Проект мир насекомых (подготовительная группа)
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Проект «Мир насекомых»
Как возникла идея проекта.
В ходе беседы выявили, что дети недостаточно знают о насекомых, их образе жизни, о том, какую пользу и вред они приносят природе и человеку. Наши воспитанники продемонстрировали бедный словарный запас слов по данной теме. Поэтому было решено познакомить наших детей с миром насекомых, привить им эмоционально – ценностное отношение к маленьким живим существам. Работа была организованна в виде познавательного проекта. Ведь именно познавательно – исследовательская деятельность учит детей наблюдать, рассуждать, планировать работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и, что самое важное, общаться
Вид проекта Информационно-творческий.
Задачи
· Сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта.
· Расширять и обобщать знания детей о насекомых, их особенностях, образе жизни, о роли насекомых в экологической системе.
· Развивать самостоятельность, коммуникативные навыки в ходе реализации проекта.
· Воспитывать любознательность, интерес к жизни насекомых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mir_nasekomyh_podg.docx | 46.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Мир насекомых»
Как возникла идея проекта.
В ходе беседы выявили, что дети недостаточно знают о насекомых, их образе жизни, о том, какую пользу и вред они приносят природе и человеку. Наши воспитанники продемонстрировали бедный словарный запас слов по данной теме. Поэтому было решено познакомить наших детей с миром насекомых, привить им эмоционально – ценностное отношение к маленьким живим существам. Работа была организованна в виде познавательного проекта. Ведь именно познавательно – исследовательская деятельность учит детей наблюдать, рассуждать, планировать работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и, что самое важное, общаться
Вид проекта Информационно-творческий.
Задачи
∙ Сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта.
∙ Расширять и обобщать знания детей о насекомых, их особенностях, образе жизни, о роли насекомых в экологической системе.
∙ Развивать самостоятельность, коммуникативные навыки в ходе реализации проекта.
∙ Воспитывать любознательность, интерес к жизни насекомых.
Организация проектной деятельности
1. Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий. Педагог предлагает детям послушать экологическую сказку: «Теплым солнечным летом на лесной полянке жили да были жучок божья коровка, муравьишка, пчелка да кузнечик. Жили они дружно, весело. Любовались цветами, купались в прозрачной росе, загорали на солнышке, качались на зеленых стебельках, как на качелях, и очень любили играть в прятки и ловишки.
Однажды они все вместе сидели на большой ромашке и распевали песенки про лето, солнце и дождик. Вдруг божья коровка попросила, чтобы все послушали ее новую песенку, которую она услышала от одной девочки, когда сидела на ее ладошке:
Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.
Божья коровка пропела и гордо посмотрела на друзей: «Вот, оказывается, какая я полезная! Я помогаю людям выращивать хлеб! Я защищаю хлебные злаки от вредной тли. Люди обо мне даже песенку сложили. Я, наверное, очень полезное насекомое. А вы?». Муравьишка, пчелка и кузнечик с грустью повесили свои головы и печально посмотрели друг на друга. Они не знали, как ответить на этот вопрос».
Педагог предлагает детям подумать, какую роль в природе играют муравьи, пчелы и кузнечики. Для этого надо познакомиться с ними поближе, многое о них узнать! А как мы можем это сделать?
Дети предлагают свои варианты поиска информации.
Педагог обобщает: мы узнаем о жизни насекомых, если заглянем в их мир: научимся наблюдать за ними, рассмотрим картины, посмотрим фильмы, почитаем книги, проведем маленькие опыты, разгадаем кроссворды, ребусы и загадки, прочтем интересные рассказы о них и выучим стихи. Вот тогда мы точно подружимся с насекомыми и сможем ответить на вопрос, для чего насекомые нужны в природе.
2. Практическая деятельность по реализации проекта.
2.1. Познавательно-исследовательская. Актуализируются знания детей о насекомых.
С этой целью дети наблюдают насекомых на прогулке, рассматривают иллюстрации, модели признаков насекомых. Дети совместно с педагогом решают кроссворды и ребусы на данную тему. Дети по своему выбору собирают сведения о насекомых, оформляют их в виде книжки-самоделки или коллажа. К этой деятельности можно привлечь родителей. Педагог вместе с детьми проводит небольшие опыты и эксперименты с целью выявления особенностей строения и поведения насекомых. Аналогичные опыты предлагается провести дома или на даче.
2.2. Коммуникативная деятельность. Проводятся беседы и игровые словесные викторины о насекомых. Дети совместно с педагогом и дома с родителями составляют творческие и описательные рассказы о насекомых, разгадывают загадки. С помощью моделей дети составляют творческие описательные рассказы о насекомых, самостоятельно придумывают загадки.
2.3. Чтение (восприятие) художественной литературы. Чтение и заучивание стихотворений. В. Степанов «Про меня и муравья», О. Маслова «Пчелка», И. Столовая «Муравей», Саша Черный «Про пчел», С. Махотин «Жук», Ю. Энтин «Божья коровка», Л. Брайловский «Играл кузнечик на гитаре» и др. Чтение рассказов: JL Толстой «О муравьях», М. Пришвин «Пень-муравейник», Н, Сладков «Жалейкин и муравьи». Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей».
2.4. Игровая деятельность.
Дидактические игры «Откуда берутся комары?», «Как появляются пчелы?», «Хорошо — плохо», «Экологическое лото», ролевые диалоги, инсценировки сказок.
2.5. Продуктивная деятельность. Художественное оформление книжек-самоделок, коллаж «Муравейник», поделка из бросового материала, изготовление шапочек-масок насекомых для музыкального досуга.
