Опытно экспериментальная деятельность. " Мыльные пузыри" для детей старшего дошкольного возраста.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Савицкая Анастасия Михайловна

Мыльные пузыри – это классное развлечение для детей и взрослых. Они приносят всем радость и дарят хорошее настроение. Марк Твен говорил, что "...Мыльный пузырь, пожалуй, самое восхитительное и самое изысканное явление природы. " Невозможно представить себе ребенка, который равнодушно будет смотреть на огромный радужный мыльный пузырь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_mylnye_puzyri.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» города Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

 Сахалинская область, город Холмск, улица Первомайская, дом 1, tatyana_afanaseva_1971@mail.ru

Экспериментальная деятельность.

Тема: «Мыльные пузыри».

Подготовила: воспитатель Савицкая Анастасия Михайловна


Цель:

Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, а также со свойством жидкого мыла: растворяясь в воде, образует пленку; формировать активные поисковые действия; познакомить  с элементами экспериментирования и прогнозирования результата, используя опытническую деятельность.

Задачи:

  1.  Воспитательные: воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе, чувство взаимопомощи; формировать экологическое мировоззрение.
  2. Образовательные: формировать у детей умение  проводить исследование, подбирать необходимое оборудование, обобщать результаты опытов; помочь детям освоить новый способ рисования и правильно пользоваться материалом: дуть в трубочку, аккуратно  прикладывать лист бумаги к пузырям, не касаясь края стаканчика; развивать эстетический вкус и фантазию; удовлетворять познавательные запросы детей;  развивать у них исследовательский подход к изучению окружающего мира и умение применять свои знания на практике.
  3.  Развивающие: тренировать дыхание; развивать у детей мышцы рта, быстроту мышления, творческое воображение; развивать познавательный интерес к окружающему миру; развивать наблюдательность, основы исследовательской работы, творческие и коммуникативные способности детей.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и слайдов с абстрактными рисунками.

Материал и оборудование:

I. Для рисования:

1. Пленка застилать столы;

2. По две коктейльные трубочки на каждого ребенка + 5 трубочек для опытов.

3. Пластиковые стаканчик, тарелка, ложка на каждого ребенка.

4. Пищевые красители 4 цветов.

5. Фломастеры.

6. Бумага для рисования на каждого ребенка.

7. Для мыльного раствора: «Фейри», 100мл глицерина.

8. Для опытов и игр: тарелка керамическая; лейка; рамки из проволоки: треугольная, квадратная, круглая; веер; шарф шерстяной; резинка обыкновенная; деревянная палочка; большая рамка из шерстяной нитки для выдувания больших пузырей.

Ход зантия:

Воспитатель: - Ребята, а вы любите чудеса? А хотите, чтоб наш день был необычным и волшебным?

Тогда отгадайте мою загадку.

-Взлетает шар надутый,

Прозрачнее стекла.

Внутри его как будто

Сверкают зеркала

(Дети: мыльный пузырь).

Правильно, ребята сегодня мы с вами отправимся в лабораторию мыльных пузырей.

Но прежде чем отправится послушайте видеописьмо от Маэстро мыльных пузырей.(письмо на экране)

Письмо: Здравствуйте ребята, мне срочно  нужна ваша помощь. В царстве мылопены случилось большое несчастье, все мыльные пузыри, большие и маленькие, совсем крошечные, загрустили и лопаются один за другим. Боюсь в мире совсем не останется ни одного мыльного пузыря. Дело в том что они думают что о них совсем забыли и никому они не нужны.!

Воспитатель: Да разве такое может быть? Дети, вы же знаете о пользе мыла?

1.     – Скажите ребята, а почему мыльные пузыри называют мыльными?(Потому, что сделаны из мыла и воды)

2.     –А для чего людям нужны мыльные пузыри? ( Для праздника)

3.     – Я с вами согласена, радужные мыльные пузыри всегда создают хорошее настроение, но давайте подумаем, разве мыльные пузыри нужны только для игр?  Вспомните, где еще используют мыльную  пузырчатую пену?( Моют руки, лицо, волосы, стирают порошком одежду, моют посуду)

4.     – А разве мыло полезное, ведь оно так щиплет глаза? (Полезное, потому, что убивает микробы и бактерии).  А мыльные пузыри тоже полезные? (Конечно, ведь они сделаны из мыла).

Вот, как приятно слышать, что вы много знаете о пользе мыльных пузырей. И за это я открою вам много секретов царства Мылопены. Отправляемся в лабораторию мылопены.

Но даже в волшебном царстве Мылопены нужно быть внимательным к своему здоровью, нельзя, чтобы мыло попадало в глаза, опасно пробовать мыльные пузыри на вкус. Будем беречь себя? (да) Тогда вперед, к исследованию свойств мыльного пузыря.

