Статья "Содержание знаний о лесных животных у детей пятого года жизни"
статья по окружающему миру (средняя группа)

Чернышова Анастасия Григорьевна

Статья "Содержание знаний о лесных животных у детей пятого года жизни"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Статья "Содержание знаний о лесных животных у детей пятого года жизни"

Задачей данной статьи является выявление содержания знаний о лесных животных у детей пятого года жизни, для этого нам нужно  раскрыть понятие «представления», проанализировать содержание разделов образовательных программ дошкольного образования, посвященных экологическому воспитанию детей пятого года жизни.

Одной из задач экологического воспитания дошкольников является формирование знаний о животных. Животные привлекают к себе внимание детей с раннего возраста. Уже в период дошкольного детства ребенок сталкивается с многообразием живых объектов в природе. Ближайшее природное окружение  позволяет ему видеть множество различных птиц, насекомых, животных. Все многообразие животных, доступное наблюдению ребенка, предстает перед ним не в статичном, неизменном виде. Даже без специального педагогического руководства дети могут наблюдать динамичность животных при различных формах их поведения, видеть детенышей и взрослых особей. Все это оставляет яркие эмоциональные впечатления у дошкольников. Таким образом, многообразие животных, их связь с внешней средой, рост и развитие являются атрибутами окружающей ребенка природной действительности, которые естественно входят в сферу его познавательной деятельности.

Авторы многих исследований (С.Н.Николаева, Л.С.Игнаткина, Н.Н.Кондратьева, Е.Ф. Терентьева. Е.И.Золотова и др.) основное внимание в своих работах уделяют изучению и формированию представлений дошкольников о животном мире. Это вызвано тем, что детям свойственно в большей степени испытывать положительно-эмоциональное отношение к животным, чем к растениям. Специфические качества животных (теплота, мягкость, пушистость, определенного тембра, звуки, наличие «лица» и др.) вызывают ответную  реакцию у детей.

Представлениями называются возникающие в памяти человека конкретные образы предметов и явлений внешнего мира и их свойств, которые он когда-то раньше воспринимал. В основе представлений лежит предшествующий опыт человека: нет ни одного представления, которое не было бы раньше в той или другой своей части восприятием.

Образы восприятия всегда носят наглядный характер: в них отображаются внешние особенности предметов и явлений в результате их воздействия на органы чувств человека. Так же как и восприятия, представления носят наглядный характер, отображая внешние особенности предметов, познанные человеком в предшествующем опыте.

Представления  характеризуются:

  1. Представления являются образами предметов и явлений, сохранившимися в памяти человека в их отсутствии, т. е. когда эти предметы и явления не воздействуют непосредственно на органы чувств.
  2. Представления менее ярки и отчетливы, чем восприятия. Например, представление виденного когда-то животного более бледно, чем его восприятие; оно не так отчетливо в своих формах, красках, размерах, деталях и т. д.
  3. Представления отличаются изменчивостью: в них легко изменяются цвет, форма, размеры представляемого предмета. Например, только что виденную маленькую собачку, мы можем представить большого крупного пса.
  4. Представления — более обобщенные образы предметов, чем восприятия: в них на первый план выступают сходные особенности предметов данного класса. Например, когда мне необходимо представить кошку, а не собаку, я в своем представлении отображаю характерные для всех кошек особенности строения туловища, ушей, размера и т. д. Это будет наглядный и в то же время обобщенный образ кошки, образ не какого-либо определенной кошки, а кошки вообще. В отдельных случаях, когда это необходимо, в представлении может быть отображен и какой-либо единичный предмет (конкретное представление). Большинство представлений, которыми мы оперируем в своем сознании, являются, как правило, обобщенными наглядными образами действительности.

Представления являются одной из важных форм отражения мира. Они имеют очень большое значение в жизни и деятельности человека. Если бы человек не имел представлений, содержание его сознания было бы ограничено только наличными восприятиями, в нем отражались бы образы только тех предметов, которые непосредственно действовали бы на него в каждый данный момент.

