«Добро пожаловать в экологию – взгляд в будущее».
проект по окружающему миру (старшая группа)

Бычкова Елена Ивановна

Актуальность моего опыта заключается в разрешении проблем экологической культуры, прежде всего в

  • повышении уровня экологической культуры у детей и взрослых;
  • использовании игровых методов и приёмов, технологий при организации работы по экологическому воспитанию;
  • формировании положительных качеств у дошкольников и облегчение восприятия излагаемых проблем и знаний;
  • создании условий для увлекательного обучения детей.

Цель экологического образования  – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи:

  • развитие познавательного интереса к миру природы;
  • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  • воспитание умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_bychkovoy_e.i.docx34.32 КБ

Предварительный просмотр:

    «Добро пожаловать  в экологию – взгляд в будущее».

«Эффективные формы, методы и технологии  воспитания, развития  экологической  культуры дошкольников».  

« Я сорвал цветок, и он завял.

Я поймал жука,

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял:

Прикоснуться к природе

Можно только сердцем».

(Л. Фесюкова)

Экология в наше время, одна из самых актуальных проблем человечества. Человек не может существовать вне природы. Он и есть сама природа.  И то, как мы, люди, относимся к своему дому: ведём себя как нерачительные, бездумные  хозяева, или бережём то, что даёт нам жизнь, - в этом отражается наше самосознание, наша нравственная позиция,   позиция гражданина. И пусть  этот гражданин  пока ещё очень маленький. Но познание окружающего мира и осознание своего места в этом мире начинается именно с дошкольного возраста.

Актуальность моего опыта заключается в разрешении проблем экологической культуры, прежде всего в

  • повышении уровня экологической культуры у детей и взрослых;
  • использовании игровых методов и приёмов, технологий при организации работы по экологическому воспитанию;
  • формировании положительных качеств у дошкольников и облегчение восприятия излагаемых проблем и знаний;
  • создании условий для увлекательного обучения детей.

Цель экологического образования  – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи: 

  • развитие познавательного интереса к миру природы;
  • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  • воспитание умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

Предполагаемые результаты проделанной работы:

  • у детей расширилось представление об окружающем мире, дети стали больше рассуждать, появился высокий уровень познавательной активности, выраженный интерес, любознательность;
  • сформировалось начало экологической культуры и осознано правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление, появилась желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
  • развились умственные способности детей, которые проявлялись в умении экспериментировать, анализировать, рассуждать, сравнивать, рассказывать, сопереживать и делать выводы.

Новизна опыта заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников, предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивация развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.

В процессе работы,    остановила свой выбор в первую очередь на программе «Наш дом – природа» Рыжовой Н. А., потому что она хорошо вписывается в Основную образовательную  программу МАДОУ детский сад, нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней; программа  Л.И. Марченко «Комплексное развитие детей в процессе их ознакомления с природой» т.к. в ней важным аспектом экологического воспитания рассматривается экологическая тропа или тропа здоровья - это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.

Чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, использованию разнообразные  формы и методы работы: интегрированные занятия по экологии; дидактические игры экологического содержания; беседы, проблемные ситуации; экологические выставки; уроки доброты; сбор коллекций и т.д.

Слайд При решении  проблем  экологического воспитания детей, опираюсь на основные принципы: возрастной адресованности, интеграции, от простого в к сложному, взаимосвязи с семьей, сезонности, научности и доступности.

Слайд  Мой опыт основан на принципе радуги – яркой разноцветной, из мира детства. Каждый цвет раскрывает инновационные формы и методы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию.

Экологический центр в группе:

Слайд 13 Центр «Науки и природы». Созданный  зеленый уголок, позволяет наблюдать, делать выводы,  поддерживать естественный микроклимат, воспитывать любовь к природе. Детям очень нравится играть в игры: «Цветик-семицветик», «Узнай растение», «Магазин цветов»  они знакомятся с родиной комнатных  растений, узнают полезные свойства. «Чем красив цветок».