(Все опыты выполняются вместе с детьми)

Опыт 1. Что нужно для создания мыльного пузыря?», « Какой формы мыльный пузырь?»

(В воду наливаем жидкое мыло, размешиваем, опускаем в мыльный раствор проволочную петлю, выдуваем пузырь)

-Ребята, давайте понаблюдаем, как рождается мыльный пузырь. В миске у нас вода, добавим в воду жидкое мыло, перемешивая растворим жидкое мыло в воде, получим – мыльный раствор, опустим проволочную петлю в мыльный раствор – видим, что на петле образовалась мыльная пленка. Как же так, а где пузырь, ведь вы ребята говорили, что мыльные пузыри создают из воды и мыла. Как вы думаете, чего не хватает? Конечно, нужно заполнить мыльную пленку воздухом.

- Мыльные пузыри создает мыльная пленка и воздух внутри нее. 

Вывод: Теперь мы точно знаем, для рождения мыльного пузыря нужны: мыло, вода и воздух.

(Выдуваем пузыри из рамок различной формы: круглой, квадратной, треугольной и из трубочки)

- Посмотрите, ребята какой интересной формы у меня рамочки (показываю, дети называют форму), а можно ли выдуть треугольный пузырь из треугольной рамочки.

- Какой формы получились пузыри из треугольной, квадратной…рамки? ( ответы детей).  Все пузыри получились круглые, это потому, что воздух внутри мыльной пленки распространяется равномерно.

Опыт 2. «Почему пузырь лопается в наших руках?»

(Выдуваем пузырь и предлагаем, дотронутся до него пальцем или  каким либо предметом, пузырь лопается.)

- А кто из вас может поймать мыльный пузырь, или дотронутся до него, чтобы он не лопнул? (пробуем вместе с детьми) Не получается? Может у взрослых получится? (пробуют взрослые) Почему же мыльные пузыри лопаются?

 - Это происходит потому, что в месте соприкосновения с сухим предметом или рукой, вода смачивает их, от потери влаги пленка лопается.

- А сейчас я открою вам секрет как приручить мыльные пузыри.

(Выдуваем пузырь, но теперь дотрагиваемся до него смоченными в мыльном растворе предметом, пальцем, предмет спокойно проходит сквозь пузырь.)

- Ребята опустите ладошки в мыльный раствор, теперь ловите пузырь.

- Ну, вот совсем другое дело, ваши мокрые ладошки стали родными для пузыря.

- Если к мыльному пузырю дотронутся мокрым предметом, пузырь не потеряет воду и не лопнет. 

- Мыльные пузыри можно передавать друг другу, делать между ладошками «туннель» из мыльного пузыря.

- Теперь вы знаете, почему разрушается мыльный пузырь.

Вывод: Пузырь разрушается из-за потери влаги.

Опыт 3. «Почему мыльные пузыри бывают маленькие и большие»

(Дуя в трубочку быстро выдуваем много маленьких пузырей, дуя в трубочку медленно получаем один большой пузырь)

- А знаете, ребята, почему одни мыльные пузыри получаются большие, а другие маленькие?(надуваем)

- Если вдувать в пузырь воздух медленно, то мыльная пленка успевает растянуться и пузырь получается большой, но если дуть быстро - то мыльная пленка не успевает растянуться и рвется, получаются маленькие пузыри.

-  А сейчас я покажу, как можно сделать пузырь в пузыре.

(На тарелку наливаем мыльную жидкость 2 мм., воронкой над тарелкой выдуваем большой пузырь, внутрь пузыря вставляем смоченную раствором трубочку и выдуваем маленький, получаем пузырь в пузыре)

В  этом опыте действует то же правило эластичности мыльной пленки, вдувая в большой пузырь маленький, пленка большого пузыря растягивается, он увеличивается ровно  на объем маленького пузыря.( В этом опыте можно спрятать в мыльный пузырь игрушку)

- Вот мы и раскрыли секрет маленьких и больших пузырей, большие пузыри получается, если…., маленькие если…

Вывод:  Размер пузыря зависит от того как быстро его надувают.

Опыт 4. « Почему мыльные пузыри умеют летать?»

(Выдуваем пузырь, он медленно опускается на землю.Выдуваем пузырь и аккуратно машем веером, или дуем на него, пузырь поднимается вверх, в сторону, летает.)

- Все видели, как летают мыльные пузыри, но всегда ли они летают? (первая часть опыта) Мой пузырь отказывается летать, почему? А если я взмахну веером, смотрите, он полетел.

- Теперь мы знаем, что пузыри летают.

Вывод: Пузыри летают в потоках воздуха.

Ребята, мыльные пузыри очень спортивные и в царстве Мылопены часто бегают наперегонки.

(На шерстяной шар выдуваем два небольших пузыря, воспитатель берет трубочки и каждый дует на свой пузырь, пузыри катятся по шарфику кто быстрей. Эту игру повторяют дети.)

