Интеллектуальная игра - викторина «Весенняя природа»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Манько Леся Осиповна

Методическая разработка в форме интеллектуальной игры - викторины «Весенняя природа» для детей старшего дошкольного возраста     направлена на обобщение представлений детей о типичных весенних явлениях  в живой и неживой природе.   

Игру - викторину можно использовать как средство стимулирования познавательного интереса детей, их интеллектуальных умений. Дидактический материал позволяет сделать учебный материал увлекательным, создать радостное настроение.     

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка детский сад «№3 «Петушок»

городского округа Стрежевой

 

 

                                                                                         

Фестиваль «Весна - красна!»

Номинация

«Весна – красна, принесла добра!»

Интеллектуальная игра - викторина

«Весенняя природа»

Возрастная категория: дети 5-7 лет.

                                                                               Автор: Манько Леся Осиповна

                                                                               воспитатель  

                                                                           

                                                     

                                               

                                             

Стрежевой 2020г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Дошкольный возраст - важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения, появляется возможность овладеть определяющими очерёдность хода, тип и сложность вопроса, порядок определения победителей, вознаграждение за правильный ответ.

Педагогическая целесообразность использования данной формы заключается в том, что викторины способствуют активизации учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление. Они могут применяться как для проверки и закрепления приобретенных ранее знаний, так и для их расширения и углубления. 

      Актуальность. Мы знаем, что природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи. Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников, которую мы используем в своей работе, учитывает психологические особенности детей  данного возраста.

      Всем известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является  игра. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания». Второй момент, игра экологического содержания оказывает влияние на формирование бережного отношения к природе.

   Среди многообразия игр для дошкольников особое место занимают  игры-викторины, они требуют сообразительности, наблюдательности, умения ориентироваться в определенных условиях, вызывают максимум активности.

  При проведении игр   максимально учитываю основные возрастные особенности детей, создание комфортной максимально удобной атмосферы для интеллектуальной деятельности, обеспечение смены видов деятельности в процессе конкурсных заданий, снятие эмоционального напряжения и создание «ситуации успеха» для всех участников.  Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

 Новизна.  Данная игра включает в себя целостный педагогический процесс интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Цели урока (мероприятия, занятия)

Образовательные: обобщать  представления детей о сезонных изменениях   в живой и неживой природе весной; закреплять знания о птицах, умение обобщать и классифицировать, выделять взаимосвязь в природе.  

Развивающие: развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы;  обогащать словарь детей, учить понимать образный смысл пословиц умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; использовать для обобщения предметно - схематическую модель.

3. Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к природе; доброжелательность, умение обсуждать командой задания,  выслушивать ответы сверстников.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, применение художественной литературы и фольклора.

Технологии: игровая, ИКТ, Здоровьесберегающие, личностно-ориентированная.

Материалы и оборудования: стационарный экран, подвесной проектор, ноутбук, карточки – схемы, отображающие признаки весны в живой и неживой природе, магнитная доска, эмблемы, мультимедийная игра «Четвертый лишний», столы, на котором расположена задания для команд, конверт с разрезными картинками, цифры от 1 до 5, дидактическая игра «Перелетные, зимующие», экологическая игра «Что сначала, а что потом?».      

Активизация словаря: март, «утром весны», «утром года», «солнечником», живая и неживая природа, пробуждается  зимующие,  перелетные скворечник, кормушка.

Предварительная работа: познавательная беседа  «Птицы весной», наблюдение за птицами на экологической тропинке ДОУ, загадки о весне, о птицах, чтение энциклопедической информации о птицах и их образе жизни и особенностях строения.  (Энциклопедия дошкольника),  чтение   стихотворений  «Чёрные стрижи» , Э.Чернышов, «Деревенские ласточки»

 В. Крякин,  чтение сказки «Кукушонок» В. Бианки, рассматривание иллюстраций «Весна». 

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этап

Содержание сценария образовательной деятельности

Формы, методы, приемы, технологии

 примечание

1.Актуализация имеющихся знаний.

- Ребята,  я  загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать. 
Приходит с добром. 
Веет теплом, 
Светом солнечным красна, 
А зовут ее … (весна)

- Какой месяц?    (март)

- Как называют март в народе? «утром весны», «утром года», «солнечником»

- Почему? (солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее)

 С наступлением весны природа пробуждается, происходят изменения в живой и не живой природе.

