Непосредственно образовательная деятельность "Курский край"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Материал разработан для детей среднего и старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kurskiy_kray.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3»

Непосредственно образовательная деятельность

«Мой город Курск»

с детьми подготовительной группы

Воспитатели:

Деваева Т.В.

Пучкова С.С.

Курск

НОД для детей подготовительной группы «Мой город Курск»

Задачи:

1. Формировать у детей интерес к своей малой родине.

2. Продолжать знакомить детей с историей возникновения города, разными  

    видами городских зданий.

3. Пополнять активный словарь детей: куряне, триумфальная, арка, крепость,    

    воинская слава, мемориал.

4. Расширять и закреплять знания детей о родном городе, о транспорте, о видах  

    спорта.

5. Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать      

    патриотические чувства к своей родине.

Ход НОД.

Воспитатель: у каждого человека есть родная земля, то место, где он живет. Есть мама, которая дала ему жизнь, - это самый дорогой и близкий ему человек. У всех людей есть еще самое дорогое – это Родина, родная страна. Как называется наша родная страна? (Ответы детей). Правильно, Россия. Давайте вместе подумаем, что это за слово такое – Родина? (Рассуждения детей)

Дети: Родина – это место, где мы родились и живем. Родина – это земля, на которой трудятся наши папы, мамы, бабушки, дедушки. Родина, это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю…

Воспитатель: Место, где родился, город, село, деревню – называют малой Родиной. У каждого из нас есть малая Родина. Большинство из вас родились в Курске. Значит, это ваша малая Родина. Ваш родной город. Куда бы ни занесла вас жизнь, в каких бы дальних городах нашей страны вы бы ни жили, всегда с теплым чувством вы будете вспоминать свою малую родину, город, где вы родились, где прошло ваше детство. А многие из вас навсегда останутся здесь жить, получат образование, будут работать, чтобы наш город становился с каждым днем все краше.

Воспитатель: Курск – это наш родной край, наша малая Родина.

Мы, живем в Курске, значит, мы кто? (Куряне).

У нашего города есть флаг и герб. Флаг города Курска представляет собой прямоугольное полотнище лазурного цвета с диагональной полосой сине-голубого цвета. На сине-голубой полосе изображены три летящие куропатки серебряного цвета.

Флаг Курска разработан на основе его герба. Куропатки символизируют богатство курской природы. Символическое значение цветов, используемых во флаге:

лазурный — красота, мягкость, величие;

сине-голубой — правда, истина, небеса;

серебро — чистота, доброта, невинность.

Давным-давно в наших лесах водилось очень много куропаток. Эта птица бесконечно предана тому месту, где родилась. И мы должны, как и наши предки, быть верными своему краю и охранять его.

Есть пословица: «И лягушка на своём болоте поёт». А какие вы пословицы знаете о Родине? («Человек без родины, что соловей без песни», «Береги землю родимую, как мать любимую», «Всякому мила своя сторона»).

Воспитатель: Курск – очень красивый город. И сегодня Курск –это город, в котором множество улиц и переулков, автомобильных дорог, парков, музеев, кинотеатров. Кроме этого в Курске еще много достопримечательностей, которые привлекают своей красотой. Хотели бы вы посмотреть эти достопримечательности? (Ответы детей)

Тогда я вас приглашаю на экскурсию по городу.

Воспитатель: На чем можно путешествовать по нашему городу? Ответы детей). Правильно, путешествовать можно на машине, троллейбусе, трамвае, автобусе, маршрутном такси.

А я вас приглашаю в путешествие на автобусе. Потому что так можно быстро добраться до памятных мест города, потом пройти по его улицам и полюбоваться достопримечательностями.

Вашим экскурсоводом сегодня буду я.

Воспитатель: давайте вспомним, почему наш город так назвали? (Ответы детей).

Как многие древнерусские города, Курск возник на месте славянского поселения, превращенного в крепость для защиты земель от врагов. Город, стоявший на высоком холме берега реки Тускарь при впадении в нее Кур, по преданию, и дала

ему название. (Иллюстрация Курской крепости)

Остановка «Красная площадь»

Воспитатель: Сейчас мы подъезжаем к главной площади в нашем

городе. Кто знает, как называется эта площадь? (Ответы детей).

Главная площадь Курска называется Красная площадь. Красная – значит красивая. Посмотрите. Какая она большая! Здесь проходят праздничные салюты, парады, выступления знаменитых артистов.

