«Особенности психофизического развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания. Путешествие в страну Знаний продолжается, или Только вперед»
консультация (средняя группа) по теме

Вельдяксова Любовь Владимировна

  Особенности психофизического развития. Рекомендации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Родительское собрание106 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 350 городского округа Самара

Встреча - круглый стол

«Особенности психофизического развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания. Путешествие в страну Знаний продолжается, или Только вперед»

(родительское собрание в средней группе)

Подготовил: Вельдяксова Л.В.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ ПРОДОЛЖАЕТСЯ,

ИЛИ ТОЛЬКО ВПЕРЕД!

Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности  детей 4—5 лет. Познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы. Обновить анкетные данные воспитанников. Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе; активизировать работу по развитию речи детей.

Форма проведения: встреча - круглый стол.

Участники: воспитатели, родители, логопед, музыкальный

руководитель.

План проведения

1. Вступительная часть.

2. Поздравление родителей с началом учебного года.

3. Выборы нового состава родительского комитета.

4. Педагогический всеобуч «Ребенок 4—5 лет».

5. Выступление логопеда.

6. Особенности образовательного процесса в средней группе.

7. Заполнение родителями анкеты.

Подготовительный этап

1. Оформление выставки (детские рисунки, фотоколлаж «Лето красное!»)

2. Приглашение логопеда.                                                  

3.  Оформление информационных листов с названиями совместных педагогических и творческих проектов, которые будут реализованы в новом учебном году.

4. Разработка проекта решения родительского собрания.

Ход мероприятия

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас. Сегодня у нас праздник. Попробуйте догадаться какой. Нашим дошколятам  исполнилось четыре года, они перешли в среднюю группу детского сада! Давайте передадим им свои пожелания.

1. Упражнение «Пожелание»

Родители встают в круг, воспитатель пускает по кругу бубен.

Ты катись, веселый бубен,

Быстро-быстро по рукам.

У кого веселый бубен,

Тот пожелание скажет нам.

Родители говорят свои пожелания.

Воспитатель. Вот и подошло к концу лето. А как вы его провели, мы сейчас узнаем с помощью упражнений...

Упражнение «Как мы провели лето»

-  Встаньте те, кто, ходил со своим ребенком в лес... (на рыбалку).

-  Встаньте те, кто купался в море (плавал вместе с ребенком, загорал на пляже).

-  ... у чьих детей от загара сгорела спина.

-  ... кто читал детям книги.

-  ... кто купил своему ребенку мяч (или любой другой предмет для двигательной активности).

-  ... чьи дети помогали родителям на даче (в огороде).

-  ... чей ребенок научился чему-нибудь новому и т. п.

Воспитатель. Итак, сегодня мы — дети, педагоги и родители — отправляемся в круиз по океану Знаний, которое продлится еще не один год, а конечный пункт нашего путешествия – это, конечно же, Школа.

Чтобы отправиться в такое длительное плавание, нам необходимо надежное, оборудованное и красивое плавательное средство. Это наш детский сад и наша группа (предметно-развивающая среда, без нее невозможно полноценное всестороннее развитие наших детей). Кто же помог качественно подготовить нашу группу к новому учебному году?                                                               

2. Поздравление родителей с началом учебного года.               

Воспитатель. Наш корабль почти готов к отплытию (звучит музыка из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»). А как он называется?

Воспитатель  рассказывает о том, как называется группа, почему придумано такое название, показывает символ группы, созданный руками детей вместе с воспитателем.

Воспитатель. Вот такое название придумали наши дети. Вспомните слова великого капитана Врунгеля: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Я думаю, что у нас с названием все в порядке и путешествие пройдет гладко и без происшествий.

3. Выборы нового состава родительского комитета.

Воспитатель коротко напоминает родителям о функциях родительского комитета.

Родительские голоса подсчитываются, оглашаются результаты, проходит обсуждение персонального состава родительского комитета группы. Прямым голосованием родительский комитет утверждается.