Результат: проведение игр-КВН (Клуб великолепных натуралистов), где дети рассказывают о растениях, узнают их по описанию или внешнему виду.

Слайд 14   Центр «Я— исследователь».

Большое внимание уделяю экспериментированию. Превращаясь в «учёных», мы с детьми проводим эксперименты и опыты из серии «Открытие дня». Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений.

 Слайд 15.   С  помощью опыта можно решить  познавательную задачу: прорастут ли семена без воды? Вырастет ли овес без земли? Как надуть воздушный шар? Можно ли рисовать на молоке? Как работает водяная мельница?

Слайд 16.   В уголке экспериментирования дети сами могут по схемам - алгоритмам повторить или провести задуманный  опыт, подтвердить свои предположения, зарисовать, полученный результат, сделать вывод и «сенсационное» открытие.

Слайд 17   Экспериментирование применяю на занятиях по изобразительной деятельности. Рисование экспериментирование с разными художественными и нетрадиционными материалами позволяет детям: ощутить незабываемые положительные  эмоции, а также закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы.

Слайд 18   Для повышения интереса к ООД  и для  наглядности использую макеты, которые имеют огромное значение  для интеллектуального развития детейС помощью уникального макета «Как заполняются моря и океаны», дети узнают про строение рельефа земли, о появлении родников, о роли питьевой воды на земле.

Макет «Вулкан» достаточно легкий и известный, но детей он неизменно приводит в восторг, и они готовы его повторять вновь и вновь!

Макет «Родной край! Знакомит детей с ладшафтом родного края, богатым растительным и животным миром.

Слайд 19, 20 Литературный центр «Хочу все знать!» содержит энциклопедии, картины, иллюстрации, альбомы, которые расширяют кругозор ребенка, заинтересовывают его необычными явлениями и фактами.

Первостепенной задачей считаю сделать  учебно-воспитательную работу по экологии  незаметной и привлекательной для детей посредством активного включения игр и игровых ситуаций.

Слайд 21   Игровая  деятельность

Игровой центр содержит игры и упражнения развивающие познавательные процессы дошкольников тему: «Живая природа», «Неживая природа», Солнечная система», «Экология»,  закрепляю знания детей, активизируют  мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать.

Слайд 22 Большое внимание уделяю организации сюжетно-ролевой игры, при котором детьми разыгрывается жизненная ситуация (реально происходившая или смоделированная). Сценарий игры не описывается, а задаётся лишь ситуация. Дети сами моделируют своё поведение,  выстраивают отношения.

Слайд23  Играм я придаю экологический характер: в играх «Путешествие в лес», «Путешествие в подводное царство», «Экспедиция на север «Путешествие к морю», «Журналисты» дети узнают много нового. 

В каждом случае сюжет игры продумываю таким образом, чтобы дошкольники в качестве путешественников, туристов побывали во многих странах, познакомились с миром природы, усвоили уроки доброты, закрепили правила поведения в природе.

Слайд 24 Экологический театр, использование народной мудрости (сказок, легенд на экологическую тематику) Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания детей, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок пропагандирующих природоохранную деятельность.

Экологические театры – инсценировка фрагментов  сказок, наполненные экологическим содержанием. Волшебный мир сказки знакомит детей с необыкновенными героями: Капелькой, Родничком, Еловым семечком и их удивительными приключениями. Он открывает неведомый для детей мир с его неожиданностями и тайнами.  Простой сюжет, близкие и понятные герои – сорока, бабочка, муравей…В них можно играть, про них можно придумывать разные истории.

С большим интересом зрители смотрели постановки: «Как царь заморскую ёлку получил», «Под грибом», «Новости из леса сорока принесла», «Белочкины друзья». Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.

 «Чудо рядом с тобой: экологическая тропа» 

Слайд 25 Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды — экологическая тропа, которую  использую как инновационную форму экологического образования. На территории детского сада разработан специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. Экологическая тропа состоит из семи остановок, каждая остановка со своим названием, объяснением, художественным словом, пословицами, поговорками, наблюдениями, знакомством с птицами, зверями, неживой и живой природой.

