Конспект НОД для дошкольников по познавательному развитию "Весна"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мамонова Елена Валентиновна

 

 

Конспект НОД для дошкольников по познавательному развитию  «Весна».

                                                                                  24.02.21                           

Цель: Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе, уточнить знания о зимующих и перелетных птицах.

Образовательные задачи: способствовать закреплению у детей умению устанавливать связь между признаками в природе, используя объекты живой и неживой природы, делать выводы, умозаключения, учить группировать предметы методом исключения.

Развивающие задачи: способствовать развитию связной речи, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, развивать память, внимание, мышление, обогащать словарь.

Воспитательные задачи: формировать навыки культуры поведения в природе, правильного взаимодействия с природой.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за весенними изменениями, чтение художественной литературы: В.Бианки: «Три весны», Ф.Тютчев: «Зима недаром злится», М.Пришвин «Светлая капель», Г.Скребицкий: «Весенняя песня», отгадывание весенних загадок, чтение народных  пословиц и поговорок, народных примет о весне.

Словарная работа:

Обогащение словаря: пернатые друзья, капель, проталины, первоцветы.

Активизация:

Материал и оборудование: картинки с изображением птиц, иллюстрации к д/и «Четвертый лишний», веточка, флешка, коробка, «модели» весенних изменений в природе.

Организация и проведение НОД.

  1. Организационный момент.

Дети входят в группу, здороваются, садятся на стулья.

  1. Игровая ситуация.

На экране монитора девушка – Весна.

- Ребята, у нас сегодня в гостях необычная гостья, может вы догадались, кто это?

Звуковое письмо.

«Здравствуйте, ребята! Я Лесная Фея. Хотела к вам прийти в гости. Но у меня очень много дел в лесу. Мне нужно пробудить природу от долгого зимнего сна. Мой верный помощник – весеннее солнышко обогреет все вокруг. А вас, ребята, попрошу выполнить задания. Тогда быстрее наступит весна. Помогите!»

- Ребята, поможем Весне.

Дети: -«Да».

Весна: - «Ребята, скажите, какие изменения происходят в природе весной».

3. Презентация «Весна».

Ребята, почему происходят изменения в природе? (Чаще светит солнце, тает снег и лед).

- Чем покрыта земля? ( Земля покрыта снегом. Снег стал темный, рыхлый, появились первые проталины).

- Что такое проталины? (Место, где нет снега). Ребята, повторите это слово – проталины.

- Что еще бывает? (Капель).

- Что происходит на речке? (На речке тает лед, начинается ледоход).

- Что такое ледоход? (Движение льда на реках). Это новое слово – ледоход.  - Повторите его хором.

- Повторите его шепотом.

-Изменились ли деревья? ( На деревьях распускаются почки, появляются молодые листочки, на березе еще и сережки).

- Посмотрите, какие они нежные, светло – зеленые, клейкие.

-Еще какие изменения происходят в природе? (Появляется трава, первоцветы ).

- Назовите первоцветы. (подснежники, ландыши, мать -и- мачеха).

-Что можно сказать о птицах? ( Птицы прилетают из теплых стран, щебечут, поют песни, строят гнезда).

-Какие еще изменения происходят в природе? (Появляются насекомые, бабочки, муравьи).

- Какие изменения произошли в жизни диких животных? (Животные выводят потомство).

- Так почему происходят в природе все эти изменения? (Солнце стало сильнее греть землю, поэтому и стал таять снег, лед. Дни становятся длиннее, а ночи короче).

5. Игра «Перелетные и зимующие птицы».

- Ребята, с приходом весны к нам возвращаются пернатые друзья, кто это? (птицы)

- Почему их называют пернатыми друзьями? (пернатые –потому что их тело покрыто перьями, а друзьями – поедают вредных насекомых, поют песни, радуют нас ими).

- На какие две группы можно разделить птиц? (зимующие и перелетные).

Задание: в один обруч выкладываем зимующих птиц, а в другой – перелетных.

