Конспект ОД "Путешествие в прошлое предмета"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Маланова Елена Константиновна

Цели и задачи:

познакомить с историей счётных устройств, с процессом их преобразования человеком (подача материала производится с опорой на имеющийся опыт дошкольников);

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_okruzh_miru.docx38.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по ознакомлению с предметным и социальным окружением

«Путешествие в прошлое предмета (счётное устройство)»

в подготовительной к школе группе

Подготовила и провела:

 воспитатель высшей категории Маланова Е.К.

Цели и задачи:

познакомить с историей счётных устройств, с процессом их преобразования человеком (подача материала производится с опорой на имеющийся опыт дошкольников);

-расширять представления о предметах, облегчающих труд людей;

-закреплять представления о компьютере, его составных частях;

-активизировать познавательную деятельность;

-формулировать ответы на вопросы педагога по содержанию беседы, употребляя в речи сложные предложения;

-воспитывать, любознательность, интерес к счётным устройствам;

-воспитывать умение работать сообща, в подгруппах.                  

Материалы и оборудование: картинки с изображением счётных устройств, счёты, калькулятор, счетные палочки, картинки «Части компьютера», презентация «Музей истории вычислительной техники».

Методы: словесный, наглядный.

Предварительная работа:

- знакомство с понятием «счётное устройство»;

- знакомство со счетами, принцип вычисления на них;

- знакомство с калькулятором, принцип простейшего вычисления на нем;

- знакомство с компьютером, его устройством;

- беседа «Компьютер в жизни человека»;

- рисование на тему «Мой компьютер».

Ход занятия

1. Вводная часть.

Организационный момент. Введение в тему. Постановка цели занятия.

Младший воспитатель, сидя за столом, производит вычисления на калькуляторе.

Воспитатель: - Чем Вы занимаетесь, Ирина Сергеевна? Что делаете? (считаю)

Воспитатель: - Мальчики и девочки, а на чем считает Ирина Сергеевна? (считает на калькуляторе)

Воспитатель: -Что это за предмет такой? (это счетное устройство)

Воспитатель: - Для чего он нужен? (калькулятор нужен для облегчения счета)

Воспитатель: - Ребята, вы были когда-нибудь в музее?

Воспитатель: - А что вы там видели? (картины, скульптуры, и т. д.)

Воспитатель: - Знаю, что вы любите путешествовать. Сегодня я приглашаю вас  в необычный музей. В нем вместо картин и скульптур собраны счетные устройства: машины, приборы. Хотите узнать, на чем и как считали люди раньше?

Воспитатель: - Чтобы попасть в музей, надо отгадать загадку:

Машина отлично задачу решила. Мигала, гудела, старалась, спешила.

Рисует, играет, учит меня.

Какое же имя имеет она? (машина времени)

Воспитатель: - Садитесь поудобнее, закрывайте глаза и считаем от 10. Пуск!

2. Основная часть.

Воспитатель: Вот мы и попали в музей истории вычислительной техники. (Слайд 1)

Воспитатель: Вспомним правила поведения в музее.

Воспитатель: История счетных устройств уходит далеко в прошлое. Накопление запасов, дележ добычи, торговля – все это было связано со счетом, с вычислениями. Нужно было на чем-то считать. Для подсчетов люди стали использовать собственные пальцы. (Слайд3)

Воспитатель: -Да, пальцы были самыми древними устройствами для счёта. Люди сначала использовали подушечки на пальцах, затем считали на пальцах рук. А иногда использовали и пальцы ног. У многих народов пальцы рук долго служили инструментом для счета. (Слайд 4)

Воспитатель: Давайте попробуем посчитать, используя пальцевый счёт.

Воспитатель: Удобно считать? Почему?

Воспитатель: - Да, пальцевый счёт оказался неудобным, потому что нельзя было посчитать до 20-30 и более.    

Воспитатель: Следующим шагом в развитии счёта стало использование палочек, камешков, бусин. Посмотрите, индейцы племени Майя придумали узелковые счеты (на верёвках).

Воспитатель: -Но вскоре появился специальный прибор - абак. (Слайд 6)

Абак – слово греческое, переводится, как «счетная доска». Это деревянная счётная доска, посыпана песком и разделена на полоски, на которые выкладывали бобы, косточки, горох и пересчитывали их. Потом абак изменился, на нем появились металлические прутья с косточками. Существовала целая наука о счете при помощи этого счетного устройства. Этим счетным устройством пользовались еще очень долгое время

Воспитатель: -Абак был усовершенствован и на свет появились другие счётные устройства:

        По десятку на шесточке

        Сели умные кружочки

        И считают громко вслух,

        Только слышно: стук да стук. (Счёты)

Рассмотрите их внимательно.

Воспитатель: -Как устроены счёты?

Воспитатель: -Счёты - это обычная рамка с перекладинами, на которые нанизаны костяшки. Каждая костяшка – цифра.

Первые счеты с «косточками» на веревочках появились в России. (Слайд 7)

После появлялись еще счетные машины, которые постепенно усложнялись. В 19 веке петербургский инженер Однер создал арифмометр (Слайд 9), который позволил считать быстрее и притом большие числа.

