Викторина "Наш дом- Южный Урал".
материал по окружающему миру (старшая группа)

Каплина Наталья Сергеевна

Цель: развивать память, мышление, внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemuchki_2020.docx38.46 КБ

Предварительный просмотр:

Почемучки на тему:  «Наш дом Южный Урал»!

- Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

- Как называют людей живущих в России? (Россияне)

- Столица нашей Родины? (Москва)

- Как называется главная площадь страны? (Красная площадь)

-Как зовут президента России? (Владимир Владимирович Путин)

- флаг России

  • белый цвет символизирует мир, чистоту и непорочность
  • синий - это цвет веры и верности
  • а красный цвет символизирует силу народа, его кровь, пролитую за отечество

- Главная песня РФ (Гимн).

- Герб России (двуглавый орёл. В левой когтистой лапе птица держит державу, а в правой – скипетр.

На каждой из голов находится корона, а наверху ещё одна, большего размера. Все три царских убора соединены золотой лентой.

В центре щита, на груди орла размещено ещё одно красное полотно. На нем сюжет, знакомый каждому русскому человеку: Георгий Победоносец убивает змея.)

- Как называется наша область? (Челябинская область)

- Как называется наш край, в котором мы живем? (Южный Урал)

-Что издавна называли каменным поясом России? (Уральские горы)

-Чем славится земля уральская? (полезными ископаемыми)

-Какое дерево называют символом Урала? (рябину)

- Какое дерево называют символом России ? (береза)

- Как называется наш район? (Агаповский район)

- Как называется поселок в котором вы живете? (Наваринка)

- Как называется наш город?(Магнитогорск)

- герб г.Магнитогорска? (черный треугольник:

  • треугольник образно передает контур палатки первостроителей города - Магнитогорска;
  • черный треугольник - символ горы Магнитной;
  • черный треугольник показывает город как центр черной металлургии.

- какая река протекает в г. Магнитогорск? (Урал)

-Что значит слово «Урал»? («Земля золотая»).

-  Кто изображен на гербе Челябинской области?( верблюд с желтой поклажей – выносливое и благородное животное, показывающее мудрость, долголетие, память, верность, терпение.

Красный цвет поля флага – цвет жизни, милосердия и любви – символизирует мужество, силу, огонь, чувства, красоту, здоровье. Желтая полоса символизирует Уральские горы, соединившие Европу и Азию, их красоту, величие, богатство недр. Белый цвет – символ благородства, чистоты, справедливости и великодушия.)

- Что изображено на гербе Агаповского района?(Трехлистник. Листья - символ роста, обновления.

Зеленый цвет - это цвет природы, означает плодородие полей и символизирует жизнь, здоровье, надежду, возрождение.

Желтый  - это цвет солнца, скрытых сокровищ и богатства, зерна, урожая, эликсира жизни, символизирует величие, уважение, великолепие.

Красная часть герба говорит о трудолюбии жителей Агаповского района, занятых в различных отраслях народного хозяйства.

Красный цвет  - символ мужества, самоотверженности, красоты, справедливой борьбы и жизни.

- Какое дерево не растет в нашей области? (Берёза, клён, пальма, рябина)

- Какую птицу нельзя встретить в нашей области? (Воробей, ворона, пеликан, ворона).

- Какое дерево имеет листву только в своем названии? (Лиственница)

-  Для какой птицы наш край настолько «теплый», что она прилетает с севера к нам зимовать? (Снегирь)

- Какая птица своим клювом ловко разделывает еловые шишки, а какая клювом не только деревья лечит, но и «строит» жилища крылатым сородичам? (Клест, дятел)

- Какую обувь раньше изготавливали уральские мастера из бересты? (лапти)

- Самый маленький зверёк уральского леса? Землеройка

- Один из наиболее крупных представителей отряда грызунов, ценится своим густым высоким мехом? Бобр.

- Как называется авиационный  металл, добываемый на Урале? Алюминий.

- Сырьё для изготовления посуды и кирпича? Глина.

- Самый маленький уральский хищник? Ласка.

- Какие водяные звери живут на Урале? Выдра, норка, бобр, ондатра

- Самые ценные пушные звери, живут в лесах, тайге? Соболь, куница, песец, лиса, колонок.

- Какие змеи ядовитые, а какие безопасны для человека? Ядовитая – гадюка чёрной и серой окраски; безопасны – уж и медянка).

