"Голубая планета"
план-конспект занятия по окружающему миру

Кадырова Назия Гайсовна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx80.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №22»

http://ds29.detkin-club.ru/editor/1877/images/5e4dcabc8bc0edab372e814452bf948c.jpg

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Голубая планета»

Направление деятельности: «Познавательно-исследовательская»

Образовательная область «Познание».

 Форма организации деятельности: Лаборатория

Возрастная группа: подготовительная логопедическая (6-7 лет)

                                                                Кадырова Н.Г.

воспитатель высшей

квалификационной категории

                                                                         МАДОУ «Д/с № 22»

                                                   Бугуруслан

Тема: «Голубая планета»

Цель: Развивать познавательно-исследовательскую  деятельность у детей.

Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к воде, аккуратность при работе.

- воспитывать в детях уверенность, понимание роста возможностей и достижений.

Развивающие:

-развивать творческие способности, воображение, мыслительную активность, любознательность, стремление к экспериментированию, инициативу, самостоятельность детей в деятельности.

Образовательные:

- формировать навыки проведения лабораторных опытов, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

-закрепить умение пользоваться  приборами и материалами при опытах;

        -обобщить представления  о  том, что вода очень важна для всех живых            существ; ее свойствах;

         - владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

-прививать умения  планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Работа над словарем: глобус,  водохранилище, лаборатория, фильтр, жидкость, растворитель, журчит, плещется.

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:  проблемная ситуация -  беседа о загрязнение воды в природе человеком;

- слайды  «Какая бывает вода».

  1. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД:

-приглашение в  полет на космической ракете;

 Приемы организации практической деятельности детей:  опыты: «Вода- жидкость», «Вода- растворитель», «Вода не имеет вкус»,  «Вода - отражатель», «Как очистить воду».

- подготовка материала для опытов;

- подбор музыкального произведения;

- оформление фотовыставки;

- внесение в уголок исследовательской деятельности оборудования для самостоятельной игры;

  1. Приемы поддержания интереса у детей:  

-просмотр  слайдов  «Какая бывает вода»;

- рисование  «Чистая река»;

-организация опытов  детьми;

- чтение стихотворения Рыжовой Н.А. «Вы слыхали о воде?».

  1. Приемы оценки и самооценки:  

- словесное поощрение в ходе проведения опытов;

- удовлетворенность от проделанной работы.

Создание среды для организации и проведения НОД:

- В зоне творчества: акварель, кисточки, баночки, подставки, салфетки, палитра, ватные палочки, трубочки, листья деревьев; фотоальбом «Какая бывает вода».

-  В зоне  учебной деятельности: магнитофон, диск с записью, мультимидийное оборудование,  глобус.

-  В зоне экспериментирования: материал для экспериментирования (пипетки, стеклянная банка и др.)

Дети свободно передвигаются по группе.

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательно-исследовательская.

Музыкально-художественная.

Чтение художественной литературы.

Планируемые  результаты:

Личностные: вступает во взаимодействие со сверстниками и взрослыми, с удовольствием участвует в исследовательской  деятельности.

Интеллектуальные:  применяет навыки проведения лабораторных опытов в самостоятельной  деятельности,  умеет делать выводы, решает интеллектуальные и личностные задачи.

Физические: развитие моторики.

Художественные:  развитие продуктивной деятельности детей в рисунке.

Критерии оценки деятельности детей в НОД

 Ребенок активен, задает вопросы, проявляет самостоятельность, ребенок активно общается с взрослым, со сверстниками, сопереживает, эмоционально реагирует, проявляет волевое  усилие, обращается за помощью к взрослому.

Интеграция образовательных областей:

Области

Интеграция

Решаемые задачи

Познание

Рассматривание глобуса. Полет над «Голубой планетой», Практические действия: проведение опытов  (С, К)

Формировать умение делать выводы, умозаключения. Принимать  активное участие в деятельности. Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту,  применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как  взрослым, так и им самим. Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться к взрослому за помощью.

Коммуникация

Беседа о планете Земля,   воде (П)

Учить использовать вербальные и невербальные средства общения,

владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

Прививать умения  планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Музыка

Мелодия «Шум воды» (П)

Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения.

Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении с взрослыми  и сверстниками.

Художественное творчество

Рассматривание слайдов, глобуса.

Рисование нетрадиционными техниками.

Показ слайдов последовательности

техники рисования.

(С, К, П)    

Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при рисовании «Чистая река»

Физическая культура

Физминутка»  (З)

Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.

Чтение художественной литературы

Чтение стихотворения Рыжовой Н.А. «Вы слыхали о  воде?»   (П)

Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

Здоровье

Дыхательная и пальчиковая гимнастики (К)

Обобщить  и углубить представления детей о том, как поддерживать, укрепить и сохранить здоровье.

