"В мире стекла" план-конспект по познавательному развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Адъютантова Светлана Алексеевна

" В мире стекла" план конспект по познавательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_mire_stekla.docx37.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

ООД по познавательному развитию на тему «В мире материалов: стекло» для детей подготовительной группы.

Интеграция  образовательных областей:  «Социально-коммуникативное развитие»,   «Познавательное развитие»,   «Речевое развитие».

Цель: сформировать у детей представление о свойствах стекла .

Программные задачи:

Обучающие:

- формировать понятие о том, что все материалы различаются по свойствам;

-  познакомить детей со свойствами и качествами стекла , а также об использовании людьми этих качеств при создании предметов обихода, быта;

- формируем умение находить в ближайшем окружении предметы, изготовленные из стекла.

- формировать умение детей узнавать материал, из которого сделан предмет;

- учить образовывать словообразования;

- ознакомить с процессом изготовления изделий из  стекла ;

- способствовать умению детей проводить элементарные опыты, делать выводы;

- развивать умение различать качества и свойства разных материалов путём сравнения.

Развивающие:

- развивать познавательную активность ребенка;

- способность описывать предмет;

- определять материал, из которого сделан предмет;

- упражнять в отгадывании загадок.

Обобщить и уточнить ранее полученные знания о свойствах материалов. Способствовать овладению средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта по известному алгоритму; стимулировать желание детей для самостоятельного проведения исследования.

Воспитывающие:

- воспитывать любовь к труду, аккуратность, внимательность;

- развивать мышление, речь, внимание, любознательность, интерес к познавательной деятельности, бережное отношение к вещам.

Предварительная работа:

1. Беседа на тему материалы в природе.

2. Экспериментирование в уголке природы.

3. Просмотр видео о производстве стеклянных изделий.

4.Наблюдение.

5. Сотрудничество с родителями (подготовка материалов и оборудования).

Методы и приёмы: рассказ, беседа, показ, сравнение, объяснение, обсуждение, элементарные опыты, дидактические игры, наглядный метод, показ слайдов.

Оборудование: изделия из стекла –ваза цветная и прозрачная, сувениры из стекла, деревянный ящик, стакан, интерактивная доска; ноутбук, столы, мольберт.

Оборудование для опыта: контейнер с водой, стеклянные шарики и бусинки, лупа, гуашь, кисточки, аквариум, платок, искусственные рыбки.

Словарь: исследователи, лаборанты, хрупкий, стеклодув, лупа, экспонаты

Вводная часть

Дети заходят в музыкальный зал и встают в круг.

Воспитатель: Ребята, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Сегодня нас ждет увлекательное и очень интересное занятие. Мы должны показать свои знания, умения и сообразительность. Но сначала давайте приведем свои мысли в порядок, выскажем свои пожелания и сделаем самомассаж.

Игра-тренинг «Заряд бодрости»

Я желаю, чтобы мои ушки все слышали(поглаживание ушных раковин)

Я желаю, чтобы мои глазки все видели(поглаживание глаз)

Я желаю, чтобы мой ротик говорил правильно и красиво.

Я желаю. чтобы моя голова думала правильно и не ошибалась(поглаживание головы)

Я желаю, чтобы мои руки работали уверенно(поглаживание рук)

Я желаю, чтобы мое тело было здоровым.

Воспитатель: Молодцы,! Теперь вы готовы все видеть, все слышать и чувствовать.

Организационный момент

Ход занятия

На маленьком столе стоит ящик. а внутри стеклянное изделие.

Воспитатель: Ребята, посмотрите нам пришла посылка, давайте прочитаем от кого (письмо от мастеров Гусевского  стекольного завода, который находится в городе Гусь Хрустальный).

Воспитатель: А тут загадка-подсказка лежит, давайте я прочитаю и  попробуем его отгадать.

           Звучащее прозрачное

Воды не боюсь,

А ударь — разобьюсь. (Стекло.)

Ответы детей: стекло

Очень хрупко и прозрачно

В пользу людям предназначено

(Стекло.)

На окошечках простое,

А в бутылочках цветное.

Не бежит, не льется,

А ударишь — разобьется.

(Стекло.)-в случае если дети затрудняются с ответом первой

           Воспитатель: А что же находиться внутри? Давайте вместе посмотрим. Что это, ребята? Внимательно посмотрите, потрогайте его.

Ответы детей: Это цветок, стеклянный цветок.

Воспитатель: Совершенно верно, отгадали, молодцы. Это цветок, сделанный из стекла.

Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?

Ответы детей: о стекле.