2.6. Двигательная деятельность. Хороводная игра «Как у наших у ворот». Подвижные игры «Мухи и паук», «Ловля бабочек». Пальчиковая гимнастика: «Прятки», «День рождения мухи», «Кузнечик», «Паук», «Насекомые», «Большие и маленькие» (см.: Быкова Н. М. Игры и упражнения для развития речи. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010). Физминутки: «Бабочка, «Пчела», «Мотылек», «Стрекоза», «Пчелки» (см.: Нищева Н. В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2011). 2.7. Музыкально-художественная деятельность. Слушание: «Полет шмеля» (муз. Н. Римского-Корсакова) (из оперы «Сказка о царе Салтане»), «Жук» (муз. М. Мусоргского) (вокальный цикл «Детская»), «Муха-Цокотуха» (детская опера, сл. К. Чуковского, муз. М. Красева), «Четыре таракана и сверчок» (итальянская народная песенка). Пение: «Песня муравья» (сл. и муз. О. Мифтаховой), «Песенка пчелки» (сл. и муз. О. Мифтаховой), «Песня пчелки» (сл. и муз. С. Хачко), «Озорная песенка» (сл. и муз, Е. Гальцевой). Танец «Пляска бабочек» (муз. Е. Тиличеевой). Презентация проекта: театрализованное представление «Бал насекомых».
Методическое сопровождение проекта «Мир насекомых»
Содержание
1. Обращение к родителям.
2. Беседы о насекомых.
3. Кроссворды, ребусы, пиктограммы.
4. Игровая викторина «Насекомые».
5. Рассказы, стихи, загадки.
6. Художественное творчество детей.
7. Экологические игры.
8. Физминутки, пальчиковые игры.
9. Исследуем вместе с детьми.
10.Сценарий театрализованного представления «Бал насекомых».
Обращение к родителям
Уважаемые родители! В нашей группе начинает работать проект «Мир насекомых».
Кто же они, эти неутомимые труженики?
Оказывается, это наши маленькие друзья — насекомые. Представим на минуту, что насекомые исчезли с лица Земли. Что же произойдет? Некому будет опылять растения, значит, не будет не только цветов, но и плодов и семян. Исчезнут те животные, которые ими питались. Резко упадет плодородие почвы, ведь насекомые ее разрыхляли, перемешивали и удобряли. Леса, степи, поля окажутся погребенными под ворохом отмерших растений и опавших листьев...
Мы решили с ребятами заглянуть в загадочный мир насекомых, познакомиться с ними и узнать побольше об их жизни. Мы будем наблюдать, рассматривать картины о насекомых, читать книги, проводить маленькие опыты, разгадывать о них кроссворды, ребусы и загадки.
∙ Просим вас стать активными участниками этого проекта, быть рядом с вашими детьми в путешествии по загадочному миру насекомых.
∙ Предлагаем вам принять участие в выставке поделок из природного и бросового материалов на тему «Мир насекомых».
∙ Попробовать себя в фотоконкурсе «Мое любимое насекомое».
∙ Придумать вместе с ребенком интересную историю или сказку из жизни насекомых и оформить ее в виде книжки.
∙ Внести свой вклад в коллекцию насекомых.
∙ Принять участие в иллюстрировании книги нашей группы «Мир водоема».
∙ Совместно с ребенком изготовить элементы костюма или шапочкимаски для бала насекомых.
∙ Сходить с ребенком на экскурсию в Зоологический музей, рассмотреть там коллекцию насекомых.
∙ Почитать ребенку следующую художественную литературу: В. Степанов «Про меня и муравья», О. Маслова «Пчелка», И. Столовая «Муравей», Саша Черный «Про пчел», С. Махотин «Жук», Ю. Энтин «Божья коровка», JI. Брайловский «Играл кузнечик на гитаре» и др. Чтение рассказов: Л. Толстой «О муравьях», М. Пришвин «Пеньмуравейник», Н. Сладков «Жалейкин и муравьи». Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей».
Беседа о муравьях
Ребята, как вы думаете, кто самый сильный на Земле?
(Ответы детей.)
А кто больше всех любит трудиться? (Муравей, он постоянно что-то делает, трудится, переносит предметы порой гораздо больше него самого.)
Расскажите, как выглядит муравей. (У него утолщенное брюшко, грудь, голова; три пары ножек, у муравья очень подвижные усики и сильные челюсти.) (Показ картинки с изображением муравья.) Как называется дом муравьев? Из чего, муравьи строят свой дом? (Из хвои, веточек.)
Как устроен муравейник? (В нем есть кухни, мусоросборники, детские и туалетные комнаты. Муравьи содержат свой дом в чистоте и порядке.)
Кто правит в муравейнике? (Муравьиная матка.)
Кто охраняет муравейник? (Муравьи-солдаты.)
Что едят муравьи? (Они хищники и поедают множество насекомых. Весной любят попить березового и кленового сока.)
Муравьев называют санитарами леса. Почему? (Они съедают вредных насекомых тлею, лечат птиц, очищая их от паразитов. В этом помогает муравьиная кислота.)
Есть ли у муравьев враги? Какие? (Медведь любит ими полакомиться; часто на муравейники нападают дятлы, склевывая муравьев.)
Послушайте пословицы и поговорки про муравьев: Муравей невелик, а горы копает. Муравью роса — ливень. Самую злую змею может одолеть куча муравьев. На муравейнике долго не усидишь. Лучший подарок муравью — ножка кузнечика. Муравей не по себе ношу тащит, да никто «спасибо» не скажет, а пчела но капельке носит, да людям угождает. Спотыкаются не о гору, а о муравейник.