4. Педагогический всеобуч «Ребенок 4-5 лет»

Воспитатель. Корабль готов к отплытию. Полный вперед! Нет... чего-то еще нам не хватает! Конечно же, спасательных средств — педагогических знаний. А знаете ли вы, уважаемые родители, особенности наших главных путешественников? Что представляют собой дети в возрасте 4—5 лет?

     Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все, же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности. Составим общий возрастной портрет ребенка 4—5 лет, выделив показатели разных  сторон его развития.

     Возраст 4—5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к пяти годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие явления окружающей жизни. Любознательность, потребность в самостоятельности и активности, в свою очередь, благотворно влияет на психику и поведение. Эти черты, например, облегчают пятого года жизни освоение норм родного языка и функций речи.

     Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками. И расширяющиеся в данном возрастном этапе возможности воспитания и обучения детей  не могут быть реализованы без знания и учета этой двойственности развития.

Родителям выдается  памятка

Воспитатель. Очень важно в воспитании учитывать индивидуальные особенности ребенка. Они обусловлены типом нервной системы.

 И.П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы

(в зависимости от реакции организма на внешние раздражители): флегматик, сангвиник, холерик, меланхолик.

Родителям для самостоятельного изучения предлагаются тест в определение темперамента и памятка «Темперамент вашего малыша».

5. Выступление логопеда

     К пяти годам звукопроизношение у детей должно полностью нормализоваться. Родителям следует об этом знать и проводить специальные игры и упражнения в домашних условиях. Если в пять лет у ребенка имеются серьезные отклонения в речевом развитии, необходимо продолжить обучение в специализированных речевых группах.

      Воспитатель представляет логопеда; логопед сообщает об особенностях речевого развития детей среднего дошкольного возраста, дает советы и рекомендации, называет дни для проведения индивидуальных консультаций с родителями.

6. Особенности образовательного процесса в средней группе

 1) Сообщение воспитателя

     Воспитатель рассказывает родителям о режиме дня, образовательных программах, по которым осуществляется педагогический процесс, задачах воспитания и обучения, об основных занятиях и видах детской деятельности (сетка занятий), о дополнительном образовании (бесплатные и платные кружки).

2) Обратная связь с родителями

    Родители задают интересующие их вопросы, высказывают  предложения по улучшению качества образовательного процесса. Им выдается памятка «Правила для родителей»

7. Заполнение родителями анкеты

   Родители заполняют анкету семьи, куда вносят все изменения, произошедшие за текущий период (изменения фамилий, адреса, телефонов, места работы и т. п.).

8. Заключительная часть

1. Подведение итогов

Воспитатель. Путешествие в страну Знаний продолжается. Желаем вам успехов, интересных открытий, веселых игр и настоящих друзей! Только вперед!

Всех приглашаем на чаепитие.

2. Общение за чашкой чая

    Родители приносят к чаю печенье, мармелад, конфеты и т. д. Во время чаепития родители рассказывают, как прошло лето, чем они занимались с детьми, вспоминают веселые истории.

Памятки для родителей

Особенности развития детей пятого года жизни

Ребенку уже исполнилось четыре года.

Убедитесь, что:

•   рост стал 102 см и увеличился на 4—5 см;

•   вес стал 16 кг и увеличился на 1 —2 кг

     Теперь, чтобы не навредить малышу в его развитии, нужно выявить «ранимые места» в его организме на этом возрастном этапе и учитывать это.

     Тело ребенка изменило пропорции, активно идет формирование осанки, закладываются походка, привычные позы при сидении, стоянии и т. д. Но сила мышц, поддерживающих скелет, недостаточна, утомляемость их велика и грозит разнообразными отклонениями в осанке. А последние, в свою очередь, могут повлечь нарушения в деятельности самых разных органов и систем.

