Конспект НОД для дошкольников по познавательному развитию "Вода и её свойства»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мамонова Елена Валентиновна

 8.04.2022

                             Конспект НОД для дошкольников по познавательному развитию «Вода и её свойства»

Цель: расширение и уточнение представлений детей о природном явлении – вода.

 

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим «Знакомство с водой»

Цель: Познакомить детей с водой и некоторых её свойствах.

Задачи Расширять знания детей о назначении воды в нашей жизни, её свойствах(жидкая, , не имеет формы, прозрачная). Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать; Воспитывать бережное отношение к воде.

 

Ход занятия:

1. Ребята, отгадайте загадку:

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...
(Воды)

Молодцы ребята вы правы это вода. Все растения и животные без воды гибнут.

Хотите еще узнать о воде? Слушайте.

Мир воды – большой. На земле много воды (показываю глобус). Вода в океанах, в морях, реках, озерах, в болотах, ручейках и в облаках, это дождевые капли и снежинки. Ученые нашли воду даже в камне…., в каждом растении, в животном и даже в человеке! Тело человека состоит в среднем на 70% из воды. Без воды не могут вырасти и выжить растения, животные тоже не выживут, если пить не будет. И человек не сможет выжить без воды. Вода всему живому нужна на Земле!

А скажите, мне, пожалуйста, где вы живёте? В доме, правильно. У каждого из Вас есть свой дом. А как вы думайте, где у нас в группе живёт водичка? Пойдёмте  в умывальную комнату и посмотрим. Почему её не видно? Она в кране. А что надо сделать, чтобы из крана полилась вода? Оля, открой кран. Ребята, что сделала Оля? Что льётся из крана? Что будет, если мы закроем кран? Почему нет воды?

2. Какая водичка льётся из крана? (чистая, прозрачная). Давайте проверим. В стакане мы нальём воду. Какая вода?

Чистая. Давайте положим в неё чёрную бусинку, видим вода прозрачная и через неё видно бусинку. Для чего нужна чиста вода человеку?  Для того, что –бы он пил, мылся, стирал бельё, поливал ….

Вода это жидкость её можно налить во что-нибудь. Она течет. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

Как вы думаете, что будет с водой, если её налить в кубик? (воспитатель наливает воду в кубик). Какой вода стала формы? Она приняла форму кубика. Посмотрите, у меня на столе сосуды различной формы с водой и вода принимает их форму. Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

Ребята, какие выводы, о воде мы можем сделать? Правильно, вода не имеет цвета, она прозрачная. Вода жидкая, у воды нет формы, она принимает форму сосуда, ёмкости в которые мы её наливаем.

3.Физкультминутка «Дождик»

Дождик скачет по дорожке,
Как мальчишка озорной, (Прыжки)
Громко хлопает в ладоши
И от счастья сам не свой. (Хлопки)
Летний дождь – всегда веселый.
Он как друг хороший всем. (Повороты, руки на поясе)

4. Ребята, а как вы думаете, на Земле много воды?

Конечно, на нашей планете много воды, но это совсем не значит, что ее не надо беречь. Вода к нам в кран попадает из реки. Прежде чем прийти к нам, она проделывает большой путь, если мы не будем закрывать краны, то эта вода по капельке будет просто уходить зря, могут обмелеть реки, тогда моря не получат воду и могут погибнуть животные и рыбы, которые живут в воде.

5. Подведение итогов. Что нового узнали? Что запомнилось?

 Конспект занятия по ознакомлению с окружающем в старшей группе

                              «Свойства воды».

Цели:

  1. Образовательная:

- Вода – это жидкость;

- вода не имеет цвета;

- не  имеет вкуса

- не имеет запаха;

- может растворять другие вещества;

-  может принимать любую форму;

- развивать навыки проведения лабораторных опытов.

    2. Воспитательная:

         - развивать социальные навыки:

         - умение работать в группе

         - учитывать мнения партнёров

         - прививать бережное отношение к воде.

    3. Развивающая:

         - активизировать и обогащать словарь детей                     существительными, прилагательными,  глаголами по теме  занятия.

 

Предварительная работа:

  1. Беседы о воде, её роли в жизни человека, животных, растений.
  2. Проведение экспериментов с водой.
  3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
  4. Чтение худ. Литературы,
  5. Наблюдение за водой во время прогулок, экспериментирование с водой и песком.

Материалы для экспериментов.

- прозрачная и не прозрачная пластиковая посуда.

- вещества, которые мы будем растворять в воде (сахар, лимон, краски, чеснок, мыло).

