Проект разновозрастной группы детей 5-7лет. «Юный эколог»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Голубева Марина Александровна

Проект разновозрастной группы детей 5-7лет. «Юный эколог»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_yunyy_ekolog.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Проект разновозрастной группы детей 5-7лет. «Юный эколог»

 Автор проекта: воспитатель  Голубева Марина Александровна

Тип проекта: познавательно-информационный, игровой, исследовательско-экспериментальный.

Срок реализации проекта: 1 апреля-30 апреля

Возраст детей: Разновозрастная группа детей 5-7 лет.

Участники проекта: дети, воспитатель, помощник воспитателя, родители.

По сроку реализации: краткосрочный.

По виду: социально-творческий.

По составу участников: детско-взрослый.

Форма организации детей: групповая, индивидуальная.

Форма проведения: игровая обучающая деятельность, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями.

Методы: беседы, чтение художественной литературы, наблюдения, просмотр видеофильмов и презентаций, рассматривание иллюстраций с природой, подвижные и дидактические игры, экскурсии.

Программа: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой.

Актуальность проблемы: Экологическое воспитание в ДОУ — это формирование у детей дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе с опорой на основополагающие знания из области экологии. В современном мире остро встает проблема экологического воспитания дошкольников, она сегодня находится на высоком уровне, и ей уделяют всё больше внимания. Современный дети на столько увлечены виртуальными развлечениями, что окружающий мир для них очень далек, а их современные родители не дают детям достаточных знаний, в силу своей занятости. Поэтому основное слово за воспитателем и ДОУ, чтобы дети смогли получить достаточно информации об окружающей нас действительности.

Человек очень связан с природой и имеет большое влияние на ее состояние, именно от людей зависит благосостояние нашей природы. И если в ближайшее время мы не научимся бережно относиться к природе, не к чему хорошему это не приведет. Поэтому очень важно надо начинать экологическое воспитание с дошкольного возраста, так как именно в это время формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Экологическое воспитание ставит перед собой задачу дать дошкольникам понимание, что между всеми живыми организмами существует тесная связь. Они приспособлены к определенным природным условиям, существуют не обособленно, а образуют так называемые экосистемы (река, луг или болото). Ребенок не просто должен заучить, что нехорошо рубить деревья или уничтожать пчел. Он должен понимать, жизнь скольких организмов и существ связана с этим конкретным деревом, что случится с ними после порубки. Все это включает в себя экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Мы должны научить дошкольника проявлять любознательность, желание задавать вопросы взрослым и сверстникам, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, развивать склонность наблюдать и экспериментировать.

Проекты по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи. Поэтому я поставила перед собой цель: дать детям тот объем знаний, который необходим для их развития по экологическому воспитанию. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, к окружающему миру возможно только тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементами знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту.

 Цель проекта: Создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны и флоры, для изучения детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания.

Задачи проекта: Воспитание любви к природе родного края, умения понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным;

Создание условий для получения воспитанниками элементарных знаний о природе и формирование у них ряда представлений о явлениях живой и неживой природы;

Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям, ко всему живому.

Ожидаемые результаты:

У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы;

Они научатся различать представителей живой (растения, грибы, животные, человек) и неживой природы (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края;

Воспитанники будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению с ней;

Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки;

Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять законы общего дома природы:

-        все живые организмы имеют равное право на жизнь;

-        в природе всё взаимосвязано;

-        в природе ничто никуда не исчезает;

Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

Этапы реализации проекта:

1 этап Подготовительный.

Выявление первоначальных знаний детей по экологическому воспитанию;

Информация родителей о предстоящей деятельности;

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования.

2 этап Практический.

использование различных видов деятельности (познавательно- исследовательский, изобразительной, игровой);

просвещение родителей;

организация развивающей среды;

специально организованная игровая обучающая деятельность.

3 этап Итоговый.

подведение итогов работы над проектом.

Реализация проекта планируется осуществляться в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в пяти образовательных областях.

Перспективный план работы над проектом «Юный эколог»

Этапы проекта.

Содержание работы с детьми.

Содержание работы с родителями.

1 этап   подготовительный.

Работа с методической литературой, составление плана работы.

 Изучение уровня готовности родителей, их отношение к данной проблеме.

2 этап  

практический.

Познавательное развитие:  Просмотр и обсуждение презентаций на темы: «Неживая природа», «Многообразие растений, животных», « Бережем природу», «Правила поведения в природе», « Лес-большой дом», «22 апреля День Земли». Беседы с детьми на темы: «Вода, воздух, земля», «Комнатные растения», «Времена года», «Животные», «Огород на окне», «Экосистемы», «Как человек использует природу», «Как охраняем природу». Наблюдение за сезонными изменениями на участке, огорода на окне. Учебные плакаты «Овощи и фрукты», «Кто в море живет», «Как человек использует воду», «Лес-многоэтажный дом», «Кому нужны деревья в лесу». Создать дневник наблюдений. Опыт – наблюдение за ростом лука в земле и в воде. Опыт – наблюдение: «Что вырастет из зернышка». Показать детям, как растения вырастают из семян. Экспериментирование с водой.

Художественно-эстетическое  развитие:

Рисунки на тему: «Мир глазами детей», «Лес наш дом», «Домик для птичек», «Картины природы», «Дикие и домашние животные», «Планета Земля», эмблема «Береги природу», «Правила поведения в лесу».

Коллективная работа: «Березовая роща»;

Лепка «Лук-лучок», «Гнездо для птиц», «Дикие животные их природного материала».