Воспитатель: Но чтобы считать большие цифры на этих счётах, человеку необходимо было много времени. И поэтому изобрели другую счётную машину. Вы, наверное, ее знаете.

        Что-то бабушкины счёты

        Брать с собою неохота

        Лучше я возьму ребята,

        В школу новый…(калькулятор)

Воспитатель: - Изобретатели создают в 19 веке калькулятор (Слайд 10) ,который работает сначала от розетки, затем от батареек.

Воспитатель: -А теперь посмотрим следующий экспонат.

Отгадав загадку, вы узнаете, какое счётное устройство было следующим:

        Он рисует, он считает,

        Проектирует заводы,

        Даже в космосе летает,

        И даёт прогноз погоды.

        Миллионы вычислений

        Может сделать за минуту.

        Догадайся что за гений?

        Ну, конечно же…(компьютер).

Появляется компьютер – машина для приема, переработки, сохранения и выдачи информации в электронном виде. (Слайд 11)

Воспитатель: -Посмотрите, знаете ли вы, кто это? (портрет Блеза Паскаля)

(это французский  учёный, который первый изобрёл компьютер в 17 веке.)

Воспитатель: -Что можно делать с помощью компьютера?

Воспитатель: -Чем компьютер отличается от калькулятора?

Воспитатель: -Сейчас мы вспомним, какие части есть у компьютера. (Слайд12)

(Системный блок и монитор)

Воспитатель: -Каким устройством нужно воспользоваться, чтобы ввести программу в память компьютера? (клавиатура).

Воспитатель: -С помощью какого устройства мы можем легко перемещать стрелку на экране? (мышка).

Воспитатель: -Какое устройство поможет нам вывести на бумаге информацию? (принтер).

Воспитатель: -Это мы назвали запасные части компьютера.

Воспитатель: -А какие вы знаете современные переносные  микрокомпьютеры? (смартфон, нетбук, ноутбук, планшет).

-Давайте нашему другу компьютеру расскажем стихотворение.

Компьютер-друг детей и взрослых,

Он создан был давно.

Пришёл из Франции далёкой

Огромный и простой.

Но шли года, века, эпохи,

Компьютер стал другим.

Он вычитает, прибавляет,

Рисует, с нами говорит!

Передаёт, хранит, стирает,

Играет, учит, развивает.

Всем этим занимается глава-

Микропроцессор-голова!

Отсюда следует, друзья,

Компьютер нужен для труда,

Обогащения ума,

С ним просто весело всегда.

Физкультминутка.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Во время проведения физкультминутки предложить одному из детей с помощью счетных палочек посчитать количество действий, выполняемых детьми.

Игра «Пазлы» (делятся на две команды)

Игра «Реши примеры»

Предложить детям разделиться на подгруппы и произвести вычисления с помощью различных счетных устройств:

- пальцы

- узелки

- счетные палочки

- счеты

- линейка

Примеры для вычисления даются детям на карточках.

После выполнения вычислений, дети проводят взаимопроверку.

III. Заключительная часть.

Рефлексия.

Как люди считали сначала и что использовали?

- Какие счетные устройства вы еще запомнили?

- С помощью какого счетного устройства производят вычисления сейчас?

- Назовите самое современное счетное устройство.

- Перечислите основные и дополнительные части компьютера.

- И в заключении я предлагаю вам отгадать загадки об устройстве компьютера. 

1. По десятку на шесточке 

Сели умные кружочки.

И считают громко вслух, 

Только слышно: стук да стук! (счеты)

2. Что за чудо – агрегат,

Может делать все подряд –

Петь, играть, читать, считать,

Самым лучшим другом стать. (компьютер)

3. На столе стоит сундук,

В сундуке окошко.

Можно видеть чудеса,

Если знать немножко (монитор)

4. На доске по строчечке

Разместились кнопочки.

Догадайтесь, мальчики

Как здесь тыкать пальчиком? (клавиатура)

5. По ковру зверек бежит,

То замрет, то закружит,

Коврика не покидает,

Что за зверь, кто угадает? (компьютерная мышь)

6. То – то радость, то – то смех,

На бумаге без огрех,

Из какой коробки лезет,

Текст на удивленье всех? (принтер)

7. Если что – то отключить,

То компьютер замолчит,

Тугоухий, как медведь –

Ничего не сможет петь. (колонки, акустическая система)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с прошлым предметов «История куклы»

На занятии дети знакомятся с историей возникновения и изменения куклы, в конце занятия изготавливают куклу из ниток....

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Путешествие в прошлое предмета: счетное устройство»

На данном занятии дети знакомится  с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с элементами исследовательской деятельности «Путешествие в прошлое предметов - ручка», с использованием интерактивного оборудования MIMIO

Цель: Формирование представлений детей об истории ручки. Задачи:Знакомство детей с историей ручки, научить понимать функции и назначение ручки.Научить устанавливать причинно - следственные связи ...