 

Ход проведения занятия                    

 ВоспитательРебята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Гости хотят посмотреть, как мы с вами умеем работать вместе. Я приглашаю вас в нашу детскую лабораторию. Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория? Кто там работает?

(Высказывание детей)

Воспитатель:  Верно. В лаборатории работают люди, которые занимаются наукой, делают открытия, проводят эксперименты.

Давайте сегодня и мы поработаем учёными. А я буду вам помогать.

Появляется Незнайка.

Незнайка: здравствуйте ребята, я узнал, что сегодня вы будите проводить опыты. Можно и мне посмотреть?

Дети: Да, конечно, смотри.

Незнайка: Вот здорово, спасибо!

Воспитатель: Послушайте стихотворение загадку, которое подскажет нам, с чем мы будем проводить сегодня опыты:

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Смею вам я доложить

Без неё нам не прожить.

 

Дети: Вода.

Воспитатель: Правильно, вода – это жидкость. Она течёт, её можно наливать во что – нибудь. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. Вода – самое чудесное и удивительное вещество в природе.

Вот сегодня мы и будем исследовать свойства воды.

Я приглашаю вас к столу.

1 опыт. «Вода – это жидкость».

Возьмите стаканчики с водой, и вылейте немного воды в блюдце. Только лить надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течёт, растекается по блюдцу.

Почему вы смогли вылить воду из стакана? Почему вода растеклась по блюдцу?

Дети: Вода выливается из стакана потому, что она жидкая

Воспитатель: Верно, если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в ручейках, реках, не текла бы из крана. Вода может течь, поэтому её и называют жидкостью.

  1. Опыт. «Вода без цвета»

Воспитатель: Ребята, какого цвета вода?

Дети: Прозрачная, бесцветная.

Воспитатель: Правильно, но она может менять цвет. Возьмите кисточку, обмакнём её в краску, которая стоит у вас на столе, а затем опустите её в блюдце с водой.

Воспитатель: Что произошло?

Дети: Вода стала цветная.

Воспитатель: Видите, вода  меняет цвет, в зависимости от того, что в неё добавить.

  1. Опыт. «Вода без вкуса».

Воспитатель: У меня стаканы с простой водой (11 стаканов). Вызвать троих детей. Попробуйте, какая вода на вкус?

Дети: Вода не имеет вкуса.

Воспитатель: А сейчас. я в четыре стакана выдавлю капли лимона. Попробуйте, какой сейчас на вкус стала вода.

Дети: Кислой.

Воспитатель: В другие стаканы я опущу сахар. Что с ним стало?

Дети: Он растворился.

Воспитатель: Правильно, теперь попробуйте эту воду. Какой она стала?

Дети: Сладкой.

Воспитатель: Из этого опыта мы можем сделать вывод, что вода растворяет другие вещества и приобретает их вкус.

  1. Опыт «Вода не имеет запаха».

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам понюхать воду у меня в стакане. Пахнет ли она?

Дети: Нет.

Воспитатель: Я добавлю в воду одно вещество. А вы скажите пахнет ли она теперь и если да, то чем?

Дети: Пахнет. Чесноком.

Воспитатель: Правильно. Мы можем сделать вывод, что вода без запаха, но она приобретает запах того вещества, которое мы к ней добавим.

Ну что Незнайка, понравились тебе наши опыты?

Незнайка: Да. А я тоже знаю один опыт с водой, фокус. Все вы видели шоу мыльных пузырей. А я научу вас их делать самим. У меня есть стакан с водой, мы нальём в него мыло, я его заранее растворил в воде, хорошенько перемешаем трубочками, до образования пены. Опускаем трубочку в пену и аккуратно дуем в неё, получиться мыльный пузырь.

Воспитатель: Как здорово. Получается ,мы узнали ещё об одном свойстве воды, она может принимать разные формы.

Воспитатель: Ребята, что мы сегодня узнали о воде?

Дети: Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить. Вода не имеет цвета, вкуса, запаха, но может приобрести и вкус и цвет и запах, в зависимости от того, какое вещество в неё добавить. А ещё принимает разные формы.

Незнайка: Спасибо вам ребята. А я приготовил вам подарок. Достаёт мыльные пузыри.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Вода и её свойства»22.56 КБ

Предварительный просмотр:

 Цикл занятий о воде в старшей группе.

                             «Вода и её свойства»

Цель: расширение и уточнение представлений детей о природном явлении – вода.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим «Знакомство с водой»

Цель: Познакомить детей с водой и некоторых её свойствах.