Благодаря содержащимся в них элементам обобщения представления являются переходной ступенью от конкретных образов к абстрактным понятиям, от ощущений к мышлению.

Благодаря характерной для них широкой изменчивости, допускающей построение новых образов, представления играют существенную и необходимую роль в интеллектуальной и творческой деятельности человека. Таким образом, представления – это образы предметов, объектов, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. Представления – итог чувственного познания мира. В  отличии от знаний, которые  характеризуются объективностью,  представления могут быть субъективными и интуитивными.

Следовательно,        чтобы        сформировать        представления, необходимо обеспечить восприятие объекта, его чувственное обследование. [25]

Формирование системы представлений о животных является частью интеллектуального развития детей. Под интеллектуальным развитием детей, в данном случае, мы понимаем мыслительную способность, умственное начало, рациональное познание ребенка, определяющее его деятельность [17]

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область «Познавательное развитие», задачи которой – «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование у детей первичных представлений об особенностях природы; формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы» [3].

Анализируя образовательные программы дошкольного образования «Истоки» Л.А. Парамоновой , «Детство» Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, мы делаем вывод, что этот пункт находит отражения в каждой из них.  

Так, например, ключевыми моментами раздела «Природа и ребенок» в программе «Истоки» Л.А. Парамоновой [22], разработанный коллективом научных сотрудников центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, являются: формирование у ребенка потребности и практики здорового образа жизни в природе и среди людей; поддержка и развитие у него положительной мотивации деятельности в природе и соответствующих практических умений; формирование и удовлетворение познавательного интереса к различным природным объектам и явлениям.

Интеллектуальной основой развития адекватного отношения ребенка к природе является установление доступных причинно-следственных связей и зависимостей в объектах и явлениях живой и неживой природы, формирование представлений о человеке, его воздействиях на природу и их результаты.

Мотивы практической деятельности ребенка в природе основываются на познавательном интересе к ней, понимании особого значения природы в жизни человека, эстетических переживаниях, любви и сочувствии к живому. Такие мотивы могут сформироваться только в деятельности ребенка, развертывающейся в различных природных средах. Программа определяет те природные среды и объекты, в которых наиболее успешно протекает познавательная и практическая деятельность ребенка (от ближайших к более отдаленным).

В природе для ребенка открывается возможность таких видов деятельности, как наблюдение, экспериментирование, художественное отображение, проектирование, труд по уходу за животными и растениями, игра с животными.

По мнению авторов программы, воспитание дошкольников должно соответствовать реальным возможностям каждого возраста: детей не следует перегружать излишне детализированными знаниями и обязанностями. Основное здесь – мотивационная сфера личности ребенка, интерес и любовь к природе – источнику жизни человека.

Познание природы, деятельность в ней, способность к эстетическому переживанию, связанному с ее красотой и величием, составляют базис экологического воспитания дошкольника, источник его культурного поведения в природе и бережного к ней отношения.

Вся программа включает два блока: базис и вариант его реализации. Базисную часть программы каждого возраста составляют следующие четыре компонента: характеристика возрастных возможностей психического развития ребенка и его личности;  задачи экологического развития; показатели развития;  базисные характеристики личности [6].

Программа содержит также факультатив «Живой мир природы в городе и ребенок», задачами которого являются: ознакомление детей с многообразием живого мира; формирование общего представления о насекомых, их развитии; формирование умения различать разные виды насекомых (бабочки, жуки, стрекозы, кузнечики и т.д.), а также насекомых каждого вида; развитие представлений о естественных причинах природных явлений и их связях; формирование бережного и ответственного отношения ко всему живому.

Основное внимание в программе сосредоточено на развитии познавательного интереса к явлениям природы.