- По каким признакам мы определяем живую природу? (двигается, дышит, питается, растет, размножается)

 Сегодня я предлагаю вам составить схему «Признаки весны», которая вам поможет рассказать об изменениях в природе.

Для этого мы разделимся на 2 команды.  

 Пройдите к столу, возьмите по 1 эмблеме (на столе,  лежат эмблемы – «Солнышко» и «Капелька»,  

Посмотрите на свои эмблемы и объединитесь в команды.  И так у нас получилось две команды «Солнышко»  и «Капелька».

 Правила игры в командах:

-нельзя выкрикивать с места;

-командам по очереди я задаю вопросы, затем вы должны обсудить вопрос в командах – значит посовещаться между собой, договориться, кто будет отвечать;

-за правильный ответ команда получает очко.

   Жюри будет оценивать ваши результаты, а в конце игры подведет итог и определит команду победителей.

На магнитной доске 2 схемы:

«Облако»  - неживая природа

«Человек»  - живая природа

На столе лежат  10 картинок с изображением признаков весны.

Ваша задача, назвать признак весны, найти соответствующую картинку  и прикрепить к «человеку» или к «облаку» на Магнитной доске.

Таким образом, у нас получилась схема «Весенние признаки», которая помогла вам  рассказать о весне.

C:\Users\Александр\Saved Games\Desktop\IMG_1590.JPG

Групповая форма

Словесный метод (отгадывание загадки)

Словесный метод (беседа)

Метод моделирования

 

  схематические изображения человек и облако.

Форма работы - подгрупповая

 

Словесный метод (объяснения))

Дети проходят, садятся на стульчики.

Подготовка к игре.

Инструкция выбрать по одной эмблеме.

Распределение детей на команды.

Дети  называют признаки весны в живой и неживой природе и с помощью схем прикрепляют на магнитную доску. Кто затрудняется ответить задаю наводящие вопросы.

2.Физкультми

нутка

«Шаловливые сосульки»

Шаловливые сосульки                 

(Руки на пояс, прыжки на месте)

Сели на карниз.                             (Присесть на корточки.)

Шаловливые сосульки                  (Покрутить руками.)

Посмотрели вниз.               

 (Посмотреть вниз из-под руки.)

Посмотрели, чем заняться?          (Пожать плечами.)

Стали каплями кидаться.        

(Руками соответствующие движения.)

Две сосульки вниз смотрели

И на солнышке звенели:

Кап-кап, дзинь-дзинь,        

Здоровьесберегающие технологии;

 

 

3. Задания для команд.

Задание №1.   Мультимедийная игра «Четвертый лишний» ссылка

Цель: закреплять умение обобщать, классифицировать предметы по определенным признакам

(Приложение 1  «Четвертый лишний») 

ОПИСАНИЕ ИГРЫ Слайд 1«Явления неживой природы»

- Назовите, явления природы, которые вы видите на экране (дождь, лужа, капель, метель) 

 Назовите явление природы, которое не связано с ВЕСНОЙ (метель)

- Объясните почему?  (метель бывает зимой, а дождь, лужа, капель весной)

Слайд 2 «Птицы»

- Назовите птиц, которые вы видите на экране (скворец, снегирь, ласточка, аист.)

- Какая птица лишняя? (снегирь)

Объясните почему?  (снегирь зимующая птица, а скворец, ласточка, и аист перелетные и прилетают к нам весной)

Слайд 3 «Обувь по сезону»

- Назовите обувь, которую вы видите на экране (сапоги, кроссовки, валенки, галоши)

- Как вы думаете, какая обувь лишняя? (валенки)

Объясните почему?  (сапоги, кроссовки, галоши мы обуваем весной, а валенки зимой)

Слайд 4 Признаки весны

- Назовите признаки весны, которые вы видите на экране (весенний кораблик, ветка вербы, скворечник)

- Какой предмет лишний? (гриб)

- Объясните почему?  (весной распускается веточка вербы, можно пускать кораблики, скворечники вывешиваем на деревья, а грибы собираем осенью)  

Задание №2  Дидактическая игра «Перелётные – зимующие»

Цель: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетныезимующие.