Задачи Расширять знания детей о назначении воды в нашей жизни, её свойствах(жидкая, , не имеет формы, прозрачная). Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать; Воспитывать бережное отношение к воде.

Ход занятия:

1. Ребята, отгадайте загадку:

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...
(Воды)

Молодцы ребята вы правы это вода. Все растения и животные без воды гибнут.

Хотите еще узнать о воде? Слушайте.

Мир воды – большой. На земле много воды (показываю глобус). Вода в океанах, в морях, реках, озерах, в болотах, ручейках и в облаках, это дождевые капли и снежинки. Ученые нашли воду даже в камне…., в каждом растении, в животном и даже в человеке! Тело человека состоит в среднем на 70% из воды. Без воды не могут вырасти и выжить растения, животные тоже не выживут, если пить не будет. И человек не сможет выжить без воды. Вода всему живому нужна на Земле!

А скажите, мне, пожалуйста, где вы живёте? В доме, правильно. У каждого из Вас есть свой дом. А как вы думайте, где у нас в группе живёт водичка? Пойдёмте  в умывальную комнату и посмотрим. Почему её не видно? Она в кране. А что надо сделать, чтобы из крана полилась вода? Оля, открой кран. Ребята, что сделала Оля? Что льётся из крана? Что будет, если мы закроем кран? Почему нет воды?

2. Какая водичка льётся из крана? (чистая, прозрачная). Давайте проверим. В стакане мы нальём воду. Какая вода?

Чистая. Давайте положим в неё чёрную бусинку, видим вода прозрачная и через неё видно бусинку. Для чего нужна чиста вода человеку?  Для того, что –бы он пил, мылся, стирал бельё, поливал ….

Вода это жидкость её можно налить во что-нибудь. Она течет. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

Как вы думаете, что будет с водой, если её налить в кубик? (воспитатель наливает воду в кубик). Какой вода стала формы? Она приняла форму кубика. Посмотрите, у меня на столе сосуды различной формы с водой и вода принимает их форму. Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

Ребята, какие выводы, о воде мы можем сделать? Правильно, вода не имеет цвета, она прозрачная. Вода жидкая, у воды нет формы, она принимает форму сосуда, ёмкости в которые мы её наливаем.

3.Физкультминутка «Дождик»

Дождик скачет по дорожке,
Как мальчишка озорной, (Прыжки)
Громко хлопает в ладоши
И от счастья сам не свой. (Хлопки)
Летний дождь – всегда веселый.
Он как друг хороший всем. (Повороты, руки на поясе)

4. Ребята, а как вы думаете, на Земле много воды?

Конечно, на нашей планете много воды, но это совсем не значит, что ее не надо беречь. Вода к нам в кран попадает из реки. Прежде чем прийти к нам, она проделывает большой путь, если мы не будем закрывать краны, то эта вода по капельке будет просто уходить зря, могут обмелеть реки, тогда моря не получат воду и могут погибнуть животные и рыбы, которые живут в воде.

5. Подведение итогов. Что нового узнали? Что запомнилось?

 Конспект занятия по ознакомлению с окружающем в старшей группе

                              «Свойства воды».

Цели:

  1. Образовательная:

- Вода – это жидкость;

- вода не имеет цвета;

- не  имеет вкуса

- не имеет запаха;

- может растворять другие вещества;

-  может принимать любую форму;

- развивать навыки проведения лабораторных опытов.

    2. Воспитательная:

         - развивать социальные навыки:

         - умение работать в группе

         - учитывать мнения партнёров

         - прививать бережное отношение к воде.

    3. Развивающая:

         - активизировать и обогащать словарь детей                     существительными, прилагательными,  глаголами по теме  занятия.

Предварительная работа:

  1. Беседы о воде, её роли в жизни человека, животных, растений.
  2. Проведение экспериментов с водой.
  3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
  4. Чтение худ. Литературы,
  5. Наблюдение за водой во время прогулок, экспериментирование с водой и песком.

Материалы для экспериментов.

- прозрачная и не прозрачная пластиковая посуда.

- вещества, которые мы будем растворять в воде (сахар, лимон, краски, чеснок, мыло).

Ход проведения занятия                    

 ВоспитательРебята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Гости хотят посмотреть, как мы с вами умеем работать вместе. Я приглашаю вас в нашу детскую лабораторию. Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория? Кто там работает?

(Высказывание детей)

Воспитатель:  Верно. В лаборатории работают люди, которые занимаются наукой, делают открытия, проводят эксперименты.

Давайте сегодня и мы поработаем учёными. А я буду вам помогать.

Появляется Незнайка.