Муравей в геральдике — символ трудолюбия и покорности. В качестве иллюстративного материала к беседе рекомендуется использовать книгу О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Демонстрационные картины и динамические модели для занятий с детьми 5-6 лет (старшая группа). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. Ил. 9, 10.
Беседа о пчелах
В о с п и т а т е л ь. Ребята, отгадайте загадку:
Ранним утром ей не спится: Очень хочется трудиться. Вот и меду принесла Работящая ...(пчела).
А вы любите мед? Откуда же он берется?
(Ответы детей.)
Действительно, вкусный и полезный мед делают пчелы-труженицы. (Показ картинки с изображением пчелы.)
Опишите, как выглядит пчела. (У нее есть голова, грудь, брюшко, ножки. Тело пчелы покрыто волосками черного и желтого цветов. На задних ножках пчелы находятся специальные корзинки для сбора пыльцы. У пчелки - есть полупрозрачные крылышки. У пчелы большие глаза. В брюшке пчелы прячется острое жало, и когда она кусает человека, то уже не может жало вытащить обратной Погибает.) Люди называют пчел хлопотуньями, труженицами.
Почему? (Трудятся с утра до вечера, перелетают от цветка к цветку и собирают цветочную пыльцу, чтобы потом произвести из нее мед.)
Чем питаются пчелы? (Цветочным нектаром и водой?)
Как называется пчелиный дом? (Улей.)
Как называется пчелиная семья? (Рой.)
Как живут пчелы своей дружной семьей? (В заботах и трудах)
Почти все пчелы большой пчелиной семьи — рабочие. Есть в рое пчелки-разведчицы. Они отправляются на поиски медовых трав, полян, лугов. Они прилетают в улей и затейливым танцем и выделением нектара, как будто сообщают о том, где находятся самые сочные травы. После такого танца рабочие пчелы вылетают вслед за пчелами-разведчицами за нектаром?)
Послушайте пословицы и поговорки о пчелах: Когда лето погожим бывает, мед в ульях прибывает. Кто пчеле рад, тот будет богат. Пчела далеко за каплей летит. На красный цветок и пчела летит. Яблоньку за яблоко любят, пчелку -—за мед. У медведя десять песен — и все про мед. Будет пчела на цветке — будет и яблоко на столе. Улей сильный, мед обильный.
Беседа о жуках
В о с п и т а т е л ь.
Ребята, если в теплый летний день присесть отдохнуть на травку в лесу или в парке, внимательно присмотреться и прислушаться, то можно увидеть и услышать, какая интересная и разнообразная жизнь кипит кругом.
Кого можно увидеть вокруг? (Бабочек, жуков, стрекоз, кузнечиков, пчел, комаров, мух.)
Как называются эти животные одним словом? (Насекомые.)
Мы с вами, ребята, уже знаем, что разных насекомых в природе оченьочень много. Насекомых больше, чем всех других видов животных и растений, вместе взятых.
Где можно встретить насекомых? (Насекомые приспособились жить повсюду — в лесах, на лугах, в почве, в стеблях растений, в пресных и соленых водоемах.)
Чем похожи между собой все насекомые? (Все насекомые имеют шесть ножек, перепончатые крылышки, два усика?)
Чем служат усики насекомым? (Это органы обоняния и осязания?)
Ребята, а вы знаете, как насекомые передвигаются? (Насекомые очень подвижны — прыгают, ползают, бегают, летают, плавают, зарываются в землю или песок?)
Как ведут себя насекомые во время опасности? (Некоторые защищаются, вырабатывая отпугивающие запахи (божья коровка), другие могут производить предупреждающие звуки (жужелица), а еще насекомые — хитрые притворяшки, окраска помогает им слиться с цветом листвы, коры, прикинуться сухими веточками, палочками.)
Кто в защитный цвет окрашен, враг тому не так уж страшен.
От кот в первую очередь защищаются насекомые? (От птиц.)
В качестве иллюстративного материала к беседе рекомендуется использовать книгу О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Демонстрационные картины и динамические модели для занятий с детьми 6-7 лет (подготовительная группа). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. Ил. 6.
Каких вы знаете бабочек и жуков с яркой окраской? (Дети перечисляют названия.)
Какой вид насекомых самый многочисленный? (Это жуки.)
Расскажите, какие бывают жуки по размеру, по цвету? (Есть огромные жуки, которые еле-еле Помещаются на ладони человека, есть жуки с такой причудливой внешностью, что кажется, будто сделали их искусные матера на фабрике игрушек. Обычно жуки ярко и красиво окрашены, часто в синие и зеленые тона. У многих видов имеются украшения в виде отростков на голове и усиков.) (Показать этих жуков на картинах.)
Что помогает жукам двигаться? (Крылья, ноги.)
Что интересного можно рассказать о крыльях?
Почему жуков называют жесткокрылыми? (У жуков две пары крыльев, первые — прочные и жесткие. Они прикрывают перепончатые крылышки, которые более тонкие, именно они служат для полета.)
Жуки передвигаются по-разному, это зависит от среды их обитания. (У обычных жуков ноги длинные — бегательные, у водяных — плавательные, у обитающих в почве — копательные, а у некоторых жуков — прыгательные.)
Что общего у жуков и бабочек? (Жуки, как и бабочки, имеют полный цикл превращения.) (Показать модель.)
