"Бумага и ее свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Бумага и ее свойства" в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_poznavatelno-issledovatelskoy_deyatelnosti.docx38.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской  НОД

«Бумага и ее свойства»

подготовительная к школе группа

     Цель: расширение, закрепление знаний и представлений о бумаге и её свойствах, умение определять их в ходе опытно-экспериментальной деятельности.

     Задачи:

1.Систематизировать и пополнить знания, представления о свойствах бумаги. Развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты.

2. Развивать связную речь, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли, используя развёрнутое речевое высказывание, умение отвечать на вопросы.

3.Активизировать в речи слова и выражения: бумага мнётся, рвётся, намокает, её можно разрезать, бумага бывает разных видов: альбомная, обойная, газетная, цветная, картон.

4.Развивать координацию движений, мелкую моторику рук, логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение внимательно слушать и дополнять своего товарища.

5.Воспитывать бережное отношение к природе (вторичная переработка бумаги ).

     Раздаточный материал:

Набор образцов бумаги (салфетки,  газета, картон, цветная бумага, полоски альбомного листа, альбомный лист, ленточки из  ткани, ленточки из бумаги, емкость с водой, ножницы, машинки игрушечные, пластмассовые  кубики.

     Методические приемы:

Игры, эксперименты, беседа, анализ, подведение итогов.

     Планируемые результаты: знает и самостоятельно называет свойства бумаги, самостоятельно делает выводы по проведенным экспериментам.

     Ход занятия:

Встало солнышко давно

Заглянуло к нам в окно

Собрало друзей всех в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Ребята, давайте друг другу улыбнемся, подмигнем

И занятие начнем.

Сегодня я принесла вот такую замечательную шкатулку. А что  в ней лежит нам подскажет загадка:

Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает оригами.

Что это? Догадайтесь сами!

Дети: бумага.

- Правильно, это бумага.

Воспитатель: Ребята, догадались, чему будет посвящено наше занятие?

Дети: Да. Бумаге.

Воспитатель: Мы сегодня с вами отправимся в мир бумаги. Мы настолько привыкли к бумаге, что считаем порой, что ничего ценного она не представляет. Кругом предметы из бумаги. На бумаге мы с вами пишем, рисуем, делаем поделки из бумаги, читаем книги, напечатанные на бумаге. А сейчас мы с вами узнаем, как производят бумагу. И поможет нам в этом наш волшебный экран.

Садятся на места. (просмотр Видео).

Воспитатель: Мы с вами посмотрели небольшой видеофрагмент о том, как изготавливают бумагу. Скажите, пожалуйста, из чего ее делают?

Ответ ребенка: Бумагу делают из древесины.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, чтобы сделать один лист бумаги, сколько нужно сил, средств, древесины. Поэтому к бумаге надо относиться очень бережно, экономно ее использовать, чтобы вырубать как можно меньше деревьев. Вы согласны, ребята.

Дети: да.

Воспитатель: А что можно делать с прочитанными журналами, газетами, картонными коробками?

Дети: Сдать на переработку.

Воспитатель: правильно, ребята, тем самым бумага приобретет вторую жизнь.

Вы знаете, что у каждой бумаги есть свое название. Давайте сейчас повторим. Вы  по очереди будете брать из шкатулки образец, называть, что это за бумага и для чего она используется. (В коробке лежат разные виды бумаг: картон, цветная бумага, салфетка, газета, альбомный лист, журнал, обои, открытка). Дети по очереди достают образец и называют вид бумаги.

Воспитатель: Молодцы ребята. Все верно назвали.

А сейчас давайте поиграем в игру «Бывает-не бывает». Я буду называть предмет,  если его изготавливают из бумаги вы будете хлопать в ладоши один раз.

(Книга, салфетка, кораблик, обувь, газета, стул, пальто, тетрадь, полотенце, шапка, шкаф).

Сегодня я предлагаю вам стать учеными. Хотите? А кто такие ученые? У нас открыта лаборатория, в которой мы с вами проведем опыты и закрепим знания о том, какими свойствами обладает бумага. Прошу пройти в нашу лабораторию. Занимайте, пожалуйста, свои рабочие места.

Вот схема  (волнистые линии), она будет соответствовать нашему первому опыту о свойствах бумаги. Итак, попробуем узнать, какая бумага лучше мнется. Возьмите, пожалуйста, образец цветного картона и  цветной бумаги. Попробуйте смять сначала картон, потом цветную бумагу. (Сминают.) Вся ли бумага легко мнется? Почему как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? (Ответы детей).

Воспитатель: Вот видите, ребята, с трудом, но все-таки всю бумагу удалось смять.

А теперь попробуйте разгладить смятую бумагу.(Разглаживают). Стала она опять гладкой, как прежде?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ребята, какой сделаем вывод? (ответы детей). 