- Какие хвойные деревья растут в наших лесах? Сосна, кедр, лиственница, ель,пихта; из кустарников – можжевельник).

- Какие лиственные деревья растут в наших лесах? Береза,ольха, осина, липа, ива, дуб, черемуха, рябина,клён.  

- Как отличить лиственные деревья от хвойных деревьев? Лиственные – ветки покрыты листьями; хвойные – вместо листьев тонкие иголочки – хвоинки);

- Какие деревья у нас называются вечнозелеными? Сосна, ель, пихта, кедр, можжевельник.

- Какое дерево тонет в воде? Лиственница.

- Какое дерево идёт на изготовление мебели? Дуб, кедр, ольха.

- Что такое бор? Участок леса, состоящий из сосен.

- Какое дерево идёт на изготовление карандашей? Кедр.

- Драгоценный камень, упоминаемый в сказах П.П. Бажова? Малахит, изумруд.

- Драгоценный металл, добываемый на Урале в районе г. Берёзовский. Золото.

1.Какое дерево боится ветра? (осина)
2.Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
3. Кто быстрее плавает: курица или утка? (утёнок)
4. Какой сейчас день недели?
5. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
6. Сколько времен года ты знаешь? (4)
7. В каком месяце дети идут в школу? (сентябрь)
8. Какой напиток можно получить от животного? (молоко)
9. Что длится дольше: год или 12 месяцев? (одинаково)
10. Какой цветок колит пальцы? (роза)
11. На какой планете мы живем? (Земля)
12. Из какой крупы варят плов? (рис)
13. Животное, которое вытянул из болота Айболит? (бегемот)
14. Что можно увидеть на небе в теплое время года после дождя? (радуга)
16. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
17. В какое время года бывает вьюга?
18. Сколько человек тянули репку? (3, остальные животные)
19. Домашний Дед Мороз. (Холодильник)
20. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (домашнее задание)

21. Назовите что лишнее и почему: береза, ель, пальма, тополь, клен, дуб.

Загадки.

3. Растение, растущее в Уральских лесах:

У меня длинней иголки

Чем у самой длинной елки

Подо мной полно соседей

Зайцев, волков и медведей

(сосна)

4. Растение, растущее в Уральских лесах:

Я из крошки-бочки вылез

Корешки пустил и вырос

Стал высок я и могуч

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок

Ничего, что плод мой мелок.

(дуб)

5. Куда записывают редких и исчезающих животных, птиц, рыб, насекомых, растения?

(Красная книга)

6. Птица, живущая на Урале и занесенная в Красную книгу:

В небе кружит ночью длинной

Самый крупный, самый сильный,

Из большой семьи совиной

Крючконосый он и хищный

(филин)

7. Животное, живущее на Урале и занесенное в Красную книгу:

Это что за парашют,

Говорят, в лесу их шьют,

И лесной параплан

Опускается к грибам.

(белка-летяга)

8. Старинный предмет быта нашего народа:

Шипит и кряхтит,

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков

Вот для нас и чай готов

Кран на брюхе открывает

Кипяточек разливает

(самовар)

Он черный и блестящий

Людям помощник настоящий

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло.

(уголь)

Приглашаем к участию в игре.

1.        Самый       крупный       зверь       Челябинской       области:

  • медведь;        ♦ лось;
  • корова;        ♦ рысь;

(Вес лося 600 кг, длина - более 3-х, а высота - около 2,5 метров. Ежегодно численность лосей на Южном Урале уменьшается, виной тому - браконьерство).

2.        Самый       миниатюрный       зверек             края:

- карликовый тушканчик;        ♦      мышь лесная;

♦     мышь - малютка;                  ♦      землеройка;

(Землеройка   -   очень   полезный   насекомоядный   зверек,   ее основное место жительства - лиственный лес, хотя встречается она и в парках, и в садах. Длина землеройки без хвоста 3 см., вес 1,5 - 3,5 грамма. Несмотря на столь крошечные размеры, землеройки выходят победителями в схватке с мышами и даже с крысами!).

3.        Самая      крошечная      птичка      Челябинской      области:

  • королек;        ♦      крапивник;
  • колибри;        ♦      воробей;

(Королек желтоголовый, весящий три грамма, обитает в хвойных лесах области, на самых верхушках сосен. Его тонкий писк можно уловить даже в Шершневском бору г. Челябинска).