Совершенствовать мелкую моторику рук.

Учить детей регулировать силу воздушной струи.

План НОД

1.Вводная часть:                                                          

Создание проблемной ситуации - беседа о загрязнении воды в природе человеком                                                                                          

Создание мотива для деятельности детей - приглашение в полет над Землей

Определение цели.

 Выводы.

2. Основная часть:

Показ, дискуссия – показ глобуса, дискуссия о необходимости чистой воды в природе.                                                                              

Планирование - проведение детьми опытов с водой, рисование водоема с рыбками  нетрадиционными методами.

Физкультурная пауза - «Как приятно в речке плавать»

Дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика - «Моем  руки»

3.Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка - словесное поощрение

Подведение итогов НОД.

Длительность НОД                                                                                   30мин                                                                  

2 мин

1мин

2мин

3 мин

15мин

2мин

1 мин

1мин

2мин

1 мин

Ход

непосредственно образовательной деятельности

Части НОД  

Содержание

Области

1. Вводная часть.                                                           Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.  

Определение цели.

Анализ обследование, выводы.

В: - Ребята,  вы хотите  принять участие в полете вокруг земли?                                                                                                  Д. – Да, желаем.

В: -   На чем мы с вами полетим?

Д: - На самолете,  ракете,  ковре-самолете,  звездолете и др.

 В: - Вы уверены, что наша ракета взлетит?

Д:- Да, нет.

В:- Это нужно заранее рассчитать. Ошибка в расчетах может привести к катастрофе или к срыву полета.  Необходимо решить расчетные задачи:

1. На сеанс связи с Землей у радиста уходит 1 минута. Сколько сеансов связи может провести радист за 3 минуты? (3).

2. Полет происходит на третий день недели. Какой это день? (среда) 

В: - Ответы верные. Все готово. Прошу всех занять места, (дети садятся на стульчики). Мы начинаем космическое путешествие вокруг Земли. Внимание! До старта осталось 10 секунд, (дети хором считают :10, 9,8,7,6,5,4,3,2,1, Старт!).

В:- Вот мы и взлетели. Посмотрите, какой маленькой кажется наша земля из космоса (показываю глобус).

В:  - Что такое  глобус?

Д: - Это макет нашей планеты, макет земного шара.

В: -  Какого цвета на  глобусе  больше?

Д:- Синего.

В: -  Что обозначают на картах и глобусе синим цветом?

Д:- Синий цвет – вода, это моря, океаны, реки.

В:- Если быстро раскрутить глобус, может показаться, будто он одноцветный – голубой. Это потому, что этой краски, действительно больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой.

В:-  Так  почему Землю называют «голубой» планетой?

 Д: Много воды, она занимает большую часть планеты.

В:  - Ребята, представьте, что это вся вода, которая есть на Земле, а – это вода, которую можно употреблять человеку. (Показываю трехлитровую банку и стакан с водой). Так много или мало пресной, чистой воды на земле?

Д:  - Мало.

Коммуникация

Художественная литература

Познание

Социализация

2.Основная часть.

Показ, комментирование,  дискуссия.

Определение способа изготовления.

Планирование.

Изготовление.

Обыгрывание Физкультурная пауза  

Демонстрация.

Образец составления рассказа.

Составление рассказов детьми из личного опыта

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане,

Водопроводном  кране.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без нее нам не прожить.

В: - А  где вы видели воду?

Д: - В кране,  чайнике,   бассейне,  реке,  аквариуме,   пруду, море, озере, ручейке, океане,  луже.

В:-    Как вы думаете какая вода в водоемах?

Д:-  Грязная,  чистая, пресная, соленая.

В: - Всю воду, которая есть на земле может использовать человек?

Д: - Нет, можно пить только чистую воду

 В: - Кому еще нужна чистая вода?

Д: - Растениям, птицам, зверям, насекомым.

В: - Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек.

И поэтому всегда всем

Везде нужна вода.

В: - Что будет, если мы не будем ее беречь, экономить?

Д: - Погибнут животные, деревья, цветы, насекомые. Люди не  смогут жить без воды.

.В:-  Как мы можем ее беречь и экономить?

 Д: - Закрывать кран, зря не лить, не оставлять краны открытыми.

В:  - От загрязнения страдает всё живое: погибают в грязной реке растения и рыбы, грязная вода вредна для животных, птиц и здоровья человека. Как сделать, чтобы чистой воды было больше?

Д:- Очистить воду, не мыть машины на берегу, не кидать мусор в реки.

В:  -  Где можно очистить воду и как?

Д: - Дома, профильтровать в барьерах, лабораториях, строить очистные сооружения.

В: - Как можем мы с вами сделать воду чистой?

Д:- Очистить ее, профильтровать.

В:- Где мы с вами можем очистить воду?

Д: - В нашей лаборатории.