Ребенок: Бумага мнется, и чем тоньше бумага, тем легче ее смять. Мятая бумага не разглаживается.

Итак, приступаем ко 2 опыту.

Я прикрепляю следующую схему (рваная бумага). У вас у каждого на столах лежат две ленточки, одна бумажная, другая из ткани. Возьмите по очереди каждую ленточку и завяжите тугой узел. Что произошло? (Ответы детей). 

Воспитатель: Ребята, какой вывод мы можем сделать из этого опыта? (Ответы детей).

Приступаем к проведению. 3 опыта. Готовы? А вот и следующая схема к этому опыту (капля воды). Значок нам показывает, что для следующего опыта нам нужна вода.

У вас на столах стоит стакан  с водой. Опустите  салфетку и полоску альбомного листа. Что произошло?  (Намокла). Вся бумага намокла? (Да). Какая бумага намокла быстрее? (Тонкая). Ребята, какой вывод можно сделать? (Ответы детей).

Воспитатель: тонкая бумага намокла быстрее,  бумага потолще тоже намокла, но ей потребовалось больше времени. Бумага непрочный материал.

Воспитатель: приступаем к следующему опыту.  А вот и  схема к нему. (Нота). Возьмите и газету, и выполните движение стирка. Что происходит? (Ответы детей).

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? (Ответы детей).

Воспитатель: правильно, ребята, бумага при сминании и трении издает звук.

А сейчас я вам предлагаю немножко отдохнуть, для того, чтобы продолжить плодотворно работать дальше в нашей лаборатории. Выходите ко мне.

Физминутка.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи

Чтоб сидеть нам было легче,

Голова устала тоже

Так давайте ей поможем,

Вправо, влево, раз и два.

Думай, думай, голова!

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Итак, приступаем к следующему опыту. Вот такая у нас схема (Ножницы). Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги: цветной картон и цветную бумагу. Сначала режем картон. Теперь попробуем разрезать цветную бумагу. Какую бумагу был легче резать? (Ответы детей). Какую труднее? (Ответы детей). Какой сделаем вывод? 

(Ответы детей).

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы проведем последний опыт. Посмотрите, какая схема к этому опыту. «Лист гармошкой». Я предлагаю вам побыть строителями. Согласны? (Да).  Мы проверим можно ли изменить прочность одного и того же листа? Давайте построим мост. Берем два кубика, а сверху кладем альбомный лист.  Положим на мост  машинку, что произошло? (Сломался).

А теперь возьмите этот же лист бумаги и сложите его гармошкой. Снова постройте мост из этой бумаги, проверьте, выдержит ли машинку такой мост? (Дети складывают лист гармошкой). Выдержал? (Да). Ребята, какой можно сделать вывод? (Ответы детей).

Воспитатель: ребята, вот мы и провели все опыты в нашей лаборатории. Давайте сейчас, опираясь на наши схемы, повторим выводы, которые мы сделали о свойствах бумаги. Дети по очереди называют.

1. Бумага мнется, и чем она тоньше, тем легче ее смять. Бумага не разглаживается.

2. Бумага легко рвется.

3. Чем тоньше бумага, тем быстрее она намокает.  Материал непрочный.

4. Бумага при сминании, трении издает звук.

5. Чем тоньше бумага, тем легче ее резать.

6. Бумага, сложенная гармошкой, становится крепче, прочнее.

Рефлексия.

Ребята, вот и подошло к концу наше занятие.  Скажите, кем мы сегодня с вами были? (Учеными). Что делали? Что вы узнали нового? Что вам больше всего понравилось? я предлагаю оценить нашу работу. На тарелочках лежат веселые и грустные смайлики. Если вы довольны тем, как вы выполняли работу и у вас все получилось, то возьмите в руку веселый смайлик, а если у вас что-то не очень хорошо получилось или вам не понравилось, возьмите в руку грустный смайлик. Ребята, спасибо вам за работу. Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД педагога с детьми старшей логопедической группы с интеграцией познавательных областей.Тема "Бумага и ее свойства"

Занятие интегрированное, можно провести в рамках "Дня открытых дверей". Используется презентация, которую представляет ребенок. Цели презентации: знакомство со с...

Конспект занятия из раздела предметный и социальный мир для детей младшего дошкольного возраста "Бумага и её свойства"

Цель занятия - знакомство детей со свойствами предметов, развитие умений и навыков работы с разными предметами с учётом их свойств и назначения....

Конспект занятия "Бумага и её свойства"

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников Благодаря использованию различных игровых приемов, общей сюжетной линии, смене видов деятельности и положительной эмоц...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе по теме: «Знакомство с бумагой и ее свойствами».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитиюречи в подготовительной группе по теме: «Знакомство с бумагой и еесвойствами»...