- Первая остановка: «Поэзия и созерцание»;

- вторая остановка: «Природа – наш целитель»;

- третья остановка: «Правила поведения в природе»;

- четвертая остановка: «Правила дорожного движения»;

- пятая остановка: «Постой, послушай, полюбуйся»;

- шестая остановка: «Мы друзья птиц»;

- седьмая остановка: «Про все и обо всем».

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить почему сохнет рябина и кто  поселился на березе), то ограничится  только одним объектом. Слайд 26   Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке  с детьми наблюдаю, рассматриваю, обсуждаю, анализирую и т. д., Слайд27  Способствовала тому, чтобы дети видели прекрасное, осознавали красоту, учились радоваться каждому листку, восхищались  гармоническим сочетанием красок в природе, ведь формировался внутренний мир ребенка и я видела в глазах детей и радость, интерес, желание постичь что то новое.

Слайд 28   Экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д.

Слайд 29   Компьютерные технологии и мультимедийные презентации

: Занятия стараюсь делать интересными и увлекательными, используя информационные технологии. Виртуальная экскурсия даёт возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие: знакомство редкой птицей или путешествие к белому медведю. Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление о новом месте. При ознакомлении с новым материалом считаю важным то, чтобы дети сами делали  выводы, обобщения, сами обследовали, наблюдали, экспериментировали,  сравнивали, творили, получали собственный результат. Как, например, на занятии «Птицы», где дети проводят опыт с бумагой, веером, перьями, замком, а потом делают выводы, почему же птицы летают.

В рамках развития знаний детей об экологии, мною разработан цикл занятий: «Круговорот воды в природе», «Витамины и полезные продукты», «Секреты янтаря», «Воздух», «Загадочный космос», «Почему птицы летают»; «Удивительные насекомые»; «Подводный мир».

Занятия «Семь чудес Башкортостана»,  «Фоторепортаж из речных глубин», «Насекомые – были  показаны родителям и они высоко оценили уровень знаний детей о богатстве родной природы.

Слайд 30   Ведущей  педагогической идеей опыта   является применение  технологии ТРИЗ, Ребята работают в атмосфере свободы мышления и творчества. ТРИЗ – это веселая игра и серьезная интеллектуальная работа, дающие сильную эмоциональную реакцию, оставляющую след на всю жизнь. Обучение пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция».

На прогулке,  наблюдая за «живыми» облаками, мы с детьми задумывались над тем, куда они плывут? Какие вести несут? Почему тают? О чем мечтают? О чем расскажут?

Применяю такие игры: «Что с чем связано», «Раньше - позже», «Что будет, если…», «Хорошо – плохо»,  «На что похоже», «Цепочка», «Скажи, что сначала, что потом?». Использую разные типы «Вопросы Знайки»:

- Как растения добывают пищу, ведь у них нет ни рук, ни ног?

- Почему растения-хищники вынуждены охотиться?

- Как путешествуют растения?

- Как растения защищаются от зимней стужи?

Слайд 31С помощью родителей изготовили игры, которые пользуются популярностью у детей: «Кольца Лиллии», «Перфокарты по экологии», «Умные кубики».

Слайд 32.  Любимым занятие детей стало сочинение экологических сказок, где они сами выступают в роли героев, с которыми происходят занимательные истории при встрече с природой.

 Слайд 33 печатались во   всероссийском журнале «Добрята», являются авторами стихотворений и сказок о природе, доброте. 

Слайд 34Активные формы работы с семьёй.

Взрослые и дети

Экологическое  воспитание детей  невозможно представить  без участия родителей. И не простого  одобрения или стороннего наблюдения, а активного участия в становлении, развитии своего ребёнка, в тесном сотрудничестве и сотворчестве с ним.

Родители принимали активное участие в проектной деятельности.

Слайд    Участие в проектной деятельности

Основные проекты:

  • «Голуби мира».
  • «Кормушка».
  • «Берегите  леса». Такие разные деревья. Топиарий.