Чем питаются жуки? (Большинство из них с удовольствием поедает зеленые листья, стебли и молодые побеги растений, некоторые питаются созревшими плодами, кто-то предпочитает древесину и кору деревьев. Эти жуки называются растительноядными (хрущи, листоеды, короеды, долгоносики, дровосеки или усачи).)
Есть в природе и жуки-хищники. Они охотятся на других насекомых (божья коровка, жужелицы, резвые скакуны, ловкие плавунцы.) (Вставить картинки.)
Некоторые жуки — потребители разлагающихся растительных и животных остатков (навозники, мертвоеды, могильщики).
Ребята, сейчас я покажу вам картинки, мы узнаем и назовем всех известных нам жуков. (Божья коровка, майский жук-короед, жук-усач, жуколень, жук-носорог, жук-навозник, плавунец, жужелица.)
У каждого жука есть свои дела. Какие они, как живут, чем любят заниматься? Давайте составим рассказы о разных жуках, какой жук кому больше понравился? (Для помощи в составлении рассказа предложить схему.)
Ребята, а как вы думаете, для чего жуки нужны природе? (Они опыляют цветы, уничтожают вредную тлю и других вредных насекомых, разносят семена растений.)
Среди насекомых есть такие, которые поедают листья, стебли растений, портят корни и древесину кустов и деревьев, уничтожают посевы, но с ними хорошо справляются насекомоядные птицы.
Что будет, если насекомые исчезнут? (Без вкусного обеда останутся ящерицы, летучие мыши, ежи и некоторые другие животные.)
В живой природе все друг другу нужны. Чтобы рассказать обо всех жуках, нужно написать толстую книгу, да, наверное, и не одну, но если бы вдруг исчезли жуки, Земля бы заскучала. Загрустили бы леса и луга, реки, пруды и озера, приуныли бы степи и пустыни, и даже суровая тундра вздохнула бы очень печально. Наверное, и люди бы заскучали.
Ребята, давайте отгадаем ребусы и еще раз узнаем, как называются жуки.
Залетела к нам оса
И гудела два часа,
Извелась совсем без дела,
Даже вроде похудела.
Я достал в шкафу варенье,
Я к животным всей душой.
На, поешь для подкрепленья,
Будешь толстой и большой.
Ж. Давитъянц
Загадки
С моей ладошки очень ловко
Взлетает маленький жучок.
За что зовут его коровкой,
Никто ответить мне не смог.
(Божья коровка.)
Он из веточек и хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель?.. (Муравей)
Маленький вертолет
Летит назад и вперед.
Большие глаза. Зовут... (стрекоза).
Восемь ног. восемь рук.
Кружева плетет паук.
Клонит шляпу мухомор,
До чего хорош узор!
Стрекоза так и застыла: «Ах, как славно, ах, как мило!»
Только муха пролетела – Даже глянуть не хотела.
Два жука
Жили-были два жука.
Жизнь была у них легка.
Пляшут, взявшись за бока,
Полевого трепака,
Дразнят ос и паука.
Ничегошеньки не боятся,
Все жужжат и веселятся
Два жука.
Два жука веселых
В зеленых камзолах,
В красивых сапожках
На тоненьких ножках.
М. Моравская
Игра-викторина «Насекомые»
Программное содержание
1. Закрепить знания детей о различных насекомых.
2. Формировать умение детей быстро ориентироваться в заданиях, давать правильные и четкие ответы на задаваемые вопросы.
3. Воспитывать у детей любовь и интерес к природе.
4. Развивать у детей находчивость, память, сообразительность.
Игровая задача. Выиграть соревнования, получить больше очков, стать командой-победителем.
Игровое действие. Правильно и быстро отвечать на вопросы.
Общее правило игры. Выполнять задания по команде ведущего, самостоятельно, быстро, организованно.
Игровой материал. Эмблемы для команд, розетки для фишек, фишки, сувениры победителям.
Ход игры.
Группа детей делится на две команды. Из числа активных детей выбирается капитан каждой из команд. Ведущий игры – воспитатель.
Правило: задания надо выполнять дружно и быстро. Выигрывает та команда, которая наберет за игру большее количество фишек. Командепобедителю вручаются сувениры, другая команда приветствует победителей.
Загадки для команды № 1
Сок цветов душистых пьет, Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила. А зовут ее... (пчела).
То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется? Золотистый... (светлячок).
Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит,
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь. (Комар)
Он работник настоящий,
Очень-очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей)
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка)
Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит—будет плохо. (Оса)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь! (Жук)
Загадки для команды №2
Целый день он спать не прочь,
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок. Музыканта звать... (сверчок).
На ромашку у ворот
Опустился вертолет — Золотистые глаза. Кто же это?.. (Стрекоза)
У кого вся спинка в точках?
Кто пасется на листочках?
Кого мы просим Подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка.)
В зеленом мундире
В траве, на лугах
Живет музыкант На длинных ногах. (Кузнечик)
Целый день летает,
Всем надоедает.
Ночь настанет — Тогда перестанет. (Муха)
Я крылатый, я мохнатый,
Золотистый, полосатый,
Над лужайкою кружу,
Звонко, весело жужжу. (Шмель)
Не найдешь у нас пилы,
Не рубили мы стволы,
Не стучали топором,
А под елью вырос дом. (Муравьи)
Задание «Узнай насекомое по описанию»
(1-й вариант) Для команды № 1
1. Маленький силач, трудолюбивый строитель, неугомонный, без работы жить не может. (Муравей.)
2. Надоедливая, вредитель, разносчик болезней, Цокотуха. (Муха)
3. Модница, порхает, крылья расписные, летающий цветок. (Бабочка.)