4.        Самая большая птица края:

  • дрофа;        ♦      болотная сова;
  • кудрявый пеликан;        ♦      тетерев;

(Дрофа - «царица» степных угодий, весит от 16 до 21 кг., ценится за вкусное и нежное мясо. Эта птица встречалась в Брединском районе Челябинской области, занесена в Красную книгу России).

5.        Какие птицы прилетают в Челябинскую область весной самыми первыми?

  • стрижи;        ♦       грачи;
  • жаворонки;        ♦      скворцы;

(По наблюдениям орнитологов за ряд лет, грачи прилетают в Челябинскую область 20 марта, самыми первыми. Вслед за ними, в начале апреля прилетают жаворонки, скворцы, зяблики и другие птицы).

6.        Назовите птиц, обитающих в Челябинской области, и сохраняющих       супружескую       верность       на       всю       жизнь

  • лебеди;        ♦      стрижи;
  • галки;        ♦      голуби;

(Голуби и лебеди при гибели первой подруга, как правило, находят новую. Раз и навсегда объединяются в пары только галки. При гибели одного из «супругов», другой на всю жизнь остается одиноким. Это обнаружил австрийский зоолог и писатель Конрад Лоренц - один из основателей этологии - науки, изучающей поведение животных).

7.        Какие птицы спят в воздухе:

  • стрижи        ♦      козодои;
  • чайки;        ♦      клесты;

(Стрижи не только спят в воздухе, но и кормятся, купаются и даже собирают материал для гнезда на лету).

8.         Кого можно назвать слепой, живой, миниатюрной землеройной        машиной на Южном        Урале:

  • слепыша;        ♦      ежа;
  • трубкозуба;        ♦       крота

(Крот весом до 100 граммов, выносит на поверхность на гектаре березового леса за год до 10 тонн земли! Поэтому его можно назвать миниатюрной землеройной машиной).

10. Кто из этих представителей фауны Челябинской области дольше всех   обходится   без   еды   без   вреда   для   собственного   организма:

  • черепаха;                         ♦      землеройка;
  • клещ;                      ♦      личинка стрекозы;

 (Опыты показали, что оставаться без пищи могут клещи - 7 лет; наземные черепахи - около года; личинки стрекоз - 8 месяцев; а землеройка уже погибает после шестичасового голодания).

11. Самое      распространенное      дерево      нашего      края:

  • сосна;        ♦      ель;
  • лиственница;        ♦      береза;

(Леса Челябинской области на 60% состоят из берез и на 40 % из сосны, поэтому береза - самое распространенное дерево края).

12.        Самое       редкое       дерево       Челябинской       области:                     

  • бук;        ♦      граб;
  • дуб;        ♦      платан;

 (Дубравы встречаются лишь на западе Ашинского района. Самые восточные дубки можно обнаружить в лесостепи  Нязепетровского  района).

1 3. Дерево - рекордсмен по очистке грязного воздуха:

  • дуб;        ♦      тополь;
  • ольха;        ♦      черемуха;

(Тополь - непревзойденный рекордсмен по очистке загазованного, задымленного воздуха, он поглощает столько углекислого газа и выделяет столько кислорода, сколько это могут сделать 3 липы, 4 сосны или 7 елей).

14. Древесина какого дерева, растущего на Южном Урале, является     основным     материалом     для     производства     спичек:

  • ива;        ♦      осина;
  • клен;        ♦      липа;

(Осина легко обрабатывается, горит без копоти и угара).

«Загадоки о драгоценных камнях.»

1· Кто секрет хранить умеет

Тот таинственно молчит

И всегда понять сумеет

Камень ящерок и змеек

Темноглазый? (малахит)

2. В моей земле богатства скрыты, она и золото хранит

И рядом с медью малахиты, железо, мрамор и …гранит.

3. Найдём в ней много по приметам цветных камней, не только руд.

Рубин сияет красным цветом, Зелёным цветом …изумруд

4. По твердости, по блеску, по всему

Меж самоцветов равных нет ему.

Велик ценой, хотя размером мал.

Скажите как зовётся минерал? (Алмаз)

5. Он друзами, цветами прорастает,

Как искорка, его кристалл сверкает,

Он то прозрачен, то слегка с дымком,

Вам с детства самоцвет такой знаком.

Похож он с виду чуточку на лед,

Кто без ошибки камень назовет? (Горный хрусталь)

6· На закат похож тот камень,

Эти камни в ожерельях

Силу солнышка таят? (Агат)

д/и «Назови героев сказки. (по сказам Павла Петровича Бажова)»

-Ребята, кто из вас знает, чья это песенка: «Пра-а-а-а-вильно говоришь, пра-а-а-а-вильно!»? (Кошка Муренка)-Конечно же вы узнали кошку Муренку из сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце».