Для формирования представлений о животном мире у детей пятого года жизни педагог:

если в детском саду живут декоративные животные (канарейки, попугайчики, рыбки), рассказывает о них, предлагает понаблюдать за их поведением, подчеркивает, что они нуждаются не только в кормлении, но и бережном отношении (нельзя стучать по клетке, стенке аквариума, хватать морскую свинку;

— формирует представления о самых простых природных взаимосвязях (одни животные и растения обитают в лесу, другие — в озерах, третьи — на лугу); о целостности природы и связи человека с ней (человек не может прожить без природы, которая является «домом» всех живых существ); помогает устанавливать элементарные причинно-следственные связи в природе: между явлениями природы (с первым теплом появляются растения, прилетают птицы, а осенью они улетают на юг, туда, где тепло; чтобы сохранить животных, нужно беречь их «дома» — места обитания); между состоянием объектов природы и окружающей среды (растениям нужны вода, свет,  почваи т.п., животным — вода, пища и т.п.);

— объясняет на примере парка (леса, луга, озера), как животные, растения связаны между собой и с окружающей средой (на дубе вырастают желуди, которые едят белки, птицы, кабаны, лесные мыши; лесных мышей ловитсова, лиса и т.п.);

— поощряет самостоятельные «открытия» детьми свойств природных объектов: жук, божья коровка при прикосновении улетают, а гусеница — уползает или падает с травинки; одни насекомые летают, другие ползают, третьи плавают в воде, камешки тонут в воде, песок сыплется, глина лепится, птицы летают, весной у растений сначала появляются листочки, а затем цветы, бабочки чаще летают там, где много цветов и пр.;

— формирует представления о том, что человек тесно связан с природой: ему нужны чистый воздух, чистая вода; круглый год человек заботится о домашних животных и растениях, выполняет определенные сезонные работы;— предупреждает попытки детей пугать птиц, ловить животных, ломать ветки, рвать цветы, бросать мусор на территории детского сада, в парке, сквере и объясняет, почему это нельзя делать, приводит альтернативные варианты действий (наблюдать за животными; наслаждаться растениями — нюхать и рассматривать цветы; любоваться красотой и чистотой участка).

Ценность программы «Истоки» заключается в том, что важнейшим педагогическим условием ее реализации являются хорошая естественнонаучная осведомленность, развитое экологическое сознание воспитателей, их готовность к содержательному общению с детьми по вопросам жизни природных объектов.

Однако несмотря на то, что в программу включено познание детьми связей живого организма со средой обитания (экологический аспект), оно не раскрыто на конкретном материале [26].

Содержание комплексной программы «Детство» авторы Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева [23], человеко-ориентированно и направлено воспитание гуманного отношения к миру (В.И. Логинова). Оно выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое культурно-образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства. Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Так, например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у них гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

В разделе программы «Детство» «Ребенок открывает мир природы»

выделяют следующие задачи по проблеме нашего исследования:

  • Знакомство с новыми представителями животных и растений. Выделение разнообразия явлений природы (моросящий дождь, ливень, туман и т. д.), растений и животных.
  • Определение назначения основных органов и частей растений, животных, человека (корень у растения всасывает воду из земли и служит опорой растению и т. д.) в наблюдении и экспериментировании.
  • Различение и называние признаков живого у растений, животных и человека (двигаются, питаются, дышат, растут).
  • Накопление фактов о жизни животных и растений в разных средах обитания, установление связей приспособления отдельных хорошо знакомых детям растений и животных к среде обитания (рыбы живут в воде: плавают с помощью плавников, дышат жабрами т. д.).
  • Наблюдение признаков приспособления растений и животных к изменяющимся условиям среды осенью, зимой, весной и летом.
  • Установление изменений во внешнем виде (строении) хорошо знакомых растений и животных в процессе роста и развития, некоторые яркие стадии и их последовательность.
  • Различение домашних и диких животных по существенному признаку (дикие животные самостоятельно находят пищу, а домашних кормит  человек и  т. д.).
  • Распределение животных и растений по местам их произрастания и обитания (обитатели леса, луга, водоема, клумбы и т. д.)[23].

К плюсам программы «Детство» можно отнести то, что она предусматривает насыщенную деятельность детей в дошкольный период, благодаря чему воспитанники развиваются интеллектуально и физически, имеют представления о жизни в обществе, получают базовый уровень образования, необходимый для дальнейшего обучения. Программа основана на принципах гуманистического воспитания и индивидуального подхода к каждому ребёнку.