4. Красная спинка, тлю поедает, защитная окраска, предостерегающая, несъедобная для птиц. (Божья коровка.)
Для команды № 2
1. Домовитая хозяйка, пасека, мед, жалит, хлопотунья, лакомство, трудолюбивая. (Пчела.)
2. Рой, кусает, летает, кровосос, длинноногий, маленький, звенит. (Комар.)
3. Черный, рогатый, жужжит, землю роет. (Жук.)
4. Большеглазая, золотистые глаза, река, быстрая, большие крылья, вертолет, хищница. (Стрекоза.)
Задание «Узнай насекомое по описанию»
(2-й вариант) Для команды № 1
1. У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек, сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Дом у них просторный и удобный, с вентиляцией, они содержат свой дом в чистоте, живут большой дружной семьей. (Муравей.)
2. Полезное насекомое. У него есть голова, грудь, брюшко, ножки. Тело покрыто волосками черного и желтого цветов. С их помощью она переносит пыльцу с цветка на цветок. Крылышки полупрозрачные, глаза большие, которыми она различает окраску цветов. В ее брюшке прячется острое жало. (Пчела.)
3. У нее две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками. У нее короткие усики и большие глаза. Она собирает нектар и опыляет растения, ее рот — хоботок. (Бабочка.)
4. У него стройное тело, очень длинные усики и могучие ноги. Уши у них на ногах. А «поют» они с помощью крыльев. Прыгает высоко, будто на пружинке. Он зеленый, как листья и стебли растений. (Кузнечик.)
5. Она известна своим черно-желтым одеянием и способностью жалить. Жало находится в брюшке. Любит лакомиться нектаром цветов, сладким соком. Живет в необычном гнезде, похожем на шар из серого картона. Она не умеет делать мед. (Оса.)
6. Очень похожи на кузнечиков. Тело короткое и толстое, крылья иногда отсутствуют, или нижние крылья длиннее верхних. Они стрекочут, и их называют музыкантами, живут в норке. (Сверчок.)
7. Очень маленькие, зеленые, желтые или черные, размером от 1 до 4 мм. Тело в форме капли, относятся к сосущим сок растений насекомым, вредные насекомые, вредители растений. (Тля.)
Для команды № 2
1. Симпатичная, маленькая. У нее выпуклое овальное тело, ярко-красная спинка, украшенная черными точками. Она может ползать и летать. У нее есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневые полупрозрачные подкрылья. Они поедают тлю. (Божья коровка.)
2. Небольшой по размеру, у него тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове есть хоботок, которым он сосет кровь. Уши у него в усиках. (Комар.)
3. У него четыре небольших крылышка, он окрашен чередующимися яркожелтыми и черными полосками. Жало у него ядовитое. Тело мохнатое. Птицы облетают его стороной. Он хорошо видит и чувствует запах цветов. (Шмель.)
4. Непрошеная гостья, у нее огромные глаза, размером почти с голову. Она ими великолепно видит, поэтому подобраться к ней незамеченным нелегко. Она очень подвижная, ловкая, хорошо летает и ползает по гладкой поверхности. Усики у нее короткие, но она хорошо ими чувствует запахи. Вредное насекомое, разносчик болезней. (Муха.)
5. Они узнают и находят друг друга при помощи световых сигналов. Светящийся орган находится на брюшке, который в ночи виден, как мигающий огонек. (Светлячок.)
6. Она встречается часто, ее не спутаешь с другими. У нее необычный рисунок на крыльях, словно четыре глаза смотрят с крыльев, когда она сидит на цветке. (Бабочка «павлиний глаз».)
7. Они обитают всюду: на траве, деревьях, на почве и в воде. А есть и такие, что живут на животных и человеке. Для них характерно наличие пахучих желез, по запаху они узнают друг друга и отпугивают врагов. (Клоп.)
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ Вопросы для команды № 1
1. Кто в лесу строит муравейники? (Муравьи.)
2. О чем говорит птицам красная спинка божьей коровки? (О том, что этот жучок несъедобный.)
3. Чем поет кузнечик? (Крыльями.)
4. Как называется дом, который люди строят для пчел? (Улей.)
5. Почему возле водоемов много комаров? (Комары откладывают личинки в воду.)
6. Как отличить шмеля от пчелы? (По размеру: шмель в четыре раза больше пчелы.)
7. Куда осенью исчезают бабочки? (Бабочки умирают.)
Вопросы для команды № 2
1. Какую пользу приносят муравьи в лесу и людям? (Уничтожают вредных насекомых.)
2. На кого охотится божья коровка? (На вредных насекомых — тлю, клещей, щитовок.)
3. Где у кузнечика уши? (На голенях передних ног.)
4. Где строят гнезда шмели? (На земле — в норах, ямках, трещинах.)
5. Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (Пчелы, шмели, бабочки.)
6. Кого называют санитаром леса? (Муравья.)
7. Какие жуки носят название того месяца, в котором появляются? (Майский жук.)