-Какого цвета была кошка Муренка? (Она была серая, полосатая).

-Что любила делать Муренка? (Умываться, сидеть у окна, спать, свернувшись в клубочек, гулять, гордо подняв голову).

-Чем она отличалась от обычных кошек? (Она разговаривала, помогала людям).

 Дети, вы помните, как звали девочку из сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце»? (Ее звали Даренка.)

-Какая была Даренка? (добрая, спокойная, настойчивая).

... Вдруг из самой серединки вынырнула девочка махонькая. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба. Поглядел а девчонка веселыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать... Сперва по уголькам круги давала, потом, -видно, ей тесно стало пошире пошла»(Огневушка –Поскакушка)

-Какая была Огневушка –Поскакушка? (веселая, озорная, всегда танцевала)

Сейчас я проверю, как сказы уральские знаете. Сначала скажите мне, кто сказы те написал? ( Уральский сказочник П.П. Бажов)

-Почему они сказами, а не сказками называются? (В сказах правда переплетается с фантазией)

1. Кто-то сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке.

Ударит копытцем - каменья летят,

И россыпи их под луною блестят.

С козликом рядом кошка Мурёнка,

И смотрит на них из окошка.

(Дарёнка)

2. Как куклёнка, девочка

Спляшет вам с припевочкой!

Появляется в огне.

Как зовут? Скажите мне!

(Огневушка - Поскакушка)

3. Козёл тот особенный был:

Правой ножкой о камешки бил,

В каком месте топнет-

Камень дорогой появится. (Серебряное копытце)

4. Сироткой рос мальчишечка:

Голубенькие глазоньки,

Волосики кудрявеньки,

А сам, наверно, в маменьку.

У мастера Прокопьича

Малахитову делу обучался

И с самой Хозяйкой медной,

Говорят в народе знался. (Данила-мастер)

5. В шапочке Лейко

Говорит: «Смелей-ка,

С горки катится на нас….(«Голубая змейка»)

Как куклёнка, девочка

Спляшет вам с припевочкой.

Появляется в огне.

Как зовут? Скажи-ка мне. (Огневушка-поскакушка)

Как звали деда в сказе «Серебряное копытце»?

• Кокованя

• Деда Ваня

• Ефим

• Серебряное копытце

2. Кого он взял к себе жить?

• Собачку

• Мальчика

• Девочку

• Курочку

3. Сколько ей было лет?

• 5

• 6

• 7

• 8

4. Как звали девочку?

• Машутка

• Дашутка

• Дарёнка

• Настёнка

5. Кто пришел в дом Коковани вместе с девочкой Дарёнкой?

• Собака Варёнка

• Мышка Норёнка

• Кошка Мурёнка

• Попугай Говорёнка

6. Какого цвета была кошка Мурёнка?

• Рыжая

• Белая

• Черная

• Бурая

7. Какие слова повторяла кошка Муренка? (Пр-равильно говоришь, пр-равильно)

8. С каким музыкальным инструментом сравнивал старик Кокованя кошку Мурёнку?

• С баяном

• С гармошкой

• С балалайкой

• С трубой

9. Чем занимался старик летом?

• Травы собирал и сушил

• Пески промывал, золото добывал

• Лес валил, дрова заготавливал

• Охотился, мясо и шкуры продавал

10. Куда отправились Кокованя с Дарёнкой однажды зимой?

• В горы

• В лес

• В плавание

11. Кого они мечтали встретить?

• Лису

• Козлика

• Рыбку

• Жар-птицу

12. Чем Серебряное копытце отличался от других лесных козликов?

• Он не менял свой цвет

• Он умел разговаривать

• Он всегда был с рожками

• Он не имел хвоста

13. Какие рожки были у Серебряного копытца?

• На три веточки

• На пять веточек

• Один рог на три веточки, другой – на пять

• На шесть веточек

14. О чём Дарёнка просила рассказать Кокованю после каждой сказки?

• О своих родителях

• О лесных жителях

• О его молодости

• О козлике – Серебряном копытце

3 тур. Вопросы по сказу «Голубая змейка»

1. Что представляла собой Голубая змейка? …А змейка эта не ползает, как другие, а свернётся колечком, головку выставит, хвостиком упирается и подскакивает. Когда она бежит вправо, от неё золотая струя сыплется, а если влево – то струя чёрная становится).