- Сейчас наши пузыри побегут наперегонки, чей пузырь бежал быстрее?. Хотите попробовать? (дети играют) 

- Пузыри можно выдувать с помощью самых разных предметов (показываю) и пока звучит музыка вы можете поиграть с мыльными пузырями.

(Звучит музыка «Мы пускаем пузыри») 

(Детям раздают, трубочки, рамочки, резинки, все с помощью чего можно выдуть пузырь. Надуваем,играем, используя те знания, которые получили при опытах). 

-  Молодцы ребята, теперь вы знаете много секретов о мыльных пузырях.  Пора порадовать их подарками, сделанными своими руками.

Часть вторая – творческая.

Воспитатель: Всмотритесь внимательно, дети, в пузыри. Какие цвета вы в них увидели?

(Дети рассказывают, что пузыри прозрачные, но в них видны все цвета радуги, называют их).

Воспитатель: Правильно, ребята, у нас они разноцветные. И такими пузырями можно рисовать, хотите научиться? 

Рисование мыльными пузырями.

Воспитатель: -Ребята, подумайте и скажите, какие предметы нам нужны для рисования? (Бумага, смесь для пузырей, трубочки, краски, кисточки, фломастеры, цветные карандаши).

   - А сейчас я покажу вам, как можно рисовать мыльными пузырями. Нужно взять соломинку, вдохнуть носом воздух, а выдыхать осторожно ртом через соломинку -  пузыри поднимаются. Накрываю стакан листом бумаги. Лист бумаги нужно немного подержать на стаканчике, чтобы краска впиталась в него. А теперь этот же лист положим на стакан с другим цветом, затем – с  другим. И у нас получатся разноцветные рисунки.

 Воспитатель: - А сейчас я покажу вам, как можно ещё рисовать мыльными пузырями. (Выдуваю одиночные пузыри на лист бумаги). Давайте подумаем, во что могут превращаться пузыри?

-Если пузырь опустится в лесу, во что он может превратиться? (Дети: в животных, в деревья).

Воспитатель: - А опускаясь в воду? (Дети: в рыб и морских обитателей).

Воспитатель: -Оказавшись на поляне он превратится в … (Дети: в цветы и насекомых).

Воспитатель: - Поднимаясь в небо, он может превратиться в …. (Дети: в облачко, птичку, планеты).

(Выставляю образцы рисунков)

(Звучит музыка   П.Чайковского«Подснежник»).

Воспитатель: -Мы с вами пофантазировали, а теперь начнём колдовать, в чудеса всё превращать. (Дети начинают работу. Затем дорисовывают пузыри. По ходу дорисовывания, при необходимости, задаются наводящие вопросы).

Воспитатель: - Ребята, оказывается мыльными пузырями можно нарисовать такие чудесные картинки. Расскажите, что вы увидели в своих рисунках? (Дети поочередно рассказывают, затем выбирают, кому какая работа понравилась и почему).

А чему мы сегодня научились? (Научились делать мыльные пузыри и рисовать ими).

Что узнали нового?  (Как делают мыльные пузыри: если в теплой воде развести мыло, добавить моющее средство, взять трубочку и подуть, то образуются мыльные пузыри).

Итог:

Спасибо, дорогие друзья, ваши рисунки очень хороши. Я думаю,что  мыльные пузыри забыли о грусти, стали веселыми и крепкими и обязательно будут радовать вас на праздниках и в обычные дни. До свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование и организация деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством Л. Н. Толстого

вниманию педагогов предлагается перспективное планирование по  ознакомлению дошкольников с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого...

Физкультурно-экологическая совместная деятельность "Насекомые" для детей старшего дошкольного возраста

Детский сад работал летом, поэтому педагоги по физической культуре и экологии объединились в желании закрепить навыки и знания детей на интегрированном занятии, которое провели на свежем воздухе....

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ НА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КОРНЕЯ» (ПО ПРОЕКТУ «ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ»)

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙНА ТЕМУ: «В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КОРНЕЯ» (ПО ПРОЕКТУ «ВСЕ ПРОФЕ...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: «ПУНКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ» (ПО ПРОЕКТУ «ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ»)

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: «ПУНКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ»  (ПО ПРОЕКТУ «ВСЕ ПРОФЕССИИ ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения Образовательная область: «Безопасность» Тема: «Наша улица» Возрастная группа: старшая Представленный конспект является ч

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбразовательная область: «Безопасность»Тема: «Наша улица»Возрастн...

Конспект совместной интегрированной образовательной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста на тему «Секреты воздушного шарика» ( познавательно-исследовательская деятельность)

Цель:Развитие познавательных и интеллектуальных интересов, активности и любознательности детей через познавательно-исследовательскую, экспериментальную, речевую деятельность. Задачи: Образователь...