Рассматривание и обсуждение демонстрационного материала: «Как растет живое», «Овощи», «Садовые цветы», «Листья и плоды», «Неживая природа», «Береги природу», «Красная книга», «Правила поведения в лесу», «Планета Земля-наш дом». Аппликация «Консервируем овощи», «Перелетные птицы», аппликация из сушеных листьев «Бабочка».

Речевое развитие:

Чтение художественной литературы:

«Осенний ковер» Б.Трофимов, «В полет» Н.Сладков, «Ждут помощников» Н.Павлова, «Птицы и листья» М.Пришвин»,  «Водомерки вылезают на берег» Н.Сладков,  «О чем рассказывает гербарий» В.Ветлина, «Бабочки под землей» Н.Сладков, «Ночная тревога» В.Бианки, «Синичкина кладовая» И.Полуянов.

Светлана Рыбакова «Сказка о светлой радости».

Разучивание стихотворений о природе: «Люблю птиц» Г.Ладонщиков, «Наша планета» Я.Аким. Отгадывание загадок на тему экологии.

Пальчиковые игры: «Фрукты», «Есть у нас огород, что в нем только не растет...?».

Физическое развитие:

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу», «Удочка», «Совушка», «Гуси лебеди», «Хитрая лиса», «Медведь и пчелы». Игры с мячом «Я знаю», «Живое — неживое», «Вершки- корешки».

Квест «Экологическая тропа».

Социально -коммуникативное  развитие:

Сюжетно- ролевые игры: «Аптека Айболита», «Прогулка в лес», «Цветочный магазин». Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Какого растения не стало?», «Где что зреет?», «Что растет на грядке и в саду?»,

«Соберем мусор», «Сделаем планету чище». Алгоритм «Расскажи-ка». Трудовое поручение «Соберем мусор». Экскурсия в парк, в березовую рощу.

Предложить родителям приобрести семяна овощей для рассады.

Помочь в оформлении уголка природы в группе.

Анкетирование родителей

«Экологическое воспитание»

Консультации для родителей:

«Уход за комнатными растениями»;

«О пользе моркови»;

«Не причиняя вреда природе»

«Ядовитые растения»

«Пусть цветут травы!»

«Сокровища леса»

«Азбука поведения в природе»

«Войди в природу другом!»

«Зеленая аптека (о комнатных растениях)»

«В лес по грибы»

«Поможем крылатым докторам (о птицах)»

«Наши друзья — насекомые»

«Защитим друзей леса!»

«Пожар — это беда леса!»

«Цветы — земной красы начало»

«Давайте беречь воду!»

3 этап

итоговый.

Подведение итогов работы над проектом.

Квест «Экологическая тропа»

Итоговое мероприятие: Квест «Экологическая тропа»

По реализации проекта были получены следующие результаты:

Повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.

Улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей.

Повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах экологии и защиты окружающей среды.

Дети стали более уважительно относиться к труду.
Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

Заключение. Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение. Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка. 
Итак, воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту - одна из важных задач детского сада.

 Результат работы над проектом: В процессе реализации проекта дети получили первичные представления о живой и неживой природе, о сообществах природы (лес, луг, пруд), о взаимодействии человека с природой, то есть те знания, которые становятся основой осознанного отношения к объектам природы. На опыте познакомились со свойствами воды. Убедились, какие условия необходимы для роста и развития растений. По мере своих сил и возможностей они участвовали в уходе за посадками, радовались первым всходам, наблюдали как растет лук, посаженный ими собственноручно. На протяжении всего проекта у детей формировалась ответственности значимость своего труда, зеленые перышки лука, дети употребляли во время обеда. Во время реализации проекта был расширен кругозор и мыслительная деятельность детей. Благодаря нашему проекту «Юный эколог» дети научились уважать и свой, и чужой труд, беречь растения, ухаживать за ними. Узнали, что такое забота и ответственность.

Используемая литература: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» образования» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой;

С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.

 Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс 2007 г.

«Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной – Набережные Челны,2009.

Интернет ресурсы.

 Журнал «Ребенок в детском саду» № 3 2006 год.

 И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа.

О.В.Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать»

С.Н.Николаева «Юный эколог»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по ФЭМП в разновозрастной группе детей от5-7лет по теме "Приключения Буратино".

На занятии дети старшего возраста узнают состав числа 10 и знакомятся с цифрой10. Дети 5-6лет упражняются в количественном счёте. Продолжается работа по ознакомлению с геометрическими фигурами....

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей разновозрастной группе (дети 5-7лет) по теме: «Птицы в лесу»

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие(ознакомление с природой) (п.2.6 ФГОС ДО)Развивающая предметно-пространственная среда темы ННОД: (2.8; 3.3.3; 3.3.5 ФГОС ДО)...

Конспект занятия по обучению грамоте в разновозрастной группе детей от 5-7лет по теме "Перелётные птицы"

В конспекте детей знакоми с перелётными птицами,внешним видом,чем питаются. В конспекте отображены дидиктические игры,беседы....

Краткосрочный проект «Мама - самый дорогой на свете человек» (разновозрастная группа от5 до 7лет)

Данный проект предназначен для использования педагогами  детского сада для тематического блока : "Моя Семья", в работе с родителями с целью обогатить отношения родителей и детей опытом совместной...

Кружковая работа. Дополнительная общеразвивающая программа по экологическому воспитанию для детей 5-7лет «Юный эколог»

Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это,прежде всего, мир природы,с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источникдетского разума&ra...

Кружковая работа. Дополнительная общеразвивающая программа по экологическому воспитанию для детей 5-7лет «Юный эколог»

Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это,прежде всего, мир природы,с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источникдетского разума&ra...

Проект разновозрастной группы детей 5-7 лет «Пожарная безопасность для дошкольников»

Проект разновозрастной группы детей 5-7 лет«Пожарная безопасность для дошкольников»...