2. Что случалось с теми, кто ее увидит? …это к счастью: где золотая струя прошла, там будет много золота. Только это золото с подвохом. Если лишку захватишь и потом хоть немного отсыплешь, всё в простой камень превратится. Второй раз уже сюда не сможешь прийти, потому что дорогу сразу забудешь. Ну, а когда змейка двоим – троим покажется, то это к беде. Все, кто её видел, перессорятся)

3. Как звали мальчиков? (Ланко Пужанко и Лейко Шапочка)

4. Какую песенку сочинил Лейко? (Эй-ка,. Голубая змейка! Объявись, покажись, колёсиком покрутись)

5. Какие желания загадали мальчики? (хоть бы поскорее прозвище «голубкова невеста» забылось и вышла бы Марьюшка замуж)

6. Почему Голубая змейка обделила Ланко? (пожадничал, сказав: «Нежирно всё-таки отвалила нам золотого песку»)

4 тур. Угадайте, кто это?

1. "У печки девчонка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчонка маленькая и кошка маленькая, и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчонка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно". (Это девочка Даренка и кошка Муренка из сказа "Серебряное копытце").

2. Она не ползает, как другие, а свернётся колечком, головку выставит, хвостиком упирается и подскакивает. Когда она бежит вправо, от неё золотая струя сыплется, а если влево – то струя чёрная становится. (Голубая змейка из одноименного сказа).

3. Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем - там и появится дорогой камень. Раз топнет - один камень, два топнет - два камня, а где ножкой бить станет - там груда дорогих камней. (Серебряное копытце).

5 тур. Угадайте персонаж на иллюстрации и назовите, откуда он.

Очень прочен и упруг Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. {Гранит)

В нем застыл зеленый камень,

Красив своим рисунком минерал.

Скажите, как зовется этот камень,

Во всех краях прославивших Урал? (Малахит)

По твердости, по блеску, по всему Меж самоцветов равных нет ему.

Велик ценой, хоть и размером мал.

Скажите, как зовется минерал? (Алмаз)

Вот удивительный кристалл.

Он зелень всю в себя вобрал.

По всем статьям красив, хорош,

Годится в серьги, в перстень, в брошь,

В лучах искрится и горит.

Кто камень сей определит? (Изумруд)

Камень набережных и площадей Он - фундамент массивных домов И в руках у умелых людей Украшенье больших городов.

Он громадами радует взор,

Составляя величие гор,

Этот камень не трудно узнать.

Постарайтесь его мне назвать. (Мрамор)

Он друзами, цветами прорастает,

Как искорка его кристалл сверкает Он то прозрачен, то слегка с дымком.

Вам с детства самоцвет такой знаком Похож он с виду чуточку на лед,

Кто без ошибки камень назовет? (Горный хрусталь)

Кто силач и богатырь,

Носит камешек... (Сапфир)

Какая команда назовёт больше красивых слов об Урале.

 (Урал-Батюшка; Седой Урал; Каменный; жемчужный; Могучий; Красивый; Южный Урал; гостеприимный, хлебосольный, великий, гостеприимный, щедрый, радушный. самоцветный, богатый, драгоценный, богатый, дружный, голубой, целительный, любимый, красивый, мастеровой, поющий, талантливый. золотоносный)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Бабочки Южного Урала"

Комплексное занятие с детьми подготовительной группы, включающее в себя 2 части: - проверка усвоенных детьми знаний;                        ...

Дидактическая игра по играм народов Южного Урала.

Особенность народной подвижной игры заключается в том, что она широко доступна детям самого раннего возраста, и выражается в самостоятельности и относительной свободе действий. В народных подвижных иг...

Материал к консультации для родителей на тему "Особенности подвижных игр народов Южного Урала"

Консультация для родителей "Особенности подвижных игр народов Южного Урала"...

образовательная программа «Наш дом — Южный Урал» ,проект:мини-музей «НАШ ДОМ – ЮЖНЫЙ УРАЛ»

Областная образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Юж­ный Урал» содержательно раскрывает один из путей социально-личност­ного ...

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!» Подготовительная к школе группа

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.)Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!»Подготовительная к школе...

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию «Украшаем тюбетейку» (аппликация) (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом - Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Подготовительная группа Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!"

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию«Украшаем тюбетейку» (аппликация) Подготовительная к школе группа (в рамках реализации парциальной программы «Наш...