       Поэтому надо обязательно следить за осанкой ребенка, особенно во время работы за столом (надо не только показать, но и рассказать, как правильно сидеть).

Навыки поддержания здоровья

      К пяти годам ребенок может в той или иной степени самостоятельно ухаживать за всеми открытыми частями тела. Он учится технике обработки своего тела. Он уже умеет самостоятельно мыть руки, полоскать полость рта, умываться, переодеваться.

Но ему еще трудно, и он еще учится:

•   чистить зубы;

•   расчесывать волосы;

•   полоскать горло.

     И важно не столько количество самостоятельно выполняемых процедур, сколько качество выполнения.

Изменения в сознании детей

     Источник расширения кругозора ребенка, развития его представлений о мире — наблюдения.

     Поэтому важно заботиться о том, чтобы его опыт был как можно более разнообразным. Гуляйте с ребенком по городу, ходите на экскурсии. Учитывайте реальные познавательные интересы детей! Мальчиков, например, скорее будут интересовать подробности устройства автомобиля, чем домашнее хозяйство.

    С четырех лет кругозор ребенка расширяется не только в ходе  практических наблюдений и экспериментирования, которые доминировали в младшем дошкольном возрасте, но и через рассказ. Уделяйте достаточно времени познавательным беседам с детьми. Начинайте читать им не только художественную, но и познавательную литературу. Благодаря Вашим рассказам, просмотру  познавательных телепередач, видеофильмов ребенок отрывается от мира «здесь и сейчас». Он активно интересуется животными, которых видел только по телевизору или на картинке, слушает  рассказы об океане и о пустыне, о других странах и людях, которые в них живут, и т. п. Дети также с удовольствием слушают истории из жизни родителей или других людей.

     Четырехлетний ребенок часто задает вопрос «почему?» Ему  становятся интересны внутренние связи явлений, и прежде всего  причинно-следственные отношения. Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры  таких зависимостей.

     Отвечая на вопрос ребенка, не пускайтесь в пространственные и чрезмерно научные объяснения. Постарайтесь сформулировать  мысль как можно более лаконично. Иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим. Например, на вопрос, откуда взялась молния, достаточно ответить: «Тучи столкнулись  друг с другом», не вводя понятие статического электричества.  Но объяснение всегда должно быть правильным с научной точки  зрения и содержать достоверную информацию.

      Дети пробуют выстраивать и первые собственные умозаключения. Например, четырехлетний малыш стоит на диване и поочередно бросает на пол кубик, мячик, медвежонка. Затем сам  спрыгивает с дивана и задает вопрос: «Так это что, все будет вниз  падать, если его отпустить?»

    Внимательно выслушивайте все детские рассуждения и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а само стремление малыша рассуждать и думать.

    Проявляйте уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребенка недопустимы.

      У некоторых детей негромкая речь «для себя», так называемое приборматывание по ходу деятельности, ярко выраженное в младшем возрасте, еще сохраняется. Это помогает малышу организовать и спланировать свою деятельность. Не следует запрещать детям негромко проговаривать свои действия в ходе работы.

      Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений

ребенок четырех лет обретает способность воспринимать и воображать

себе на основе словесного описания различные миры, например замок принцессы, саму принцессу и принца, события, волшебников и т. п.

   Игра в бытовую ситуацию — поход в магазин, посещение доктора, приготовление обеда для семьи — воспроизводит опыт ребенка и задействует его память и репродуктивное, воспроизводящее воображение, в то время как игра в волшебный сюжет требует активной работы продуктивного, созидающего воображения. Эти два вида игры не заменяют друг друга.

      Читайте и рассказывайте детям сказки. Не спешите показыватъ иллюстрации (особенно низкого художественного качества).

Пусть каждый представит себе Красную Шапочку по-своему. Пусть работает воображение детей.

     В сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребенка способности давать оценку собственным поступкам. В сказках должны быть  отчетливо выделены хорошие и плохие действующие лица.

      Дети этого возраста обожают переодеваться и наряжаться.