 В:-  Прежде, чем приступить к  работе вспомним  правила поведения в лаборатории.

Д:- Не шуметь – этим мы мешаем другим;

Аккуратно обращаться с посудой;

Помнить, что стекло можется биться и им легко порезаться;

Внимательно слушать.

В:- Молодцы! Я вижу, вы готовы. Проходите в лабораторию.

(Дети надевают халаты и подходят к  исследовательскому уголку, где находятся  стаканы с грязной и чистой  водой, пустые стаканы, лежат бумажные и тряпочные салфетки, вата, песок,  трубочки, ложки, сахар, соль, воронки).

В:-  Мы с вами  увидели, как мало чистой воды на планете.   Как  вы думаете,   вода, которая  есть  в  нашей лаборатории, пригодна человеку?  

Д:- Нет, в одном стакане вода грязная. Ее пить нельзя, можно заболеть.

В:- Почему вы думаете, что она грязная?

Д:- На дне стакана лежит песок.

В: - Что нужно сделать, чтобы вода стала чистой?

Д: - Очистить. Пропустить через фильтр.

В:- Из  чего мы  можем сделать фильтр?

Д:- Из ваты, салфетки, бинтика.

   (Дети выбирают необходимый им материал для изготовления фильтра)

Выполнение действий детьми.

 В: - У всех  получилось? Какие вы  молодцы! Что произошло с  водой:  какая она стала?

Д:- Чистая, прозрачная.

В:- Почему это произошло? Что стало с песком?

- Д:  Потому что профильтровали. Песок остался  на фильтре, его задержал фильтр.

В: - А как вы думаете, все ли фильтры одинаково очистили воду?  У кого вода чище?

Д: - На фильтре из ваты         песка осталось больше. Значит,  фильтр из ваты плотнее и вода в этом стакане чище.  

В:- Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы встречаем каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из водохранилища, затем она попадает в специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода попадает в водопровод и ее можно пить.   Это питьевая пресная вода.

В:- Как вы считаете: есть ли вкус у воды?

Д: - Нет, у воды нет вкуса.

В:- Можно ли изменить вкус воды? С помощью чего?

Д:- Можно добавить сахар, лимон, соль, варенье, сироп.

(Дети подходят к столу и выбирают себе необходимый материал: сахар, соль, сироп и кладут в свои стаканчики)

В: - Какая  по вкусу получилась вода у тебя, Сережа? Почему?

Д: - Соленая, я положил соль.

В:- А у тебя, Лера?

Д: - Сладкая,  потому что я положила сахар.

В:-  Что случилось с сахаром и солью? Какая стала вода?

Д:- Они растворились в воде, исчезли, а вода приняла вкус того вещества, которое в нее добавили.

В: - Как вы думаете, все ли растворяет вода?

Д:- Нет. Песок осел на дно стакана, он не растворился, а сахар и соль растворились. Значит, вода растворяет не  все вещества.

(Дети подходят к  столу и смотрят в таз с водой).

В:- Загляните в таз с водой, что вы там видите?

Д:- Свое лицо, отражение.

В:- Где еще можно  увидеть  отражение?

Д: - В зеркале, в витрине магазина, на речке.

В:- Что будет, если  сильно подуть на воду?

( Дети дуют на воду с разной силой)

Д:- Отражение становится неясным, размытым, вода неспокойна.

В: - Неплохо бы     отдохнуть. Как вы считаете?

Физкультминутка «Как приятно в речке плавать!» Движения выполняются согласно тексту.

Как приятно в речке плавать! Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.) Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.) Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.) Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.) Чтобы плыть ещё скорей, Надо нам грести быстрей. Мы работаем руками. Кто угонится за нами? (Плавательные движения.) А теперь пора нам, братцы, На песочке поваляться. Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.) И на травке отдыхаем.

(Показ слайдов  свойств воды, воды в природе на фоне мелодии «Шум воды»)

В:- Что можно сказать о воде, которую вы слышите и видите?

Д:- Она журчит, плещется, сверкает, течет, бурлит и т.д.

Выводы детей: Вода - жидкость, она может отражать предметы, растворять одни вещества и не растворять другие, не имеет  вкуса, но может принять вкус.

 В:- Как вы считаете: какая бывает вода?

Д:- Минеральная,  газированная, холодная,  речная, прозрачная, болотная,  родниковая  и т.д..

В:- Как человек использует воду?

Д:- Умывается,  стирает,  моет посуду, поливает  огород, сады, готовит обед и т.д..

Игра « Вода хорошо – почему? Вода плохо - почему?» (технология ТРИЗ)

  1. Воду мы   пьем,   моемся,  стираем  белье,  моем посуду, купаемся в  речке, море, ванне,  поливаем  растения в квартире, на даче, вода необходима  животным, птицам,  насекомым..

Вывод; без воды жить нельзя.

