"Путешествие по морю
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Парсиева Марина Давидовна

Формирование целостного мировидения в результате экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx662.98 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №176 «Маленькая страна»

(для детей старшего дошкольного возраста)

             Воспитатель:                                           Парсиева М.Д.

                                              г.Владикавказ

                                                       2020г.

               Цель:

  • Формирование целостного мировидения в результате экспериментирования.
  • Дать представление о камнях.
  • Учить осторожно обращаться с незнакомыми веществами.
  • Развитие наблюдательности.
  • Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, классификация, обобщение. Установление причинно-следственной зависимости природных явлений.
  • Воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы.
  • Воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в группе.

Материал: набор речных и морских камней, вода, розетки, чайные ложки, йод, мисочки, поролоновая губка, тарелочки, зубочистки, шприц, сода, сок лимона, уксус, воздушные шары, стакан, бутылка, воронка, изолента, фартуки, перчатки (по количеству детей), гуашь, баночки с водой, коробочки, лупа (по количеству детей).

Ход развлечения

В руках у воспитателя воздушный шар, к нему привязан конверт.

  - Кто-то нам прислал письмо, давайте прочитаем. Посмотрите (показать детям чистый лист) Что это за странное письмо? Как нам его прочитать? Как невидимое сделать видимым?

 - Это, наверное, секретные чернила? У кого какие есть варианты?

 - Вариантов нет? Но нам его надо прочитать. Что же делать? Как нам быть? (Дети высказывают свои предположения)

 - Ребята, посмотрите и скажите, что это за интересные предметы лежат на столе? (Йод, мисочки)

 - Вы видели йод? Где его применяют? (в медицине). А мы с вами проделаем опыт. Но помним: мы должны быть очень осторожны в процессе опыта.

ОПЫТ № 1.  Налить в розетки немного воды – 4-5 чайных ложек, затем добавить ½ ложки йода, размешать, и с помощью поролоновой губки слегка смочить эту бумагу. Йод вступит в реакцию, и наша невидимая надпись проявится.

А там загадка: Весь наукой увлеченный

Ставит опыты……ученый.

- А кто такие ученые? (Ответы детей)

- Сейчас какое время года? (Лето). Да, лето, и многие ученые отправляются в путешествия, чтобы узнать что-то новое.

- А вы хотите стать учеными? (Да). Тогда давайте произнесем волшебные слова:

           1-2-3-4-5

Я хочу ученым стать.

          C:\Users\123\Desktop\DSC_1215.JPGC:\Users\123\Desktop\DSC_1217.JPG

            C:\Users\123\Desktop\DSC_1220.JPG

Но к путешествию нужно подготовиться.

 - В древности дорогу путешественникам и морякам указывали звезды. Вы ее где-нибудь здесь видите? (Нет.) И я никакой звезды не вижу? Где же нам ее искать? (варианты ответов детей) А, может, нам самим ее сделать? Посмотрите на предметы на столе.

ОПЫТ № 2.  На столе в нескольких тарелочках разложены 5 надломленных под прямым углом зубочисток. Сложите надломленные палочки на тарелочки в виде солнышка, а теперь из шприца налейте воду прямо в середину солнышка и наблюдайте.

 -  Что вы видите? (Постепенно палочки расправляются и образуют звезду.) Получилось!

 - Кто сделает вывод? (Дерево впитывает воду, и палочки не могут оставаться согнутыми, они выпрямляются).

 F:\saved_SDdata\SD_pictures\DSC_0220.JPGC:\Users\123\Desktop\DSC_0224.JPG 

-Что ж путеводную звезду мы сделали.

- Чего нам не хватает для путешествия? (корабля) А из чего строят корабли? Почему они не тонут? Какие предметы тонут в воде? (ответы детей) Очень важно, чтобы внутри предмета, например, корабля, было много воздуха. Воздух легких и удерживает корабль на воде.

 - Давайте построим корабль. (Дети строят корабль из стульев.)        

F:\saved_SDdata\SD_pictures\DSC_0293.JPGF:\saved_SDdata\SD_pictures\DSC_0290.JPG

ОПЫТ № 3.  Подскажите, как можно надуть шарик? Но мы же с вами – ученые и еще находимся в лаборатории.

 Для проведения этого опыта нам понадобятся 1 ч. л. соды, сок лимона, 3 ст. л. уксуса, воздушный шарик, стакан, бутылка, воронка.

 - Обратите внимание на колбочки, они обозначены красным цветом. О чем это говорит? (Опасно).

 - Верно.  Опасно.  Для этого опыта нам нужны помощники – взрослые.

Итак:

Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней соду (белое вещество).

В отдельной посуде смешиваем сок лимона и уксус и выливаем в бутылку через воронку.

Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и закрепляем изолентой. (помощь взрослого) 

  Посмотрите, что происходит: сода и лимонный сок, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию. И что выделяется? (Газ) И создается давление, которое надувает шарик.