Предоставьте в их распоряжение как можно больше разнообразной

одежды: перчатки, веера, бусы, браслеты и другие предметы,

которые можно использовать для игры в «волшебный мир». Некоторые дети с удовольствием представляют себя эстрадными артистами, изображают пение с микрофоном и танцуют.

      Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро и резко утомляется, становится более психически вынослив (что связано и с  возрастающей физической выносливостью). В целом четырехлетка — жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа.

     Сверстник становится интересен как партнер по играм. Ребенок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется тем,  какие оценки ему дадут воспитатели. Например, дети не хотят играть с девочкой, которую постоянно ругают за то, что она медленно ест, хотя это обстоятельство не имеет отношения к ее возможностям как игрового партнера.

     Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка, а не ему самому и только с глазу на глаз, а не при всех.

     Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Таким образом, появляются первые друзья — те, с кем у ребенка лучше всего налаживается взаимопонимание.

     Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий:

  • дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие;
  • сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют сами дети;
  • характер исполнения роли также определяется детьми: «Ты будешь дочка. Ты не хочешь есть суп. А я тебя буду ругать!».
  • недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им свои сюжеты.

    Развивающий потенциал игры заключается именно в том, что это единственная самостоятельная, организуемая детьми деятельность. В своих ролевых играх дети любят строить дом. Давайте им возможность, используя мебель и ткани, создавать домики, укрытия, пещерки.

     Четырехлетние дети обожают путешествия и приключения. Совершайте с ними прогулки за пределы двора и знакомой детской площадки. В теплое время года можно устраивать маленькие походы и пикники. Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экскурсий. Водите его смотреть здания необычной архитектуры, памятники, красивые уголки природы. Выходите, если есть возможность, к реке или пруду, наблюдайте жизнь его обитателей. Расширяйте представления детей о труде взрослых. Проводите экскурсии на стройку, в магазин, парикмахерскую, в Сбербанк, на почту и т. п.

     К пяти годам многие начинают проявлять активный интерес к буквам и цифрам. Не тормозите искусственно процесс развития ребенка, однако не следует ставить задачу как можно скорее научить его читать. Занятия чтением должны согласовываться с темпом запоминания и степенью заинтересованности малыша в таких занятиях.

     Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные черты характера. Мягко и неагрессивно корректируйте негативные проявления. Оценивайте поступок ребенка, а не его личность в целом. Если малыш не захотел поделиться конфетами с другом, пожадничал, он должен сам понять это, но, ни в коем случае не обобщайте, не называйте его жадным.

Уровень развития речи детей 4-5 лет

Четыре года

1. Словарный запас достигает 2000 слов.

2. В активной речи появляются слова второй степени обобщения (посуда — чайная и столовая, машины — грузовые и легковые, люди — мужчины и женщины и т. п.).

3. Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.

4. Появляется словотворчество, что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.

5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.

6. У многих детей звукопроизношение нормализовалось, участи детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'.

7. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.

8. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений.

Пять лет

1. Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.

2. Начинает формироваться внутренняя речь — свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.

3. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения.                              

4. Возможны ошибки при построении сложных предложений.

5. Звукопроизношение полностью нормализовалось.

6. Появляется способность к выделению звука из слова, т.е. формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть прозрачной, незаметной, восприятия.

7. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

Правила для родителей

1. Приводите ребенка в детский сад:

•  до 8.00;

•  в чистой, опрятной и удобной одежде и обуви, с необходимым комплектом сменного белья, с аккуратно причесанными волосами и коротко подстриженными ногтями;

•  здоровым (обо всех случаях недомогания ребенка извещав воспитателя).

2. Выявленные при утреннем фильтре больные и дети с подозрением на заболевание в детский сад не принимаются.

3. Информируйте администрацию детского сада об отсутствии ребенка в связи с болезнью в течение первых двух часов в день заболевания.

