Познакомить детей со свойствами воды.

Задачи

Познавательные:

-Познакомить со свойствами воды (вода бесцветная, без запаха, прозрачная).

-Создать целостное представление о воде, как о природном явлении.

Обучающие:

-Обогащать и активировать словарный запас.

-Расширять представления детей о значимости воды в жизни человека и в природе.

Воспитательные:

-Воспитывать бережное отношение к воде, умение работать сообща.

Материал:

Вода, ёмкости для опыта, Капелька, лимон, питьевые трубочки,

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.

«Друг»

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: К нам в гости сегодня пришла Капелька, но посмотрите, какая она грустная и печальная.

Вот послушайте её историю:

Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. От этого ей очень грустно, ведь ничего про себя она не знает. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.

Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней?

Дети: Да!

Воспитатель: Конечно, да! И так начнем прямо сейчас!

Воспитатель: Вы слышите мелодию?

На, что она похожа?

Дети: на ручей, на море, на водопад

Воспитатель: Правильно! Ребята, а как вы думаете, из чего состоит наша Капелька?

Дети: из воды

Воспитатель: А живет она где?

Дети: В воде!

Воспитатель: Молодцы! А, где же мы можем встретить воду?

Дети: В реке, в море, в луже, в кране и т. д.

Воспитатель: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?

Дети: Деревьям, птицам, животным, растениям

Воспитатель: Правильно! А, как вы думаете, а нам в группе, нужна вода?

Дети: Да

Воспитатель: А для чего?

Дети: Умываться, мыть пол, готовить еду, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.

Воспитатель: Все правильно, молодцы! Да, ребята, без воды все живое просто погибнет. Вода-это жизнь! Животные тоже пьют воду и просто без нее погибнут, а некоторые в ней и живут. Кто же живет в воде?

Дети: Рыбы, морская звезда, морской конёк.

Воспитатель: Ни одно живое существо не может жить без воды.

Вы слышали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

2 часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

Воспитатель: Итак, нам с вами необходимо узнать тайну нашей Капельки: какими волшебными свойствами она обладает?

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

Воспитатель:  Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств.

Воспитатель: Нам предстоит серьезная работа. Давайте на нее правильно настроимся.

Наши глаза внимательно смотрят и все видят.

Уши внимательно слушают и все слышат.

Голова хорошо думает.

Наши ноги нам не мешают.

Наши руки нам помогают.

Воспитатель: Пройдемте к нашим лабораторным столам.

Воспитатель: Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться.)

Воспитатель: Давайте наденем шапочки или фартуки и начнем наши опыты.

Первый стол (проходят к столам лаборатории, каждый стол отмечен флажком определенного цвета и накрыт салфеткой)

Опыт 1. Вода жидкая, может течь.

Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.

Воспитатель:   Что происходит с водой? Почему?

 (Ответы детей:  Льется, потому что вода жидкая.)

Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Вывод: Вода – это жидкость

    C:\Users\Admin\Desktop\2.jpeg

Опыт 2. Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик.

Воспитатель: Какой формы кубик и шарик? (круглой, квадратной)

Воспитатель: А как вы думаете, имеет ли форму вода?

Воспитатель: Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой.

Воспитатель: Что мы видим? (вода приняла форму баночки).

Воспитатель: Перельем эту воду в широкую баночку или другую формочку.

Воспитатель: Что мы видим? (вода приняла форму формочки). Форма, которую  

принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором  

находится. 

C:\Users\Admin\Desktop\6.jpeg

Второй стол (проходят к столам лаборатории, каждый стол отмечен флажком определенного цвета и накрыт салфеткой)

Опыт 3. Какого цвета вода?

Дети садятся на стульчики. На столе листочек, карандаш, стакан с водой, стакан с молоком, для каждого ребенка.

Воспитатель: Нарисуйте на маленьком листочке, цветочек или кружочек и раскрасьте его.

Воспитатель: Поставьте на свой рисунок стаканчик с молоком. Что вы видят? (рисунок не видно), Почему? (молоко имеет белый цвет)

Воспитатель: Потом поставить стаканчик на этот рисунок с водой.  Что они видят? (Рисунок видно). Почему? (вода прозрачная)

Какой можно сделать вывод.

 Вывод: Значит вода прозрачная жидкость.

C:\Users\Admin\Desktop\8.jpeg

Опыт №4: Какого цвета вода?

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком.

В оба стакана опустим ложки.

В стакане, где вода, ложка видна, а в стакане, где молоко, ложка не видна. - Как вы думаете, почему? Вода прозрачная, а молоко имеет белый цвет.