А это красивое здание – Знаменский собор. (Иллюстрация Знаменского собора)

Здесь находится здание – Дом советов. (Иллюстрация Дома Советов) В этом здании работают губернатор и его заместители. Над зданием реет Российский флаг. Давайте прогуляемся по Красной площади, выходите из автобуса.

Физминутка

Мы по городу шагаем (идут по кругу)

То, что видим называем

Светофоры и машины, (поворачивают голову вправо)

Ярмарки и магазины (поворачивают голову влево)

Скверы, улицы, мосты. (взмахивают сначала правой рукой, затем левой)

И деревья и кусты! (поднимают руки вверх, опускают)

Отдохнули немного, продолжаем нашу экскурсию.

Обратите внимание на это здание. (Иллюстрация краеведческого музея)

Кто мне скажет, что это за здание мы видим? (Ответы детей)

Посетив этот музей вы сможете узнать много интересного о курском крае. В этом музее часто проходят различные выставки.

А сейчас мы подошли с вами к театру кукол. (Иллюстрация театра кукол) А кто-нибудь из вас здесь был? В этом театре показывают детские спектакли с помощью кукол, и я советую вам обязательно сходить в этот театр с родителями.

Наша экскурсия продолжается. Центральная улица города Курска называется улица Ленина. На этой улице находится памятник «Курская антоновка». Это знаменитый сорт яблок, в честь которого назвали этот памятник. (Иллюстрация «Курская антоновка»).

Продолжаем нашу экскурсию. (Иллюстрация Курского цирка). Думаю, что вы узнали, что это за здание. Правильно, это Курский цирк. Думаю, что все вы посещали это место. Что вам понравилось там больше всего? (ответы детей).

Воспитатель: Едем дальше. Сейчас мы с вами подъезжаем к красивому зданию.

(Иллюстрация Курского Государственного драматического театра

имени А. С. Пушкина) Может быть, кто-нибудь знает, что это за здание? (Ответы детей) Курский Государственный драматический театр имени А. С. Пушкина.

Воспитатель: Кто знает, что такое театр? (Ответы детей)

Это место, где артисты разыгрывают спектакли, показывают их зрителям. Театр находится в самом центре города. Здание современное, большое, светлое. Что мы видим еще перед зданием? (Ответы детей)

Кто знает, кому установлен памятник? (Ответы детей) Правильно. Памятник самому любимому, великому русскому писателю и поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Пушкин родился и вырос в Москве. В детстве ему каждый вечер его няня, Арина Родионовна, рассказывала сказки, потому что он их очень любил. Когда он подрос, то сам написал много сказок для вас, дети.

Какие сказки Пушкина вы знаете? (Ответы детей) («Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.) Про него говорят: «Это солнце русской поэзии». Его произведениями восхищаются люди в разных странах. Стихи Пушкина переведены на многие языки.

Воспитатель: Экскурсия по городу продолжается, занимаем места в нашем автобусе. Сейчас мы с вами посетим еще одно удивительное место в нашего города (Иллюстрация с изображением Триумфальной Арки)

Воспитатель: Как называется это место? (Ответы детей).

Достопримечательность нашего города – Триумфальная Арка, в память о битве на Курской дуге во время Великой Отечественной войны. Что мы можем рассказать про Триумфальную Арку. (Ответы детей).

Курск – очень древний город. Много ему пришлось пережить за свою историю. Кто только не посягал на Курск. Последней войной была Великая Отечественная война. 22 июня 1941 года немецко-фашистские войска напали на нашу Родину. Все люди встали на защиту своей страны. Многие погибли.

(Иллюстрация памятника Г. К. Жукову)

Воспитатель: Командовал армией знаменитый полководец Г. К. Жуков. Здесь на Триумфальной Арке стоит памятник этому великому человеку.

(Иллюстрация Вечного огня.)

Воспитатель: Чтобы люди никогда не забывали тех, кто погиб вовремя войны, горит Вечный огонь. Это памятник вечному огню. Почему его так назвали? (Ответы детей)

Этот огонь горит всегда: зимой и летом, ночью и днем, и даже в дождь и снег он никогда не гаснет.