4. После перенесенного заболевания, а также отсутствия в детском саду более трех дней представьте старшей медицинской сестре справку о состоянии здоровья ребенка от участкового врача-педиатра.

5. Лично передавайте и забирайте ребенка у воспитателя. Напишите заявление на имя заведующего ДОУ, если право забирать ребенка передоверяете родственникам или детям) старше 16 лет.

6. Накануне предполагаемого отсутствия ребенка в детском саду по семейным обстоятельствам (отпуск, летний период санаторно-курортное лечение и пр.) оставьте заявление заведующему ДОУ.

7. Вносите плату за содержание ребенка в ДОУ не позднее 15-го числа каждого месяца. Своевременно представляйте документы, подтверждающие льготы по оплате за содержание ребенка в детском саду.

8. Соблюдайте этические нормы в общении с детьми и сотрудниками детского сада. 

Не рекомендуется:

•  приносить в детский сад ценные вещи и игрушки.

Запрещается:

•  приходить в детский сад в нетрезвом виде;

•  курить на территории детского сада;

•  приводить животных.

Особенности организации занятий детей 4-5 лет

      Учитывая психологические особенности детей 4—5 лет, педагог проводит на занятиях физкультурные минутки, использует игровой материал, включает игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей иного вида деятельности на другой.

     На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром очень важно:

•   обогащать словарный запас детей;

•  развивать наблюдательность и любознательность;

•  совершенствовать навыки общения (вежливого и культурного) со сверстниками и взрослыми;

•  развивать эстетическое восприятие, понимание содержания художественных произведений;

•  учить логично и последовательно строить описание, задавать вопросы;

•  совершенствовать звуковую культуру речи, добиваться чистого произношения звуков и слов, правильной постановки ударения;

•   учить отвечать краткими и развернутыми предложениями;

•  обучать правильному согласованию слов в предложении.

   На занятиях по ознакомлению с окружающим миром особое внимание уделяется:

•  бережному отношению к природе, вещам, созданным трудом людей;

•  формированию любви к родному краю.

    В процессе развития речи необходимо использовать книги-

раскраски. Раскрашивание предметов надо проводить штриховкой

(частой или редкой) в заданном направлении: лежащие линии

(горизонтальные), стоящие линии (вертикальные), наклонные

(«как дождик») — это способствует развитию тонкой координации руки.

       Для умственного развития большое значение имеет формирование элементарных математических представлений и логически мышления.

На занятиях по лепке необходимо развивать умения скатывать  пластилин круговыми движениями, расплющивать, соединять в виде кольца, защипывать края формы; учить лепить предмет из нескольких частей, правильно располагать части. Это способствует, с одной стороны, формированию тонкой координации  движений кисти руки, с другой — развитию пространственно воображения.

      Очень важно на занятиях по изобразительному искусе не только развивать вкус на лучших произведениях искусства, но и учить сочетанию цветов и оттенков для создания выразительного образа, закрашивать рисунки (красками, гуашью, карандашами), ритмично наносить мазки, штрихи, не выходя за пределы контура; учить правильно передавать в рисунке расположение частей при изображении сложных предметов (вверху, внизу, слева, справа), изображать круглую, овальную, прямоугольные и

треугольную формы; учить рисовать элементы узора (мазки, точки, прямые линии, кольца, дуги и т. д.). Все это направлено на развитие пространственного воображения и мышц кисти руки.

       Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья детей, формирование правильной осанки, развитие, и совершенствование двигательных умений и навыков. Их учат ходить и бегать, согласуя движения рук и ног, ползать, пролезать, энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках, ориентироваться в пространстве.

     На музыкально-ритмических занятиях дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки в умеренном и быстром темпе, самостоятельно менять движения в соответствии с двух-и трехчастной формой музыки, выполнять такие танцевальные движения, как прямой галоп, «пружинка», подскоки, переступание с носка ноги на пятку, кружение по одному и в парах, движение парами по кругу в танцах и хороводах; учатся выполнять движения с предметами, выразительно передавать игровые образы. Им прививается интерес к музицированию.

