Одуванчик золотой
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Продолжаем знакомить детей на прогулке с представителями растительного мира родного края, расширяем их представления об одуванчике не только как о цветке, но и как о лекарственном растении. Дети знакомятся с удивительным цветком, который растет повсеместно: на лугах и полях, на опушках леса, на пригорках, в оврагах, в канавках, вдоль дорог, во дворе дома, в саду или парке, в качестве сорной травы на огороде. И напоминает он нам маленькое солнышко в траве. Его легко узнать из тысячи цветов. Наблюдая за неприхотливым цветком одуванчика дети расширяют свои знания о его строении, лекарственных свойствах, и как по нему можно узнать время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oduvanchik_zolotoy.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по познавательному развитию с детьми дошкольного возраста

«Одуванчик золотой…»

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с представителями растительного мира родного края.

Расширять кругозор, формировать представления об одуванчике как о цветке.
Развивать наблюдательность, формировать умения рассматривать объект наблюдения;
Познакомить детей с понятием «лекарственное растение».
Способствовать развитию бережного отношения к живой природе.

Материал: Презентация

Предварительная работа:

1. Наблюдение за одуванчиками.
2. Разучивание стихотворения Е. Серовой «Одуванчик».

3. Рассматривание цветных иллюстраций «Цветы»

Словарная работа. Семена, корень, стебель, соцветие.

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одном удивительном цветке, который можно встретить везде.  Растет он повсеместно: на лугах и полях, на опушках леса, на пригорках, в оврагах, в канавках, вдоль дорог,  во дворе дома, в саду или парке, в качестве сорной травы на огороде. И этот цветок мне очень нравится, так как напоминает маленькое солнышко в траве.

Вы узнаете его из тысячи цветов.  Как называется этот неприхотливый цветок?   Вы догадаетесь, если внимательно послушаете загадки:

  1. На дворе растёт трава
    Золотая голова.

2. Был я солнышком лучистым.

Стал я облачком пушистым. (Ответы детей)

Воспитатель: Догадались? Что это?  О чем первая загадка?  А вторая? С чем сравнивается одуванчик в этой загадке? (Ответы детей) 

Воспитатель: Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.

Слайд № 1. «Одуванчик»

Высоцкая О. «Одуванчик»
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.

Воспитатель: Цветки одуванчика похожи на солнышко, такие же желтые и яркие.  Смотришь на них и,  нам кажется, что на земле появилось много-много маленьких солнышек.

Слайд № 2 «Одуванчики»

Воспитатель: А теперь давайте вспомним стихотворения об этом замечательном цветке.  Кто желает прочесть? (Чтение  изученных стихотворений о цветке по выбору детей)

1  ребенок:

Одуванчик золотой
Был красивый, молодой,
Не боялся никого,
Даже ветра самого!
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой,
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
(З. Александрова)

Слайд № 3 «Постарел и стал седой…»

2 ребенок:

Носит одуванчик
жёлтый сарафанчик.
Подрастёт — нарядится
В беленькое платьице,
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное.

(Е. Серова)

Слайд № 4 «Лёгкое, воздушное, ветерку послушное»

3 ребенок: 

Сколько одуванчиков
В жёлтых сарафанчиках!
По полянке кружат,
С солнцем очень дружат.
Мы из них сплетём веночки
И для мамы и для дочки.

(Н. Голубева)

Слайд № 5 «Мы из них сплетём веночки»  

Слайд № 6 «Одуванчик – цветок дикий»

  Одуванчик – цветок дикий, так как за ним никто не ухаживает.

Растет одуванчик почти везде:
На своей высокой ножке,
Поднимаясь к вышине,
Он растет и на дорожке,
И в ложбинке, и в траве.

Слайд № 7 «Золотой ковер»

Слайд № 8 «Полезный цветок»

Воспитатель: В медицине используются все части одуванчика - цветы, корень, листья, сок - для лечения различных заболеваний.

Слайд № 9 «Цветок – предсказатель погоды»

Воспитатель: Многие растения реагируют на погодные изменения, поэтому по их внешнему виду можно легко определить, чего следует ждать в ближайшие часы.

Наши бабушки и дедушки верили, что по одуванчику тоже можно определить, какой будет погода в ближайшие дни.

  1. Если днем соцветия одуванчиков закрылись, то нужно готовиться к тому, что скоро начнется дождь.
  2. Одуванчики закрываются перед резким похолоданием.
  3. Если с самого утра соцветия не раскрываются, нужно ждать обильных осадков.

Слайд № 10 «По ним можно определить время»

Взойдет утром солнышко на востоке – одуванчик на восток смотрит.
В полдень поднимется солнышко высоко-высоко – одуванчик поднимет головку кверху.
К вечеру солнышко начнет снижаться к закату – и одуванчик свой взгляд вслед за ним опускает и свой цветок закрывает.