Воспитатель: Правильно! Ребята мастера стекольного завода хотят, чтобы мы изучили с вами такой материал, как стекло и его свойства, а для этого они нас приглашают к себе  в  гости, в город Гусь-Хрустальный, в Гусевский стекольный завод. Ну что, поедем?
Ответы детей: да

Воспитатель: Как же нам добраться до этого города?(подумала). Тут нужно  какое-то  особенное волшебство. Для таких случаев в каждом детском саду есть волшебный ковер-самолет. (достаю)

(Воспитатель стелит на пол «волшебный» платок)

- Если не произнести волшебные слова он не полетит.  Я произнесу слова –заклинания, после которого мы очутимся в Гусевском стекольном заводе.

        1,2,3 взлетаем, глазки все мы закрываем

     - Ты, ковёр, лети, лети, нас по небу прокати.

 Выше, выше поднимайся, тише, тише, не качайся.

 Не пугай моих ребят – хорошо они сидят!

Ниже, ниже опускайся, тише приземляйся!

     1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать (на ИКТ доске фото с завода )

- Здравствуйте, ребята! Ну наконец-то вы прилетели к нам, мы вас так ждали. Так ждали: и письмо писали, и посылку отправляли, и звонили. Меня зовут  Стеклова Хрусталина . На сегодня я буду вашим экскурсоводом, пройдемте на наш завод.( у нас здесь чего только нет:и музей ,и своя лаборатория, и сой цех,и многое-многое интересное) Для начала, давайте пройдем в цех я вам расскажу ,как делают стекло на нашем заводе.

Воспитатель: Садитесь , пожалуйста на стульчики (спинка ровная, ножки «Дружат»,ручки на коленках)

А делают  стекло из песка? Но только не из обычного песка, которого  очень много на берегу моря и не из песочницы, а из очень чистого.(видеролик)

Если песок сильно нагреть, до очень высокой температуры, он расплавится, станет жидким как кисель. Жидкому стеклу можно придать любую форму, а затем остудить и охлаждённое стекло сохранит эту форму. Также из жидкого стекла делают разные вазы, елочные шары, банки, разные сувениры и многое другое. Чтобы получить изделия из стекла разной формы, над этим трудиться мастер-СТЕКЛОДУВ(разбор слова -стекло дует).

Давайте посмотрим, как трудятся наши мастера.(на экране видеоролик)

Экскурсовод: Ну что понравилась работа стеклодува?

Ответы детей: да

-Как называется мастер по стеклу?

-А сейчас, мои хорошие, давайте пройдем с вами в музей стекла.(проходим вместе с экскурсоводом в музей).

Воспитатель: Вот мы с вами и в музее, дети, есть такое выражение «музей любит тишину» как вы думаете почему так говорят?

Ответы детей: если шуметь и баловаться можно разбить предметы.

«Нельзя кричать, громко разговаривать, шуметь…», потому что в музее очень много людей и представь себе какой гул поднимется, если все будут кричать друг другу что-то через весь зал, если все захотят говорить в полный голос.

В музее представлены экспонаты(слов.слово: предмет выставленный на показ) 

Ответы детей: из стекла

Воспитатель: О некоторых из них я вам загадаю загадки.

Вот стеклянный карандаш

Он в беде помощник наш.

Определит без докторов,

Кто заболел, а кто здоров (градусник)

Ответы детей: градусник

Воспитатель: Молодцы! Ребята, градусник сделан из чего?

Дети: из стекла

Воспитатель: если градусник  сделан из стекла, что мы можем о нем сказать? Градусник СТЕКЛЯННЫЙ.

Ответы детей: полный ответ - стеклянный градусник

Воспитатель: Два стеклянных колеса

Для чего нужны колеса?

Чтобы видеть дальше носа(очки)

Ответы детей: стеклянные очки

Воспитатель: Для питья он предназначен

Хрупок, из стекла, прозрачен

Можно сок в него налить

С удовольствием попить

Воду можно из-под крана

Нет нужней чего?(стакана)

Ответы детей: стеклянный стакан

Воспитатель: Умнички, все загадки отгадали. А давайте, остальные предметы попробуем назвать словами. Что это за предмет?

И так, со всеми предметами на столе.

Ну а сейчас предлагаю вам немножко отдохнуть, устали с дороги, да еще тут сразу на экскурсию пошли, игра называется «Чашки, блюдца и стаканы». Делимся на 3 команды, в одно линию построились, на 1.2,3, рассчитайся (дети рассчитываются на 1.2.3. и делятся на 3 команды.

Игра «Чашки, блюдца и стаканы» (обьяснить правила игры)

Тары-бары, тары-бары! Чашки, блюдца и стаканы

Друг за другом побежали, друг от друга не отстали!