ЗАГАДКИ
Не зверь, не птица, нос как спица. (Комар)
Много мастеров срубили избу без углов. (Муравьи)
Осенью в щель забьется, а весной проснется. (Муха)
Летит, а не птица, воет, а не зверь. (Жук)
Вьется, как веревка, по листочку ловко, Куколкой замрет вся, бабочкой проснется. (Гусеница)
Домовитая хозяйка Полетает над лужайкой, Похлопочет над цветком — Он поделится медком. (Пчела)
Самого не видно, а песню слышно. (Комар)
Маленький, зелененький, коленками назад. (Кузнечик)
В лесу у пня Суетня, беготня. Народ рабочий Весь день хлопочет. (Муравьи)
Гудит, а не комар, летит, а не птица, жалит, а не змея. (Шмель)
Два рога, а не бык, шесть ног без копыт. Летит — воет, сядет — землю роет. (Жук)
В воде родится, а воды боится. (Стрекоза)
Целый день летает, Всем надоедает, Ночь настанет — Тогда перестанет. (Муха)
На лугу живет скрипач, Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)
С ветки — на тропинку, с травки — на былинку Прыгает пружинка — зеленая спинка. (Кузнечик)
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Игра «Как у наших у ворот» (хороводная)
Цели. Развивать умение через движение передавать черты игрового образа, выполнять движения в соответствии с содержанием текста, закреплять знание названий насекомых.
Материал. Шапочки-маски насекомых (муха, муравей, комар, стрекоза). Детские музыкальные инструменты (балалайка, дудка, гармошка).
Ход игры.
Дети в шапочках-масках насекомых стоят, образуя круг. У одного ребенка (комара) в руках балалайка.
Дети поют: Как у наших у ворот Муха песенки поет. (Муха мягкими, шагами входит в круг. Кружится и встает в общий круг.)
П р и п е в: Ай-люли, вот поет, Ай-люли, вот поет. (На припев дети хлопают в ладоши.) Комар музыку ведет, Стрекоза плясать идет. (Комар выходит в центр круга, имитируя игру на инструменте.) П р и п е в: Стрекоза плясать пошла, Муравья с собой взяла. (Стрекоза входит в круг, кружится, останавливается напротив муравья.) Муравейка, милый мой, Попляши-ка ты со мной! (Стрекоза идет к муравью и притоптывает, затем отходит, кружится.) П р и п е в: Ай-люли, ты со мной, Ай-люли, Ты со мной. Уж я рад бы, поплясал, Да уж очень я устал! (Муравей отмахивается рукой, шутливо пожимая плечами.) Ай-люли, я устал, Ай-люли, я устал!
Дети встают в круг, берутся за руки, идут вправо. Кружатся вокруг себя.
Игра «Хорошо — плохо» (словесная)
Цели. Развивать экологическое мышление, воспитывать интерес к жизни насекомых, бережное отношение к ним.
Материал. Карточки с изображениями насекомых.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям порассуждать: много или мало на Земле насекомых? Что бы произошло, если бы вдруг все насекомые исчезли? Много насекомых — это хорошо или плохо? Воспитатель предлагает рассказать о каждом насекомом -— в чем его польза и в чем вред для человека? Ребёнок выбирает карточку с изображением насекомого и рассказывает. Например, пчела: польза — пчелы много трудятся, дают людям мед, они помогают опылять растения, разносят пыльцу, за пчелами интересно наблюдать; вред —- пчела может ужалить, и это опасно для человека. Комар: польза — пища для птиц. Рыбы, лягушки также питаются комарами и их личинками. Вред — самки комаров кусают человека и зверей, питаются их кровью. Важно в ходе игры подвести детей к выводу, что не бывает насекомых плохих или хороших, вредных или полезных. . Они все нужны природе, играют в природе важную роль.
Игра «Не сорока, не ворона» (словесная)
Цели. Систематизировать знания детей о насекомых, развивать внимание и сообразительность. Материал. Карточки с изображением насекомых.
Ход игры. Дети делятся на две команды. Каждая команда выбирает ведущего. Воспитатель отдает ведущим равное количество карточек с изображениями насекомых. Ведущий подходит к любому игроку команды соперника и задает вопрос: «Не сорока, не ворона, а какое насекомое?» Ответ игрока должен быть полным. Например: «Не сорока, не ворона, а бабочка-капустница». Если игрок назвал насекомое верно, команда получает очко. Ведущие команд задают вопросы по очереди. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Игра «Мухи и паук» (подвижная)
Цель. Развивать ловкость й быстроту реакции, умение действовать по сигналу.
Материал. Значки с изображением мухи для каждого ребенка.
Ход игры.
В углу групповой комнаты очерчивается «паутинка», где живет ребенок-«паук». Все дети изображают мух. По сигналу дети разбегаются, имитируя полет мух, жужжат. «Паук» находится в своей «паутинке». Ведущий произносит: «Паук!» «Мухи» замирают на месте: «Паук» выходит и проверяет, кто зашевелился. При малейшем движении «мухи» «паук» отводит ее в свою «паутинку». Игра повторяется 2—3 раза.
Физминутки.
Пальчиковые игры
Пальчиковая гимнастика. «Прятки», «День рождения мухи», «Кузнечик», «Паук», «Насекомые», «Большие и маленькие» (См.: Быкова Н. М. Игры и упражнения для развития речи. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010).
Физминутки. «Бабочка», «Пчела», «Мотылек», «Стрекоза», «Пчелки» (См.: Нищева Н. В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики. -— СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2011).
ИССЛЕДУЕМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ
Цель эксперимента. Показать ребенку, какие следы оставляют насекомые.
Материал. Коробочка для насекомых, майский жук, сороконожка, лист бумаги, песок.
Ход эксперимента.
Во время прогулки поймайте с ребенком майского жука и сороконожку. Поместите их в коробочку и принесите в помещение. На лист бумаги насыпьте небольшой слой песка и понаблюдайте, какие следы оставляют жук и сороконожка. Кто из них оставляет больше следов и почему? Рассмотрите насекомых через лупу и сравните, чем они отличаются. Чем покрыто тело жука? (Панцирем.)