Зимующие: воробей, синица, голубь, ворона, клест, дятел, сорока, галка.

Перелетные: дрозд, грач, скворец, жаворонок, чиж, ласточка, иволга, кукушка, аист, гуси, журавли, утки.

- Почему птицы улетают с юга, там ведь тепло и корм есть. ( У птиц есть родина, они здесь родились).

6. Интерактивная игра «Чье гнездо».

- А сейчас мы поиграем в интересную игру, которая называется «Чье гнездо». Правила игры такие : назовите птицу, подберите ей гнездо и объясните почему у нее такое гнездо.

Аист, грач, сова, скворец, воробей, ласточка.

Рассказы детей о птичьих гнездах.

Аист  строит гнездо на видном месте: крыше, высоком дереве или столбе.

У грача гнездо на дереве, похожее на разлохмаченную шапку.

Сова селится в старых заброшенных гнездах, дуплах деревьев.

Скворец селится в скворечники, которые делают люди.

Воробьи строят гнезда из веток пуха возле жилья людей.

Ласточки лепят из глины, пуха под крышей.

7. Физкультминутка.

«Весеннее солнце».

Солнце, солнце выходи

(дети, взявшись за руки, отходят от центра)

И всю землю освети

(идут по кругу, взявшись за руки)

Чтоб весна скорей настала

(опускают руки вниз)

Чтобы нам теплее стало

(перекрещивают руки на груди, трут плечи)

Чтобы капли звонко пели

(движение кистей рук, имитирующую падающую капель)

Чтоб весной ручьи звенели

(волнообразные движения руками перед грудью – ручей)

Чтоб цветочки распускались

(поднимают руки над головой, опускают их через стороны вниз)

С юга птицы возвращались

(взмахивают руками)

Солнце, солнце землю грей

Пусть весна придет быстрей

(хлопают в ладоши на каждое слово).        

8. Игра «Четвертый лишний».

- Ребята, определите, что здесь лишнее и объясните почему.

Волк, грач, лиса, заяц.

Скворец, ласточка, воробей, соловей.

Подснежник, рябина, фиалка, ландыши.

10. Словесная игра «Прилетели птицы».( в кругу)

- Ребята, вы узнали о птицах, сами о них рассказали, поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, а если вдруг ошибусь, вы хлопайте в ладоши. Начинаем.

Прилетели птицы,

Голуби, синицы,

Мухи, стрижи (дети хлопают)

Прилетели птицы,

Голуби, лисицы. (дети хлопают)

Прилетели птицы,

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны. (дети хлопают)

Прилетели птицы,

Голуби, синицы,

Страусы, чижи.

- Молодцы, ребята!

11. Дидактическая игра «Закончи фразу». ( с экологическими знаками)

- Подумайте, подберите  знак к соответствующей ситуации и скажите, что бы вы сделали, если бы увидели…

1. Мальчик срывает цветок подснежника в лесу.

2. Девочка зажала в ладони бабочку и не отпускает.

3. Пчела села вам на рукав.

4. Девочка трогает крапиву.

12. Итог.

Весна: Спасибо, ребята, за помощь.

Дидактическая игра «Ожерелье».

- Давайте, ребята  Весне подарим ожерелье из весенних слов, скажем какая весна. (Дети подбирают слова).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экологическое воспитание21.24 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ  

ПО ТЕМЕ: «ВЕСНА»

                                                                                  24.02.21                           

Цель: Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе, уточнить знания о зимующих и перелетных птицах.

Образовательные задачи: способствовать закреплению у детей умению устанавливать связь между признаками в природе, используя объекты живой и неживой природы, делать выводы, умозаключения, учить группировать предметы методом исключения.

Развивающие задачи: способствовать развитию связной речи, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, развивать память, внимание, мышление, обогащать словарь.