Дети подходят к магнитной доске, на которой изображены скворечник,  кормушка,  и набор картинок птиц.  Команда «Солнышко» отбирает перелётных птиц, и прикреплять их на доске к скворечнику,  а вторая команда «Капелька» – зимующих птиц и прикрепляет их на кормушку.

Задание №3 Экологическая игра «Что сначала, а что потом?»

Цель: умение располагать картинки в порядке развития сюжета.

Рассмотрите внимательно картинки и подумайте, какое действие произошло сначала, какое после него и так далее.

В соответствии с последовательностью сюжета, нужно поставить цифры возле каждой картинки от 1 до 5. (одной команде на примере «Лебедь, а другой «Ласточка»)

Презентуйте свои работы.

Задание №4 «Вопрос – ответ».

Цель:  обобщение знаний о птицах.

Каждая команда должна ответить на 5 вопросов.

  1. Какие птицы возвращаются к нам из теплых краев первыми? (скворцы)
  2. Когда в России отмечается праздник День птиц? (1 апреля)
  3. Какие птицы выводят птенцов зимой? (клест)
  4. Самая маленькая птица в мире? (колибри)
  5. Какая птица подкладывает свои яйца другим птицам? (кукушка)
  6. Домик для птиц сделанный своими руками? (скворечник)
  7. Какую пользу природе приносят птицы?  (уничтожают насекомых-вредителей)
  8. Какую птицу называют «ночной кошкой»    (сова)
  9. Какую птицу называют «лесным доктором» (дятел)
  10. Крупная, не летающая птица, «одетая во фрак» (пингвин)

Задание №5 «Пословица недаром молвится»

 Цель: учить детей  правильно определять смысл пословицы.

  В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним некоторые из них. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.
Каждой команде предлагается по 3 пословицы.
1. На чужой сторонушке… (рад своей воронушке).
2.Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).
3.У каждой птицы… (своя песня).
1.Одна ласточка… (весны не делает).
2. Цыплят по осени… (считают).
3.Слово не воробей… (вылетит, не поймаешь).

Форма работы - подгрупповая;

ИК технологии,

наглядный метод – демонстрация слайдов

Игровые технологии (на закрепление и усвоение знаний)

(Прием-  вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности)

Словесный метод (пословицы о весне)

 

Работа с интерактивной доской.

Команды отвечают по очереди.

Работа в команде.

Работа в команде.

4. Итог игры:

 Наша игра – викторина «Весенняя природа» закончилась. Жюри подводит итог игры.

Награждение победителей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная игра может быть использована воспитателями в педагогической деятельности для повышения уровня интеллектуального развития детей.

ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Шорыгина Т.А. Методическое пособие «Какие месяцы в году?» Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей –М.: Гном-Пресс, 1999г.- 64с.
  2. Грехова Л.И. «В союзе с природой» Учебно-методическое пособие. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.:  ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола,2002. - 288с.
  3. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-7 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития»,

 «Академия К», 1998. – 224с., ил. (Серия «Игра, обучение, развитие, развлечение»).

  1.  Интернет – ресурсы:  https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10698/

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра - викторина «Вопрос на засыпку».

Интеллектуальная  игра - викторина «Вопрос на засыпку». Цель игры: Дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, от самой игры; продолжать учить договариваться друг с дру...

Интеллектуальная игра - викторина «Юный эрудит» для детей подготовительной группы

Представлен конспект мероприятия для подготовительной группы. Задания подобраны так, чтобы поддерживать интерес каждого ребенка к совместной деятельности со сверстниками, содействовать налаживанию их ...

Интеллектуальная игра – викторина для детей старшего возраста: «Путешествие в страну сказок»

Интеллектуальная игра – викторина для детей старшего возраста: «Путешествие в страну сказок»...

интеллектуальная игра - викторина «САМЫЙ УМНЫЙ»

Игра- викторина, состоит из этапов (туров), к каждому из которых даются четкие инструкции (правила). Дети проявляют эрудицию, сноровку и творчество....

Интеллектуальная игра-викторина «Умники и умницы».

Интеллектуальные игры-викторины целесообразно проводить как итоговое мероприятие по выявлению знаний детей по разным областям развития. Также они способствуют развитию познавательной активности, творч...

Интеллектуальная игра-викторина "Наша Родина-Россия"

Эта игра обобщает и систематизирует знания о России, о Самарской области. Воспитываются патриотические чувства у детей, уважение ко всем национальностям....