Сейчас работаем над проектом: «Берегите планету, другой такой на свете нет».

Участвовали в акциях:

Слайд 37 «Берегите животных».

Слайд 38 «Будь природе другом».

Слайд 39  «Кормушка».

Слайд 40 Самой трогательной была акция «Помоги бездомным животным», дети прониклись чувством жалости, рассказали удивительные истории, как помогают животным.

Слайд 41 «Берегите деревья», «Елочка – живи!»

       Самое  главное,  в  ходе  природоохранных  акций  детям  показывается  и  дается  возможность  самим  улучшить,  исправить  последствия  экологически  неграмотных  действий  людей.

Слайд 42«Береги свою планету, ведь другой такой на свете нет»!

Слайд 43. Родители с радостью откликнулись создать портфолио «Добрые дела маленьких людей», активны в благоустройство участков на территории детского сада; в совместных экскурсиях в парк; сочинении экологических сказок и оформление книг; провели мастер-класс «Поделки своими руками» - плетение из газетных трубочек.

  Слайд 44  Своеобразным итогом сотрудничества родителей и детей стало проведение родительского собрания «Посеять в детских душах доброту».  

Слайд45   Результат: Диплом I, II, III степени во всероссийских  конкурсах презентаций на экологическую тему

Почетная грамота  за участие во всероссийском проекте «Мы строим добрый мир» и Диплом  I степени в конкурсе «Делами добра украсим мир».

Слайд 45

Считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

- у детей расширилось представление об окружающем мире, дети стали больше рассуждать, появился высокий уровень познавательной активности, выраженный через интерес, любознательность;

- сформировалось начало экологической культуры и осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление, появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

- развились умственные способности детей, которые проявлялись в умении экспериментировать, анализировать, рассуждать, сравнивать, рассказывать, сопереживать и делать выводы.

Удалось заложить в детях начало осознанно правильного отношения к природе, к своему здоровью, к окружающему миру.

Слайд 46Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что гипотеза об эффективном развитии экологической культуры нетрадиционного подхода к выбору форм, методов экологического образования, подтверждена.

Слайд 47 Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданиями, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! В наших руках сделать так, чтобы  стремление детей видеть окружающую среду красивой сохранилось не только на этапе взросления, но и на протяжении всего жизненного пути.

Уроки доброты» способствуют развитию интереса детей к природе, воспитанию чуткости, чувства сопричастности, сопереживания. Тематика разнообразна«Как можно заботиться о комнатных растениях»«Что такое красота»«Чем красив цветок»«Красота человека»«Как ты проявляешь любовь к животным» и др.

«Уроки мышления» обеспечивают усвоение детьми зависимостей между явлениями живой и неживой природы. Познавательная деятельность сочетается с эмоциональным восприятием природы, с включением художественных произведений, что способствует формированию «чувства» природы.

с которой успешно решаем задачи проблемного и развивающего обучения, где дети побуждаются к поиску, моделированию, экспериментированию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный педагог: взгляд в будущее...

Трудно найти более ответственную, сложную, открытую, искреннюю, добрую, эмоциональную, творческую профессию, чем профессия – педагог, учитель. В данной профессии не должно и не может быть случайных лю...

"Взгляд в будущее"

                                                 [[{"type":"media","...

"Взгляд в будущее"

Статья  заведующего МБДОУ по  созданию мультимедийных пособий  педагогами ДОУ....

Воспитание: взгляд в будущее

Хорошее воспитание – лучшее наследств.Народная пословица.Мир в жизнь детей входит постепенно. Сначала ребенок познает то, что его окружает. С материнской поэзией: потешек – колыбельных, пр...

Педагогическое эссе "Взгляд в будущее"

Мой взгляд на профессию "педагог"...

«О будущем не говорят, его делают!» Мастер класс «Играющие дети – взгляд из будущего»

В современном мире  дети  стали очень зажаты и внутренне и физически (пластически).  Редко встретишь сейчас  ребёнка открытого с природной   естественностью, которой ребё...