  1. Не умеешь плавать - можно утонуть, напьешься холодной воды из холодильника - можно заболеть, прольешь воду на пол, не заметишь - можно упасть и разбиться, если очень много поливать растения, они могут погибнуть, во время наводнения вода разрушает все на своем пути.

В:- Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. С какими свойствами воды вы встретились?

( Дети перечисляют  свойства  воды)

В:- Человек! Запомни навсегда:

Символ жизни на земле – вода!

Экономь ее и береги

Мы ведь на планете не одни!

В:- Посмотрите, какая красивая у нас планета! Мне бы очень хотелось, чтобы вы ее берегли и помогали ей. Пора возвращаться на Землю. Расчетное время  полета подходит к концу. Посадка через десять секунд,  Приготовились, начинаем отсчет: 1,2,3.,4.5,6,7,8,9.10. Полет закончен. С благополучным возвращением на родную землю. Я очень рада, что вы были сегодня очень внимательны, любознательны. Настоящие исследователи!  

 Мы с вами путешествовали недолго, но успели много увидеть и узнать о воде.

Пальчиковая гимнастика «Моем руки»    

 Ах, вода, вода, вода!                                              

Будем чистыми всегда!       (имитация мытья рук)                                 Брызги – влево, брызги  - вправо!                

Мокрым стало наше тело!                (пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая воду) полотенчиком пушистым Вытрем ручки очень быстро!                           (энергичные движения имитируют поочередное вытирание  рук полотенцем)  

Мы  узнали, что чистая вода необходима всему живому на Земле: человеку, птицам, рыбам. Как мы можем помочь нашей реке, чтобы она ожила?

Д:-  Запустить рыбок!

В:- Каким образом вы это будите делать?

Д: -  Можно рыбку нарисовать, слепить, вырезать из бумаги.

Изобразительная деятельность детей в зоне творчества (рисование нетрадиционными техниками по желанию  детей.)

Показ слайдов последовательности нетрадиционных техник рисования (монотипия, кляксография (с трубочкой), тычкование колпачком и ватной палочкой, рисование на мятой бумаге, оттиск пробкой и листьями).

В:- Молодцы, ребята! Какие необычные рыбки живут в реке вот рыбка – золотая, красивая какая. Вот черные и красные, и все они прекрасные!                

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Художественная литература

Труд

Безопасность

Музыка

3.Заключительная часть.

Оценка деятельности детей и самооценка

Подведение итогов НОД.

В: Ребята, чем мы сегодня занимались?

Д: Проводили опыты, рисовали, играли.

В: Что вам больше всего запомнилось?

Д: Как я очистил воду фильтром.

   А мне понравилось рисовать рыбок

В: Какие новые свойства воды вы узнали сегодня?  

Д: Что вода жидкость, она приобретает форму сосуда в котором находится; приобретает вкус; растворяет вещества, но не все (песок, глина); отражает, как зеркало.

В: Что  вы будете  делать, что бы вода всегда оставалась чистой?

Д: Мы  не будем  кидать мусор в реки, закрывать кран, зря не лить воду, беречь и охранять ее, строить очистные сооружения.                                        

Коммуникация

Социализация

Длительность НОД: 30 минут.

Список литературы:

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011
  2. Квинько Л. Секреты природы – это так интересно!. – М.: Линка – Пресс, 2004
  3. Кожохина С.К., Панова Е.А. Сделаем жизнь наших малышей ярче, Ярославль; ПК «Химический завод» «Луч», 2007
  4. Рыжова Н.А. Волшебница – вода, М.: ЛИНКА-  ПРЕСС,1997
  5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П.,  Щетинина В.В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников.-2-е издание., испр.-М:ТЦ Сфера, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель земного шара из папье- маше "Наша голубая планета" ( авторская разработка Побединской И.В.)

Для изготовления этой поделки потребуется:1. воздушный шарик из плотной резины ;2.  палочка - подставка для шарика;3. обойный клей;4. голубая и зелёная ( желательно двухсторонняя) цветная бумага...

Проект "Голубая планета, какая ты?"

Данный проект направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей) посредством пр...

Статья "Заступники Голубой Планеты"

Статья предназначена в основном, для педагогов дошкольного и начального школьного образования....

Статья "Заступники Голубой Планеты"

Статья предназначена в основном, для педагогов дошкольного и начального школьного образования....

Голубая планета

Совершенствование знаний детей о значении воды для всего живого на Земле....

Занятие " ГОЛУБАЯ ПЛАНЕТА, КАКАЯ ТЫ

Познавательное занятие...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии в подготовительной группе “Земля – наша голубая планета”

Конспект предназначен для закрепления знаний детей о материках Земного шара, их природе и обитателях, научит  детей определять местоположение материков на глобусе.Цель: развивать интерес, бережно...