Незнайка: здравствуйте ребята, я узнал, что сегодня вы будите проводить опыты. Можно и мне посмотреть?

Дети: Да, конечно, смотри.

Незнайка: Вот здорово, спасибо!

Воспитатель: Послушайте стихотворение загадку, которое подскажет нам, с чем мы будем проводить сегодня опыты:

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Смею вам я доложить

Без неё нам не прожить.

Дети: Вода.

Воспитатель: Правильно, вода – это жидкость. Она течёт, её можно наливать во что – нибудь. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. Вода – самое чудесное и удивительное вещество в природе.

Вот сегодня мы и будем исследовать свойства воды.

Я приглашаю вас к столу.

1 опыт. «Вода – это жидкость».

Возьмите стаканчики с водой, и вылейте немного воды в блюдце. Только лить надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течёт, растекается по блюдцу.

Почему вы смогли вылить воду из стакана? Почему вода растеклась по блюдцу?

Дети: Вода выливается из стакана потому, что она жидкая

Воспитатель: Верно, если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в ручейках, реках, не текла бы из крана. Вода может течь, поэтому её и называют жидкостью.

  1. Опыт. «Вода без цвета»

Воспитатель: Ребята, какого цвета вода?

Дети: Прозрачная, бесцветная.

Воспитатель: Правильно, но она может менять цвет. Возьмите кисточку, обмакнём её в краску, которая стоит у вас на столе, а затем опустите её в блюдце с водой.

Воспитатель: Что произошло?

Дети: Вода стала цветная.

Воспитатель: Видите, вода  меняет цвет, в зависимости от того, что в неё добавить.

  1. Опыт. «Вода без вкуса».

Воспитатель: У меня стаканы с простой водой (11 стаканов). Вызвать троих детей. Попробуйте, какая вода на вкус?

Дети: Вода не имеет вкуса.

Воспитатель: А сейчас. я в четыре стакана выдавлю капли лимона. Попробуйте, какой сейчас на вкус стала вода.

Дети: Кислой.

Воспитатель: В другие стаканы я опущу сахар. Что с ним стало?

Дети: Он растворился.

Воспитатель: Правильно, теперь попробуйте эту воду. Какой она стала?

Дети: Сладкой.

Воспитатель: Из этого опыта мы можем сделать вывод, что вода растворяет другие вещества и приобретает их вкус.

  1. Опыт «Вода не имеет запаха».

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам понюхать воду у меня в стакане. Пахнет ли она?

Дети: Нет.

Воспитатель: Я добавлю в воду одно вещество. А вы скажите пахнет ли она теперь и если да, то чем?

Дети: Пахнет. Чесноком.

Воспитатель: Правильно. Мы можем сделать вывод, что вода без запаха, но она приобретает запах того вещества, которое мы к ней добавим.

Ну что Незнайка, понравились тебе наши опыты?

Незнайка: Да. А я тоже знаю один опыт с водой, фокус. Все вы видели шоу мыльных пузырей. А я научу вас их делать самим. У меня есть стакан с водой, мы нальём в него мыло, я его заранее растворил в воде, хорошенько перемешаем трубочками, до образования пены. Опускаем трубочку в пену и аккуратно дуем в неё, получиться мыльный пузырь.

Воспитатель: Как здорово. Получается ,мы узнали ещё об одном свойстве воды, она может принимать разные формы.

Воспитатель: Ребята, что мы сегодня узнали о воде?

Дети: Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить. Вода не имеет цвета, вкуса, запаха, но может приобрести и вкус и цвет и запах, в зависимости от того, какое вещество в неё добавить. А ещё принимает разные формы.

Незнайка: Спасибо вам ребята. А я приготовил вам подарок. Достаёт мыльные пузыри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с дошкольниками по познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие в мир предметов"

Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по (познавательному развитию) на тему: «Свойства снега» (для воспитанников 2 младшей группы)

Цель:  развивать  творческую исследовательскую активность младших дошкольников в процессе детского экспериментирования....

Конспект НОД для дошкольников по познавательному развитию "Весна"

Конспект НОД для дошкольников по познавательному развитию  «Весна».                            ...

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Свойства воды и льда» для детей среднего дошкольного возраста

Цель: формирование представлений о свойствах и превращениях воды;развитие познавательного интереса к окружающему миру в процессе наблюдений....

Схема написания конспекта занятий с дошкольниками по познавательному развитию

Как правильно написать конспект занятия в ДОУ по познавательному развитию, что нужно учесть, на что обратить внимание при составлении конспекта, все это есть в схеме....