Посмотрите вы скорее, Кто же бегает быстрей?

Под музыку все игроки выходят из своих домиков и врассыпную бегают и танцуют по залу, когда музыка останавливается, все игроки должны разобраться по своим домикам, ведущий меняет место положения домиков. Игра повторяется 3 – 4 раза.

Поиграли(,маски убираем в корзину) Проходим в лабораторию.

Воспитатель: Давайте с вами вспомним правила поведения, которые необходимо соблюдать при работе:

- не кричать;

- не трогать без разрешения;

- работать только на своем месте;

- не пробовать на вкус без разрешения;

- соблюдать осторожность.

Воспитатель: Хотите попробовать себя в роли стеклодувов? Возьмите трубочки, опустите в воду и слегка подуйте. Получается?

Ответы детей: да

Воспитатель: ну хорошо, приступаем к опытам.

                                 Эксперимент №1

У всех стеклянных предметов, есть одна красивая тайна. Они откроют ее, если по стеклянному предмету слегка постучать. И тогда стекло зазвенит. Все стеклянные изделия звучат по-разному, это зависит от формы, тонкости и толщины изделий.

Вначале дети слушают, как звенят вазы из тонкого и толстого стекла, затем воспитатель за ширмой ударяет по ним, дети угадывают какой из них звенит.

Вывод: СТЕКЛО ЗВЕНИТ

У толстого стекла глухой звон, хуже звенит. А тонкое стекло поет, звенит, легче.

Рассказать детям, что из толстого стекла делают лупу (это увеличительное стекло).

-Возьмите, пожалуйста, маленькую бусинку, положите перед собой, и посмотрите на бусинку через лупу. Что вы видите?

Ответы детей: бусинка увеличилась в размере.

Воспитатель: Лупа увеличивает размер

                             Эксперимент №2

У вас на столах баночки из стекла, возьмите их аккуратно в руки и посмотрите друг на друга сквозь баночку, что вы видите?

Ответы детей: видим все вокруг, друг друга видим.

А как вы увидели это? (через стекло все видно)

А почему через стекло все видно? (оно прозрачное)

У вас на столах коробочка с стеклянными бусинками, возьмите по одной, рассмотрите их. А попробуйте положите их в баночку .Мы видим их через стекло?

Ответы детей: да видим

Вывод: СТЕКЛО ПРОЗРАЧНОЕ.

Воспитатель: А где еще используют прозрачное стекло, где необходимо это свойство стекла?

Ответы детей: Из него делают окна в домах ,стекло в машине ,очки ,лампочки, аквариум ,градусник и т.д.

Воспитатель: Хорошо, а вы знаете, стекло бывает и цветное. Назовите предметы из цветного стекла, которые стоят  на столе?

Ответы детей: очки, салатница, ваза.

Воспитатель: Чтобы получить цветное изделие, на заводе краску добавляют сразу в прозрачное стекло, чтобы получить нужный цвет.

Воспитатель: Ребята, а может кто-то из вас знает, для чего делают цветные стеклянные изделия?

Ответы детей: чтобы очки защищали от солнца, чтобы было красиво.

Воспитатель: Их делают для красоты и, для защиты глаз от солнца ,для продления срока годности, ведь в темном стеклянном пузыречке или баночке срок годности лекарства или какого-нибудь другого жидкого вещества длится намного дольше ,ну и вообще ,цветные стеклянные изделия красочные и красивые.

                              Эксперимент №3

Предлагаю вам погладить баночки из стекла. Какие они?

Ответы детей: гладкие, холодные

А теперь попробуйте тихонечко надавить  пальцем на баночки? Мягкие или твердые?

Ответы детей: Твердые

Да, стекло, материал твердый, но, если по стеклянному предмету ударить чем-то тяжелым или его уронить, как думаете, что случится? (разобьется)

Отсюда, вывод, стекло ХРУПКОЕ и ЛЕГКО БЬЕТСЯ.

                            Эксперимент №4.

Как вы думаете, если опустить стеклянные изделия в воду, что произойдет?

Давайте проверим, берем по одному изделию и опускаем в воду, и, что случилось?

Ответы детей (они утонули)

А почему они утонули?

Ответы детей (они тяжелые)

Воспитатель: Правильно, СТЕКЛО (какое) ТЯЖЕЛОЕ

                          Эксперимент №5

А можно ли рисовать на стекле? Это мы сейчас проверим.

Смотрите, ребята, я вам принесла разрисованный аквариум.Давайте представим, что наши баночки - это маленькие аквариумы для маленьких рыб.  Мы нарисуем на баночках зеленые водоросли и камешки разного цвета. Получится ли у нас такой же аквариум, попробуем?