Вывод: Чистая вода не имеет цвета, прозрачная жидкость.

Воспитатель: Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Вода подкрасилась в разные цвета.

Воспитатель: Какой цвет у кого получились…?

Вывод – вода может окрашиваться тем веществом, которое мы в нее  положили.

Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.

C:\Users\Admin\Desktop\4.jpeg

Воспитатель: Посмотрите, Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала и обрадовалась. Давайте напомним капельке, что же мы узнали?

Вода – это жидкость,  вода не имеет формы, вода прозрачная жидкость.

Воспитатель: А мы немножко отдохнем.

ФИЗМИНУТКА

Третий  стол (проходят к столам лаборатории, каждый стол отмечен флажком определенного цвета и накрыт салфеткой)

Опыт № 4 «На определение вкуса воды»

На столе стоят кружки по количеству детей. Попросить выпить воду.

Воспитатель: Давайте каждый возьмет по стаканчику и  понюхаем воду и узнаем, пахнет вода или нет.

Дети: Вода без запаха.

Воспитатель: Правильно, получается, что вода не имеет запаха.

Воспитатель: А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды?

Возьмите трубочки и попробуйте воду. Какая она на вкус? Дети: безвкусная.

Воспитатель:  Правильно, вода не имеет вкуса.

Вывод - у воды нет вкуса и запаха.

На другом разноси стоят кружки с водой с солью сахаром и лимоном.  

Воспитатель:   Попробуйте  попробовать выпить эту воду.   Какая стала вода у Сони….

Дети: Вода стала кислая, соленая, кислая

Воспитатель: Почему она стала такая? (добавили сахар, соль, лимон)

Правильно теперь вода поменяла вкус, потому, что мы добавили туда, что лимон, сахар и соль.

Вывод- Вода приобретает вкус того вещества, которое мы добавили.

Воспитатель: А если теперь мы ее понюхаем, не изменился ли запах у воды?

Дети: Да, вода стала пахнуть лимоном.

Воспитатель: Правильно, а почему? Дети: Потому, что лимон пахнет.

Воспитатель:  Да, потому, что у лимона есть запах. Значит, теперь какие мы можем сделать выводы?

Чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у воды появится запах того, что в нее мы добавили.

Вывод: у воды нет своего вкуса, но она приобретает вкус тех веществ, которые в ней растворили.

C:\Users\Admin\Desktop\9.jpeg

Воспитатель:  Молодцы, вижу теперь, что вы многое уже узнали о воде.

Четвертый  стол (проходят к столам лаборатории, каждый стол отмечен флажком определенного цвета и накрыт салфеткой)

Опыт № 5  Вода – растворитель

У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой.

Воспитатель: У нас два стаканчика с водой.  Давайте добавим в первый стаканчик  ложку соли и  помешаем ее. Что произошло? (соль растворилась)

Воспитатель:  Во второй стаканчик добавим обычный песок и тоже перемешаем. Что мы видим?  Растворился песок или нет? (нет)

Воспитатель: значит,  в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем,

Вывод: что вода - растворитель.

3 часть. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось работать в нашей лаборатории? А, что именно вам понравилось? (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите на нашу Капельку она совсем повеселела. Давайте  напомним Капельке, какие свойства воды мы узнали? 

Вывод: Вода – это жидкость

 вода не имеет формы  

 вода прозрачная жидкость.

у воды нет вкуса и запаха.

Вода – растворитель. 

Воспитатель: А теперь я вам покажу фокус. Возьмите каждый по листочку. Подойдите к нашему тазику и аккуратно положите туда листочек. И давайте посмотрим, что произойдет. (распустились цветочки). Посмотрите, какая волшебная у нас вода

- Молодцы, ребята! На память о нашем знакомстве Капелька оставляет вам вот этих маленьких подружек. Ну, что пора и нам попрощаться с Капелькой и нашими гостями

Все вместе: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знакомство с капелькой"

Конспект совместно-организованной деятельности по познавательно-исследовательной деятельности с детьми 4-5лет...

Знакомство с капелькой

Электронно-дидактическое пособие по экологическому воспитанию детей старшей возрастной группы...

Конспект "Знакомство с капелькой"

конспект по дополнительной программе...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: для детей младшего возраста: «Знакомство с капелькой»

Проведение занятия позволит продолжить знакомить детей с водой и ее свойствами; обогащать словарный запас, развивать диалогическую речь. Расширять представления детей о свойствах воды....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы "Знакомство с Капелькой-капелькой".

Конспект занятия познавательно-исследовательского характера с детьми подготовительной к школе группы по знакомству со свойствами воды....