Слайд №11 «Золотой, седой, лысый»

Воспитатель: Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки.

Золотой и молодой
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова.

Воспитатель:

Одуванчик — лекарственное растение, из него делают настой, из цветков одуванчика варят очень вкусное варенье, готовят  одуванчиковый мёд, он повышает аппетит, улучшает работоспособность. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.

И про одуванчик можно сказать, что он бесценный друг и помощник.

Воспитатель: Какая часть является самой главной?  (Ответы детей)

Слайд № 12 «Корни одуванчика»

Воспитатель: Какая часть цветка используется для изготовления меда? (Ответы детей)

Слайд № 13 «Цветки одуванчика»

Слайд № 14 «Листья одуванчика»

Воспитатель: Какие части берут для приготовления салатов? (Ответы детей)

Воспитатель: Если сломать  цветочную стрелку, то мы увидим … белого цвета. Что это?  (Ответы детей)

Слайд № 15 «Стебель одуванчика»

Слайд № 16 «Строение цветка»

Воспитатель: Давайте рассмотрим строение цветка. Кто хочет показать части одуванчика? (1-2 ребенка показывают части цветка.)

Воспитатель: И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.

Вкусный нектар, яркая окраска соцветий,  нежный запах одуванчика неодолимо влекут к нему насекомых. Из ваших личных наблюдений вы знаете, какие насекомые прилетают на этот цветок. Назовите их. (Ответы детей)

Слайд № 17 «Насекомые на одуванчике»

Слайд № 18 «Одуванчики мои, любимые цветочки…»

Слайд № 19 «Цветочек золотистый превратился в пух»

Горел в траве росистой
Цветочек золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.

Воспитатель:  Воспитатель:  Одуванчиков можно встретить повсюду.    А кто их так много посадил? (Ответы детей.) 

Воспитатель:  Правильно, конечно же, ветер.    Когда отцветает одуванчик, золотистый наряд его сменяется на серебристый. Под новым нарядом мы сможем увидеть множество семян-«парашютистов». Как вы думаете, ребята, почему семена цветка называют парашютистами? (Ответы детей.) 

Воспитатель:   Подует ветер, и разлетятся семена из пушистых шариков далеко-далеко в разные стороны, как «парашютисты». Именно пушинки помогают семенам полететь так далеко, на разные расстояния.  Упадут на землю, а  на следующий год прорастут на этом месте  новые цветы.

Слайд № 20 «Семена-«парашютисты»

Слайд № 21 «Вот такой он цветок, одуванчик золотой» 

Воспитатель:   В зеленой траве желтые одуванчики очень красивы. Хоть их и много, но не стоит их срывать. Одуванчики не будут стоять в вазе, они сразу поникнут. А венок из одуванчиков быстро потеряет свою красоту. Об этом рассказывается в стихотворении В. Викторова «Цветок». Послушайте:

Цветок

Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал,
А зачем –
Объяснить не могу.
В стакане
Он день постоял и завял.
А сколько бы он на лугу постоял.

Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы.

Воспитатель:   Рвать цветы нельзя. Ими нужно любоваться. Сорванный цветок быстро увядает.  Тем более нельзя рвать те цветы, которых мало.

Физминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик!
(Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
(Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.
(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

Воспитатель: 

- О каком цветке мы сегодня с вами говорили?

- Что нового узнали?

- Чем полезен одуванчик?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Одуванчик золотой"

Конспект итогового интегрированного занятия по ИЗО и познавательному развитию...

Солнышка сынок родной - одуванчик золотой.

знакомить детей с представителем растительного мира – одуванчиком: местами его произрастания, внешним видом, пользой, приносимой людям...

Конспект занятия в подготовительной группе "Солнышка сынок родной - одуванчик золотой"

Знакомить детей с представителем растительного мира - одуванчиком....

Теоретическая исследовательская работа "Одуванчик золотой"

Теоретическая  исследовательская работа...

Совместная деятельность по рисованию воспитателя с детьми II младшей группы «Одуванчик золотой»

Совместная деятельность по рисованию воспитателя с детьми II младшей группы «Одуванчик золотой»...

Конспект занятий по художественно-эстетическому развитию (рисование) "Одуванчик золотой"

Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию(рисование.) . Тема: «Одуванчик золотой» Цель: - Учить выделять и передавать в рисунке характерные особенности одуванчика, называть его стро...

Конспект по рисованию в группе второго раннего возраста «Одуванчик золотой»

Цель: - Учить выделять и передавать в рисунке характерные особенности одуванчика, называть его строение и форму (жёлтый, пушистый цветок, стебель длинный, гладкий, зеленый). вызвать у детей интер...