В  программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой [21], авторы указывают на то, что знакомство детей с животными необходимо начинать уже на первом году жизни. Формирование экологического воспитания строится в направлении расширений знаний. В соответствии с возрастом материал дается по принципу «от простого к сложному» . Задачи и содержание знаний о природе, навыки и умения детей расширяются и усложняются от одной возрастной группы к другой. На каждой возрастной ступени совершенствуется достигнутое. 

Систематически знакомить детей с природой начинают в первой и второй младших группах. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, т. е. конкретных представлений, об отдельных объектах природы: о внешнем виде животных (рыбы, птицы, млекопитающие) и о способах их передвижения, питании. Детей знакомят с детенышами некоторых животных: с котенком, щенком, крольчатами, цыплятами.

        В 4—5 лет дошкольник проявляет значительный и более глубокий интерес к окружающей его природе: животным, растениям, явлениям погоды. Возникающие в этом возрасте вопросы «зачем?», «почему?», «откуда?» порой ставят взрослых — родителей, педагогов — в тупик, поражают пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, образной формой осмысления воспринимаемого. В средней группе  у детей усложняются знания о животных. Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; устанавливает и первые связи - зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.

        В средней группе у детей формируются представления о том, что животные не могут жить без разнообразной пищи, воды, теплого жилища.
Дети усваивают и обобщенные понятия, такие, как домашние и дикие животные. Дети продолжают учиться наблюдать за объектами природы. Эта деятельность по сравнению с предыдущими группами усложняется: как и в младшем дошкольном возрасте, в средней группе у детей продолжают воспитывать любовь к животным, но теперь они должны проявлять ее на деле — ухаживая за своими питомцами в уголке природы.

Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; устанавливает и первые связи - зависимость характера движения от особенностей строения конечностей. В средней группе у детей формируются представления о том, что животные не могут жить без разнообразной пищи, воды, теплого жилища. Дети усваивают и обобщенные понятия, такие, как домашние и дикие животные. Воспитанники средней группы продолжают учиться наблюдать за объектами природы. Эта деятельность по сравнению с предыдущими группами усложняется: как и в младшем дошкольном возрасте, в средней группе у детей продолжают воспитывать любовь к животным, но теперь они должны проявлять ее на деле — ухаживая за своими питомцами в уголке природы.

        Высокая эмоциональная отзывчивость, эмпатийность дошкольников позволяет активно формировать экологически ценный опыт общения с животными, стимулировать и поощрять гуманные проявления в поведении и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от нравственно положительного поступка.

При ознакомлении детей с животным миром решаются три задачи: формирование представлений о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе[4].

В  программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы в разделе «Ознакомление с природой» ставятся следующие задачи по ознакомлению  детей пятого года жизни с животным миром:

-  Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (аквариумные рыбки, хомяк, волнистые попугайчики, канарейки и др.).

- Знакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).

- Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).

- Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой.

- Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни животных (воздух, вода, питание и т. п.).

  • Учить детей замечать изменения в природе.
  • Рассказывать об охране животных.

Плюсом программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы является описание форм, способов, методов и средств реализации программы по каждому разделу.

Проанализировав комплексные программы, такие как «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы , «Истоки» Л.А. Парамоновой, «Детство» Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой мы пришли к выводу, что в каждой из программ есть задачи, которые направлены на формирование представлений о животных, в частности о лесных, однако программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы наиболее полно  обеспечена учебно-методическим комплектом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление детей пятого года жизни с миром животных посредством организации совместной познавательно-игровой деятельности».

"Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творче...

Конспект образовательной деятельности на тему:"Удивительные животные наших лесов" для детей пятого года жизни.

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию для детей средней группы....

Календарно – тематическое планирование работы по формированию представлений о животных ХМАО – Югры у детей пятого года жизни

Календарно – тематическое планирование работы по формированию представлений о животных ХМАО – Югры у детей пятого года жизни...