Воспитатель: И мы с вами тоже помним о погибших защитниках. Давайте выйдем из автобуса и подойдем к Вечному огню. Возле этого памятника люди ведут себя тихо. Они грустят и скорбят о тех солдатах, которые защищали страну и погибли. Давайте и мы почтим память погибших. (Минута молчания)

Воспитатель: В истории нашего города есть памятные даты, события, которые заставляют сердца биться чаще.

Воспитатель: Кто скажет, что за дату наш город отмечал в феврале? (Ответы детей)

8 февраля 1943 года - особая дата в истории нашего любимого города, всех жителей области. Как вы сказали уже в этот день Курск был освобожден от самого чудовищного за всю историю нашествия захватчиков. Сколько месяцев наш город находился в оккупации немецко-фашистских захватчиков?

(Ответы детей)

Воспитатель: 15 тяжелейших месяцев оккупации не смогли убить в курянах любовь к жизни, своей стране, дух свободы и веру в победу. Куряне отважно сражались в годы Великой Отечественной войны, и в боях за родной город воины- освободители проявили невероятное мужество и героизм. Признанием стойкости и мужества курян в годы войны стало присвоение городу Курску высокого звания «Город воинской славы» и награждение его ордером Отечественной войны 1 степени. Какой праздник отмечает вся страна в мае? (Ответы детей)

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. Природа Курского края богата и

разнообразна. Насчитывается около 265 видов птиц, среди которых знаменитым является соловей. Наша область славится соловьями, поэтому её зачастую называют Соловьиным краем. И у нас в Курске даже есть памятник соловью, который мы можем с вами увидеть (иллюстрация памятника «Курский соловей»).

Воспитатель: Экскурсия наша продолжается, проходим в автобус. Курск – спортивный город. В нем много стадионов, бассейнов, спортивных площадок. На них занимаются не только спортсмены, но и все люди, которые любят физкультуру и спорт. Следующая наша остановка- это Спортивно-концертный комплекс. (Изображение Спортивно - концертного комплекса)

В новом спортивно-концертном комплексе обустроено двенадцать спортивных залов, включая большой зал для проведения массовых мероприятий, рассчитанный более чем на 3 тысячи мест. Все они оснащены современным оборудованием и для также спортинвентарем занятий самыми разными видами спорта — баскетболом, боксом, аэробикой, спортивными танцами, тяжелой атлетикой

Для некоторых людей спорт - это не только увлечение, они представляют нашу страну на Олимпийских играх - это самые главные спортивные соревнования в мире, которые бывают один раз в четыре года.

Воспитатель: Ребята, занимаем места в автобусе и на этом наша экскурсия подходит к концу. Нам пора возвращаться в детский сад.

Скажите, пожалуйста, вам экскурсия понравилась? Чем? (Ответы детей) Что больше всего запомнилось? (Ответы детей)

Ребята, вы любите свой город? (Ответы детей) Почему вы его любите? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы. Как вы думаете, что надо делать, чтобы и дальше наша малая родина оставалась такой же прекрасной? (Ответы детей)

Мне на свете ни с чем не сравнить

Красоту соловьиного края.

Разве можно тебя не любить

Курск былинный – сторонка родная!

Воспитатель: Дорогие ребята! Любите наш край, нашу малую Родину, храните её и гордитесь тем, что мы куряне!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познание». Тема: «Мира не узнаешь, не зная края своего».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности написан с учётом ФГТ. Интеграция образовательных областей "Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Музыка" способ...

Конспект развития непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное искусство и музыкальная деятельность) «Прогулка по осеннему лесу чувашского края»

В материале представлен конспект развития непосредственно образовательной деятельности в образовательной области "Художественно - эстетическое развитие " (музыкальное искусство и музыкальная деятельно...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие в старшей группе Тема «Деревья родного края»

Цель:формирование первоначальных патриотических  чувств.Образовательные задачи:1.    Познакомить детей с новым для них деревом – осиной – в сравнении с березой.2.   ...

Непосредственно образовательная деятельность с использованием ЦОР по образовательной области «Познание» с детьми старшей группы на тему «Край, в котором мы живём».

Непосредственно образовательная деятельность с использованием  ЦОР по образовательной области «Познание»  с детьми  старшей группы на тему...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание»: познавательное развитие: «Югра – мой край родной»

Конспект НОД по ОО "Познание" : познавательному развитию "Я живу в Югре" поможет обобщить, систематизировать знания детей о родном крае, коренных жителях Югры  - ханты и манси....