Воспитательные задачи: формировать навыки культуры поведения в природе, правильного взаимодействия с природой.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за весенними изменениями, чтение художественной литературы: В.Бианки: «Три весны», Ф.Тютчев: «Зима недаром злится», М.Пришвин «Светлая капель», Г.Скребицкий: «Весенняя песня», отгадывание весенних загадок, чтение народных  пословиц и поговорок, народных примет о весне.

Словарная работа: 

Обогащение словаря: пернатые друзья, капель, проталины, первоцветы.

Активизация:

Материал и оборудование: картинки с изображением птиц, иллюстрации к д/и «Четвертый лишний», веточка, флешка, коробка, «модели» весенних изменений в природе.

Организация и проведение НОД.

  1. Организационный момент.

Дети входят в группу, здороваются, садятся на стулья.

  1. Игровая ситуация.

На экране монитора девушка – Весна.

- Ребята, у нас сегодня в гостях необычная гостья, может вы догадались, кто это?

Звуковое письмо.

«Здравствуйте, ребята! Я Лесная Фея. Хотела к вам прийти в гости. Но у меня очень много дел в лесу. Мне нужно пробудить природу от долгого зимнего сна. Мой верный помощник – весеннее солнышко обогреет все вокруг. А вас, ребята, попрошу выполнить задания. Тогда быстрее наступит весна. Помогите!»

- Ребята, поможем Весне.

Дети: -«Да».

Весна: - «Ребята, скажите, какие изменения происходят в природе весной».

3. Презентация «Весна».

Ребята, почему происходят изменения в природе? (Чаще светит солнце, тает снег и лед).

- Чем покрыта земля? ( Земля покрыта снегом. Снег стал темный, рыхлый, появились первые проталины).

- Что такое проталины? (Место, где нет снега). Ребята, повторите это слово – проталины.

- Что еще бывает? (Капель).

- Что происходит на речке? (На речке тает лед, начинается ледоход).

- Что такое ледоход? (Движение льда на реках). Это новое слово – ледоход.  - Повторите его хором.

- Повторите его шепотом.

-Изменились ли деревья? ( На деревьях распускаются почки, появляются молодые листочки, на березе еще и сережки).

- Посмотрите, какие они нежные, светло – зеленые, клейкие.

-Еще какие изменения происходят в природе? (Появляется трава, первоцветы ).

- Назовите первоцветы. (подснежники, ландыши, мать -и- мачеха).

-Что можно сказать о птицах? ( Птицы прилетают из теплых стран, щебечут, поют песни, строят гнезда).

-Какие еще изменения происходят в природе? (Появляются насекомые, бабочки, муравьи).

- Какие изменения произошли в жизни диких животных? (Животные выводят потомство).

- Так почему происходят в природе все эти изменения? (Солнце стало сильнее греть землю, поэтому и стал таять снег, лед. Дни становятся длиннее, а ночи короче).

5. Игра «Перелетные и зимующие птицы».

- Ребята, с приходом весны к нам возвращаются пернатые друзья, кто это? (птицы)

- Почему их называют пернатыми друзьями? (пернатые –потому что их тело покрыто перьями, а друзьями – поедают вредных насекомых, поют песни, радуют нас ими).

- На какие две группы можно разделить птиц? (зимующие и перелетные).

Задание: в один обруч выкладываем зимующих птиц, а в другой – перелетных.

Зимующие: воробей, синица, голубь, ворона, клест, дятел, сорока, галка.

Перелетные: дрозд, грач, скворец, жаворонок, чиж, ласточка, иволга, кукушка, аист, гуси, журавли, утки.

- Почему птицы улетают с юга, там ведь тепло и корм есть. ( У птиц есть родина, они здесь родились).

6. Интерактивная игра «Чье гнездо».

- А сейчас мы поиграем в интересную игру, которая называется «Чье гнездо». Правила игры такие : назовите птицу, подберите ей гнездо и объясните почему у нее такое гнездо.

Аист, грач, сова, скворец, воробей, ласточка.

Рассказы детей о птичьих гнездах.

Аист  строит гнездо на видном месте: крыше, высоком дереве или столбе.