 - Опознавательные знаки мы приготовили, можем отплывать.

(Звучит музыка Ю.Антонова «Море-море»).

 - Настроение прекрасное, и не хочется скучать. Пока наш корабль не прибыл в место назначения, предлагаю вам поиграть.

ИГРА «ДА-НЕТ»

 - Помним правило – отвечать коротко, одним словом.

 - Вы все любите мыльные пузыри? (Да)

 - Мыльный пузырь похож на апельсин? (Да)

 - А он похож на мандарин? (Да)

 - А на рыбку там в пруду? (Нет)

 - Пузырь похож на земной шар? (Да)

 - А на мячик надувной? (Да)

 - Он похож на телефон? (Нет)

 - На большой магнитофон? (Нет)

 - Круглый он, как солнце в небе? (Да)

 - И как колесо на велосипеде? (Да)

 - А еще похож на дом? (Нет)

 - А на белый снежный ком? (Да)

 - В школу нужно взять игрушки? (Нет)

 - А теперь давайте подведем итог нашей игры и посчитаем, у кого из вас сколько фишек.

 - Пока мы играли, корабль прибыл в назначенное место.

ФИЗМИНУТКА

По дорожке мы пошли,

Много камешков нашли.

Присели. Собрали.  Дальше пошли.

Вот направо мы пошли,

Серых камешков нашли.

Присели. Собрали. Дальше пошли.

Вот налево мы пошли,

Пестрых камешков нашли.

Присели. Собрали. Дальше пошли.

А по тропинке мы пошли,

Белых камешков нашли.

В корзину собрали, с собой принесли.

Подвести детей к столу, где лежат камешки.

 - Возьмите камешки в руки. Какие они на ощупь? (Гладкие.)  Почему они такие? (Такими гладкими их делали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода оттачивает их края, и они становятся гладкими, без острых углов.)

 - Определите, каких геометрических форм камешки у вас.

 - А теперь возьмите другие камушки? Что можно о них сказать? Какие они? (Шероховатые, неровные, с острыми углами.) Возьмите лупы и посмотрите внимательно на них. Какие это камни? (Речные) Рассмотрите их рисунки? Что вы видите? (Ответы детей)

 - Где можно увидеть камни? (ответы детей)

 - Верно, в реке, в море, на дороге, в океане.

 - Вспомните художественное произведение, где камни сыграли важную роль. («Хотела галка пить».)

 - А давайте проверим, действительно ли это так?

ОПЫТ № 4.  Нам понадобятся стаканы с водой, воды в них немного.  Вспомните, в кувшине ее тоже было мало. И камешки бросайте в стакан и наблюдайте, что происходит с водой. Что вы видите? (Вода поднимается)

 - Какой можно сделать вывод? (Вода поднялась. Значит, права была галка.)

 - Ребята, но я еще хочу вам предложить попробовать рисовать камешками. Получаются удивительные картинки. Ну, как? Вы согласны?

 - Тогда надеваем фартуки, перчатки и садимся за столы.

Берем камешки, раскрашиваем их в любой цвет и кладем в коробочку. (Дети выполняют) Очень важно камешки красить быстро, чтобы они не успели высохнуть. Теперь, когда вы положили камешки в коробку, снимите перчатки и двигайте камешки в коробочке, не трогая их руками, а наклоняя коробочку в разные стороны. (Дети выполняют)

(По завершению работы, смотрим, у кого какой рисунок получился.)

 - Вот видите, какие красивые картинки у нас получились. Когда они подсохнут, их можно будет подарить маме.

- Что ж, наше путешествие подошло к концу. Садимся на корабль, звезда нам укажет дорогу домой.

ИТОГ

  • - Кем мы сегодня были?
  • Что больше всего вас удивило?
  • Что понравилось?

А давайте выучим пожелание ученых:

То, что я слышал, я не забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что сделал, я знаю.

 - Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: "Путешествие к морю исполнения желаний".

Данное занятие было проведено на районном семинаре по проблеме преемственности детского сада и школы в подготовительной группе детского сада. Занятие проводиться в виде сюжетно-ролевой игры. Основная ...

Интегрированное занятие по слушанию "Путешествие по морю музыки"

В конспекте занятия представлены игровые методы и приемы восприятия музыки...

Путешествие на море

Психогимнастика...

"Путешествие по морю на корабле".

Математическое развлечение в средней группе...

Конспект занятия – экспериментирования в старшей группе « Путешествие к морю»

  Тема «Путешествие к морю»   Цель:   1.Актуализировать знания детей о растворимости соли.   2.Продолжать развивать познавательную активность детей в пр...

Путешествие по морю Профессий.

На занятие приглашены мамы разных профессий: врач, повар, швея, воспитатель. Они сидят в разных местах. В центре группы построен декоративный корабль....