К концу года дети на пятом году жизни умеют:

•   отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

•   учить наизусть небольшие стихотворения, потешки;

•   считать в пределах пяти (количественный счет);

•   отвечать на вопрос «сколько всего?»;

•   сравнивать две группы предметов, используя счет (больше, меньше);

•   сравнивать пять предметов разной длины, ширины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, ширине, высоте;

•   указывать и называть круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;  

•   различать и называть части суток;

•   определять направление движения от себя: направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз;

•  отличать правую и левую руку;

•  правильно передавать в рисунке форму, строение предметов;

•  изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всем листе, связывая единым содержанием;

•  лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезать с одного пролета на другой, ползать разными способами;

•  принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на 70 см;

•  ловить мяч кистями рук с расстояния 1,5 м;

•  принимать правильное исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой;

•  отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд;

•  сохранять равновесие на ограниченной площади опоры;

•  ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.

Памятка для родителей

«Что необходимо знать о своем ребенке»

 1. Состояние здоровья и физическое развитие ребенка.

 2. Формирование двигательных навыков.

 3. Умеет ли ребенок правильно ориентироваться и наблюдать?

 4. Развито ли у ребенка воображение?

 5. Умеет ли ребенок концентрировать свое внимание?

 6. Хорошая ли память у ребенка?

 7. Умеет ли ребенок выражать свои мысли?

 8. Как развивается мышление ребенка?

 9. Чем интересуется ребенок?

10.  Как проходит эмоциональное развитие ребенка?

11.  Как складываются отношения ребенка с окружающими его людьми?

12. Отношение ребенка к материальным ценностям.

13. Любит ли ребенок животных?

14. Отношение ребенка к самому себе.

15. Активен ли ребенок?

16. Каковы духовные потребности ребенка?

17. Формирование личности.

Как определить темперамент ребенка?

Тест на определение темперамента.

    Ребенок рождается с унаследованным темпераментом. Выяснив, какой темперамент у Вашего ребенка, Вы сможете общаться с ним без конфликтов и стрессов.

     Начертите на листе горизонтальную ось и напишите у левого  ее конца слово «замкнутость», а у правого слово «общительность»; поставьте в центр нулевую точку и отметьте на оси место, которое ребенок, по Вашему мнению, занимает (с учетом того, что у левого конца оси находятся дети действительно замкнутые, а у правого - очень открытые и общительные, а центр — это статистическая норма).

    Затем проведите через центр горизонтальной оси вертикальную линию. Напишите у нижнего ее конца слова «эмоциональная стабильность», а у верхнего слово «невротизм» и поставьте на этой оси точку, соответствующую Вашим представлениям о душевном спокойствии ребенка (с учетом того, что внизу находятся спокойные, эмоционально устойчивые, а вверху — дети с повышенной  нервозностью и неустойчивыми эмоциями). Теперь осталось провести перпендикуляры от точек на осях до их пересечения и определить, к какому типу относится Ваш ребенок. Точка пересечения перпендикуляров, оказавшаяся в левом верхнем секторе,

свидетельствует о холерическом темпераменте; ее попадание в правый верхний сектор — о меланхолическом; если она оказалась в левом нижнем секторе — это говорит о флегматическом типе; а в правом нижнем — о сангвиническом.

    Старайтесь оценить ребенка не по состоянию в данный момент, а в целом с момента его рождения. Данное определение достаточно схематично и приближенно определяет тип темперамента. Обратите внимание на то, что существуют смешанные типы.