А какое тело у сороконожки? (Мягкое, потому что панциря нет.)
Кто из этих двух насекомых может летать? (Жук.)
Как насекомые помогают в опылении растений? (Когда они садятся на цветок, к их лапкам пристает пыльца, и насекомые переносят ее на другой цветок.)
После наблюдений не забудьте отпустить насекомых на волю.
Цель эксперимента. Познакомить ребенка со свойством насекомых лететь на яркий свет.
Материал. Двухлитровая банка, бумага, яркая лампа.
Ход эксперимента.
Побеседуйте с детьми о том, что им известно о насекомых/Вспомните признаки насекомых (шесть лапок, усики, крылышки, тело покрыто хитиновым покровом).
Расскажите, что у всех насекомых есть одно общее свойство — они летят на яркий свет. Предложите это проверить. Для этого надо сделать «светоловушку» для насекомых.
В двухлитровую банку вставьте бумажную воронку (диаметр 5 см, высота 30 см). Верх воронки должен быть срезан косо. В банку положите «бумажную лапшу» — полоски бумаги, сложённые гармошкой. «Светоловушка» готова.
Разместите ее под ярким источником света так, чтобы насекомым было ее видно издали, но чтобы рядом не было других ярких источников света. Привлеченные ярким светом, насекомые попадут в банку и спрячутся под «бумажной лапшой».
Рассмотрите своих гостей.
Наиболее интересных можно сфотографировать или зарисовать, после чего надо отпустить всех на волю.
Цель эксперимента. Узнать, чем питается бабочка.
Материал. Пластиковый стакан, веревка, лепестки цветов, вырезанные из цветной бумаги, комочек ваты, небольшое количество воды (9 столовых ложек), одна столовая ложка сахарного песка.
Ход эксперимента.
Предложите детям узнать, чем питается бабочка. Для этого изготовьте специальную кормушку. Кнопкой проделайте отверстие с двух сторон пластикового стакана. Проденьте в них веревочку. В дне стакана проделайте отверстие и протолкните в него комочек ваты так, чтобы часть комка выступала наружу. Разноцветные бумажные лепестки приклейте ко дну стаканчика, как у цветка. Теперь надо приготовить лакомство для бабочек. В чашку налейте девять столовых ложек воды, добавьте одну столовую ложку сахарного песка и перемешайте. Вылейте смесь в стаканчик. Повесьте стаканчик (кормушку) на ветку невысоко от земли, на том уровне, где летают бабочки. Через некоторое время вокруг него начнут виться бабочки, их привлекают яркие лепестки. Сладкая вода для бабочек — это нектар, который они высасывают из цветов. Понаблюдайте, как они это делают. Они пьют сладкую воду с помощью длинного хоботка, точно так же, как высасывают сладкий нектар из цветов.
Цель эксперимента. Выяснить, как муравьи находят пищу.
Материал. Кусочек фрукта.
Ход эксперимента.
Эксперимент проводится на улице во время прогулки. Найдите с детьми муравья и положите на пути его следования кусочек яблока или любого другого фрукта. Понаблюдайте, как через некоторое время вокруг кусочка фрукта соберется много муравьев. Предложите детям подумать, как муравей сообщил остальным о найденной пище. Объясните детям, что у муравьев есть специальные железы, которые выделяют характерный запах. Один муравей находит пищу и оставляет след запаха, по которому остальные эту пищу находят. Передвиньте кусочек фрукта в другое место и понаблюдайте, как муравьи вновь найдут его.
Цель эксперимента. Выяснить, почему комар пищит, а шмель жужжит.
Материал. Расческа с мелкими и частыми зубцами и расческа с крупными и редкими зубцами. Пластмассовая пластина.
Ход эксперимента.
Предложите детям провести пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок и определить, какой получается звук. Одинаковый ли он? Обратите внимание на частоту и размер зубцов расчесок. Объясните, что от этого зависит, какой частоты получается звук. Предложите сравнить величину комара и шмеля. Пусть дети имитируют звуки, издаваемые ими. Объясните, почему в полете они издают разные звуки. Комар машет маленькими крылышками очень быстро и часто, поэтому звук получается высокий. Шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.
Цель эксперимента. Выяснить, как насекомые опыляют растения.
Материал. Майский жук, лупа, ватные шарики, цветы на клумбе.
Ход эксперимента.
Во время прогулки предложите детям через лупу рассмотреть строение лапок майского жука. Какие они? (Лохматые, покрытые волосками.) Объясните, что это необходимо для переноса цветочной пыльцы, она прилипает к волоскам на лапках и переносится с цветка на цветок. Скатайте с детьми ватные шарики. Пусть дети представят, что шарики — это насекомые (жуки, пчелы, бабочки). Предложите детям, имитируя движения насекомых, аккуратно прикоснуться к головкам цветов. Обратите внимание, что на шариках остается цветочная пыльца, которая переносится на другое растение. Вот так насекомые помогают растениям в опылении.
Сценарий театрализованного представления «Бал насекомых»
Под веселую музыку дети вбегают в зал.
В о с п и т а т е л ь. Ребята, мы с вами узнали много нового о насекомых, давайте же пригласим их к нам в гости. (Звучит торжественная музыка, дети надевают маски насекомых, которые изготовили с родителями.)
В о с п и т а т е л ь. Давайте знакомиться. Кто вы?
(Дети называют насекомое, в которое переоделись.)
