Проект "Юные исследователи"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ощепкова Надежда Алексеевна

        Экспериментирование в дошкольном возрасте является тем методом обучения, который позволяет малышу моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях при решении проблемных ситуаций; совершенствует умение детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск её решения, делать выводы и аргументировать их, видеть и понимать взаимосвязи окружающего мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yunye_issledovateli.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

в старшей группе

«Юные исследователи»

Актуальность: Дети по натуре исследователи, открывающие для себя окружающий мир с радостью и удивлением. Их интересует все. И это подтверждается их любопытством, постоянным стремлением экспериментировать, желанием самостоятельно найти решение проблемной ситуации.

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.       Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения.

        Экспериментирование в дошкольном возрасте является тем методом обучения, который позволяет малышу моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях при решении проблемных ситуаций; совершенствует умение детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск её решения, делать выводы и аргументировать их, видеть и понимать взаимосвязи окружающего мира. Во время экспериментирования обогащается память ребёнка, активизируются мыслительные процессы, накапливаются фонды умственных приёмов и операций, развивается речь.

 

Цель: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста устойчивого познавательного интереса в поисково – исследовательской деятельности, стремления к самостоятельному размышлению и речевому сопровождению при проведении необычных экспериментов и исследований.

Задачи:

- образовательные: знакомить детей с качествами и свойствами воды, снега, льда и воздуха; знакомить детей со способами обследования; расширять активный словарь детей;

- развивающие: расширять умения сравнивать вещества и делать умозаключения; развивать наблюдательность, сообразительность и любознательность; развивать интерес к опытно исследовательской деятельности;

- воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде, формировать навыки взаимодействия со сверстниками.

Формы реализации проекта:

Формы работы с детьми:
Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, тематические прогулки, оформление фотоальбомов, коллекционирование.

Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.

Тип проекта:

краткосрочный, познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Условия реализации проекта:

1. Соблюдение правил безопасности;

2. Оснащенность материалами, оборудованием:

- вода, снег, лед, термометр и другое,

-электронные образовательные ресурсы: презентации, слайд шоу, обучающие мультфильмы,

-цветной принтер,  фотоаппарат, видеокамера.

Сроки реализации проекта: одна неделя (с 13.01.2020г. по 17.01.2020 г.)

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап

  • Изучение научной литературы по проблеме
  • Консультация для родителей «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника»
  • Подборка электронных образовательных ресурсов (презентаций, иллюстраций, интерактивных игр, мультфильмов);
  • подборка оборудования для проведения опытов;
  • подборка дидактических и подвижных игр;
  • подборка художественной литературы.

2. Организационный этап

  • Организация развивающей предметно – пространственной среды (мини-лаборатория с необходимым для опытов оборудованием);
  • организация работы с детьми: образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на ООД, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная игровая экспериментальная деятельность;
  • взаимодействие с семьей: индивидуальные беседы, информация на тему «Безопасность детей в зимнее время», привлечение родителей к созданию дидактических игр на тему «Зима», совместная экспериментальная деятельность «Снег своими руками», сооружение снежных построек.

3. Практический этап.

Сроки

Мероприятие

Задачи

1 день

-«Путешествие с капелькой»

-«Значение воды в жизни растений»

-«Водичка – водичка» (игры с водой)
- «Плавает, тонет или растворяется»


Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму любого сосуда, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Закрепить и обобщить знания о воде, понять значение воды для всего живого.

Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.

 Познакомить детей с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).

Исследовать, как плавают, тонут или растворяются различные предметы.

Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется; бывает тёплая, холодная. В ней растворяются некоторые вещества.

2 день

-«Воздух вокруг нас»

-«Поиски воздуха» (игры с воздушным шариком и соломинкой)

- «Как очистить воздух?»;

- изготовление вертушек

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. Познакомить детей со свойствами воздуха.

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

3 день







-«Вода, лед, снег»

-«Льдинка и снежинка» 

- «Сравнение снега и льда»

-Изготовление разноцветных льдинок.

Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда, сравнивать их, выявить особенности взаимодействия.

Учить устанавливать элементарные причинно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду, на морозе замерзает и превращается в лед.

Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

4 день


- знакомство и опыты с термометром

- термометр в теплой воде;

- термометр в холодной воде;

- термометр на улице (в зимнее время года).




Дать понятие о термометре, его конструкции и назначении.

Пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы.

Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру

5 день

Викторина «Мы - юные исследователи»

Обобщить знания детей о воде, воздухе, как о предметах неживой природы.

 Развивать любознательность, мышление, активность.

Расширять логический и естественно - научный опыт детей.

Формировать у детей познавательные интересы. Развивать умение рассуждать, делать выводы

4. Заключительный

1. Анализ проведенных мероприятий: эффективность реализации проекта, плюсы и минусы организации работы.

Результаты реализации проекта:

1. Расширение представлений детей о воде, снеге, льде, воздухе.

2. Расширение словарного запаса детей.

3. Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.

4. Активное участие детей в процессе опытов и исследований.

5. Развитие умения ставить конкретную задачу, находить её решение и делать соответствующий вывод.

Результаты деятельности педагога:

1. Пополнение и систематизация практического материала по теме.

2. Повышение информационной культуры педагога.

3. Развитие технических умений по использованию информационно-коммуникационных технологий.

Заключение

Результаты проведенного экспериментального исследования послужили основой для следующих выводов.

Важнейшая особенность детского экспериментирования состоит в том, что в нем имеют место две противоречивые тенденции: преобразования раскрывают перед ребенком новые стороны и свойства объектов, а новые знания рождают новые вопросы. Наличие этих двух тенденций делает простейший эксперимент ведущим методом деятельностного познания ребенком явлений неживой природы. В игровой форме дошкольник делает первые шаги по освоению экспериментального метода естественных наук, а главное, в нем развивается любознательность и вкус к познавательной деятельности.

1. У детей проявился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Они начали различать неживую природу (воздух, вода, снег, лед). Ребята узнали особенности природы родного края.

2. Ребята стали бережно относиться к природе, стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

3. Дети стали постепенно овладевать навыками экологически безопасного поведения в природе.

4. Дети стали уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Могут объяснить причины смены времен года.

5. Ребята узнали значение воды и воздуха в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

6. Ребята научились вести наблюдения за объектами неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.

7. Многие дети научились проводить простейшие опыты, исследования, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что цель моей работы достигнута, задачи решены полностью.

 

 

 


Список используемой литературы:

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

3. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. /сост. О. А. Воронкевич. - СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.

4. Иванова И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.

5. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. –Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.

6. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.

7. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России, 2007.

8. Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3.

10. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .

Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

Наши почемучки - будущие исследователи!

Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"

Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек,  стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...

Карапузы - исследователи.

Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все  хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...