Памятка

«Темперамент Вашего малыша»

        Сангвиник. Жизнелюб и оптимист, охотно рискует и идет на компромиссы, деловит и собран, прекрасно сходится со сверстниками, быстро адаптируется в незнакомом месте, мгновенно усваивает новую информацию. Он любит подвижные игры, очень любознателен. Быстро засыпает и всегда просыпается в хорошем настроении. Наказания переносит легко, быстро о них забывает. Его живая речь изобилует словами в превосходной степени и сопровождается импульсивными жестами. Это вообще самый «удобный» для воспитания темперамент. Однако, увлекшись каким-либо делом, малыш не может правильно рассчитать силы, быстро устает и часто меняет надоевшие занятия. Воспитывая сангвиника, учите терпению и упорству и следите, чтобы его оптимизм и жизнерадостность не переросли в легкомыслие и непостоянство.

     Холерик. Это неутомимый, бесстрашный, задиристый ребенок. Часто горячится и вступает в конфликты. Нередко испытывает страх и гнев, непредвиденные ситуации воспринимает в штыки.  К замечаниям относится спокойно, а вот физическим наказаниям сопротивляется. Предпочитает шумные игры, баловство, постоянно нуждается в зрителях и новых впечатлениях. Новую информацию схватывает на лету и тут же забывает. Говорит громко и быстро. К новой обстановке привыкает легко. А вот засыпает с трудом, и никогда не предугадаешь, в каком настроении проснется.

     Попытайтесь снизить скорость его порхания по жизни, организуя остановки и паузы; помогайте выбрать хобби, тогда фонтан его бурной энергии будет использован в познавательных целях. Занимайте ребенка спокойными играми, совершенствующими внимание и наблюдательность; учите его обдумывать решения, расчитывать силы, всегда быть сдержанным и настойчивым.

     Флегматик. Он очень спокойный, медлительный, обстоятельный, сдержанный, даже малоэмоциональный, не любит рисковать. Этот  ребенок любит спокойные игры. Он не бывает лидером среди сверстников. Новую информацию усваивает медленно, но зато навсегда. Долго адаптируется к новшествам, перемен не любит.  А вот засыпает быстро, спит спокойно, но просыпается медленно и долго ходит вялый. Постарайтесь развить в малыше любознательность и инициативность; ускоряйте его черепашьи темпы (в этом Вам помогут любые игры на скорость и ловкость). Показывайте ему пример ярко выраженного, эмоционального поведения: сами активно радуйтесь и огорчайтесь, он обязательно это у Вас переймет.

       Меланхолик. Он робкий, замкнутый и нерешительный, тревожится по мелочам, очень мнителен и сентиментален.  Новую  информацию усваивает с трудом, все время отвлекается и быстро устает. Двигается неуверенно, говорит тихо, но выразительно. Как правило, выдает реакцию, неадекватную силе раздражителя. Спать укладывается долго, засыпает быстро, утром легко встает.  Очень тяжело привыкает к новым местам и потому не любит ходить в садик и школу. Меланхолику нужно учиться самостоятельности и смелости. Ему нельзя приказывать, недопустимы категоричные обращения и отрицательные оценки. С таким малышом надо обсуждать увиденное и услышанное, акцентируя внимание  на положительных сторонах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания "Путешествие в страну Знаний продолжается или Только вперед!"

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей....

родительское собрание «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ ПРОДОЛЖАЕТСЯ, ИЛИ ТОЛЬКО ВПЕРЕД!»

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Задачи: - рассмотреть возра...

Родительское собрание в начале учебного года «Путешествие в страну знаний продолжается, Или только вперед!» (средняя группа)

Родительское собрание в начале учебного года «Путешествие в страну знаний продолжается, Или только вперед!» (средняя группа)...

Протокол№1 родительского собрания группы № 1. «В детский сад с радостью!» Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания.

Повестка родительского собрания: Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания.Пожарная безопасность детей.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизм...

Родительское собрание в начале учебного года «Путешествие в страну знаний продолжается, Или только вперед!» (средняя группа)

Родительское собрание в начале учебного года «Путешествие в страну знаний продолжается, Или только вперед!» (средняя группа)...