1-й р е б е н о к. Расступись, честной народ, Лето в гости к нам идет.
2-й р е б е н о к. Будут стаи птиц кружиться, А мы будем веселиться.
«Песня о лете»
В о с п и т а т е л ь. Смотрите, к нам кто-то летит. (Звучит фонограмма «Жужжание пчел».) Я что-то слышу. Определенно сюда летит пчелиный рой.
(На середину зала вылетают девочки-пчелки.)
П ч е л к и. Мы пчелки-пчелочки, Оделись мы с иголочки, В костюмах полосатых мы летаем, Лето красное нарядные встречаем. «Танец пчелок» «Пчелки» «улетают», на их место «прилетают» «жуки».
Ж у к и. Мы —жуки, мы—жуки, Модничать нам не с руки. Мы народ солидный, Разве вам не видно? Ну-ка, братья-жуки, Веселитесь, не скучайте. Обувайте сапоги, Пчел на танец приглашайте.
Сценка «Как Стрекоза хотела выучить языки»
В о с п и т а т е л ь. На красивый луг Прилетел майский жук. Стрекоза к нему летит, Подлетает, говорит.
С т р е к о з а. Жук Жукович? Вот так встреча! Проведем чудесно вечер. Будешь ты меня учить По-жуковски говорить.
В о с п и т а т е л ь. Жук на это ей сказал...
М а й с к и й ж у к. Что ты, что ты, Стрекоза, Чтоб жуков освоить Пенье, Надо быть жуком с рожденья.
Жук улетает.
С т р е к о з а. Пчелка, матушка родная, Я давно уже мечтаю Над цветным лужком летать, По-пчелиному болтать. Если б только ты могла, Научить меня, Пчела.
В о с п и т а т е л ь. Но пчела надула губки.
П ч е л а. Что ты, Стрекоза-голубка! Недосуг учить кого-то, Много у меня работы. Что ты, что ты, что ты! Пчела улетает.
В о с п и т а т е л ь. «Ах!» — вздыхает Стрекоза, Горько капает слеза.
С т р е к о з а. Не освоить мне, ох-ох, Иностранных языков!
В о с п и т а т е л ь. Вам наместе не сидится, Так быстрей вставайте в круг! Танцевать и веселиться Приглашает добрый Жук.
Подвижная игра с речевым сопровождением «Стрекоза»
Я — большая стрекоза, Поднимаются на носки, руки через стороны вверх.
Как горошины глаза. Делают указательными и большими пальцами обеих рук «очки», подносят их к глазам; выполняют повтор влево, затем вправо -— смотрят через «очки».
Я летаю над лугами, В среднем темпе бегут по кругу Над полями и цветами, друг за другом, выполняя
Как веселый самолет, движения руками вверх — Влево-вправо, вниз, вперед. в стороны — вниз.
Я присяду на цветочек, Останавливаются, поворачиваются
На малиновый кусточек. Лицом в центр круга, приседают. Крылышки расправлю, Встают. Разводят руки в стороны,
Солнышку подставлю. подворачивая кисти рук ладонями кверху.
А потом прыг-скок, Прыгают на месте на двух ногах,
Прыг-скок, руки на поясе.
С травинки на цветок
Буду прыгать я, летать,
С кузнечиком играть.
Я скакала, я летала Шагают на месте.
И немножечко устала.
Закружилась голова, Выполняют наклоны головы вправо-влево, пальцы рук к вискам.
Отдыхать пришла пора. Приседают на корточки, кисти рук под щеку — «засыпают».
В о с п и т а т е л ь. Присели насекомые отдохнуть, но не могли спокойно сидеть на месте. И даже сидя они не переставали играть.
Игра «Веселые насекомые»
Сидящие по двум сторонам «насекомые» — это две команды. У первого игрока каждой команды на коленях 15 флажков. По команде ведущей «Раз, два, не зевай, флажки скорей передавай» игроки передают по одному флажку. Последний игрок складывает их в коробочки. Побеждает команда, последний игрок которой быстрее поднимется со скамейки с коробкой флажков в руках. В о с п и т а т е л ь. Вот и закончился наш праздник, Давайте споем на прощание.
Песня «Как прекрасен мир» (сл. и муз. И. Кушниковой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира». «Путешествие в страну насекомых» подготовительная группа
Занятие построено в игровой форме, потому, что игра является основным видом деятельности дошкольников с 3 до 7 лет. При отборе содержания занятия учитывались возрастные и психологические особенности д...
Конспект интегрированного занятия " Насекомые" (подготовительная группа)
УТОЧНЕНИЕ И АКТИВИЗЦИЯ СЛОВАРЯ ПО ТЕМЕ " НАСЕКОМЫЕ"...
проект нод "Насекомые" Подготовительная группа
проект нод "Насекомые"...
Рекомендация для родителей тема "Насекомые".(Подготовительная группа)
Познакомьте детей с насекомыми : оса, пчела, муха, шмель, бабочка, муравей, кузнечик, комар, стрекоза, божья коровка, паук, майский жук, жук-плавунец, водомерки, жук-щелкун, жук-слоник, панцирь, ...
СЦЕНАРИЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА «МИР НАСЕКОМЫХ» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.
Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых, доброжелательное отношение к природе....
Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Удивительный мир насекомых»
Актуальность проблемы В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: Кто это? Какой? Для чего? Почему? Про жучко...
Фотоотчет о проекте "Удивительный мир насекомых" подготовительной группы детей с ТНР
Материал познакомит с работой по проекту "Удивительный мир насекомых" в подготовительной группе с детьми ТНР...