У грача гнездо на дереве, похожее на разлохмаченную шапку.

Сова селится в старых заброшенных гнездах, дуплах деревьев.

Скворец селится в скворечники, которые делают люди.

Воробьи строят гнезда из веток пуха возле жилья людей.

Ласточки лепят из глины, пуха под крышей.

7. Физкультминутка.

«Весеннее солнце».

Солнце, солнце выходи

(дети, взявшись за руки, отходят от центра)

И всю землю освети

(идут по кругу, взявшись за руки)

Чтоб весна скорей настала

(опускают руки вниз)

Чтобы нам теплее стало

(перекрещивают руки на груди, трут плечи)

Чтобы капли звонко пели

(движение кистей рук, имитирующую падающую капель)

Чтоб весной ручьи звенели

(волнообразные движения руками перед грудью – ручей)

Чтоб цветочки распускались

(поднимают руки над головой, опускают их через стороны вниз)

С юга птицы возвращались

(взмахивают руками)

Солнце, солнце землю грей

Пусть весна придет быстрей

(хлопают в ладоши на каждое слово).        

8. Игра «Четвертый лишний».

- Ребята, определите, что здесь лишнее и объясните почему.

Волк, грач, лиса, заяц.

Скворец, ласточка, воробей, соловей.

Подснежник, рябина, фиалка, ландыши.

10. Словесная игра «Прилетели птицы».( в кругу)

- Ребята, вы узнали о птицах, сами о них рассказали, поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, а если вдруг ошибусь, вы хлопайте в ладоши. Начинаем.

Прилетели птицы,

Голуби, синицы,

Мухи, стрижи (дети хлопают)

Прилетели птицы,

Голуби, лисицы. (дети хлопают)

Прилетели птицы,

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны. (дети хлопают)

Прилетели птицы,

Голуби, синицы,

Страусы, чижи.

- Молодцы, ребята!

11. Дидактическая игра «Закончи фразу». ( с экологическими знаками)

- Подумайте, подберите  знак к соответствующей ситуации и скажите, что бы вы сделали, если бы увидели…

1. Мальчик срывает цветок подснежника в лесу.

2. Девочка зажала в ладони бабочку и не отпускает.

3. Пчела села вам на рукав.

4. Девочка трогает крапиву.

12. Итог.

Весна: Спасибо, ребята, за помощь.

Дидактическая игра «Ожерелье».

- Давайте, ребята  Весне подарим ожерелье из весенних слов, скажем какая весна. (Дети подбирают слова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план -конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами эксперементирования с дошкольниками в младшей группе "Прятки с водой"

Данная непосредственно образовательная деятельность с элементами эксперементирования на тему "Прятки с водой" ,позволит  развить познавательную активность; будет способствовать расширению знаний ...

Конспект НОД в области « Познания» познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе « Формирование у дошкольников временных представлений и их последовательности».

Познакомить детей с понятием сутки, дни недели, неделя. Сформировать представление о том, что утро, день, вечер, ночь образуют сутки, семь суток – это неделя и в этом случае сутки называют днями недел...

Конспект НОД с дошкольниками по познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие в мир предметов"

Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию старших дошкольников "Наш музей открыт для всех"

Цель занятия: создание условий для формирования гражданско-патриотических чувств у старших дошкольников....

Конспект НОД для дошкольников по познавательному развитию "Вода и её свойства»

8.04.2022                             Конспект НОД для дошкольников по познавательному развитию «Вода и её свойст...

Схема написания конспекта занятий с дошкольниками по познавательному развитию

Как правильно написать конспект занятия в ДОУ по познавательному развитию, что нужно учесть, на что обратить внимание при составлении конспекта, все это есть в схеме....

Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» по теме МОП: «Развитие познавательной активности и познавательного интереса дошкольников средствами игровых технологий» Тема: «Время суток»

Уточнить временные представления:утро, день, вечер, ночь, их последовательность. Развивать творческое мышление, воображение с помощью технологии ТРИЗ....