Ответы детей: да

Рисование: сначала рисуем камешки, они тяжелые, поэтому лежат на дне, а затем водоросли – снизу вверх, потому что трава всегда тянется к солнышку.

Воспитатель: На этом, мои юные лаборанты, наши опыты со стеклом закончились.

Нам пора отдохнуть,предлагаю вам поиграть, поиграем?

Подвижная игра «Разноцветное стекло».

Разноцветное стекло,

Перекрасит все оно.

На игрушку я смотрю,

Новый цвет всем говорю.

- Я смотрю на вас через желтое стекло, и вы превращаетесь в маленьких цыпляток. Цыплята ходят, лапками загребают. Червячка ищут.

Я смотрю на вас через оранжевое стекло, и вы превращаетесь в рыжих кошечек. Походите, как кошечки.

Я смотрю на вас через зеленое стекло и вы превращаетесь в лягушек. Попрыгали, как лягушки.

В аквариумы быстро наливают на дно воду.

Воспитатель: Какая забавная игра, правда?

Ответы детей: да, очень понравилась игра (садятся на стульчики)

Думаю, вам пора возвращаться обратно в свой детский сад, до свидания, обязательно приходите к нам еще раз в гости и друзей своих приводите.

 Теперь мы садимся на ковер-самолет, принимаем удобную позу, расслабляемся

                         

                                                 Релаксация

Воспитатель: Реснички опускаются, 
                       Глазки закрываются. 
                      Дышится легко, 
                      Ровно, глубоко. 
                     Шейка не напряжена, 
                      Расслабляется она. 
                      Наши ручки отдыхают, 
                      Наши ножки отдыхают. 
                      Дышится легко. 
                      Ровно, глубоко. 
                      Мы спокойно отдыхаем.

Воспитатель: Ой, ребятушки мои, живы-здоровы, как же хорошо. Я ведь только прочла заклинание, ковер-самолет кааак полетит, вместе в сами, а я-то не успела сесть к вам. Ну хоть расскажите, где вы были. Что вы делали? Куда вас ковер-самолет то унес?

Ответы детей: мы были в цеху.в музее, и в лаборатории.

Воспитатель: подведение итога. Ребята, а давайте мы с вами вспомним свойства стекла : прозрачное, тяжелое, твердое, хрупкое, легко бьется, можно рисовать на стекле.

А как называют мастеров по стеклу?

Ответы детей: стеклодув

 Мне тут сорока но хвосте принесла(поговорка,означает узнала от кого-то,рассказали) что вы очень хорошо вели себя в Гусевском стекольном заводе, отвечали на вопросы, отлично справлялись с опытами. Думаю, самая пора закончить начатое дело с вашими аквариумами. Подойдите к ним. В знак того, что вы хорошо потрудились на занятии, я вам дарю маленьких рыб для ваших маленьких аквариумов, чтобы вы еще долго вспоминали о нашем занятии.

На этом наше занятие заканчивается.

                                Заключительный этап

Ребята, легко ли вам было на занятии?

Расскажете сегодня своим родителям о том, что узнали?

Я очень надеюсь, что вам сегодня было интересно, вы узнали много нового, и мне было очень приятно с вами поработать.

Пора прощаться с нашими гостями «До свидания, до следующих встреч!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ОЗН. С СОЦ. И ПРЕДМЕТНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ) 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ( ОЗН. С МИРОМ ПРИРОДЫ )

1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ОЗН. С СОЦ. И ПРЕДМЕТНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ) 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ( ОЗН. С МИРОМ ПРИРОДЫ )...

Перспективное планирование Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Развитие познавательно – исследовательской деятельности» «Первичные представления об объектах окружающего мира». Первая младшая группа.

Перспективное планирование  Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел  «Развитие познавательно – исследовательской деятельности»...

Конспект НОД по ознакомление с миром природы образовательная область «Познавательное развитие» вторая младшая группа Тема: «Незнайка в большом городе»

Конспект НОД по ознакомление с миром природы образовательная область «Познавательное развитие» вторая младшая группаТема: «Незнайка в большом городе»Задачи:-обогащение опыта де...

СЕНТЯБРЬ 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ОЗН. С СОЦ. И ПРЕДМЕТНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ) 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ОЗН. С МИРОМ ПРИРОД))

СЕНТЯБРЬ1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ОЗН. С СОЦ. И ПРЕДМЕТНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ)2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ОЗН. С МИРОМ ПРИРОД))...

Рабочая программа «Ознакомление с миром природы» образовательной области «Познавательное развитие»

Рабочая программа непосредственно образовательной деятельности «Ознакомление с миром природы» образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы составл...